Социально-экономическая сущность фискальной системы и задачи статистического изучения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 10:32, контрольная работа
Описание работы
Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные сборы (изъятие средств), взимаемые государственными органами всех уровней с физических и юридических лиц по ставкам, установленным в законодательном порядке, с целью финансирования общественных расходов. Налоги являются необходимым звеном социально-экономических отношений в обществе и государстве и существуют с момента его возникновения. Иными словами, налоги – это плата за цивилизацию.
Содержание работы
Введение Глава 1. Социально-экономическая сущность фискальной системы и задачи статистического изучения Глава 2. Основные понятия налоговой статистики Глава 3. Основные показатели расчетов налоговой статистики Глава 4. Источники статистической информации о налогах и основные методы ее анализа Заключение Список использованной литературы
Необходимо отметить, что основным
звеном экономики в соответствии с новой
системой классификации и системой национальных
счетов является институциональная единица.
Институциональная единица – это экономическое
юридическое лицо, которое правомочно
иметь активы и пассивы, заниматься хозяйственной
деятельностью и заключать сделки с другими
юридическими лицами.
Институциональные единицы
– резиденты в экономике любой страны
группируются в пять взаимоисключающих
друг друга институциональных секторов.
Общегосударственный
сектор. Основными его функциями являются:
контроль за общим объемом государственных
операций страны; осуществление сбора
ресурсов в доходной части бюджета и их
целевое оптимальное распределение; определение
оптимального размера агрегированного
веса налоговых платежей и структуры налоговой
системы страны; контроль за расходами
центральных и всех уровней органов управления;
контроль за деятельностью наднациональных
органов.
Сектор нефинансовых
корпораций. Корпорация- это институциональная
единица, созданная с целью производства
товаров или услуг для рынка. Кроме того,
существует еще один тип институциональной
единицы, которая имеет право заниматься
хозяйственной деятельностью и осуществлять
некоторые операции. Они несут ответственность
и ведут полную отчетность по своим экономическим
решениям и действиям, хотя их автономия
может быть ограничена другими институциональными
единицами. Корпорации могут эмитировать,
владеть и осуществлять операции с акциями
других корпораций. В результате в статистике,
построенной согласно системе национальных
счетов, различают несколько видов корпораций:
дочерние, ассоциированные и холдинговые
корпорации.
Сектор нефинансовых корпораций
состоит из следующих подсекторов:
государственные нефинансовые
корпорации;
национальные частные нефинансовые
корпорации;
контролируемые из-за рубежа
нефинансовые корпорации.
Сектор некоммерческих
организаций, обслуживающих домашние
хозяйства (НКООДХ)
Этот сектор состоит из двух
групп НКООДХ:
институциональные единицы,
которые создаются ассоциациями граждан
для предоставления товаров или услуг
прежде всего в интересах членов самих
этих ассоциаций.
институциональные единицы,
создаваемые для филантропических целей
и не служащие интересам членов ассоциации,
контролирующих НКООДХ. Они предоставляют
товары и услуги на нерыночной основе.
Сектор домашних
хозяйств
Данный сектор включает институциональные
домашние хозяйства, к которым относятся:
члены религиозных орденов,
проживающие в монастырях или подобных
учреждениях;
пациенты, находящиеся длительное
время в лечебных заведениях;
престарелые люди, постоянно
проживающие в домах для пенсионеров;
домашние хозяйства – производители;
некорпоративные рыночные предприятия
домашнего хозяйства;
домашние хозяйства, производящие
продукцию для себя.
Сектор финансовых
корпораций
Каждый из пяти институциональных
секторов может быть разделен на подсектора.
Разделение зависит от пита проводимого
анализа, потребностей пользователей,
наличия информации, конкретной ситуации,
экономических обстоятельств. Поэтому
не существует единой методики классификации
подсекторов. Итак, оптимизация структуры
и содержания социально-экономической
статистики достигается путем формирования
следующих секторов, а следовательно,
и статистических блоков.
Блок 1. Сектор органов государственного
управления, в который включены подсектора
центрального правительства и региональных
и местных органов власти. Сектор органов
государственного управления объединяет
учреждения, финансируемые из государственного
бюджета или фондов социального обеспечения,
функцией которых является оказание нерыночных
услуг населению и обществу в целом, а
также перераспределение доходов и богатства
страны.
Блок 2. Сектор нефинансовых предприятий,
классификация которых производится в
соответствии с СНС и принципом собственности.
Согласно этому принципу все нефинансовые
предприятия могут быть отнесены к определенному
виду собственности – государственной,
акционерной, частной или совместной.
В этот сектор включены институциональные
единицы, занятые рыночным производством
товаров и нефинансовых услуг. Блок 3. Частные
хозяйства, в том числе домохозяйства.
Основной функцией домашних хозяйств
является потребление товаров и услуг.
Некоторые из них осуществляют деятельность
по производству некоторых видов товаров
и услуг как для собственного потребления,
так и на продажу.
Блок 4. Финансовые учреждения, ресурсы
которых формируются за счет принятых
обязательств и полученных процентов
от представления разных видов банковских
и консалтинговых услуг, а также страховых
премий и комиссий. Этот сектор включает
следующие подсектора.
Банковский сектор, куда входят органы денежно-кредитного
регулирования:
А) центральный банк, основными
функциями которого являются:
эмиссия национальной валюты;
контроль за международными
золотовалютными резервами;
контроль за операциями с МВФ;
надзор за финансовыми учреждениями
страны;
функция кредитора последней
инстанции.
