Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:45, курсовая работа
Целью работы является: анализ статистических методов изучения потребления; применение на практике статистических методов изучения потребления населения в практической части работы; использование статистических методов для анализа потребления населения стран Европы. Поставленные цели достигаются решением следующих задач: изучение понятия статистики потребления; рассмотрение основных показателей, характеризующих потребление; анализ состава потребительской корзины в России; обзор индексных методов изучения потребления; рассмотрение основных моделей потребления;
ВВЕДЕНИЕ 3
СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ ТОВАРОВ И УСЛУГ 4
1.1 Статистическое изучение потребления на макроуровне 4
1.2 Статистика потребления 8
1.3 Прожиточный минимум и потребительский бюджет 13
1.4 Динамика потребления населения и потребительских цен 16
1.5 Модели потребления 21
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 29
Задание 1 29
Задание 2 34
Задание 3 37
Задание 4 37
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
Статистика услуг позволяет определить как общее, так и среднедушевое потребление отдельных услуг населением, и для этого чаще всего используется их стоимостная оценка, особенно если речь идет о платных (рыночных) услугах.
Обеспеченность населения
где
В случае необходимости берется среднее нормативное потребление
Аналогично индивидуальным индексам потребления товаров строятся индексы потребления отдельных видов услуг:
в расчете на душу населения
где iN – индекс среднегодовой численности населения.
При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен (тарифов) на услуги в отчетном и базисном периодах, чтобы можно было определить динамику физического объема их потребления при погашении влияния цены. Это достигается или путем прямого использования сопоставимой (базисной) цены, или путем пересчета стоимости потребляемой услуги в отчетном периоде в цены (тарифы) базисного периода, т. е. методом дефлятирования.
Наряду с показателем расходов на конечное потребление в аналитических целях введен показатель фактического конечного потребления, представляющий собой стоимость фактически потребленных хозяйственными (институционными) единицами продуктов и услуг независимо от источников финансирования. В целом этот показатель равен показателю расходов на конечное потребление.
Помимо показателя общего конечного потребления с учетом его величины рассчитывается показатель конечного потребления на душу населения. Этот показатель нередко фигурирует в международных сравнениях, хотя в последнее время в статистических публикациях все чаще указывается показатель валового внутреннего продукта на душу населения. Такие средние показатели необходимы лишь как общий фон для системы дифференцированных оценок потребления населения с учетом его доходов, пола и возраста, социального положения, занятий, территории проживания и т. д.
Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам (Кпо) в агрегатной форме определяется путем сравнения стоимости фактического потребления этих товаров и услуг åqp и åst) со стоимостью их нормативного набора (åqHp + åsнt):
где р – цена товара;
q – количество фактически потребленных товаров;
s – количество фактически потребленных услуг;
t – фактический тариф за определенную услугу;
qН – норматив потребления определенного товара в расчете надушу населения;
sн – норматив потребления определенного вида услуг в расчете на душу населения;
N – средняя численность населения за период.
Стоимость нормативного набора рассчитывается исходя из установленных норм потребления в среднем на душу населения (норм, заложенных в нормативный потребительский бюджет) и численности населения.
Разность числителя и знаменателя Кпо определяет стоимость общего недопотребления товаров и услуг по сравнению с нормативным его уровнем. Однако они приводят к искажению истинной величины недопотребления. В связи с этим предлагается расчет показателя удовлетворения потребностей на душу населения:
При этом каждое фактическое потребление товаров и услуг принимается в объеме не выше нормативного, и, следовательно, критериальным значением КПД будет 1,0. Разность значений числителя и знаменателя Кпд покажет истинный размер недопотребления в среднем на душу населения по сравнению с нормативным уровнем: умножив эту разность на среднюю численность населения N, получим размер недопотребления в целом.
Оба показателя удовлетворения потребностей (общий и на душу населения) можно исчислить и в форме средней арифметической величины, где в качестве осредняемых величин выступят индивидуальные (по видам товаров и услуг) коэффициенты удовлетворения потребностей населения, а весами – доля стоимости нормативного потребления каждого вида товаров и услуг в общей стоимости всего их набора. Это позволяет провести сравнительную оценку индивидуальных коэффициентов и, более того, выявить влияние каждого из них на общий показатель. Их можно представить следующим образом:
где
Существенным фактором, воздействующим на уровень удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, выступает насыщенность ими потребительского рынка, измеряемая коэффициентом и индексом насыщенности:
Коэффициент насыщенности определяется по данным наблюдения органами государственной статистики за изменением цен основных продовольственных и непродовольственных товаров по выборочной сети магазинов в 130 городах. Он рассчитывается как отношение количества городов, в которых на момент регистрации цен товар был в продаже, к общему числу обследуемых городов. Данный показатель не учитывает наличие товаров в неорганизованной торговле – на городских и неформальных рынках.
Индекс насыщенности определяется как соотношение коэффициентов насыщенности за соответствующие периоды с учетом сопоставимости ассортимента товаров.
Важной задачей статистики является исследование структуры потребления населения. У каждой группы населения своя структура и свой определенный тип потребления. Для оценки структурных различий в потребительских расходах можно использовать интегральный коэффициент структурных сдвигов К. Гатева (Болгария):
где v1 и v0 – доли отдельных видов расходов домохозяйств в отчетном и базисном периодах.
Этот показатель будет равен нулю, если сравниваемые структуры остались неизменными; он будет равен единице, если сравниваемые структуры полностью изменились, т. е. О £ Ks £ 1. Его можно применить и для характеристики различий в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, обусловленных дифференциацией доходов населения. В этом случае рассматриваемый коэффициент рассчитывается по следующей формуле:
где vj и vi – доли отдельных видов расхода домохозяйств двух разных групп населения в одном из исследуемых периодов;
j и i – номера сравниваемых групп населения по душевому доходу.
Одним из наиболее важных показателей Статистики потребления населения и в целом уровня жизни является потребительский бюджет как интегральный социальный норматив потребления населением потребительских товаров и услуг.
Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты.
Минимальный потребительский бюджет определяет минимально допустимый уровень потребления человеком товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение основных физиологических, социально-культурных и иных его потребностей. В отличие от физиологического минимума размер этого бюджета динамичен как по сумме, так и структуре включаемых товаров и услуг.
Существуют следующие
подходы к определению и
Измерение ПМ или МПБ представляет собой комбинированный расчет, выполняемый рядом министерств. Разработкой нормативов питания занимается Академия медицинских наук РФ; расчетами стоимости потребительской корзины – Госкомстат РФ, а определением ПМ – Министерство труда и социального развития РФ. Регулярные расчеты прожиточного минимума в России ведутся с 1992 г. Первоначально потребительская корзина включала 19 продуктов питания (до 1997 г.) и 25 (с 1997 г. по настоящее время). В феврале 1999 г. Правительство РФ утвердило Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, в которых, кроме продовольственной корзины из 31 продукта питания, предусмотрены минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг. Состав минимального набора определяется с учетом:
1. Продукты питания1
Наименование |
Единица измерения |
Объем потребления в среднем на одного человека в год | ||
Трудоспособное население |
пенсионеры |
дети | ||
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы,бобовые) |
кг |
133,7 |
103,7 |
84,0 |
Картофель |
кг |
107,6 |
80,0 |
107,4 |
Овощи и бахчевые |
кг |
97,0 |
92,0 |
108,7 |
Фрукты свежие |
кг |
23,0 |
22,0 |
51,9 |
Сахар кондитерские изделия в пересчете на сахар |
кг |
22,2 |
21,2 |
25,2 |
Мясопродукты |
кг |
37,2 |
31,5 |
33,7 |
Рыбопродукты |
кг |
16,0 |
15,0 |
14,0 |
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко |
кг |
238,2 |
218,9 |
325,2 |
Яйца |
штука |
200,0 |
180,0 |
193,0 |
Масло растительное, маргарин и другие жиры |
кг |
13,8 |
11,0 |
10,0 |
Прочие продукты (соль, чай, специи) |
кг |
4,9 |
4,2 |
3,6 |
2. Непродовольственные товары
Наименование |
Единица измерения |
Объем потребления в среднем на одного человека в год | ||
Трудоспособное население |
пенсионеры |
дети | ||
Верхняя пальтовая группа |
штук/лет |
3/7,6 |
3/8,7 |
3/2,6 |
Верхняя костюмно платьевая группа |
штук/лет |
8/4,2 |
8/5,0 |
11/2,0 |
Белье |
штук/лет |
9/2,4 |
10/2,9 |
11/1,8 |
Чулочно-носочные изделия |
пар/лет |
7/1,4 |
4/1,9 |
6/1,3 |
Головные уборы и галантерейные изделия |
штук/лет |
5/5,0 |
4/5,6 |
4/2,8 |
Обувь |
пар/лет |
6/3,2 |
6/3,5 |
7/1,8 |
Школьно-письменные товары |
штук/лет |
3/1,0 |
3/1,0 |
27/1,0 |
Постельное белье |
штук/лет |
14/7,0 |
14/7,0 |
14/7,0 |
Товары культурно-Бытового
и хозяйственного назначения |
штук/лет |
19/10,5 |
19/10,5 |
19/10,5 |
Предметы первой необходимости, санитарии и лекарств |
процентов от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц |
10 |
15 |
12 |
3. Услуги
Наименование |
Единица измерения |
Объем потребления в среднем на одного человека в год | ||
Трудоспособное население |
пенсионеры |
дети | ||
Жилье |
кв. м общей площади |
18 |
18 |
18 |
Центральное отопление |
Гкал в год |
6,7 |
6,7 |
6,7 |
Холодное и горячее е водоснабжение и водоотведение |
л в сутки |
285 |
285 |
285 |
Газоснабжение |
куб. м в месяц |
10 |
10 |
10 |
Электроэнергия |
кВт.ч в месяц |
50 |
50 |
50 |
Транспортные услуги |
поездок в год |
619 |
150 |
396 |
Услуги культуры |
процентов от общей величины расходов ну услуги в месяц |
5 |
5 |
5 |
Другие виды |
процентов от общей величины расходов ну услуги в месяц |
15 |
15 |
15 |
Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг