Социально-экономическая сущность фискальной системы и задачи статистического изучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 10:32, контрольная работа

Описание работы

Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные сборы (изъятие средств), взимаемые государственными органами всех уровней с физических и юридических лиц по ставкам, установленным в законодательном порядке, с целью финансирования общественных расходов. Налоги являются необходимым звеном социально-экономических отношений в обществе и государстве и существуют с момента его возникновения. Иными словами, налоги – это плата за цивилизацию.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Социально-экономическая сущность фискальной системы и задачи статистического изучения
Глава 2. Основные понятия налоговой статистики
Глава 3. Основные показатели расчетов налоговой статистики
Глава 4. Источники статистической информации о налогах и основные методы ее анализа
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Статистика финансов.docx

— 61.03 Кб (Скачать файл)

Классификация налогов в зависимости от уровня внимания и распоряжения представлена на рис. 2.

Налоговая система России, установленная НК РФ

Федеральные

НДС

Акцизы на отдельные виды товаров:

- спиртовую, алкогольную и табачную продукцию

- нефть и газ.

Налог на прибыль (доход) организаций

Налог на операции с ценными бумагами

Подоходный налог с физических лиц

Единый социальный налог (взнос)

Таможенные пошлины и сборы (экспортные и импортные)

Государственная пошлина

Плата за недропользование: 1. платежи за пользование недрами; 2. отчисления на воспроиз-во минерально-сырьевой базы.

Плата за пользование водными объектами

Плата за загрязнение окружающей среды

Плата за пользование объектами животного мира

Федеральные лицензионные сборы

Платежи в дорожные фонды: 1. Налог на реализацию ГСМ; 2. Налог на пользователей автомобильных дорог; 3. Налог на владельцев транспортных средств; 4. Налог на приобретение автотранспортных средств

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения

Региональные

 

Налог на имущество организаций

Плата за лесопользование: - лесная плата;

- арендная плата

Налог с продаж

Единый налог на внешний доход для определенных видов деятельности

Плата за выбросы вредных веществ

Лицензионные сборы

Местные

 

Налог на имущество физических лиц

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы

Плата за землю





Глава 2. Основные понятия налоговой статистики

Глава 2. Основные понятия налоговой статистики

Рассмотрим основные понятия, которые используются в процессе осуществления социально-экономического статистического анализа.

База налогообложения. Для взимания налогов, пошлин и сборов необходимо осуществить три операции:

  • определить налоговую базу;

  • установить величину или ставку налога;

  • организовать его уплату.  

Определение базы налогообложения  - первый шаг в деятельности налоговых служб. При этом устанавливается налоговая повинность и базовая стоимостная величина, подлежащая налогообложению. Налоговая повинность предполагает прежде всего существование объекта налогообложения.

Объект налогообложения – физические или юридические институциональные единицы, которые выплачивают налоги. Налогами облагаются:

  • физические лица, выплачивающие так называемые подушные налоги;

  • доход – при подоходном налоге;

  • прибыль – при налоге на компании;

  • капитал – при налоге на наследство;

  • расход- при налоге с оборота.  

Налогообразующее (налоговое) событие – это ситуация или событие, влекущее за собой требование уплаты налогов (например, переход имущества в наследство, поставка товара или инкассация денег, уплаченных за товар).

Если налоговая повинность установлена, налоговая служба должна оценить объект налогообложения. Это задача социально-экономического анализа, требующая определения стоимости налогооблагаемых физических и институциональных единиц с помощью различных экономико-статистических методов оценки.

Для того, чтобы налогооблагаемые объекты могли полностью и вовремя уплатить свои налоги, они должны получить налоговое извещение – документ, направляемый налогоплательщику налоговыми органами, с указанием суммы и условий востребуемости налогов.

Извещение содержит срок уплаты налога, т.е. дату вручения налогового документа налогоплательщику, дату требования к оплате и дату, с которой начнется начисление пени, а также номер счета, на который следует перечислить налог, номер счета налогоплательщика; реквизиты налоговой инспекции, где можно получить все разъяснения и сведения о базе налогообложения и расчета налога.

При определении налоговой базы, размера налогов, а также объектов налогообложения социально-экономическая статистика использует принципы резиденства и реструктуризации потоков статистической информации.

Принцип резиденства

Резидентами Российской Федерации считаются физические лица и (или) юридические лица, а также предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, экономические интересы которых сосредоточены на территории РФ.

К физическим лицам – резидентам относятся:

  • постоянно или временно (в течение более одного года (365+1 день) проживающие на территории Российской Федерации;

  • временно находящиеся (менее 1 года) за пределами России;

  • государственные служащие (включая дипломатов) и военный персонал – граждане РФ, работающие за рубежом, вне зависимости от сроков их пребывания за пределами страны;

  • студенты, обучающиеся за рубежом, и лица, проходящие курс лечения, независимо от сроков их проживания за границей.

К юридическим лицам – резидентам относятся:

  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ с юридическим адресом на ее территории (включая СП), а также полностью принадлежащие иностранным инвесторам, их дочерние и (или) зависимые хозяйственные единицы, если в учредительных документах не оговорено иное (например, предприятие будет осуществлять свою деятельность на территории страны менее одного года);

  • предприятия с долевым участием и полностью принадлежащие российским инвесторам, их филиалы, представительства и конторы с местонахождением на территории РФ;

  • филиалы, представительства и конторы юридических лиц – резидентов РФ, находящихся за пределами страны и имеющие в своем штате менее 10 наемных работников;

  • филиалы, представительства и конторы юридических лиц – нерезидентов РФ, находящихся на территории страны, если в учредительных документах не оговорено иное, т.е. они осуществляют свою деятельность менее одного года или имеют в штате более 10 наемных работников;

  • дипломатические и прочие официальные представительства РФ, находящиеся за пределами страны.

К физическим лицам – нерезидентам относятся:

  • физически лица, проживающие постоянно или в течение продолжительного периода (365 + 1 дней) за пределами страны;

  • физические лица, находящиеся менее одного года на территории Российской Федерации;

  • государственные служащие, члены дипломатического корпуса и военный персонал – граждане иностранных государств, работающие в РФ, независимо от сроков их пребывания;

  • иностранные студенты и лица, проходящие курс лечения, независимо от сроков их пребывания в нашей стране. 

К юридическим лицам – нерезидентам относятся:

  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением на их территории; институциональные единицы с долевым участием российских инвестиций; предприятия, полностью принадлежащие российским инвесторам,  а также их дочерние предприятия, филиалы и конторы в том случае, если в учредительных документах не указано иное;

  • предприятия с долевым участием иностранных инвестиций и предприятии, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние фирмы, филиалы и конторы, которые созданы в соответствии с законодательством РФ, если в учредительных документах не оговорено иное;

  • филиалы и представительства юридических лиц – нерезидентов РФ, находящихся за пределами страны;

  • филиалы и представительства юридических лиц  - нерезидентов РФ с местонахождением в РФ, имеющие в своем штате менее 10 работников;

  • филиалы и представительства юридических лиц – резидентов РФ в том случае, если в учредительных документах не оговорено иное. Например, институциональная единица будет осуществлять свою деятельность на территории  иностранного государства менее одного года (за исключением имеющих в своем штате менее 10 работников);

  • находящиеся на территории РФ иностранные дипломатические или иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы, представительства и конторы.       

Принцип реструктуризации потоков статистической информации

В соответствии с международной теорией и практикой и рекомендациями Международного валютного фонда и других международных финансовых организаций реструктуризация экономики и соответственно потоков информации должна осуществляться по следующей схеме:

  • система национальных счетов, которая охватывает производство товаров и услуг, образование и распределение доходов, сбережения и инвестиции, операции с остальными  странами мира, составление балансов для страны в целом и по отдельным экономическим секторам;

  • статистика платежного  баланса, в котором отражаются операции страны с остальными странами мира и составляет баланс международных инвестиций;

  • статистика государственных финансов, охватывающая доходы и расходы государства (органов управления) и формирующая финансовые балансы;

  • денежно-кредитная и финансовая статистика, которая аккумулирует потоки информации и осуществляет статистический анализ функционирования финансово-банковской системы, результатов проводимой кредитно-денежной политики, международной ликвидности страны в целом.  

Основные направления и цели, а соответственно и блоки денежной и банковской статистики можно сгруппировать следующим образом:

  • блок денежной статистики, на базе которого формируются выработка стратегии, политики и тактики денежно-кредитной и платежной политики;

  • блок банковской статистики, на базе информационных потоков которого осуществляется надзор за всей банковской системой страны, прогнозируются перспективы и направления ее развития;

  • блок валютной статистики, с помощью которого осуществляется валютный контроль и валютное регулирование;

  • блок фискальной и государственной статистики для регулярного составления достоверного платежного баланса.    

Для достижения основных целей денежной и банковской статистики используются достоверные и актуальные динамические ряды промежуточных или вспомогательных потоков информации, такие, как основные агрегаты и структура денежной массы, поддержание оптимального портфеля кредитной массы (в том числе с помощью анализа уровня некоторых банковских рисков), система процентных ставок и т.д. Основные этапы достижения упомянутых целей – это реструктуризация финансово-кредитных учреждений в соответствии с международной практикой и реклассификация финансовых инструментов, используемых в процессе анализа и принятия оптимальных в каждой конкретной ситуации решений.

Информация о работе Социально-экономическая сущность фискальной системы и задачи статистического изучения