Статистические методы изучения потребления на-селением товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Статистический анализ явлений и процессов, происходящих в социальной жизни общества, осуществляется с помощью специфических для статистики методов - методов обобщающих показателей, дающих числовое измерение количественных и качественных характеристик объекта, связей между ними, тенденций их измерения. Эти показатели отражают социальную жизнь общества, выступающую как предмет исследования социальной статистики.
Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.

Содержание работы

Введе-ние.....…………………………………………………………………………..3
1. Теоретическая часть:
1.1. Общая характеристика потребле-ния………………………………………..5
1.2. Источники данных и задачи изучения статистики потребления населением товаров и ус-луг…………………………………………………………....6
1.3. Основные показатели потребле-ния.……………………...………………...9
1.4. Общее и среднедушевое потребле-ние…………………………………….12
1.5. Показатели конечного потребле-ния……………………………………….14
1.6. Метод выборочного обследования бюджетов домашних хо-зяйств……..16
1.7. Выявление тенденций и закономерностей потребления графическим ме-тодом…………………………………………………………………………19
2. Расчетная часть:
2.1. Задача № 1………………...………………………………………………..21
2.1.1. Задание 1………………………………………………………………22
2.1.2. Задание 2………………………………………………………………27
2.1.3. Задание 3………………………………………………………………31
2.2. Задача № 2 ………………………………………………………………….32
3. Аналитическая часть………………………….……………..………………….36
4. Заключе-ние…………………..……………………………….………………....42
Список литерату-ры…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Statistika_kursovaya_3_kurs.doc

— 480.50 Кб (Скачать файл)

Другим обобщающим стоимостным  показателем потребления выступает  фактическое конечное потребление  домашних хозяйств, отражающее реальную величину, которая обеспечивается как  за счет располагаемого дохода, так  и за счет социальных трансфертов в натуральной форме, предоставляемых населению органами государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Величина фактического конечного потребления отражается на счете использования скорректированного располагаемого дохода. Данный счет характеризует распределение скорректированного располагаемого дохода на фактическое конечное потребление и сбережение.

Основным показателем  служит уровень индивидуального потребления как средний размер потребления определенных товаров и услуг на душу населения. Он рассчитывается в виде отношения годового объема потребленных товаров и услуг по видам средней годовой численности населения как в целом, так и по отдельным его социальным группам: по доходу, возрасту, характеру занятий, полу и другим признакам.

Помимо потребления  товаров и услуг на душу населения  применяется расчет и на условную потребительскую единицу, или эквивалентного потребителя. В качестве таковой признано потребление взрослого мужчины, занятого легким или механизированным трудом. По отношению к нему разработана шкала коэффициентов потребления.

Сравнивание фактического потребления отдельных товаров  с нормативным уровнем позволяет определить уровень удовлетворения населения в данном товаре. Коэффициент удовлетворения потребности в i–м товаре имеет вид:

где q i факт – фактическое потребление i–го товара в среднем на душу населения;

       q i норм – нормативный уровень потребления i–го товара в среднем на душу населения.

Коэффициент показывает, насколько в среднем население удовлетворяет потребность в данном товаре.

Ki = 1 – это нормативное полное удовлетворение потребности в товаре,

Ki < 1 – население фактически не удовлетворяет потребность в данном товаре, и чем ближе Ki к 0, тем больше неудовлетворенность.

Ki > 1 – фактическое потребление данного товара населением превышает норму потребления, т. е. население удовлетворяет потребность в товаре сверх меры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Общее и среднедушевое потребление.

 

Динамика общего и среднедушевого потребления изучается с помощью индексов. По отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы потребления:

  • общего объема потребления i–го товара

 

 

где ∑ qi1 и ∑ qi0 – объемы потребления i–го товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах;

  • среднедушевого потребления i–го товара:

 

 

где N1 и N0 - средняя численность населения за соответствующий отрезок времени в отчетном и базисном периодах.

Разница между числителем и знаменателем индексов показывает абсолютное изменение общего и среднедушевого потребления i–го товара:

∑ qi1  -  ∑ qi0  =      q i


qi1 - qi0  =      q i


Статистика услуг позволяет  определить как общее, так и среднедушевое  потребление отдельных услуг  населением, и для этого чаще всего  используется их стоимостная оценка.

Обеспеченность населения  услугами измеряется так же, как  и товарами: фактическое потребление  услуг в среднем сравнивается с нормативным его значением:


 


где нормативное потребление

 

Аналогично индивидуальным индексам потребления товаров строятся индексы потребления отдельных видов услуг:


 

 

А в расчете на душу населения:


 

 

При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен  на услуги в отчетном и базисном периодах, чтобы можно было определить динамику физического объема их потребления без влияния цены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Показатели конечного потребления

 

Показатели  конечного потребления товаров и услуг, составляющие валовый внутренний продукт, группируются следующим образом:

  1. Расходы на конечное потребление домашних хозяйств,
  2. Расходы на конечное потребление государственных учреждений, обслуживающих домашние хозяйства (на индивидуальные товары), удовлетворяющих коллективные потребности (на коллективные услуги),
  3. Расходы на конечное потребление некоммерческих общественных организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

При определении расходов на конечное потребление домашних хозяйств необходимо различать конечное и промежуточное потребление, перераспределительные платежи и накопления. К конечному потреблению не относятся: покупки домов и квартир, скота, товаров  и услуг для производственных целей и т. д.

Помимо показателя общего конечного потребления используется его величина в расчете на душу населения.

Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам (Кпо.) в агрегатной форме определяется путем сравнения стоимости фактического потребления этих товаров  и услуг ( ∑ qp и

∑ st) со стоимостью их нормативного набора (∑ qнp + ∑ sнt ):


 

 

 

         где р – цена товара,

      q – количество фактически потребленных товаров,

       s – количество фактически потребленных услуг,

       t – фактический тариф за определенную услугу,

       qн – норматив потребления определенного товара в расчете на душу

              населения,

          sн – норматив потребления определенного твида услуг в расчете на ду-

             шу населения,

           N – средняя численность населения за период.

Разность числителя  и знаменателя этого показателя определяет стоимость общего недопотребления  товаров и услуг по сравнению  с нормативным его уровнем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Метод выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств

 

Одним из наиболее важных показателей Статистики потребления  населения и в целом уровня жизни является потребительский бюджет как интегральный социальный норматив потребления населением потребительских товаров и услуг.

Различают минимальный  и рациональный потребительские  бюджеты.

Минимальный потребительский  бюджет определяет минимально допустимый уровень потребления человеком товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение основных физиологических, социально-культурных и иных его потребностей. В отличие от физиологического минимума размер этого бюджета динамичен как по сумме, так и структуре включаемых товаров и услуг.

 Программой обследования бюджетов домашних хозяйств предусмотрен сбор информации, характеризующей не только доходы, но и расходы населения. Расходы домохозяйств включают расходы на потребление и расходы, не связанные с потреблением. К последним относятся налоги, отчисления на пенсии и социальное страхование и другие страховые взносы, денежные переводы, подарки.

Потребительские расходы  охватывают все текущие расходы  на товары и услуги независимо оттого, полностью или частично они были оплачены в течение обследуемого периода и предназначались ли они для потребления внутри домашнего хозяйства. Потребительские расходы состоят из расходов на покупку продуктов питания (в том числе расходы на питание вне дома), алкогольных напитков, непродовольственных товаров и расходов на оплату услуг. В их составе не учитываются покупка ювелирных изделий, оплата материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений. Бесплатные услуги по образованию, медицинские и другие услуги в потребительские расходы не включаются. Потребление продуктов питания учитывается в натуральных единицах и по стоимости.

Натуральные показатели вычисляются в среднем на душу населения или в среднем на потребительскую единицу. К стоимостным  показателям относятся стоимость  питания в домашних хозяйствах, которая  состоит из денежных расходов на покупку продуктов, предназначенных для личного потребления внутри домашнего хозяйства, расходов на питание вне дома и стоимость натуральных поступлений продуктов питания. Кроме того, используются структурные показатели, отражающие долю расходов на питание в потребительских расходах, структуру расходов по видам продуктов питания, и показатели, характеризующие качество питания: его калорийность и содержание белков, жиров и углеводов в потребленных продуктах.

Потребляемые населением товары удовлетворяют различные потребности. По степени их значимости они делятся на:

  • товары первой необходимости (продукты питания, жилье и т. п.),
  • товары менее необходимые (книги, телевизоры, стиральные машины и др.)
  • предметы роскоши (деликатесные продукты питания, особо модная одежда, ювелирные изделия, дорогостоящая мебель и др.).

Структура  потребительских  расходов населения изучается по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств. Структура существенно дифференцируется по социальным группам населения с разными доходами, составу и длительности существования домохозяйства и прочее. У каждой группы населения своя структура и свой определенный тип потребления. Для оценки структурных различий в потребительских расходах можно использовать интегральный коэффициент структурных сдвигов К. Гатева:


 

 

 

где v1 и v0 — доли отдельных видов расходов домохозяйств в отчетном и базисном периодах.

Этот показатель будет  равен нулю, если сравниваемые структуры  остались неизменными; он будет равен единице, если сравниваемые структуры полностью изменились, т. е. О £ Ks £ 1. Его можно применить и для характеристики различий в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, обусловленных дифференциацией доходов населения. В этом случае рассматриваемый коэффициент рассчитывается по следующей формуле:


 

где vj и vi — доли отдельных видов расхода домохозяиств двух разных групп населения в одном из исследуемых периодов;

j и i — номера сравниваемых групп населения по душевому доходу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Выявление тенденций и закономерностей потребления графическим методом

 

При наличии  вариационных рядов по размеру среднедушевого потребления рассчитываются соответствующие характеристики: средние, дисперсии, коэффициенты вариации, асимметрии, эксцесса и др. производится выравнивание по соответствующему закону, что позволяет выявить характер распределения потребления, производить сравнения, агрегировать отдельные товары и услуги в группы. При достаточно большой вариации требуется выделение типических групп. Такая группировка позволяет определить групповые и межгрупповые дисперсии, сравнивать показатели по отдельным группам. Составление графиков дает зрительное представление о характере и свойствах распределения потребления в исследуемой совокупности.

Графический метод плодотворен для выявления тенденций и закономерностей потребления в сочетании с известными характеристиками в динамических рядах (темпами роста, прироста и др.). аналитическое выравнивание рядов по различным функциям дает картину развития процесса потребления, а экстраполяция динамики потребления (при известной осторожности в оценках) позволяет прогнозировать его. Выбор конкретной формы тренда определяется потребляемыми товарами и услугами. По тем товарам и услугам,  по которым потребление и доходы изменяются год от года примерно одинаково, применяется линейная функция

yt = a0 + a1 t.

если потребление  товаров и услуг в силу насыщения  потребности в них все более  отстает от изменения доходов, то выбирается степенная функция

yt = a0 t a1

При обратном соотношении (по мере доходов потребление товаров возрастает все более быстрыми темпами) предпочтительна параболическая функция

yt = a0 + a1 t + a2 t 2 + … + an t n

В изучении потребления  населения применяются и более  сложные математико-статистические методы: факторный анализ, метод главных компонент и др.

Регрессионные методы применяются при исследовании эластичности потребления. Эластичность – мера реагирования одной переменной величины (в данном случае потребления) на изменение другой (цен или дохода). Рассчитывая теоретические или эмпирические коэффициенты эластичности, фиксирующие количественную зависимость потребления от того или иного фактора, при условии, что остальные факторы остаются неизменными. По значениям коэффициента регрессии a1 в уравнении регрессии y = a0 + a1 х можно сделать вывод о том, насколько в среднем изменится у (потребление) при изменении х (дохода) на одну единицу в пределах фактической вариации данного фактора х.

Информация о работе Статистические методы изучения потребления на-селением товаров и услуг