Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является: анализ статистических методов изучения потребления; применение на практике статистических методов изучения потребления населения в практической части работы; использование статистических методов для анализа потребления населения стран Европы. Поставленные цели достигаются решением следующих задач: изучение понятия статистики потребления; рассмотрение основных показателей, характеризующих потребление; анализ состава потребительской корзины в России; обзор индексных методов изучения потребления; рассмотрение основных моделей потребления;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ ТОВАРОВ И УСЛУГ 4
1.1 Статистическое изучение потребления на макроуровне 4
1.2 Статистика потребления 8
1.3 Прожиточный минимум и потребительский бюджет 13
1.4 Динамика потребления населения и потребительских цен 16
1.5 Модели потребления 21
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 29
Задание 1 29
Задание 2 34
Задание 3 37
Задание 4 37
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине- статистика на тему- статистически.doc

— 951.50 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОУ ВПО ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-КОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

СТАТИСТИКА

 

НА ТЕМУ: СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ  НАСЕЛЕНИЕМ

ТОВАРОВ И УСЛУГ

 

                                                         

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                       ВЫПОЛНИЛА:

                                                                                                                       СТУДЕНТКА Ш КУРСА (ДНЕВНАЯ Ф/О)

                                                                                                                       ФАКУЛЬТЕТ: ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЙ

                                                                                                                       СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

                                                                                                                      

 

                                                                                                                        ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ТЕЙМУРОВА Т.Ю.

 

 

 

 

 

г. Калуга, 2007г. 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.

Основные задачи статистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой Системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.

Целью работы является:

  • анализ статистических методов изучения потребления;
  • применение на практике статистических методов изучения потребления населения в практической части работы;
  • использование статистических методов для анализа потребления населения стран Европы.

Поставленные цели достигаются  решением следующих задач:

  • изучение понятия статистики потребления;
  • рассмотрение основных показателей, характеризующих потребление;
  • анализ состава потребительской корзины в России;
  • обзор индексных методов изучения потребления;
  • рассмотрение основных моделей потребления;
  • анализ уровня валового дохода домохозяйств региона; изучение взаимосвязи между уровнем доходов и расходами на продукты питания;
  • прогнозирование среднего значения валового дохода в генеральной совокупности;
  • изучение потребления населения Европы.

Работа выполнена с  использованием программы Microsoft Office Excel 2007.

 

Статистические  методы изучения потребления населением товаров и услуг

1.1 Статистическое  изучение потребления на макроуровне

 

Обобщение информации, характеризующей потребление населения, представляет собой сложный процесс балансовых разработок, нацеленный на увязку разнообразных источников данных. К основным источникам информации, характеризующим потребление населения, относятся:

  • данные выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, на базе которых строятся натуральные и стоимостные показатели потребления в расчете на душу населения и на потребительскую единицу; изучаются структура, динамика и дифференциация потребления;
  • данные торговой статистики об объеме и структуре розничного товарооборота;
  • баланс денежных доходов и расходов населения по данным финансовой статистики, определяющий соотношение в расходах населения на покупку товаров и услуг и на сбережения;
  • статистика деятельности предприятий и хозяйств (сельскохозяйственные предприятия, крестьянские и фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства и предприятия промышленности, оптовой и розничной торговли и потребкооперации), участвующих в формировании и использовании продовольственных ресурсов.

На ее базе строятся балансы  продовольственных ресурсов, определяется фонд потребления населением основных продуктов питания и рассчитываются натуральные среднедушевые показатели потребления, изучается динамика потребления. В СНС на макроуровне обобщающим стоимостным показателем потребления являются расходы домашних хозяйств на конечное потребление, отражающиеся на счете использования располагаемого дохода и включающие расходы на:

1) конечное потребление  домашних хозяйств (резидентов и  нерезидентов) на экономической территории страны, охватывающее:

  • расходы на покупку потребительских товаров;
  • расходы на оплату потребительских услуг (бытовых, пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, туристско-экскурсионных, образования, культуры, здравоохранения, санаторно-курортных, физической культуры и спорта, правового характера) и финансовых услуг (банков, страховых компаний, организаций по проведению лотерей);
  • конечное потребление товаров и услуг за счет доходов, полученных в натуральной форме в счет оплаты труда;
  • потребление товаров и услуг, произведенных для собственного конечного потребления домашними хозяйствами в некорпоративных предприятиях (сельскохозяйственной продукции, произведенной в крестьянских, фермерских хозяйствах и личном подсобном хозяйстве населения, и жилищных услуг, произведенных для собственного потребления владельцами жилищ);

2) покупку потребительских  товаров и услуг домашними  хозяйствами-резидентами за границей;

3) покупку потребительских  товаров и услуг домашними хозяйствами-нерезидентами на экономической территории страны.

Однако рассмотренный  обобщающий показатель не учитывает  стоимости потребленных населением бесплатных услуг.

Другим обобщающим стоимостным  показателем потребления выступает фактическое конечное потребление домашних хозяйств, отражающее реальную величину, которая обеспечивается как за счет располагаемого дохода, так и за счет социальных трансфертов в натуральной форме, предоставляемых населению органами государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Величина фактического конечного потребления отражается на счете использования скорректированного располагаемого дохода. Данный счет характеризует распределение скорректированного располагаемого дохода на фактическое конечное потребление и сбережение.

Потребление продуктов  питания учитывается в натуральных единицах и по стоимости.

Натуральные показатели вычисляются в среднем на душу населения или в среднем на потребительскую единицу. К стоимостным показателям относятся стоимость питания в домашних хозяйствах, которая состоит из денежных расходов на покупку продуктов, предназначенных для личного потребления внутри домашнего хозяйства, расходов на питание вне дома и стоимость натуральных поступлений продуктов питания. Кроме того, используются структурные показатели, отражающие долю расходов на питание в потребительских расходах, структуру расходов по видам продуктов питания, и показатели, характеризующие качество питания: его калорийность и содержание белков, жиров и углеводов в потребленных продуктах.

Важным показателем  является уровень индивидуального потребления как средний размер потребления на душу населения. Он рассчитывается в виде отношения годового объема потребленных товаров по видам к средней годовой численности населения как в целом, так и по отдельным его социальным группам, группам по доходу, возрасту, характеру занятий, другим признакам.

Для исчисления показателей  обеспеченности населения соответствующими предметами товары разбиваются на 3 группы: товары недлительного пользования (срок использования - до 3-х лет); товары длительного пользования (срок использования - более 3-х лет); товары однократного пользования (продукты питания).

Для ряда товаров длительного  пользования, используемых, как правило, совместно членами домохозяйства, средний уровень потребления преимущественно рассчитывается на домохозяйство в натуральных единицах, а обеспеченность понимают, как степень распространенности данных товаров в личном пользовании граждан. Такого рода показатели лишь косвенно характеризуют потребление. Точнее раскрывает обеспеченность населения товарами длительного пользования показатель, используемый в зарубежной практике: он определяется долей домохозяйств, владеющих как минимум одним предметом данного вида (например, одним холодильником, одним телевизором и т. д.), и вычисляется как отношение числа домашних хозяйств, имеющих данный вид предмета, к общему их числу.

Потребляемые населением товары удовлетворяют различные  потребности. По степени их значимости они делятся на товары первой необходимости (продукты питания, жилье и т. п.), товары, менее необходимые (книги, телевизоры, стиральные машины и др.), предметы роскоши (деликатесные продукты питания, особо модная одежда, ювелирные изделия, дорогостоящая мебель и др.).

Возрастающую роль в  потреблении населения играют разнообразные услуги. Оценка их имеет свою специфику. Услуги – особый вид потребительской стоимости, существующей в форме полезной деятельности для человека и общества. Время производства услуг совпадает со временем их потребления.

В статистике потребления  объектом исследования выступают лишь услуги, оказываемые населению, удовлетворяющие потребности человека. Услуги же коллективного характера, удовлетворяющие общественные потребности (в сфере управления, обороны, правопорядка, науки и т. п.), к этой группе не относятся, хотя согласно международным статистическим стандартам они включаются в объем валового выпуска (производства) и потребления (промежуточного и конечного) услуг и отражаются в счетах производства и использования доходов Системы национальных счетов, в том числе и сектора домашних хозяйств.

В объеме услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются два вида услуг, включаемых по счету производства в общий выпуск товаров и услуг. Это услуги по проживанию в собственном жилище (они оцениваются приближенно, в размере затрат на обеспечение проживания в жилище) и домашние услуги, производимые наемными работниками (слугами, поварами, садовниками и т. п.). Их стоимость определяется оплатой труда этих работников, включая и все виды компенсаций в натуральной форме (питание, жилье и т. п.).

Текущая статистика не располагает  данными об услугах, оказываемых населению частными лицами. На практике эта информация собирается в результате выборочного обследования семейных бюджетов, программа которого предусматривает соответствующую статью. Эта информация распространяется на всю совокупность семей и используется для нужд статистики потребления населения и национального счетоводства.

1.2 Статистика  потребления

 

Сравнение фактического потребления отдельных товаров  с нормативным уровнем позволяет  определить уровень удовлетворения потребности населения в данном товаре. Коэффициент удовлетворения потребности в i-м товаре имеет вид:

где qi факт – фактическое потребление i-го товара в среднем на душу населения;

qi норм – нормативный уровень потребления i-го товара в среднем на душу населения, здесь

где  – объем потребления i-го товара за определенный период;

N – средняя численность населения за тот же период);

если имеются нормативы  потребления по группам населения, то

 где 

qi норм – нормативный уровень потребления i-го товара в m-ной группе;

Nm – средняя численность населения m-ной потребительской группы.

Динамика общего и  среднедушевого потребления изучается  с помощью индексов. По отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления:

общего объема потребления i-го товара

где åqi1 и åqi0 - объемы потребления i-го товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах;

среднедушевого потребления i-го товара

где N1 и N0 – средняя численность населения за соответствующий отрезок времени в отчетном и базисном периодах.

Разница между числителем и знаменателем индексов показывает абсолютное изменение общего и среднедушевого потребления i-го товара:

Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг