Статистическая оценка бедности населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать уровень бедности населения в современных условиях.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность бедности;
- изучить подходы к определению уровня бедности населения;
- проанализировать экономические характеристики основных статистических показателей бедности;
- обозначить меры государственной политики по сокращению уровня бедности населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БЕДНОСТИ. ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ БЕДНОСТИ 5
1.1 Определение бедности, ее типы 5
1.2 Основные подходы определения уровня бедности 9
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 19
2.1 Экономические характеристики основных статистических показателей бедности 19
2.2 Меры государственной политики по сокращению уровня бедности населения 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Курсовая 4к-Статистическая оценка бедности населения.docx

— 124.15 Кб (Скачать файл)

На наш взгляд, вышеперечисленные  аргументы должны приниматься во внимание и при формировании в России государственной политики в сфере доходов населения. Представляется оправданным, в частности, в числе показателей средне- и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития указывать прогнозируемую величину не только средней заработной платы, но и отношения минимальной заработной платы к средней, имея в качестве целевого ориентира постоянное повышение последнего показателя. Лишь при одновременном росте этих двух показателей возможно формирование в России среднего класса, аналогичного по своим основным характеристикам (доминирование в структуре населения, достойный уровень доходов при их величине, близкой к среднему уровню) среднему классу большинства развитых стран.

Первоочередной мерой, как  указывалось выше, должно стать установление МРОТ на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения. В Таблице 7 приведены результаты расчетов доли и численности работников организаций по видам экономической деятельности, получавших в апреле 2010 г. заработную плату ниже прожиточного минимума трудоспособного населения [7].

 

Таблица 7 - Доля и численность работников организаций по видам экономической деятельности, получавших в апреле 2010 г. заработную плату ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения

Вид экономической  деятельности

Доля работников, %

Численность работников, тыс.

Сельское хозяйство, охота  и лесное хозяйство

28,9

616

Рыболовство, рыбоводство

8,7

8

Добыча полезных ископаемых

1,7

18

Обрабатывающие производства

5,4

474

Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

3,7

69

Строительство

4,8

149

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

9,7

507

Гостиницы и рестораны

9,8

65

Транспорт и связь

5,3

210

Финансовая деятельность

1,9

18

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

6,8

305

Государственное управление; обязательное социальное страхование

5,0

177

Образование

24,9

1412

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

19,1

833

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

23,4

369


 

Приведенные в Таблице 7 данные показывают, что наибольшее число занятых с заработной платой ниже прожиточного минимума приходится на сферы образования и здравоохранения, организации которых в подавляющем большинстве являются бюджетными. В целом же на организации бюджетного сектора приходится около 50% общей численности работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Общий дефицит заработной платы этих работников, по нашим расчетам, составлял в 2010 г. примерно 40 млрд. руб., или менее 0,3% суммы доходов консолидированного бюджета РФ.

Повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения не может рассматриваться, таким образом, как чрезмерная нагрузка на бюджетную систему страны. В то же время следует иметь в виду, что большинство низкооплачиваемых работников бюджетной сферы - это занятые в организациях муниципальной формы собственности, а многие муниципальные бюджеты испытывают острую нехватку средств. Поэтому для обеспечения указанного повышения МРОТ в бюджетной сфере потребуется выделение муниципальным бюджетам дополнительных адресных субсидий из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Повышение минимальной заработной платы в организациях частной  формы собственности в большинстве  видов экономической деятельности не будет представлять значительной сложности для работодателей. Расчеты показывают, что для повышения заработной платы низкооплачиваемых работников до величины прожиточного минимума трудоспособного населения требуется минимальное повышение фонда заработной платы: от 0,05% (финансовая деятельность) до 1,6% (гостиницы и рестораны). В большинстве видов экономической деятельности наличие работников с заработной платой ниже прожиточного минимума объясняется в основном двумя причинами. Первая - неоправданно высокая дифференциация в уровне оплаты труда разных категорий персонала, и более того, - тенденция к ее росту. Так, по данным Росстата, с 2007 по 2009 г. номинальная заработная плата руководителей организаций и их структурных подразделений повысилась на 40%, в то время как квалифицированных рабочих почти в 2 раза меньше - на 24%. Вторая - высокий уровень скрытой оплаты труда в организациях частной формы собственности [7].

