Социально-экономическая сущность фискальной системы и задачи статистического изучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 10:32, контрольная работа

Описание работы

Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные сборы (изъятие средств), взимаемые государственными органами всех уровней с физических и юридических лиц по ставкам, установленным в законодательном порядке, с целью финансирования общественных расходов. Налоги являются необходимым звеном социально-экономических отношений в обществе и государстве и существуют с момента его возникновения. Иными словами, налоги – это плата за цивилизацию.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Социально-экономическая сущность фискальной системы и задачи статистического изучения
Глава 2. Основные понятия налоговой статистики
Глава 3. Основные показатели расчетов налоговой статистики
Глава 4. Источники статистической информации о налогах и основные методы ее анализа
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Статистика финансов.docx

— 61.03 Кб (Скачать файл)

КВВП  = ВВП / общая численность населения.

При расчете Кн/з налоговые поступления сравниваются с численностью занятого населения, так как незанятое население основных налоговых отчислений не производит:

Кн/з = Налоговые доходы / Численность занятого населения.

Коэффициент уровня налогообложения по экономическому смыслу и формулам расчета тесно связан с коэффициентом налогоемкости ВВП. Поэтому можно представить его в следующем виде:

К = Коэффициент налогоемкости ВВП * (1 / доля занятого населения в общей численности населения).

В таком виде коэффициент можно интерпретировать как налогоемкость ВВП, скорректированную с учетом существующего уровня занятости. Чем ниже доля занятых в общей численности населения страны (и выше соответственно уровень безработицы), тем больше значение коэффициента уровня налогообложения. В 2000 году этот коэффициент составил: 0,25 * 1 : 0,44 = 0,57, что означает высокий уровень налогообложения; в 1999 году он составил 0,86 (0,36 * 1 : 0,42) (табл. 1).

Таблица 1

Макроэкономические показатели, участвующие в расчете коэффициентов уровня налогообложения

 

Годы

Общая численность населения, млн чел.

Численность занятых, млн чел.

Доля занятого населения в общей численности  населения,  %

Налоговые поступления, млрд руб.

1999

146,7

61,3

0,42

1007,5

2000

145,9

64,7

0,44

1707,6


 

   Можно отметить, что  уровень занятости в стране  может влиять на уровень налоговой  нагрузки на население. Давление, которое создают налоги, в итоге  ложится на занятое население, так как незанятое население  не имеет денежных доходов, из  которых можно было бы заплатить  налог. А налоги существуют, как  говорилось ранее, только в денежной  форме.

Налоги как часть ВВП выполняют роль индикатора экономического развития, определяют степень фискальной направленности экономических преобразований и производительного использования ресурсов. К тому же созданный за определенный период ВВП является источником налогов и сборов. Показатель налогоемкости ВВП очень информативен и при изучении тяжести налогового бремени, и при межстрановых сравнениях. Сейчас в качестве экономических показателей в России рассчитываются следующие основные группы показателей: 1) доля налоговых доходов в ВВП и 2) соотношение бюджетного дефицита и ВВП.

 Первая группа показателей  включает следующие расчетные  величины:

  • соотношение доходов консолидированного бюджета и ВВП:

- доля налоговых доходов  в ВВП;

- доля неналоговых доходов  в ВВП;

  • доля чистых денежных налоговых поступлений в ВВП.

Таблица 2

Динамика доли доходов в ВВП в 1998-2000гг.

 

Показатели

1998

1999

2000

Доля налоговых доходов в ВВП

20,0

21,9

24,6

Доля неналоговых доходов в ВВП

2,3

1,9

1,9

Бюджетный дефицит к ВВП (в 2000г. - профицит)

4,7

1,0

3,0


 

Как видно из таблицы 2 доля налоговых поступлений в ВВП возрастает, доля неналоговых поступлений и доля дефицита в ВВП падает. В 2000 году профицит составил 3% ВВП (положительная для экономики страны тенденция). Для характеристики выполнения планового бюджета можно предложить два показателя:

К покр.1 = ВВП / Дефицит бюджета ;        К покр.2  = ВП / Дефицит бюджета,

где ВП – валовая прибыль экономки.

Первый коэффициент покажет, во сколько раз ВВП страны больше, чем дефицит ее бюджета, поможет оценить перспективы государства покрыть дефицит за счет внутреннего источника – созданного экономикой продукта:

1998 год: 2725,8 : 127,9 = 21,3 раз;

1999 год: 4607,0 : 44,4 = 103,8 раз.

Приведенные выше коэффициенты свидетельствуют о том, что в 1998 году ВВП превышал бюджетный дефицит лишь в 21 раз, то есть государство имело небольшие возможности покрыть дефицит за счет внутренних средств, но в 1999 году  ВВП превышал бюджетный дефицит в 104 раза, то есть государство имело возможности покрыть дефицит за счет внутренних источников. В 2000 году в России имел место профицит Госбюджета – впервые после длительного экономического кризиса в стране.

Второе соотношение дает представление о том, во сколько раз валовая прибыль экономики (ВП), которая является источником будущего экономического роста, больше дефицита бюджета:

1998 год: 1920 : 127,9 = 15,6 раз;

1999 год: 2872,5 : 44,4 = 64,7 раз, то  есть произошло резкое снижение  доли ВП, которая покрывает дефицит.

Расчет нескольких вариантов показателей обусловлен большим объемом взаимозачетов между предприятиями и бюджетом, между бюджетами разных уровней, наличием налоговых кредитов и отсрочек платежей. Обеспечивать исполнение расходной части способны только реальные деньги на бюджетных счетах. При вычислении ВВП распределительным методом (как суммы первичных документов) имеем следующее соотношение:

ВВП = ОТ + ЧН + ВП, где:

ОТ – оплата труда наемных работников с отчислениями на социальное страхование;

ЧН – чистые косвенные налоги;

ВП – валовая  прибыль / валовые смешанные доходы.

В данном соотношении нас более всего интересует категория «чистые косвенные налоги». Часть ВВП, которая приходится на чистые налоги на производство и импорт, покажет налоговую нагрузку на общество в целом в процессе образования валовых доходов экономики. Динамика доли ЧН в ВВП покажет направление, в котором развивается экономика страны с точки зрения фискального характера распределения доходов.

Группа относительных показателей имеет большое значение при анализе уровня налогообложения в стране. Среди достоинств этих показателей можно выделить следующие:

  •   простота расчета (для получения соотношений требуется лишь сопоставить абсолютные показатели и затем определить экономическое значение полученного соотношения);

  •   высокая информативность и широкие возможности практического применения. Например, получив высокое значение доли недополученных налоговых доходов в первом квартале, можно принять меры по ликвидации задолженности по налогам и к концу года значительно изменить ситуацию;

  •   возможность проведения сравнений как в статистике, так и в динамике. 

Все выше изложенные показатели статистики налоговых поступлений можно представить в виде схемы (рис. 3).

 

Система показателей статистики налоговых поступлений

Абсолютные

Относительные

     

Сумма налоговых поступлений

Сумма задолженности по налоговым платежам

Планируемый государственный бюджет

Фактически исполненный государственный бюджет

Сумма бюджетного дефицита (профицита) (доходы - расходы)

Показатели налогового бремени

 

Доля доходов в ВВП:

- доля налоговых доходов в ВВП (налогоемкость ВВП);

- доля неналоговых доходов в ВВП: неналоговые поступления ВВП

Среднедушевая налоговая квота: (налоговые доходы: средняя численность населения)

Коэффициент уровня налогообложения:

 Кн/з : КВВП , где Кн/з = налоговые доходы : численность занятых

КВВП = ВВП : общая численность населения или коэффициент налогоемкости

ВВП * 1: доля занятых в общей численности населения. Бюджетный дефицит: ВВП

Показатели координации

 

Доля недополучен-ных доходов

Задолженность по налогам: плановая величина налоговых поступлений

Коэффициент покрытия дефицита бюджета:

- ВВП: дефицит бюджета

- дефицит бюджета: его  налоговые доходы

- ВП: дефицит бюджета  

Удельные показатели налоговой статистики

 

Соотношение прямых и косвенных налогов

Доля налогового кредита в общей сумме задолженности

Доля налоговых доходов бюджетов разных уровней в консолидированном бюджете

Отношение внутреннего и внешнего долга к ВВП


 

 

Анализ структуры налоговых поступлений представляется особенно важной задачей социально-экономической статистики в настоящее время, когда в экономике происходят существенные перемены, накоплен разнообразный опыт хозяйствования вне планово-административной модели, но стабильность еще не наступила; когда открыт доступ  к опыту и знаниям ученых и практиков развитых стран, имеющих высокие показатели экономического роста и уровня жизни населения.

В настоящее время в анализе структуры налоговых поступлений можно выделить два аспекта: изучение структурных особенностей на макроуровне (изучение структуры доходной части госбюджета, налоговых поступлений в бюджеты различных уровней) и на микроуровне (изучение структуры налоговых выплат предприятий и организаций).

 

Глава 4. Источники статистической информации о налогах и основные методы ее анализа

Основными источниками информации для определения налоговой базы и размера налогов, взимаемых с институциональных единиц, являются:

  •  бухгалтерский баланс (организации);

  • приложения к бухгалтерскому балансу предприятия (организации);

  • справка о движении фондов (резервный фонд, нераспределенная прибыль прошлых лет, фонды, накопления, фонды потребления, фонд пополнения собственных оборотных средств, целевое финансирование из бюджета, целевое финансирование из бюджета, целевое финансирование из отраслевым и межотраслевых фондов);

  • справка о движении заемных средств (долгосрочные кредиты банков, в том числе не погашенные в срок; долгосрочные займы, в том числе не погашенные в срок; краткосрочные кредиты банков, в том числе не погашенные в срок; кредиты банков для работников, в том числе не погашенные в срок; краткосрочные займы, в том числе не погашенные в срок);

  • справка о дебиторской  и кредиторской задолженности;

  • состав материальных активов на конец года (права на изобретения и другие аналогичные объекты интеллектуальной собственности, права пользования природными ресурсами, организационные расходы);

  • справка о наличии и движении основных средств;

  • справка о финансовых вложениях;

  • социальные показатели, в том числе отчисления на социальные нужды (фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости, расходы на медицинское страхование; среднесписочная численность работников; средства, направленные на потребление, в том числе расходы на оплату труда, денежные выплаты и поощрения, доходы по акциям и вкладам в имущество предприятия);

  • движение средств финансирования капитальных вложений и других финансовых вложений;

  • справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах.

Информация о работе Социально-экономическая сущность фискальной системы и задачи статистического изучения