Б) прочие депозитные учреждения,
к которым относятся:
депозитные банки, принимающие
любые обязательства в форме депозитов,
которые могут свободно и без дополнительной
платы переведены по предъявлению в наличность
или использованы в качестве средства
платежа;
В) другие банковские учреждения,
подразделяющиеся в свою очередь:
другие учреждения, принимающие
депозиты;
институциональные эмитенты
облигаций;
оффшорные банковские учреждения
и их подразделения.
Небанковские финансовые учреждения,
имеющие право выполнять некоторые банковские
операции. Их доля в осуществлении банковских
операций растет во всем мире – это страховые
компании, пенсионные фонды, лизинговые
фирмы, трастовые счета.
Вспомогательные финансовые
учреждения, которые приобретают финансовые
активы за свой счет и берут на себя финансовые
обязательства на рынке.
Финансовые посредники – хозяйствующие
субъекты, предоставляющие специализированные
услуги, тесно связанные с посредничеством,
однако сами они не привлекают средства
и не выдают кредиты за свой счет. Роль
финансовых посредников состоит в том,
чтобы направлять в определенное русло
средства кредиторов заемщикам.
Рассмотренная классификация
финансовых институциональных единиц
называется классификацией первого уровня.
Финансовые корпорации и квазикорпорации
могут также подразделяться на:
государственные финансовые
корпорации;
акционерные, частные или совместные
финансовые корпорации;
финансовые корпорации, контролируемые
из-за рубежа.
Глава 3. Основные
показатели расчетов налоговой статистики
Уровнем налогообложения (налоговым
процессом) в экономике принято считать
количественное выражение того давления
на население и юридических лиц, которое
оказывает государство при выполнении
присущих ему функций (управление, национальная
оборона). Налоговая система призвана
обеспечить финансовую возможность осуществления
государственных расходов. Размер расходов
бюджета определяется при участии нескольких
параметров: величины ВВП и НД; размеров
внутреннего и внешнего долга; доходов
бюджета, полученных из разных источников,
самый важный из которых – налоги; политических
и социальных программ, осуществление
которых предусматривается определенным
этапом экономического развития. Если
доходов бюджета достаточно для успешного
претворения в жизнь государственных
программ, то они равны расходам или больше
их .в противном случае бюджет будет дефицитным,
а источниками покрытия дефицита в конечном
счете станут внешние долги.
Наибольший интерес к показателям
уровня (тяжести) налогообложения появился
у теоретиков и практиков финансовой науки
в 20-е годы ХХ в. Тяжесть обложения предполагалась
определять в двух направлениях – внешнем
и внутреннем. Первое означало изучение
распределение налогового бремени между
социальными группами и слоями населения.
Важной частью анализа изучения
тяжести налогообложения в рамках внешнего,
или государственного, аспекта. Источником
информации для расчета показателей этой
группы служат данные о планируемом
и фактически исполненном государственном
бюджете, а также макроэкономические показатели.
В связи с этим определим систему макроэкономических
показателей для расчета уровня налогообложения:
Абсолютные
показатели:
1) сумма налоговых поступлений
в 2000г. она составила 1707,6 млрд руб.,
из них 965,5 млрд руб. – в федеральный
бюджет (ФБ) и 742,1 млрд руб. – в
бюджеты субъектов Федерации (или
территориальный бюджет (ТБ); в 1999г.
налоговые поступления составили 1007,5
млрд руб., из них 509,7 млрд. руб. поступило
в федеральный бюджет и 497,8 млрд в бюджеты
субъектов Федерации;
2) сумма задолженности
налогоплательщиков перед консолидированным
бюджетом (КБ) в 2000г. составила 463,7 млрд
руб., из них 292,1 млрд – в федеральный
бюджет России1.
Относительные
показатели:
3) налогоемкость ВВП (соотношение
налоговых поступлений ВВП). В 2000
году этот показатель составил
0,25 (1707,6 : 6946,5 справочно, в 1999г. – 0,36 (1007,5
: 4607,0). То есть доля налоговых
поступлений в произведенном
ВВП в 2000 году снизилась на 11%;
4) соотношение прямых
и косвенных налогов (на примере
основных прямых и косвенных
налогов). В 2000 году оно составило
0,92, то есть поступления прямых
налогов составляет 92% поступлений
косвенных налогов. В 1999 году соотношение
было равным (100%).
5) доля недополученных
налоговых доходов (соотношение
задолженности по налогам и
плановой величины налоговых
поступлений);
6) доля налогового кредита
в общей сумме задолженности
и средний срок его предоставления;
7) соотношение дефицита
и налоговых доходов как косвенная
характеристика возможного использования
налогов для покрытия дефицита.
В 2000 году бюджет был профицитным,
причем профицит составил 12% налоговых
поступлений; в 1999 году бюджетный
дефицит составил 4,4% налоговых поступлений,
то есть государство может
использовать налоги как инструмент
покрытия дефицита;
8) доля налоговых доходов
бюджетов разных уровней в
консолидированном бюджете;
9) среднедушевая налоговая
квота как отношение суммы
изъятия налогов к средней
численности населения. В 2000 году
этот показатель составил: 1707,6 млрд
руб. : 145,9 млн чел. = 11704 руб./чел.; в 1999
году этот показатель составил 6868 руб./чел.
(1007,5 млрд руб. : 146,7 млн чел.), то есть в 2000
году квота возросла на 4836 руб.
10) коэффициент уровня
налогообложения может быть подсчитан
по стране как отношение квот
налогов и ВВП:
К = К н/з / КВВП, где:
К – коэффициент уровня налогообложения;
Кн/з – среднедушевая
налоговая квота;
КВВП – ВВП на
душу населения.
При расчете КВВП необходимо
соотносить ВВП с общей численностью населения: