Статистические методы изучения потребления на-селением товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Статистический анализ явлений и процессов, происходящих в социальной жизни общества, осуществляется с помощью специфических для статистики методов - методов обобщающих показателей, дающих числовое измерение количественных и качественных характеристик объекта, связей между ними, тенденций их измерения. Эти показатели отражают социальную жизнь общества, выступающую как предмет исследования социальной статистики.
Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.

Содержание работы

Введе-ние.....…………………………………………………………………………..3
1. Теоретическая часть:
1.1. Общая характеристика потребле-ния………………………………………..5
1.2. Источники данных и задачи изучения статистики потребления населением товаров и ус-луг…………………………………………………………....6
1.3. Основные показатели потребле-ния.……………………...………………...9
1.4. Общее и среднедушевое потребле-ние…………………………………….12
1.5. Показатели конечного потребле-ния……………………………………….14
1.6. Метод выборочного обследования бюджетов домашних хо-зяйств……..16
1.7. Выявление тенденций и закономерностей потребления графическим ме-тодом…………………………………………………………………………19
2. Расчетная часть:
2.1. Задача № 1………………...………………………………………………..21
2.1.1. Задание 1………………………………………………………………22
2.1.2. Задание 2………………………………………………………………27
2.1.3. Задание 3………………………………………………………………31
2.2. Задача № 2 ………………………………………………………………….32
3. Аналитическая часть………………………….……………..………………….36
4. Заключе-ние…………………..……………………………….………………....42
Список литерату-ры…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Statistika_kursovaya_3_kurs.doc

— 480.50 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство по образованию

Всероссийский заочный  финансово-экономический институт

Филиал в г. Архангельске

Кафедра статистики

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Статистика»

 

на тему

«Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг».

(вариант № 6)

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса

 

Финансово-кредитного факультета

 

(город, бюджет)

 
 

Проверила:

Берлин Юлия Ильинична




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2006 – 2007 уч. год

г. Архангельск

Содержание:

 

Введение.....…………………………………………………………………………..3

  1. Теоретическая часть:
    1. Общая характеристика потребления………………………………………..5  
    2. Источники данных и задачи изучения статистики потребления населением товаров и услуг…………………………………………………………....6
    3. Основные показатели потребления.……………………...………………...9
    4. Общее и среднедушевое потребление…………………………………….12
    5. Показатели конечного потребления……………………………………….14
    6. Метод выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств……..16
    7. Выявление тенденций и закономерностей потребления графическим методом…………………………………………………………………………19
  2. Расчетная часть:
    1. Задача № 1………………...………………………………………………..21
      1. Задание 1………………………………………………………………22
      2. Задание 2………………………………………………………………27
      3. Задание 3………………………………………………………………31
    2. Задача № 2 ………………………………………………………………….32
  3. Аналитическая часть………………………….……………..………………….36
  4. Заключение…………………..……………………………….………………....42

Список литературы…………………………………………………………………43

Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Роль статистики в нашей жизни настолько значительна, что люди, часто не задумываясь не осознавая, постоянно используют элементы статистической методологии в современном быту.

Потребление населением товаров и услуг изучается  таким разделом статистики, как «Социальная статистика».

Социальная  статистика отличается от других отраслей статистики не только своим особым предметом и объектом исследования. Ее своеобразие состоит в особых каналах получения исходной информации, и в применении специальных приемов обработки и обобщения этой информации, и в особых путях 
практического использования результатов анализа.

Статистический  анализ явлений и процессов, происходящих в социальной жизни общества, осуществляется с помощью специфических для статистики методов - методов обобщающих показателей, дающих числовое измерение количественных и качественных характеристик объекта, связей между ними, тенденций их измерения. Эти показатели отражают социальную жизнь общества, выступающую как предмет исследования социальной статистики.

Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию  произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.

Основные задачи статистики потребления населения как важнейшей  составляющей уровня его жизни связаны с разработкой Системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.

Теоретической часть курсовой работы представляет собой развернутый материал по следующим вопросам:

  1. Общая характеристика потребления населения;
  2.   Источники данных и задачи изучения статистики потребления населением товаров и услуг;
  3. Основные показатели и методы их  расчета;

В расчетную часть курсовой работы  включены задачи по рассмотрено теме варианта № 6.

Аналитическая часть работы включает в себя анализ данныхВ качестве источника статистических данных использован Официальный сайт Госкомстата РФ.

При работе с  табличными данными использовался табличный процессор Excel пакета Microsoft Office 2000.

В работе использовались учебники базового курса, дополнительная литература, а также Интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретическая часть

 

    1. Общая характеристика потребления населения

 

Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.

Выделяют виды потребления:

  • промежуточное потребление (отражено в счете производства Системы Национальных Счетов), представляющее собой стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных в течение данного периода с целью производства других продуктов и услуг.
  • конечное потребление, или собственно потребление населения (отражено в счете использования доходов СНС), — расходы хозяйственных единиц на продукты и услуги, используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей.

Поскольку структура  потребления населения содержит потребительские товары (продукты питания, непродовольственные товары) и услуги (материальные и нематериальные, платные и бесплатные), различают платное и бесплатное потребление.

Уровень потребления, его динамика и структура составляют важнейшие элементы в жизни человека. Именно потребление населения выражает суть социально ориентированной рыночной экономики.

Основная задача статистики потребления населения  как важнейшей составляющей уровня его жизни связана с разработкой системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов и эластичности потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег и инфляции.

 

    1. Источники данных и задачи изучения статистики потребления населением товаров и услуг    

 

Обобщение информации, характеризующей потребление населения, представляет собой сложный процесс балансовых разработок, нацеленный на увязку разнообразных источников данных. Основными источниками данных о доходах и расходах населения являются данные государственной и ведомственной статистики, полученные, на основе ведомственной отчётности. К ним относятся:

  • данные выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, на базе которых строятся натуральные и стоимостные показатели потребления в расчете на душу населения и на потребительскую единицу; изучаются структура, динамика и дифференциация потребления;
  • данные торговой статистики об объеме и структуре розничного товарооборота;
  • баланс денежных доходов и расходов населения по данным финансовой статистики, определяющий соотношение в расходах населения на покупку товаров и услуг и на сбережения;
  • статистика деятельности предприятий и хозяйств (сельскохозяйственные предприятия, личные подсобные хозяйства и предприятия промышленности, оптовой и розничной торговли и потребкооперации), участвующих в формировании и использовании продовольственных ресурсов.

На базе этих данных строятся балансы продовольственных ресурсов, определяется фонд потребления населением основных продуктов питания и рассчитываются натуральные среднедушевые показатели потребления, изучается динамика потребления. В Системе Национальных Счетов (СНС) на макроуровне обобщающим стоимостным показателем потребления являются расходы домашних хозяйств на конечное потребление, включающие расходы на:

1) конечное потребление домашних хозяйств (резидентов и нерезидентов) на экономической территории страны, охватывающее:

  • расходы на покупку потребительских товаров (кроме домов, квартир, покупки стройматериалов собственниками жилищ, ценностей);
  • расходы на оплату потребительских услуг (бытовых, пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства и пр.) и финансовых услуг (банков, страховых компаний и т. п.);
    • конечное потребление товаров и услуг за счет доходов, полученных в натуральной форме в счет оплаты труда;
    • потребление товаров и услуг, произведенных для собственного конечного потребления домашними хозяйствами в некорпоративных предприятиях (сельскохозяйственной продукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве населения, и жилищных услуг, произведенных для собственного потребления владельцами жилищ);

2) покупку потребительских товаров и услуг домашними хозяйствами-ре-зидентами за границей;

3) покупку потребительских товаров и услуг домашними хозяйствами-не-резидентами на экономической территории страны.

Однако рассмотренный  обобщающий показатель не учитывает  стоимости потребленных населением бесплатных услуг.

Другим обобщающим стоимостным показателем потребления выступает фактическое конечное потребление домашних хозяйств, отражающее реальную величину, которая обеспечивается как за счет располагаемого дохода, так и за счет социальных трансфертов в натуральной форме. Величина фактического конечного потребления отражается на счете использования скорректированного располагаемого дохода, который характеризует распределение располагаемого дохода на фактическое конечное потребление и сбережение.

          К основным задачам статистики  при изучении доходов и расходов населения относятся:

  • Характеристика размера и состава доходов и расходов населения и домашних хозяйств;
  • Анализ дифференциации денежных доходов и потребления;
  • Изучение динамики денежных доходов;
  • Моделирование доходов, расходов и потребления населения;
  • Изучение влияния доходов (расходов) населения на потребление и другие социально-экономические показатели.

Данные социальной статистики нужны для анализа развития общества, своего рода социальной диагностики, выявления тех тенденций, усиление которых может угрожать жизнедеятельности людей. Сведения социальной статистики необходимы органам государственного управления, призванным обеспечивать безопасность жизни и деятельности людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные показатели потребления.

 

Для отображения  и изучения количественной и качественной сторон явлений и процессов общественной жизни в социальной статистике используется система показателей. Статистический показатель является важнейшей категорией социальной статистики. Это очень емкое и широко применяемое понятие. Оно насыщается конкретным содержанием применительно к различным явлениям, их свойствам, формам. Статистический показатель непосредственно связан с количественной стороной социального явления. Следовательно, статистический показатель – это количественно-качественное понятие. Нельзя назвать конкретный статистический показатель без упоминания его качественного содержания.

Таковы, например, показатели реальных располагаемых денежных доходов, объема платных услуг и другие.

Поскольку социальная статистика изучает явления общественной жизни в конкретных условиях места и времени, то и всякий статистический показатель в виде конкретного числа содержит в себе пространственную и временную определенность.

Конкретный статистический показатель в его полной определенности содержит:

  • количественную определенность;
  • качественную определенность;
  • определенность пространства;
  • определенность времени.

Абстрактных чисел  безотносительно к пространству, времени и качественному содержанию в статистике нет.

Таким образом, показатель социальной статистики – обобщенная количественная характеристика качественно определенного общественного явления.

Обобщение информации, характеризующей  потребление населения, представляет собой сложный процесс балансовых разработок, нацеленный на увязку разнообразных источников данных. На ее базе строятся балансы продовольственных ресурсов, определяется фонд потребления населением основных продуктов питания, и рассчитываются натуральные среднедушевые показатели потребления, изучается динамика потребления. В СНС на макроуровне обобщающим стоимостным показателем потребления являются расходы домашних хозяйств на конечное потребление, отражающиеся на счете использования располагаемого дохода. Однако он не учитывает стоимости потребленных населением бесплатных услуг.

Информация о работе Статистические методы изучения потребления на-селением товаров и услуг