Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 16:25, курсовая работа
Статистический анализ явлений и процессов, происходящих в социальной жизни общества, осуществляется с помощью специфических для статистики методов - методов обобщающих показателей, дающих числовое измерение количественных и качественных характеристик объекта, связей между ними, тенденций их измерения. Эти показатели отражают социальную жизнь общества, выступающую как предмет исследования социальной статистики.
Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.
Введе-ние.....…………………………………………………………………………..3
1. Теоретическая часть:
1.1. Общая характеристика потребле-ния………………………………………..5
1.2. Источники данных и задачи изучения статистики потребления населением товаров и ус-луг…………………………………………………………....6
1.3. Основные показатели потребле-ния.……………………...………………...9
1.4. Общее и среднедушевое потребле-ние…………………………………….12
1.5. Показатели конечного потребле-ния……………………………………….14
1.6. Метод выборочного обследования бюджетов домашних хо-зяйств……..16
1.7. Выявление тенденций и закономерностей потребления графическим ме-тодом…………………………………………………………………………19
2. Расчетная часть:
2.1. Задача № 1………………...………………………………………………..21
2.1.1. Задание 1………………………………………………………………22
2.1.2. Задание 2………………………………………………………………27
2.1.3. Задание 3………………………………………………………………31
2.2. Задача № 2 ………………………………………………………………….32
3. Аналитическая часть………………………….……………..………………….36
4. Заключе-ние…………………..……………………………….………………....42
Список литерату-ры…………………………………………………………………
В таблице 2.1.4 средние значения выпуска продукции меняются с определенной закономерностью, а именно возрастают, следовательно, между валовым доходом и расходами на продукты питания корреляционная связь есть.
Теснота корреляционной связи характеризует степень ее приближения к функциональной связи. Степень тесноты связи зависит от степени варьирования результативного признака Y при фиксированном значении факторного признака Х.
При использовании метода
аналитической группировки
r – линейный коэффициент корреляции;
- эмпирическое корреляционное отношение;
- эмпирический коэффициент
Расчет показателей производится по формулам:
,
,
n- число единиц наблюдения;
- общая дисперсия признака Y ;
где - межгрупповая дисперсия признака Y, которая определяется:
= - ,
где - внутригрупповая дисперсия j-й группы результативных значений j=1,2,3,4,5.
- общая дисперсия признака Y, которая вычисляется по формуле:
Таблица 2.1.5.
Расчет внутригрупповых дисперсий
Группы |
Число домохозяйств, ед. |
Внутригрупповая дисперсия расходов на продукты питания |
22,1-76,1 |
4 |
20,407 |
76,1-130,1 |
7 |
45,047 |
130,1-184,1 |
11 |
53,958 |
184,1-238,1 |
5 |
47,270 |
238,1-292,1 |
3 |
81,387 |
Итого |
30 |
433,308 |
Таблица 2.1.6.
Дисперсии и эмпирические показатели тесноты взаимосвязи
Общая дисперсия |
Средняя из внутригрупповых дисперсий |
Межгрупповая дисперсия |
Эмпирический коэффициент детерминации |
Эмпирическое корреляционное отношение |
644,053 |
49,034 |
595,019 |
0,924 |
0,961 |
Таблица 2.1.7.
Линейный коэффициент корреляции признаков.
Столбец 1 |
Столбец 2 | |
Валовой доход |
1 |
|
Расходы на продукты питания |
0,979 |
1 |
В нашем случае общая дисперсия признака Y, обусловленная влиянием на Y всех факторов, включая X, равна
= 644,0526.
Таким образом, общая дисперсия характеризует вариацию расходов на продукты питания под влиянием всех признаков: и валового дохода, и других неучтенных.
Средняя из внутригрупповых
Межгрупповая дисперсия результативного признака Y, обусловленная влиянием только фактора X –
= 595,019.
Характеризует вариацию расходов на питание под влиянием только одного данного фактора – валового дохода.
Эмпирический коэффициент детерминации (причинности), определяющий силу, то есть оценивающий, насколько вариация результативного признака Y объясняется вариацией фактора X, равен
= 0,924.
Т.е. 92,4 % изменений расходов на продукты питания вызваны изменениями в валовом доходе домохозяйства.
Эмпирическое корреляционное отношение, выступающее как универсальный показатель тесноты связи при любой форме связи (как линейной, так и нелинейной) – в данном случае связь между валовым доходом и расходами на продукты питания очень тесная:
= 0,961.
Линейный коэффициент корреляции, измеряющий тесноту связи в предположении линейности взаимосвязи признаков X и Y –
r = 0, 979.
Для качественной оценки тесноты связи используется шкала Чэддока, в которой значение показателей тесноты связи |r| от 0,9 до 0,99 характеризует связь как весьма высокую. Знак «+» при r указывает направление связи: на прямую линейную зависимость.
По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,683 определить ошибку выборки среднего размера валового дохода и границы, в которых он будет находиться в генеральной совокупности.
Выборочная совокупность n = 30 (2% от N);;
Генеральная совокупность N = 30/2*100 = 1500;
Механический отбор – бесповторный;
Вероятность р = 0,638, значит, коэффициент доверия t = 1.
Доверительный интервал:
Предельная ошибка выборки находится по формуле:
Где средняя ошибка выборки
= 644,0526 – общая дисперсия
4,586 * 1 = 4,586
149,9
С вероятностью 0,638 можно гарантировать, что величина средних расходов на продукты питания во всем районе будет находиться в пределах от 145,31 до 154,48 тыс. руб.
Потребление товаров и услуг населением характеризуется следующими данными:
Таблица 2.2.1.
Потребление населением товаров и услуг
Виды товаров и услуг |
Стоимость товаров и услуг в 3 квартале в текущих ценах, млн. руб. |
Средний индекс 3 квартала ко 2 кварталу, % | |
Цен |
Объема продаж в сопоставимых ценах | ||
Продовольственные товары |
432 |
110 |
95 |
Непродовольственные товары |
690 |
115 |
80 |
Платные услуги |
252 |
130 |
70 |
Определите:
Дайте анализ исчисленных показателей и сделайте выводы.
Для начала рассчитаем цены на товары и услуги во 2-м квартале. Для этого применяем формулу
Р0 = Р1 i / i p i
Где Р1 i – цены в текущем периоде (в нашем случае – 3-й квартал),
Р0 i – цены в базисном периоде (2-й квартал),
Yц - индекс цен в текущем периоде.
Для расчетов использовался табличный процессор Excel пакета Microsoft Office 2003
Результаты расчетов приведены в таблице 2.2.2
Таблица 2.2.2.
Виды товаров и услуг |
Стоимость товаров и услуг в 3 квартале в текущих ценах, млн. руб. (р1) |
Средний индекс 3 квартала ко 2 кварталу, коэффициент |
Стоимость товаров и услуг во 2 квартале в текущих ценах, млн. руб. (p0) | |
Цен (i р0 ) |
Объема продаж в сопоставимых ценах (i q ) | |||
Продовольственные товары |
432 |
1,10 |
0,95 |
393 |
Непродовольственные товары |
690 |
1,15 |
0,80 |
600 |
Платные услуги |
252 |
1,30 |
0,70 |
194 |
1. Общий индекс цен на товары и услуги.
Значит, общий индекс равен
Iпц = 1138.8 / 989.15 = 1.151.
Индекс показывает увеличение цен на все товары и услуги в среднем на 15,1 % в 3 квартале по сравнению со 2 кварталом.
2. Индекс
покупательной способности
Yпср = 1 / Yпц .
Таким образом, для продовольственных товаров
Yпср = 1 / 1,15 = 0,869 или 86,9 %.
Это означает, что покупательная способность рубля снизилась на 13,1 % (100 % - 86,9 %)
3. Общий
индекс физического объема
Значит, индекс физического потребления в сопоставимых ценах
Iq = 0,829
Физический объем потребления продукции в сопоставимых ценах уменьшился на 17,1 % по сравнению с базисным периодом.
4. Общий индекс потребления товаров и услуг в фактических ценах.
Iq = 0,833 – объем потребления товаров и услуг при расчете в фактических ценах уменьшился на 16,4 %.
5. Абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг вследствие:
p i = P1 i * Iq i (I p i – 1)
Информация о работе Статистические методы изучения потребления на-селением товаров и услуг