Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 16:25, курсовая работа
Статистический анализ явлений и процессов, происходящих в социальной жизни общества, осуществляется с помощью специфических для статистики методов - методов обобщающих показателей, дающих числовое измерение количественных и качественных характеристик объекта, связей между ними, тенденций их измерения. Эти показатели отражают социальную жизнь общества, выступающую как предмет исследования социальной статистики.
Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.
Введе-ние.....…………………………………………………………………………..3
1. Теоретическая часть:
1.1. Общая характеристика потребле-ния………………………………………..5
1.2. Источники данных и задачи изучения статистики потребления населением товаров и ус-луг…………………………………………………………....6
1.3. Основные показатели потребле-ния.……………………...………………...9
1.4. Общее и среднедушевое потребле-ние…………………………………….12
1.5. Показатели конечного потребле-ния……………………………………….14
1.6. Метод выборочного обследования бюджетов домашних хо-зяйств……..16
1.7. Выявление тенденций и закономерностей потребления графическим ме-тодом…………………………………………………………………………19
2. Расчетная часть:
2.1. Задача № 1………………...………………………………………………..21
2.1.1. Задание 1………………………………………………………………22
2.1.2. Задание 2………………………………………………………………27
2.1.3. Задание 3………………………………………………………………31
2.2. Задача № 2 ………………………………………………………………….32
3. Аналитическая часть………………………….……………..………………….36
4. Заключе-ние…………………..……………………………….………………....42
Список литерату-ры…………………………………………………………………
Коэффициент эластичности потребления показывает, на сколько процентов в среднем изменится величина у с изменением величины х на один процент. Для разных форм связи этот показатель имеет вид:
Эп = a1 * х / у – при линейной,
Эп = х a1 * х / у – при степенной,
Эп = (a1 + a2 х) * х / у – при параболической,
Эп = a1 / х * х / у – при гиперболической.
где a1 – значение коэффициента регрессии,
х – величина дохода,
у – величина потребления.
Коэффициенты эластичности рассчитываются по выровненным данным и поэтому рассматриваются как теоретические. Эмпирические коэффициенты эластичности вычисляются по фактическим данным по формуле А. Маршалла:
где х и у – начальные доход и потребление,
х и у – их приращения за период (или при переходе от одной группы к другой).
Задача № 1
Имеются следующие выборочные данные (выборка 2%-ная механическая) о валовых доходах и расходах на продукты питания домохозяйств одного из районов, тыс. руб.:
Таблица 2.1.1.
Исходные данные
№ домохозяйства п/п |
Валовой доход |
Число членов домохозяйства, чел. |
Расходы на продукты питания |
№ домохозяйства п/п |
Валовой доход |
Число членов домохозяйства, чел. |
Расходы на продукты питания |
1 |
35,8 |
1 |
14,9 |
16 |
161,4 |
3 |
61,5 |
2 |
65,1 |
1 |
22,2 |
17 |
203,4 |
3 |
69,6 |
3 |
22,1 |
1 |
10,2 |
18 |
163,5 |
3 |
59,7 |
4 |
26,3 |
1 |
12,4 |
19 |
113,6 |
3 |
53,1 |
5 |
78,0 |
2 |
32,2 |
20 |
145,5 |
3 |
57,9 |
6 |
80,0 |
2 |
33,2 |
21 |
89,7 |
3 |
40,2 |
7 |
92,4 |
2 |
36,8 |
22 |
224,0 |
4 |
80,0 |
8 |
84,0 |
2 |
34,8 |
23 |
202,4 |
4 |
81,2 |
9 |
164,2 |
2 |
50,4 |
24 |
192,0 |
4 |
74,4 |
10 |
150,0 |
2 |
48,6 |
25 |
138,0 |
4 |
59,2 |
11 |
137,6 |
2 |
44,4 |
26 |
225,0 |
5 |
90,0 |
12 |
134,0 |
2 |
46,0 |
27 |
292,1 |
5 |
105,0 |
13 |
82,0 |
2 |
34,2 |
28 |
243,0 |
5 |
89,0 |
14 |
171,0 |
3 |
61,5 |
29 |
280,8 |
6 |
110,2 |
15 |
140,1 |
3 |
55,8 |
30 |
159,0 |
6 |
69,6 |
Задание 1.
Признак – валовой доход.
Число групп – пять.
Задание 2.
Связь между признаками – валовой доход и расходы на продукты питания.
Задание 3.
По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,683 определите ошибку выборки среднего размера валового дохода и границы, в которых он будет находиться в генеральной совокупности.
Построим интервальный вариационный ряд по признаку «Валовой доход». Для этого найдем сначала ширину интервала h:
h =
где k - это количество интервалов (групп). По условию k = 5.
Ранжируем данные по признаку «Валовой доход» от наименьшего значения к наибольшему. Результаты представлены в таблице 2.1.2.
Таблица 2.1.2.
Группированные данные.
№ домохозяйства п/п |
Валовой доход |
Число членов домохозяйства, чел. |
Расходы на продукты питания |
3 |
22,1 |
1 |
10,2 |
4 |
26,3 |
1 |
12,4 |
1 |
35,8 |
1 |
14,9 |
2 |
65,1 |
1 |
22,2 |
5 |
78 |
2 |
32,2 |
6 |
80 |
2 |
33,2 |
13 |
82 |
2 |
34,2 |
8 |
84 |
2 |
34,8 |
21 |
89,7 |
3 |
40,2 |
7 |
92,4 |
2 |
36,8 |
19 |
113,6 |
3 |
53,1 |
12 |
134 |
2 |
46 |
11 |
137,6 |
2 |
44,4 |
25 |
138 |
4 |
59,2 |
15 |
140,1 |
3 |
55,8 |
20 |
145,5 |
3 |
57,9 |
10 |
150 |
2 |
48,6 |
30 |
159 |
6 |
69,6 |
16 |
161,4 |
3 |
61,5 |
18 |
163,5 |
3 |
59,7 |
9 |
164,2 |
2 |
50,4 |
14 |
171 |
3 |
61,5 |
24 |
192 |
4 |
74,4 |
23 |
202,4 |
4 |
81,2 |
17 |
203,4 |
3 |
69,6 |
22 |
224 |
4 |
80 |
26 |
225 |
5 |
90 |
28 |
243 |
5 |
89 |
29 |
280,8 |
6 |
110,2 |
27 |
292,1 |
5 |
105 |
Ширина интервала составляет:
h =(292,1-22,1)/5 = 54.
Получаются следующие группы:
1) 22,1 – 76,1;
2) 76,1 – 130,1;
3) 130,1 – 184,1;
4) 184,1 – 238,1:
5) 238,1 – 292,1.
Построение ряда распределения
завершается подсчетом
Полученные данные
Таблица 2.1.3
Распределение домохозяйств по группам в зависимости от валового дохода.
Группы |
Число домохозяйств в группе |
Накопленная
частость | |
Единиц |
В % к итогу | ||
76,1 |
4 |
13,3 |
13,3 |
130,1 |
7 |
23,3 |
36,6 |
184,1 |
11 |
36,7 |
73,3 |
238,1 |
5 |
16,7 |
90,0 |
292,1 |
3 |
10,0 |
100,0 |
Итого |
30 |
100 |
Для наглядного представления интервальных рядов распределения используем графическое изображение в виде гистограммы и кумуляты: диаграммы 1 и 2.
Диаграмма 1.
Гистограмма интервальных рядов
Диаграмма 2.
Кумулята интервальных рядов распределения
Средней величиной в статистике называется обобщающий показатель, характеризующий типичный уровень явления в конкретных условиях места и времени, отражающий величину варьирующего признака в расчете на единицу качественно однородной совокупности. Выбор средней определяется экономическим содержанием показателя и исходных данных. В данной задаче в каждую группу объединены одинаковые варианты, т.е. варианты имеют различный вес, поэтому средняя вычисляется:
Группы |
Число домохозяйств в группе |
Середина интервала |
Произведение вариант на частоты | |
Единиц |
В % к итогу | |||
76,1 |
4 |
13,3 |
49,1 |
196,4 |
130,1 |
7 |
23,3 |
103,1 |
721,7 |
184,1 |
11 |
36,7 |
157,1 |
1728,1 |
238,1 |
5 |
16,7 |
211,1 |
1055,5 |
292,1 |
3 |
10,0 |
265,1 |
795,3 |
Итого |
30 |
100 |
4497 |
= 4497 / 30 = 149.9
Мода - это величина признака (варианта), который наиболее часто встречается в данной совокупности, т.e. это варианта, имеющая наибольшую частоту.
где: минимальная граница модального интервала. В нашем случае модальный интервал: от 130,1 до 184,1 (в нем наибольшая частота), значит, 130,1.
- величина модального интервала = h = 54.
частоты модального интервала,
Мо = 130,1 + 54 * (11-7)/( (11-7)+(11-5) ) = 130,1 + 54 * 0,4 = 151,7
Медиана – значение признака, которое лежит в центре упорядоченной совокупности и делит его пополам со значениями признака больше медианы и со значением признака меньше медианы.
Половина суммы частот = 15. По кумуляте определим интервал, в котором находится медиана: от 130,1 до 184,1. До этого интервала сумма накопленных частот = 11 (7+4). Значит, чтобы получить значение медианы, необходимо прибавить еще 4 единицы (15-11). Исходя из предположения, что значение признака распределяется в интервале = 54 равномерно, то 4 единицам будет соответствовать такая величина интервала:
(54 * 4) / 11 = 19,6.
Ме = минимальная граница интервала + полученная величина = 130,1 + 19,6 = 149,7.
Мода |
Медиана |
Средняя |
151,7 |
149,7 |
149,9 |
Все три характеристики отличаются друг от друга незначительно.
I 151.7-149.9 I ≈ 3* I 149.7 – 149.9 I
Связь между признаками – валовой доход и расходы на продукты питания.
С возрастанием значений признака «Валовой доход» (обозначим его за Х) значения признака «Расходы на продукты питания» (зависимая переменная У) также в целом возрастают при наличии некоторых отклонений от этой общей тенденции (см. таблицу 2.1.2.). Следовательно, между признаками возможно наличие прямой корреляционной связи.
Если при изменении xi имеет место закономерное изменение средних арифметических значений распределения признака Y, то статистическая связь называется корреляционной.
При выявлении наличия связи методом аналитической группировки формируется группировка единиц совокупности по факторному признаку Х, а затем для каждой выделенной j-й группы рассчитываются средние значения результативного признака Y. Если при переходе от одной группы к другой средние значения будут меняться с определенной закономерностью – возрастать или убывать, то между признаками X и Y существует корреляционная связь.
Таблица 2.1.4
Зависимость расходов на продукты питания от валового дохода
домохозяйств
Валовой доход (тыс. руб.) |
Число домохозяйств |
Расходы на продукты питания | |
Всего |
В среднем на одно домохозяйство | ||
22,1-76,1 |
4 |
59,7 |
14,9 |
76,1-130,1 |
7 |
264,5 |
37,8 |
130,1-184,1 |
11 |
614,6 |
55,9 |
184,1-238,1 |
5 |
395,2 |
79,0 |
238,1-292,1 |
3 |
304,2 |
101,4 |
Итого |
30 |
1638,2 |
54,6 |
Информация о работе Статистические методы изучения потребления на-селением товаров и услуг