Рассмотренные выше возможности  повышения минимальной заработной платы реализуемы только по отношению  к работникам организаций, т. е. занятым в формальном секторе экономики. Установление стандарта, соответствующего МРОТ, равно как и контроль за его соблюдением в неформальном секторе, представляется трудно реализуемым. Как отмечено ранее, высокая занятость в неформальном секторе характерна для депрессивных регионов, и ее основной функцией является демпфирование дальнейшего роста безработицы, при этом не обеспечиваются достойные заработки большинству занятых в этом секторе экономики.

Соответственно рост трудовых доходов большинства занятых в настоящее время в неформальном секторе предполагает сокращение занятости в этом секторе при увеличении числа рабочих мест в организациях регионов, являющихся депрессивными. Другими словами, снижение в прогнозном периоде уровня бедности работников, занятых в неформальном секторе, и в целом населения регионов, которые являются депрессивными, потребует опережающих темпов их экономического развития, создания в них новых рабочих мест.

Наряду с повышением заработной платы низкооплачиваемых работников, в прогнозном периоде необходима и реализация мер по усилению социальной помощи малообеспеченным семьям, т.е. повышение адресной социальной поддержки, в первую очередь семей, доходы которых остаются ниже черты абсолютной бедности. При этом в качестве критерия адресности большинства социальных пособий следует рассматривать именно уровень доходов семей. При обеспечении такой адресности высокая эффективность социальной поддержки (значительное сокращение численности бедного населения) достигается при меньшей сумме расходов на выплату социальных пособий, о чем свидетельствует и международный опыт.

Снижение дифференциации доходов и уровня бедности населения  в значительной степени достигается  за счет перераспределения государством доходов физических лиц на основе системы их налогообложения. В абсолютном большинстве стран для этих целей  используется прогрессивная шкала  налога на доходы физических лиц при одновременном снижении налогообложения низких доходов. В результате применения такой системы налогообложения существенно сокращается дифференциация располагаемых доходов по сравнению с номинальными и снижается уровень бедности населения. В России же в настоящее время применяется плоская шкала налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с практически одинаковым уровнем налоговой нагрузки на самые низкие и самые высокие доходы, несмотря на значительно большую - по сравнению с другими развитыми странами - дифференциацию доходов населения [5].

Уменьшение налоговой  нагрузки на низкие доходы достигается в других странах с помощью налоговых вычетов или путем установления пониженной, в том числе нулевой, ставки налогообложения. При выборе в России того или иного варианта необходимо, на наш взгляд, обеспечить, чтобы доходы, не превышающие величину прожиточного минимума, не облагались НДФЛ.

Переход на плоскую шкалу  НДФЛ с невысокой его ставкой (13%) обосновывался в основном необходимостью стимулировать сокращение скрытой оплаты труда. Однако такого эффекта достичь не удалось: по данным Росстата, уровень скрытой оплаты труда за время применения плоской шкалы и низкой ставки налогообложения практически не изменился. Второй причиной, по которой можно было бы считать отчасти оправданной введение плоской шкалы налогообложения при низкой ставке НДФЛ, являлся низкий размер оплаты труда. К настоящему времени официальная оплата труда существенно повысилась. В этих условиях, особенно учитывая высокую дифференциацию заработной платы, представляется полностью оправданным восстановление прогрессивной шкалы НДФЛ. Первым этапом такой реформы налогообложения должно стать существенное повышение ставки налога, взимаемого с заработной платы наиболее высокооплачиваемых работников.

Повышение ставки налога на доходы по дивидендам будет способствовать не только сокращению дифференциации доходов населения, но и значительному росту поступлений этого налога в государственный бюджет. Предварительные расчеты показывают, что дополнительные доходы бюджета могут быть сопоставимы по сумме с дополнительными бюджетными доходами от введения предложенной выше ставки НДФЛ в отношении наиболее высоких доходов [5].

Учитывая, что высокие  доходы (как трудовые, так и по дивидендам) получают в основном налоговые  резиденты небольшого числа регионов (относящихся при этом к числу  регионов с высокой бюджетной  обеспеченностью), целесообразно, по-видимому, аккумулировать вышеуказанные дополнительные налоговые поступления в федеральном бюджете.

Требует реализации и давно  обсуждаемая идея установления ставок налога на имущество физических лиц (в первую очередь - жилые помещения) в соответствии с его рыночной стоимостью. Увеличение в этом случае сумм взимаемого налога целесообразно ограничить, по-видимому, имуществом, рыночная стоимость которого превышает среднюю его стоимость в данном регионе, что объясняется высокой дифференциацией как размера и качества жилья, так и цен на рынках жилья в разных регионах [6].

Темпы сокращения дифференциации доходов и снижения уровня бедности населения в значительной степени будут определяться направлениями развития пенсионной системы. В случае сохранения накопительного элемента этой системы нагрузка на государственный бюджет будет возрастать вследствие увеличения дефицита бюджета Пенсионного фонда. С ростом численности пенсионеров одновременно увеличивается доля в общей сумме перечислений в Пенсионный фонд взносов в накопительную часть пенсий, не подлежащих расходованию на текущую выплату пенсий (взносы в накопительную часть перечисляются с заработной платы работников не старше 1967 г. рождения, доля которых в общей численности занятых будет постоянно расти). Этим объективно ограничиваются возможности реализации государством мер по повышению заработной платы в бюджетном секторе экономики и расширению социальной поддержки малообеспеченных семей. Кроме того, может обостриться и проблема бедности пенсионеров. В связи с вышесказанным целесообразно рассмотреть возможность отказа от накопительного элемента пенсионной системы и перехода к чисто распределительной модели обязательного пенсионного страхования с переводом накопительных взносов в систему добровольного пенсионного страхования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Бедность - это социально-экономическое положение части населения и домашних хозяйств, стоящих на относительно низком уровне обеспечения денежными, имущественными и другими ресурсами, а, следовательно, и на низком уровне удовлетворения своих естественно-физиологических, материальных и духовных потребностей.

Категория бедности является важнейшим показателем социально-экономического положения страны и служит барометром оценки деятельности государства. Бедные - не просто люди с относительно низкими  доходами, это члены определенного  общества, живущие по его законам, но лишенные признаваемого этим же обществом минимально необходимого стандарта потребления.

Факторами бедности в настоящее  время являются:

- слабое развитие экономики и невысокие доходы населения;

- месторасположение домохозяйств (сельские районы ассоциируются с более высокой распространенностью бедности; однако следует учитывать, что сельская и городская бедность имеет существенные различия);

- многодетность (рождение каждого последующего ребенка резко увеличивает вероятность перехода домохозяйства в категорию бедных, однако существуют мнения, что эта зависимость имеет скорее U-образную форму, т.е. в домохозяйствах с максимально высоким доходом, доля детей относительно высока);

- достижение пенсионного возраста;

- безработица, в том числе в скрытой форме (невыплаты заработной платы, ее задержки, вынужденные отпуска по инициативе нанимателя без сохранения содержания и т.д.).

- уровень образования населения.

В мировой науке и практике выделяются три основных подхода к определению бедности: абсолютная бедность (бедные по доходам и расходам), относительная бедность (лишения, депривации) и субъективная бедность (на основе самооценки опрашиваемых лиц).

Абсолютная бедность рассчитывается на основании сравнения душевых  доходов и прожиточного минимума (при абсолютной концепции) или душевых  доходов и относительной линии  бедности (40-60% от медианы или средней  доходного распределения населения).

Относительная бедность определяется через потребительские характеристики семьи (домохозяйства) и понимается как необеспеченность данной семьи  предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами, рассматриваемыми как сложившиеся  в обществе стандарты потребления. Отклонения от сложившегося в обществе уровня потребления обозначаются понятием лишения, депривации. Бедность семьи  понимается как высокая степень  концентрации различных лишений.

Субъективная бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения, возможностей сводить концы с концами, платить  за жилье, лекарства, образование и  т.п.

В международных исследованиях, проводимых ООН, применяется комбинированная  методика исследования бедности, основанная на сочетании всех трех концепций  бедности: абсолютной, относительной  и субъективной. Статус бедных получают семьи, одновременно соответствующие  трем подходам. Это семьи, имеющие  доходы (расходы) ниже прожиточного минимума, испытывающие лишения в сфере  потребления и ощущающие себя бедными.

Информация о работе Статистическая оценка бедности населения