Содержание
Введение
Глава 1. Социально-экономическая
сущность фискальной системы и задачи
статистического изучения
Глава 2. Основные понятия налоговой
статистики
Глава 3. Основные показатели
расчетов налоговой статистики
Глава 4. Источники статистической
информации о налогах и основные методы
ее анализа
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Налоги
представляют собой обязательные и безвозмездные
сборы (изъятие средств), взимаемые государственными
органами всех уровней с физических и
юридических лиц по ставкам, установленным
в законодательном порядке, с целью финансирования
общественных расходов. Налоги являются
необходимым звеном социально-экономических
отношений в обществе и государстве и
существуют с момента его возникновения.
Иными словами, налоги – это плата за цивилизацию.
Под налогом понимается обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований
(п. 1 ст. 8 НК РФ).
Изъятие государством в свою
пользу определенной части валового внутреннего
продукта в виде обязательных взносов
составляет сущность налоговой системы.
За счет налоговых взносов (ресурсов) формируются
финансовые ресурсы государства, аккумулируемые
в доходной части бюджета и внебюджетных
фондов.
В настоящее время налоговые
ресурсы подчиняются принципам бюджетного
единства, бюджетной универсальности
и непереводимости доходов в расходы.
Но иногда на практике из этих принципов
делаются исключения, например высокая
степень рациональности налоговой системы
может сделать соизмеримыми денежные
потоки, полученные от сбора налогов, и
размер услуг, предоставляемых администрацией.
Налоговая система Российской Федерации
представляет собой совокупность всех
налогов, сборов пошлин и других платежей,
взимаемых государственными органами
всех уровней в установленном порядке
на всей территории страны.
Оживление экономики, рост производства,
достижение оптимального уровня инфляции
и безработицы достигаются главным образом
проведением умелой налоговой политики
государственных органов и четким анализом
уровня страхового, валютного и прочих
рисков в статистике и динамике с элементами
прогноза.
Все денежные ресурсы, поступившие
в виде налоговых платежей, включаются
в бюджетную систему государства, а также
в оборот внебюджетных фондов.
Тема моей курсовой работы очень
актуальна в настоящее время, так как эффективность
фискальной политики является одной из
важнейших задач сильного и процветающего
государства.
В своей курсовой работе я раскрыла
такие моменты, как сущность налогов в
российском государстве, классификация
налогов на основе Налогового кодекса
РФ, а также важнейшие показатели, которые
позволяют статистам собирать и обрабатывать
информацию по налогам. Также мною были
указаны источники статистической информации.
В практической части курсовой
работы мною были освоены методики и технологии
статистических расчетов. Поскольку тема
«Налоговая статистика в России в условиях
рынка» является свободной темой, то данные
практической части представлены по теме
«Статистический анализ финансового состояния
коммерческого банка» и все расчеты были
проведены именно в соотношении с банками.
Но уже аналитическая часть
была проведена мною по теме налогов. Данные
были получены из «Российского статистического
ежегодника» за 2004 год. Все расчеты и методы
статистического анализа использовались
те, которые были мною указаны в теоретической
части. На этом этапе мною были проанализированы
собранные данные с применением компьютерной
техники и пакетов статистического анализа.
Результаты расчетов проиллюстрированы
графиками, сделаны выводы.
Глава 1. Социально-экономическая
сущность фискальной системы и задачи
статистического изучения
Экономическая сущность главного
источника доходов госбюджета – налогов
характеризуется денежными отношениями,
складывающимися у государства с юридическими
и физическими лицами.
Налоги классифицируются по
характеру базы, с которой они взимаются,
либо по виду деятельности, в результате
которой возникает налоговое обязательство,
например импорт продукции, продажа товаров
и услуг, получение доходов. Налог, устанавливаемый
законом, отражает экономический процесс,
являющийся источником поступления каждого
вида налогов, представляющих собой дополнительный
элемент затрат стоимости продукции. Все
виды налогов, включая налоги на наследство
и единовременные налоги на операции с
капиталом, классифицируются в СНС как
трансферты.
Сейчас сфера налогообложения
ввиду своей неразвитости редко становится
объектом комплексного количественного
анализа. Использующиеся для анализа показатели
(чаще всего индексы и темпы роста) очень
трудно сопоставить алгоритмы и разная
выборка. Кроме того, постоянно меняется
методика исчисления налогов. Значительно
повысить ценность публикуемой в печати
информации может позволить единая система
показателей налогов, объединяющая несколько
подсистем, учитывающих особенности каждого
сектора экономики, использующих все многообразие
статистических методов и приемов, обеспечивающих
полноту и достоверность показателей
системы, что очень важно при возрастающей
стоимости информационных ресурсов.
Актуальность развития методологии
статистического анализа налогообложения
в Российской Федерации обусловлена не
только возрастанием роли налогов в формировании
бюджета, но и слабой разработанностью
статистической методологии в изучении
проблем налогообложения и налоговых
поступлений.
Под налогом понимается
обязательный, индивидуально безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований
(п. 1 ст. 8 НК РФ).
Под сбором понимается
обязательный взнос, взимаемый с организаций
и физических лиц, уплата которого является
одним из условий совершения в отношении
плательщиков сборов государственными
органами, органами местного самоуправления,
иными уполномоченными органами и должностными
лицами юридически значимых действий,
включая представление определенных прав,
иди выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст.
80 НК РФ).
Налоги, участвуя в перераспределении
национального дохода выступают специфической
формой производственных отношений, которые
формируют их общественное содержание.
Кроме общественного содержания налоги
имеют материальную основу, т.е. представляют
собой реальную сумму денежных средств
общества, мобилизируемую государством.
В современных условиях налоги выполняют
три функции: фискальную, социальную и
регулирующую, каждая из которых имеет
внутреннее содержание, признаки и черты
данной финансовой категории.
Налоги могут взиматься следующим
образом:
1) кадастровым
(кадастр – таблица, справочник), когда
объект налога дифференцирован на группы
по определенному признаку. Перечень групп
и их признаки заносятся в специальные
справочники. Для каждой группы установлена
индивидуальная ставка налога. При таком
способе величина налога не зависит от
доходности объекта. Примером кадастрового
способа взимания может служить налог
на владельцев транспортных средств. Он
устанавливается поставке в зависимости
от мощности транспортного средства без
учета того, используется это транспортное
средство или простаивает.
2) на основе декларации
– документа, в котором плательщик налога
приводит расчет дохода и налога с него.
Характерной чертой такого способа является
то, что налог уплачивается после получения
дохода лицом, получающим доход (например,
налог на прибыль).
3) у источника
– в момент получения дохода, частично
или полностью предназначенного для передачи
акционерам. Этот налог вносится лицом,
выплачивающим доход, поэтому налог уплачивается
до получения дохода, причем получатель
дохода получает его уменьшенным на сумму
налога (например, подоходный налог с физических
лиц). Данный налог выплачивается предприятием
или организацией, на которой работает
физическое лицо, т.е. до выплаты например,
заработной платы из нее вычитается сумма
налога и перечисляется в бюджет. Остальная
сумма выплачивается работнику.
Объект налога – доходы, стоимость
отдельных товаров, отдельные виды деятельности,
операции с ценными бумагами, пользование
ценными ресурсами, имущество юридических
и физических лиц и другие объекты, установленные
законодательством.
Субъект налога – налогоплательщик, т.е. физическое
или юридическое лицо.
Налоговая база представляет собой стоимостную,
физическую или иную характеристику объекта
налогообложения.
Налоговая ставка – величина налоговых начислений
на единицу измерения налоговой базы.
Все перечисленные категории
нашли отражение в принятом Налоговом
кодексе РФ (I, II части). В нем содержатся
также группировки и классификации, применяемые
в налоговой статистике. Статистическое
изучение налоговых систем разных стран
и их сравнительный анализ требуют
соблюдения общих принципов и правил группировки
налоговых платежей, их классификаций.
Виды налоговых классификаций,
применяемых в РФ, приведены на рис. 1.
(рис. 1)
Под классификацией
налогов в статистике понимаются их
группировки, построенные по определенным
критериям, в том числе официально утвержденные
государственными органами и применяемые
налоговыми и статистическими организациями
в практической деятельности.
По характеру использования
налоги классифицируются на:
общие налоги, поступающие в
казну государства (субъекта Федерации),
конкретное направление использования
которых заранее известно;
специальные налоги и сборы,
имеющие строго определенное назначение
и обычно формирующие внебюджетные фонды.
Реальными налогами облагаются
отдельные элементы имущества или доходов
(земля, доходы от денежных капиталов);
личными налогами – совокупность доходов
или имущества (прибыль, наследство).
1. С социальной и технической
точки зрения налоги делятся
на:
- персональные, устанавливаемые в
зависимости от уровня платежеспособности
налогооблагаемой физической или институциональной
единицы;
реальные, возникающие в момент совершения акта покупки-продажи движимого или недвижимого имущества;
прогрессивные, начисляемые с конкретного
облагаемого минимума и растущие по мере
увеличения размера налогооблагаемой
базы;
2. С экономической точки
зрения налоги подразделяются
на прямые и косвенные.
Прямые налоги непосредственно взимаются
с доходов или имущества налогоплательщика.
В принципе они берутся в момент получения
дохода задолго до его предполагаемого
расходования. Прямые налоги бывают реальными
и личными. Прямые реальные
налоги взимаются с отдельных видов
имущества налогоплательщика (земли, дома,
торгово-промышленных зданий, ценных бумаг). Прямые личные налоги
представляют собой налоги на доходы и
имущество физических и юридических лиц,
взимаемые с источника дохода или по декларации. Косвенные налоги
устанавливаются на товары и услуги в
виде надбавок к цене или тарифу. Собственник
товара или лицо, представляющее услуги,
является сборщиком налогов, так как конечным
его плательщиком выступает потребитель.