Статистическая оценка бедности населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать уровень бедности населения в современных условиях.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность бедности;
- изучить подходы к определению уровня бедности населения;
- проанализировать экономические характеристики основных статистических показателей бедности;
- обозначить меры государственной политики по сокращению уровня бедности населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БЕДНОСТИ. ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ БЕДНОСТИ 5
1.1 Определение бедности, ее типы 5
1.2 Основные подходы определения уровня бедности 9
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 19
2.1 Экономические характеристики основных статистических показателей бедности 19
2.2 Меры государственной политики по сокращению уровня бедности населения 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Курсовая 4к-Статистическая оценка бедности населения.docx

— 124.15 Кб (Скачать файл)

В мировой практике прослеживаются три основных подхода к определению и измерению бедности: абсолютный, относительный и субъективный. Абсолютный подход основан на установлении минимума средств существования (минимального уровня жизни), который считается стабильным и независящим от времени. Недостатком этого подхода является невозможность определения этих минимальных потребностей в связи с различным стилем жизни людей. Относительный подход основан на том, что бедным признается тот, чей доход не позволяет жить в рамках принятого в данном обществе стандарта потребления. Согласно этому подходу, поскольку дифференциация благосостояния характерна для любого общества, бедность будет существовать всегда. Субъективный подход является сравнительно новым и основан на оценке самим человеком своего материального положения. Недостатком его считается невозможность сопоставления субъективных уровней благосостояния [7].

Официальный подход к определению  бедности в Российской Федерации  базируется на концепции абсолютной бедности: к бедным относятся домохозяйства и одиноко проживающие граждане с доходами ниже стоимости прожиточного минимума.

 

2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2.1 Экономические  характеристики основных статистических  показателей бедности

 

В большинстве научных  исследований понятие бедности рассматривается чаще всего как состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности индивида или семьи. Бедность считается одной из наиболее острых социальных проблем современного общества [10].

Численность населения с  денежными доходами ниже величины прожиточного минимума определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума. Дефицит денежных доходов/располагаемых ресурсов малоимущего населения определяется как сумма денежных средств, необходимая для доведения доходов малоимущего населения до величины прожиточного минимума.

Индекс риска бедности определяется как соотношение уровня бедности по конкретной демографической  или социально-экономической группе населения к уровню бедности по населению  в целом. Значение индекса риска  бедности равное единице говорит  о том, что группа подвержена тому же риску, что и население страны в целом.

Уровень бедности в России в 2011 г. вырос до 12,8% от общей численности населения, этот показатель характеризует процент населения, который находится за чертой бедности (Таблица 3, Рисунок 1).

 

Таблица 3 - Показатели уровня бедности населения России, % общей  численности населения

Показатель

2001

2003

2005

2007

2008

2009

2010

2011

Доля населения с доходами: ниже 60% медианного дохода

24,3

24,6

25,2

26,0

26,0

26,0

26,0

26,0

ниже 50% медианного дохода

17,2

17,6

18,0

18,9

18,9

18,9

18,9

18,9

ниже установленного прожиточного минимума

27,5

20,3

17,7

13,3

13,4

13,0

12,6

12,8


 

Рисунок 1 - Показатели уровня бедности населения России, % общей численности населения

 

Таблица 4 – Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

 

2011

2012

I квартал

I полугодие

9 месяцев

Год

I квартал

I полугодие

9 месяцев

Год

Численность населения с  денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: млн. человек

22,9

21,1

20,2

18,0

19,1

17,7

17,2

 

В процентах от общей численности населения

16,1

14,9

14,3

12,7

13,5

12,5

12,1

 

Примечание:   По данным Росстата на 28.12.2012 г. - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/#

 

В 2010 г. за чертой бедности проживали 17,9 млн. россиян, то есть 12,6% от всего населения. В 2010 году был зафиксирован рекордно низкий показатель бедности в России (12,6% от всего населения имели денежные доходы ниже прожиточного минимума, что и является показателем уровня бедности) за все время с 1992 года. Самый высокий уровень бедности был зафиксирован в 1992 г. - 33,5%. С учетом фактора повышения стоимости потребительской корзины доля бедного населения, согласно прогнозу, в 2014 году уровень бедности может составить 12,5%.

 

Таблица 5 – Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода по Томской области

 

2007

2008

2009

2010

2011

Численность населения с  денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

         

тыс. человек

135.4

148.3

181.3

181.0

195.5

в процентах от общей численности  населения

13.2

14.4

17.6

17.4

18.6

Дефицит денежного дохода:

         

млн. руб.

161.4

212.5

305.3

328.0

393.9

в процентах от общего объема денежных доходов населения

1.3

1.5

2.1

2.1

2.4


Примечание: Оценка на основе материалов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя среднедушевых доходов населения

 

Из Таблицы 5 видно, что  в Томской области численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума неуклонно растет, большой скачок роста наблюдается в 2009 году, более чем на 3%. В 2011 году численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума выросла на 2,2% по сравнению с 2010 годом, а дефицит бюджета вырос на 0,3%. Для наглядности составим диаграмму (Рисунок 2).

Рисунок 2 - Численность населения  с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит  денежного дохода по Томской области

 

Для характеристики динамики бедности рассчитывается индекс бедности, представляющий собой темп роста  средневзвешенной величины порога бедности или прожиточного минимума. Индекс бедности, как правило, сравнивается с индексом инфляции и темпом роста  доходов населения.

Рассмотрим индекс риска бедности в зависимости от пола и возраста населения России в 2011 году на Рисунке 3 по данным Росстата [18. С. 107.].

Значение индекса риска  бедности выше 1 показывает во сколько  раз риск бедности для населения, сгруппированного в зависимости от экономической активности, превышает риск бедности для населения в целом. Значение индекса риска бедности ниже 1 свидетельствует о более низком риске бедности, чем риск бедности для населения в целом.

Рисунок 3 - Индекс риска бедности в зависимости от пола и возраста в 2011 г.

 

В целях исследования территориального распространения бедности используется термин «зоны бедности», в которые  включают территории высокой концентрации бедных. При этом к зонам бедности относят те территории, которые имеют  уровень бедности выше среднего по стране или выше установленного предела.

При экономическом анализе  важно выявить не только общее  количество бедных и их долю во всей совокупности домохозяйств или населения, но и степень дефицитности их материального  состояния, без этого невозможны объективные оценки стоимости государственных  социальных программ. Вот почему необходимо использовать показатели бедности, которые  позволяют оценить глубину бедности (степень обеднения) и остроту  бедности. Отличие индекса остроты бедности от индекса глубины бедности состоит в том, что при его расчете придается больший удельный вес домохозяйств с более значительным дефицитом доходов (расходов или потребления).

Показатель уровня бедности зависит от доли домохозяйств (или  населения) с доходами ниже порога бедности (или иного стандарта, определяющего  состояние домохозяйства как  бедное), дефицита дохода домохозяйств и степени дифференциации по уровню дохода именно бедного слоя населения. Синтетический индикатор бедности учитывает все эти факторы  и является наиболее общей характеристикой бедности [2].

Основными причинами бедности в современных условиях являются: низкий уровень оплаты труда у  отдельных категорий наемных  работников, большое число иждивенцев в домохозяйстве, безработица, низкий уровень пенсий, стипендий и пособий. Исходя из этого статистика бедности призвана измерить воздействие этих факторов на динамику, распространенность и глубину бедности. Социально-экономический портрет бедности представляет собой систему характеристик, описывающих бедность как состояние определенной части общества. В ее составе выделяются следующие группы показателей: демографические (средний размер домохозяйства, его состав с половозрастными характеристиками членов, рождаемость, смертность, заболеваемость членов домохозяйства), экономические (источники доходов и их использование, имущество домохозяйства, занятость членов домохозяйства), социальные (расслоение бедных, социальные субсидии, дефицит бюджета домохозяйства, уровень и калорийность потребления продуктов питания, жилищные условия, потребление услуг отраслей социального комплекса). Динамика глубины и остроты бедности приведена в Таблице 6 [2].

 

Таблица 6 - Показатели глубины и остроты бедности

Показатели

1995

1999

2000

2001

2004

2006

2008

2010

Индекс глубины бедности, %

9,5

7,9

12,7

10,8

6,9

3,4

5,3

3,8

Индекс остроты бедности,%

3,4

2,8

4,9

4,1

2,5

1,1

2,1

1,8


 

Тот факт, что бедность неглубокая, следует рассматривать как позитивный результат с точки зрения динамики уровня жизни, а концентрация бедных преимущественно около черты бедности еще указывает на возможную высокую временную бедность.

Бедность в России обладает чертой, типичной для развивающихся  стран. В развитых странах мира бедность, как правило, связана с безработицей. В России же бедность охватывает не только безработных, но и многих работающих на малооплачиваемых должностях (в первую очередь в бюджетном секторе экономики).

Основой социальной дифференциации является социально- экономическая  неоднородность дифференциации труда, которая обусловлена профессиональным, технико-технологическим разделением труда, отраслевыми и квалификационными различиями, уровнем образования, уровнем дохода и др. [10].

2.2 Меры государственной  политики по сокращению уровня  бедности населения

 

Решение проблемы сокращения уровня бедности населения России предполагает реализацию государством комплекса мер, направленных в первую очередь на повышение оплаты труда, расширение социальной поддержки малообеспеченных семей, реформирование налоговой и пенсионной систем.

Одним из главных приоритетов  государственной политики в сфере  доходов населения следует считать повышение МРОТ. Первоочередной задачей является при этом установление минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.

Мероприятия, направленные на повышение заработной платы работников, не должны, однако, ограничиваться увеличением МРОТ до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения. При таком увеличении отношение МРОТ к средней заработной плате не достигнет даже 30%, т. е. современного минимального уровня в странах Евросоюза. Более того, в Европарламенте обсуждаются в настоящее время предложения о повышении данного показателя до 60%. Повышение минимальной заработной платы должно способствовать увеличению потребительского спроса, так как работники с низкой заработной платой будут тратить большую часть полученных таким образом дополнительных доходов на оплату товаров и услуг. Предлагаемая мера будет способствовать при этом снижению не только уровня бедности населения, но и нагрузки на бюджет в части расходов на социальные пособия. Кроме того, данная мера приведет и к сокращению гендерного неравенства в оплате труда.

Информация о работе Статистическая оценка бедности населения