Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является: анализ статистических методов изучения потребления; применение на практике статистических методов изучения потребления населения в практической части работы; использование статистических методов для анализа потребления населения стран Европы. Поставленные цели достигаются решением следующих задач: изучение понятия статистики потребления; рассмотрение основных показателей, характеризующих потребление; анализ состава потребительской корзины в России; обзор индексных методов изучения потребления; рассмотрение основных моделей потребления;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ ТОВАРОВ И УСЛУГ 4
1.1 Статистическое изучение потребления на макроуровне 4
1.2 Статистика потребления 8
1.3 Прожиточный минимум и потребительский бюджет 13
1.4 Динамика потребления населения и потребительских цен 16
1.5 Модели потребления 21
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 29
Задание 1 29
Задание 2 34
Задание 3 37
Задание 4 37
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине- статистика на тему- статистически.doc

— 951.50 Кб (Скачать файл)

Статистика услуг позволяет  определить как общее, так и среднедушевое потребление отдельных услуг населением, и для этого чаще всего используется их стоимостная оценка, особенно если речь идет о платных (рыночных) услугах.

Обеспеченность населения услугами измеряется так же, как и товарами: фактическое потребление услуг в среднем на душу населения сравнивается с нормативным (эталонным) его значением:

где 

В случае необходимости  берется среднее нормативное потребление

Аналогично индивидуальным индексам потребления товаров строятся индексы потребления отдельных видов услуг:

в расчете на душу населения

где iN – индекс среднегодовой численности населения.

При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен (тарифов) на услуги в отчетном и базисном периодах, чтобы можно было определить динамику физического объема их потребления при погашении влияния цены. Это достигается или путем прямого использования сопоставимой (базисной) цены, или путем пересчета стоимости потребляемой услуги в отчетном периоде в цены (тарифы) базисного периода, т. е. методом дефлятирования.

Наряду с показателем  расходов на конечное потребление в  аналитических целях введен показатель фактического конечного потребления, представляющий собой стоимость фактически потребленных хозяйственными (институционными) единицами продуктов и услуг независимо от источников финансирования. В целом этот показатель равен показателю расходов на конечное потребление.

Помимо показателя общего конечного потребления с учетом его величины рассчитывается показатель конечного потребления на душу населения. Этот показатель нередко фигурирует в международных сравнениях, хотя в последнее время в статистических публикациях все чаще указывается показатель валового внутреннего продукта на душу населения. Такие средние показатели необходимы лишь как общий фон для системы дифференцированных оценок потребления населения с учетом его доходов, пола и возраста, социального положения, занятий, территории проживания и т. д.

Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским  товарам и услугам (Кпо) в агрегатной форме определяется путем сравнения стоимости фактического потребления этих товаров и услуг åqp и åst) со стоимостью их нормативного набора (åqHp + åsнt):

где р – цена товара;

q – количество фактически потребленных товаров;

s – количество фактически потребленных услуг;

t – фактический тариф за определенную услугу;

qН – норматив потребления определенного товара в расчете надушу населения;

sн – норматив потребления определенного вида услуг в расчете на душу населения;

N – средняя численность населения за период.

Стоимость нормативного набора рассчитывается исходя из установленных норм потребления в среднем на душу населения (норм, заложенных в нормативный потребительский бюджет) и численности населения.

Разность числителя  и знаменателя Кпо определяет стоимость общего недопотребления товаров и услуг по сравнению с нормативным его уровнем. Однако они приводят к искажению истинной величины недопотребления. В связи с этим предлагается расчет показателя удовлетворения потребностей на душу населения:

При этом каждое фактическое  потребление товаров и услуг  принимается в объеме не выше нормативного, и, следовательно, критериальным значением КПД будет 1,0. Разность значений числителя и знаменателя Кпд покажет истинный размер недопотребления в среднем на душу населения по сравнению с нормативным уровнем: умножив эту разность на среднюю численность населения N, получим размер недопотребления в целом.

Оба показателя удовлетворения потребностей (общий и на душу населения) можно исчислить и в форме  средней арифметической величины, где в качестве осредняемых величин выступят индивидуальные (по видам товаров и услуг) коэффициенты удовлетворения потребностей населения, а весами – доля стоимости нормативного потребления каждого вида товаров и услуг в общей стоимости всего их набора. Это позволяет провести сравнительную оценку индивидуальных коэффициентов и, более того, выявить влияние каждого из них на общий показатель. Их можно представить следующим образом:

где

Существенным фактором, воздействующим на уровень удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, выступает насыщенность ими потребительского рынка, измеряемая коэффициентом и индексом насыщенности:

Коэффициент насыщенности определяется по данным наблюдения органами государственной статистики за изменением цен основных продовольственных и непродовольственных товаров по выборочной сети магазинов в 130 городах. Он рассчитывается как отношение количества городов, в которых на момент регистрации цен товар был в продаже, к общему числу обследуемых городов. Данный показатель не учитывает наличие товаров в неорганизованной торговле – на городских и неформальных рынках.

Индекс насыщенности определяется как соотношение коэффициентов насыщенности за соответствующие периоды с учетом сопоставимости ассортимента товаров.

Важной задачей  статистики является исследование структуры потребления населения. У каждой группы населения своя структура и свой определенный тип потребления. Для оценки структурных различий в потребительских расходах можно использовать интегральный коэффициент структурных сдвигов К. Гатева (Болгария):

где v1 и v0 – доли отдельных видов расходов домохозяйств в отчетном и базисном периодах.

Этот показатель будет  равен нулю, если сравниваемые структуры остались неизменными; он будет равен единице, если сравниваемые структуры полностью изменились, т. е. О £ Ks £ 1. Его можно применить и для характеристики различий в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, обусловленных дифференциацией доходов населения. В этом случае рассматриваемый коэффициент рассчитывается по следующей формуле:

где vj и vi – доли отдельных видов расхода домохозяйств двух разных групп населения в одном из исследуемых периодов;

j и i – номера сравниваемых групп населения по душевому доходу.

1.3 Прожиточный минимум и потребительский бюджет

 

Одним из наиболее важных показателей Статистики потребления населения и в целом уровня жизни является потребительский бюджет как интегральный социальный норматив потребления населением потребительских товаров и услуг.

Различают минимальный  и рациональный потребительские  бюджеты.

Минимальный потребительский бюджет определяет минимально допустимый уровень потребления человеком товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение основных физиологических, социально-культурных и иных его потребностей. В отличие от физиологического минимума размер этого бюджета динамичен как по сумме, так и структуре включаемых товаров и услуг.

Существуют следующие  подходы к определению и измерению минимального потребительского бюджета: абсолютный, относительный, субъективный. При абсолютном подходе рассчитывается величина прожиточного минимума как стоимостной оценки основных потребностей, которые устанавливаются нормативным методом с помощью научно разработанных нормативов потребления. При относительном подходе определяется минимальный потребительский бюджет (МПБ) статистическим методом исходя из фактически сложившегося потребления в домохозяйствах с низкими доходами. При субъективном подходе уровень низких доходов находится путем опроса общественного мнения.

Измерение ПМ или МПБ  представляет собой комбинированный расчет, выполняемый рядом министерств. Разработкой нормативов питания занимается Академия медицинских наук РФ; расчетами стоимости потребительской корзины – Госкомстат РФ, а определением ПМ – Министерство труда и социального развития РФ. Регулярные расчеты прожиточного минимума в России ведутся с 1992 г. Первоначально потребительская корзина включала 19 продуктов питания (до 1997 г.) и 25 (с 1997 г. по настоящее время). В феврале 1999 г. Правительство РФ утвердило Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, в которых, кроме продовольственной корзины из 31 продукта питания, предусмотрены минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг. Состав минимального набора определяется с учетом:

  • научных рекомендаций по минимальным объемам потребления товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
  • фактического объема потребления в малоимущих семьях;
  • состава населения, размера и структуры семей и уровня доходов;
  • объективных различий в потреблении в субъектах РФ, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями.

 

1. Продукты  питания1

Наименование

Единица измерения

Объем потребления  в среднем на одного человека в  год

Трудоспособное  население

пенсионеры

дети

Хлебные продукты (хлеб   и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы,бобовые)

кг

133,7

103,7

84,0

Картофель

кг

107,6

80,0

107,4

Овощи и бахчевые

кг

97,0

92,0

108,7

Фрукты свежие

кг

23,0

22,0

51,9

Сахар кондитерские изделия в пересчете на сахар

кг

22,2

21,2

25,2

Мясопродукты

кг

37,2

31,5

33,7

Рыбопродукты

кг

16,0

15,0    

14,0

Молоко и  молокопродукты     в пересчете  на молоко

кг

238,2

218,9

325,2

Яйца

штука

200,0

180,0

193,0

Масло растительное, маргарин и другие жиры

кг

13,8

11,0

10,0

Прочие продукты (соль, чай, специи)

кг

4,9

4,2

3,6


 

2. Непродовольственные  товары

Наименование

Единица измерения

Объем потребления  в среднем на одного человека в  год

Трудоспособное  население

пенсионеры

дети

 Верхняя  пальтовая группа

штук/лет

3/7,6

3/8,7

3/2,6

 Верхняя  костюмно платьевая группа   

штук/лет

8/4,2

8/5,0

11/2,0

 Белье               

штук/лет

9/2,4

10/2,9

11/1,8

 Чулочно-носочные  изделия    

пар/лет

7/1,4

4/1,9

6/1,3

 Головные  уборы и галантерейные изделия

штук/лет

5/5,0

4/5,6

4/2,8

 Обувь                

пар/лет

6/3,2

6/3,5

7/1,8

 Школьно-письменные  товары

штук/лет

3/1,0

3/1,0

27/1,0

 Постельное  белье    

штук/лет

14/7,0

14/7,0

14/7,0

 Товары культурно-Бытового  и хозяйственного назначения    

штук/лет

19/10,5

19/10,5

19/10,5

 Предметы первой необходимости, санитарии и лекарств

процентов от общей  величины расходов на непродовольственные  товары в месяц

10

15

12


 

3. Услуги

Наименование

Единица измерения

Объем потребления  в среднем на одного человека в  год

Трудоспособное  население

пенсионеры

дети

Жилье           

кв. м общей  площади

18

18

18

 Центральное       отопление

Гкал в год

6,7

6,7

6,7

 Холодное  и горячее е водоснабжение  и водоотведение       

л в сутки

285

285

285

 Газоснабжение    

куб. м в месяц

10

10

10

 Электроэнергия  

кВт.ч в месяц

50

50

50

 Транспортные  услуги      

поездок в год

619

150

396

 Услуги культуры 

процентов от общей  величины расходов ну услуги в месяц

5

5

5

Другие виды   

процентов от общей  величины расходов ну услуги в месяц

15

15

15

Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг