Серый импорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - на основе изучения теоретических основ статистики выполнить экономико-статистический анализ «серого» импорта.
В данной работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и причины распространения «серого импорта»;
- дать характеристику «серого импорта» в России;
- провести экономико-статистический анализ «серого» импорта в России.

Файлы: 1 файл

паолный серый импорт.docx

— 81.96 Кб (Скачать файл)

Отсутствие должного числа специалистов по таможенному оформлению и ВЭД  приводит к ложному убеждению  в том, что «белая» таможня  – дело очень сложное, путаное  и подчас невозможное. «Белая» таможня  требует определенной квалификации как сотрудников самой компании-импортера, так и брокера. Настоящих профессионалов в деле таможенного оформления, разбирающихся  в соответствующем законодательстве и умеющих легально минимизировать таможенные платежи, очень немного, что является одной из основных причин распространенности «серого» импорта[14, c.112].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. "Серый"  импорт в России

 

В России активная борьба с серым  импортом началась в нулевых годах  путем внесения изменений в Закон  «О товарных знаках». Этот документ действовал с 1992 года и содержал статью 23 об исчерпании прав правообладателя, основанную на регистрации  товарного знака. Вплоть до декабря 2002 года в этой статье не содержался принцип ограничения территориальности  применения закона. Текст документа  звучал следующим образом: «Регистрация товарного знака не дает право  его владельцу запретить использование  этого товарного знака другим лицам в отношении товаров, которые  были введены в хозяйственный  оборот непосредственно владельцем товарного знака или с его  согласия». Но в декабре 2002 года в  статью добавили всего несколько  слов – «на территории Российской Федерации», – и суть документа  изменилась. Фактически Россия изменила принцип с международного на территориальный.

По территориальному принципу предполагается, что любое лицо, будь то юридическое  или физическое, въезжая на территорию РФ, должно иметь при себе документ, подтверждающий, что правообладатель  разрешил ему ввести указанный товар  в Россию. Но активная борьба правообладателей, поддерживаемых государством, с серым  импортом почему-то касалась только юридических  лиц, декларирующих и ввозящих на территорию страны товары для продажи. Было очевидно, что отдельно взятые туристы просто не могут получать разрешения на ввоз покупок в разовом  порядке. Однако такая избирательность  ставила под сомнение тезис о  том, что у нас закон, который  одинаков для всех.

Пока в России суд выступает  регулятором серого импорта: несмотря на отсутствие в законе нормы, разграничивающей права юридических и физических лиц, исчерпание прав применяется по-разному. В настоящее время Федеральная антимонопольная служба говорит о том, что России необходимо перейти на международный принцип, и присоединение к ВТО – это оптимальный повод сделать это. После вступления России в организацию новый принцип начнет действовать с момента его принятия. Более того, есть возможность оспорить в суде действовавшие с 2002 года правила, и теоретически стоимость всех товаров, которые были уничтожены, должна будет быть возмещена их перевозчикам, а взысканная с них компенсация возвращена «нарушителям» [9, c.133].

Однако в условиях усиления мер по борьбе с контрабандой и  «серым» импортом необходимо принимать  во внимание возникающие риски, которые  делают использование полностью  легальных процедур все более  выгодным.  
Так, при недостоверном декларировании, когда вместо реально ввозимого/вывозимого товара декларируется другой (например, с более низкой таможенной пошлиной или льготными условиями ввоза/вывоза), таможенными органами это расценивается как контрабанда: уголовная ответственность составляет вплоть до 5 лет лишения свободы, товар же в этом случае конфискуется.

Второй и самой распространенной схемой недобросовестного импорта  является занижение стоимости товара по инвойсу. Таможенные органы владеют  статистикой о таможенной стоимости  перемещаемых через границу товаров  и при возникновении подозрения о ее занижении, начинается длительная процедура доказательства стоимости  товара. В случае, если доказать свою правоту участнику ВЭД не удастся, ему придется доплатить таможенные сборы и НДС. Помимо этого возникнут  затраты на хранение грузов в таможне  и оплату простоя транспортных средств  экспедитора.  
Даже если импортеру удалось доказать стоимость груза и товар был выпущен из таможни, «спать спокойно» ему все же не придется.

В соответствии с Таможенным кодексом (ТК) сотрудники таможенной инспекции  имеют право в течение года после выпуска товара в свободное  обращение проверить легальность  его ввоза. То есть, таможенный инспектор  может прийти в любую фирму, торгующую  импортной продукцией, и проверить  достоверность коммерческих документов на товар, его маркировку, спецзнаки  и т. п. Если обнаружится, что маркировки нет, либо она поддельная, либо в  документах сведения о выпуске товаров  таможенными органами недостоверны или отсутствуют, продукция арестовывается или изымается. По данным ФТС, в 2007 году подразделения таможенной инспекции  провели 10,47 тыс. проверок после выпуска  товаров, в том числе 4,206 тыс. —  в форме таможенной ревизии. В  результате было конфисковано товаров  и транспортных средств на сумму 58,8 млн. рублей, доначислено 2,4 млрд. рублей таможенных платежей и штрафов.

Более того, в декабре 2007 года, впервые в истории отечественной  таможенной службы была принята и  одобрена концепция развития таможенного  контроля после выпуска товаров  и транспортных средств . Суть концепции  в том, что необходимо осуществлять проверки не только компаний, которые  ввозят импортные товары, но и реализаторов этих товаров оптом и в розницу  на территории страны. То есть таможенный контроль после выпуска будет  только развиваться и усиливаться. Задача, которая ставится перед таможенными  органами, – сделать экономически непривлекательным приобретение товаров, сомнительным образом прошедших  таможенное оформление[9, c.155].

 

 

 

 

 

3. Экономико-статистический анализ серого импорта

3.1. Анализ «серого»  импорта методом группировки

 

Рассмотрим  импорт товаров  и “cерый” импорт товаров за 2011 год за с использованием метода типологической группировки. Основанием типологической группировки может служить атрибутивный признак. Такой признак один - импортируемые товары, поэтому группировку осуществим по этому признаку:

таблица 3.1.1

Импорт товаров за 2011 г.

№ п/п

Импортируемые товары

Импорт

(млрд $)

Серый импорт

(млрд $)

1

Легкая промышленность

23,8

3,0

2

Сотовые телефоны

16,5

0,6

3

Бытовая химия

14,1

-0,03

4

Компьютеры

13,4

1,0

5

Продовольственные товары

8,7

1,6

6

Товары с/х

8,7

0,4

7

Оборудование для легкой промышленности

8,4

0,8

8

Запчасти для автомобилей

7,2

2,3

9

Строительные материалы

6,6

1,3

10

Фармацевтические материалы

3,4

-0,8

11

Тяжелая промышленность

3,3

0,6

12

Медицинское оборудование

2,4

0,8

13

Комплектующие для компьютеров

2,3

2,2

14

Канцелярские товары

2,3

0,2


 

Также была проведена аналитическая  группировка. Целью такой группировки  является выявление взаимосвязи  между импортом товаров ввозимых в Российскую Федерацию и «серым импортом» этих же товаров. Факторный  признак - число групп товаров  в каждой группе, а результативным - средней импорт.

 

 

 

таблица 3.1.2

Аналитическая группировка 

Интервал

Число групп товаров

Средний импорт, (млрд. $)

 
 

Нижняя граница

Верхняя граница

   

1

0,15

2,3

2

0,8

2

2,3

6,6

4

0,2

3

6,6

13,05

4

1,12

4

13,05

21,65

3

1,6

5

21,65

32,4

1

2,3

Итого:

14

 

 

По данным таблицы 3.2.1 видно, что существует зависимость между импортом и «серым импортом»

Путем непосредственного  суммирования первичных данных получают обобщающие абсолютные показатели, которые  характеризуют численность совокупности и объем (размер) изучаемого явления  в конкретных границах времени и  места.

Абсолютные показатели являются всегда именованными числами, т.е. имеют  какую-либо единицу измерения. Таким  образом, абсолютные величины получают непосредственным подсчетом данных статистического наблюдения или  расчетным путем.

Сопоставление статистических данных осуществляется в различных  формах и по разным направлениям. В  соответствии с различными задачами и направлениями сопоставления  статистических данных применяются  различные виды относительных величин. Цели направления исследования определяют выбор вида относительных величин.

Важно отметить, что в  процессе экономико-статистического  анализа абсолютные и относительные  величины должны рассматриваться во взаимосвязи, т.е. пользоваться относительными величинами нужно не формально, а  представлять, какая абсолютная величина скрывается за каждым относительным  показателем.

В данном статистическом исследовании использованы относительные показатели структуры.

 

3.2 Анализ динамики «серого» импорта

 

Исходные  данные для анализа приведены  в таблице 3.2.1. Сводной статистики по «серому» импорту в России нет, однако в ежегодных публикация официальных лиц дается оценка доли «серого» импорта.

Таблица 3.2.1

Исходные  данные для анализа «серого» импорта

Год

Импорт

Доля серого импорта, %

Серый импорт

2003 г.

53764

56

30107,84

2004 г.

60966

48

29263,68

2005 г.

76070

39

29667,3

2006 г.

97382

32

31162,24

2007 г.

125434

29

36375,86

2008 г.

164281

21

34499,01

2009 г.

223486

16

35757,76

2010 г.

291861

12

35023,32

2011 г.

191803

14

26852,42

Итого

1285047

 

288709


 

 

Для наглядности анализируемого необходимо построить график. 
  
         

 

Рисунок 3.2.1 Исходные  данные импорта, «серого» импорта в России

Проанализируем  динамику серого импорта.       

Из  табл. 3.2.1 и рис. 3.2.1 видно, что значение «серого» импорта практически  не изменилось. Сумма импорта в  стране с 2003 по 2011 год выросла с 53 764 млн. долл. США до 191 803 млн. долл. США. Доля «серого» импорта в общем объеме импорта ежегодно снижается, однако величина его на протяжении всего времени практически не измена.       

Рассчитаем  средний процент «серого» импорта  в стране с 2003 по 2011 гг. Для этого  используем формулу среднеарифмической взвешенной:    

                                           Уср=  ∑ Уi / n                                                      (3.2.1)

где n- число уровней.       

Средний процент серого импорта с 2003 по 2011 гг. составил: 24%

Для того, что бы оценить, является ли данная совокупность типичной мы должны посчитать  коэффициент вариации, а для этого нам потребуется дисперсия и  среднеквадратичное отклонение.     

Для расчета дисперсии составим вспомогательную  таблицу 3.2.2

 

таблица 3.2.2     

Расчет  дисперсии и стандартного отклонения

Информация о работе Серый импорт