Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:45, курсовая работа
Целью работы является: анализ статистических методов изучения потребления; применение на практике статистических методов изучения потребления населения в практической части работы; использование статистических методов для анализа потребления населения стран Европы. Поставленные цели достигаются решением следующих задач: изучение понятия статистики потребления; рассмотрение основных показателей, характеризующих потребление; анализ состава потребительской корзины в России; обзор индексных методов изучения потребления; рассмотрение основных моделей потребления;
ВВЕДЕНИЕ 3
СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ ТОВАРОВ И УСЛУГ 4
1.1 Статистическое изучение потребления на макроуровне 4
1.2 Статистика потребления 8
1.3 Прожиточный минимум и потребительский бюджет 13
1.4 Динамика потребления населения и потребительских цен 16
1.5 Модели потребления 21
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 29
Задание 1 29
Задание 2 34
Задание 3 37
Задание 4 37
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
С* – структура расходов в группе домохозяйств с доходом I*;
w* – частота (частость) распределения семей с доходом I*.
Немецкий статистик Э. Энгель в конце XIX в. сформулировал и построил модели зависимости потребления от дохода, по которым с ростом дохода доля расходов на питание сокращается; доля расходов на одежду и жилище не изменяется; доля затрат на образование и лечение возрастает (закон Эигеля).
Для различных видов товаров кривые Энгеля, характеризующие зависимость потребления (у) от дохода (z), имеют следующий вид:
а) для малоценных продуктов питания (хлеба и картофеля) зависимость потребления от дохода описывается уравнением равносторонней гиперболы:
б) при пропорциональном изменении потребления (одежды, фруктов) и дохода функция Энгеля приобретает линейный вид:
в) по мере роста дохода потребление товаров первой необходимости отстает от роста дохода, а зависимость описывается степенной функцией:
где параметр а1 трактуется как эластичность потребления от дохода;
г) потребление предметов роскоши описывается уравнением параболы второго порядка
Позже были найдены и другие эмпирические "законы" потребления: закон Швабе (1868 г.) – чем беднее семья, тем большая доля расходов тратится на жилище. Закон Райта (1875 г.) – чем выше доход, тем выше уровень сбережений и доля их в расходах. Закон Жини – если продовольственные расходы растут или убывают в арифметической прогрессии, то другие виды расходов стремятся измениться в обратном направлении и в геометрической прогрессии.
Регрессионные модели применяются и при исследовании эластичности потребления. Эластичность – мера реагирования одной переменной величины (в данном случае потребления) на изменение другой (цен или дохода). Рассчитываются теоретические и эмпирические коэффициенты эластичности, фиксирующие количественную зависимость потребления от того или иного фактора (наиболее часто от изменения уровня доходов), при условии, что остальные факторы потребления остаются неизменными. По значениям коэффициента регрессии а1 в уравнении регрессии
можно сделать вывод о том, насколько в среднем изменится у (потребление) при изменении х (дохода) на одну единицу в пределах фактической вариации данного фактора х.
Коэффициент эластичности потребления (Э) показывает, на сколько процентов в среднем изменится величина у с изменением величины х на один процент.
Динамическая модель потребления с учетом запасов разработана X. Хаутеккером и Л. Тейлором
Сj = а0 + а1З + а2I + ε,
где Сj – потребление;
З – запас товара или привычка к его потреблению;
I – доход;
ε – случайная составляющая.
Динамические модели спроса характеризуют зависимость динамики потребления (Сj) от цены (р) и фактора времени (t):
Сj = φ(р, t)
Коэффициенты эластичности спроса от цен отрицательны (для товаров неэластичного спроса > -1, со средней эластичностью = -1, с высокой эластичностью < -1 ).
К простейшим моделям спроса от цены относится модель
Cj = a0 + a1pj + a2t
или модель с учетом соотношения в индексах цен
где Сj – спрос на данный товар;
pj – цена на данный товар;
Jpj/Jp – компаративный индекс цен, характеризующий соотношение изменения цен изданный товар и общего индекса цен.
Различают прямые и перекрестные коэффициенты эластичного спроса от цены. Прямые коэффициенты эластичности спроса от цены характеризуют, на сколько процентов изменяется спрос от его среднего значения при изменении цены на данный товар на 1% среднего уровня:
Прямые коэффициенты эластичности отрицательны. Исключение составляет рост спроса на благо низшего порядка при росте цен и дефиците товаров (эффект Гиффена).
Однако спрос на товар зависит не только от цены на данный товар, но и от уровня цен на другие (заменяемые или сопутствующие) товары.
Перекрестные коэффициенты эластичности показывают, на сколько процентов изменится спрос на данный товар при изменении цены на другой товар на 1% при условии, что остальные цены и доход не изменятся и останутся на уровне средней по совокупности домохозяйств.
где pj – цена товара j;
Сi – спрос на товар i.
Факторные модели покупательного спроса (аналитические) характеризуют зависимость потребления от уровня и состава денежных доходов, уровня цен и соотношения индексов цен. а также от социально-демографического состава и размера домохозяйства.
После изучения дифференциации
доходов и эластичности потребления
всего населения более
На макроуровне зависимость объема потребления от дохода отражается в функции потребления. Дж. Кейнсом выявлено соотношение между обобщенными показателями дохода, потребления, капиталовложений и сбережений, состоящего в том, что в случае повышения дохода потребление тоже растет, но с меньшей скоростью. При определенном уровне потребления возникают сбережения.
Рассмотренные модели представляют классический вариант моделей потребления.
Вариант 6
Имеются следующие выборочные данные (выборка 2 % -ная, механическая) о валовых доходах и расходах на продукты питания домохозяйств одного из районов, тыс.руб.
таблица 1 | |||
Выборочные данные о потреблении | |||
№ домохозяйства п/п |
Валовой доход |
Число членов домохозяйства, чел. |
Расходы на продукты питания |
1 |
35,8 |
1 |
14,9 |
2 |
65,1 |
1 |
22,2 |
3 |
22,1 |
1 |
10,2 |
4 |
26,3 |
1 |
12,4 |
5 |
78 |
2 |
32,2 |
6 |
80 |
2 |
33,2 |
7 |
92,4 |
2 |
36,8 |
8 |
84 |
2 |
34,8 |
9 |
164,2 |
2 |
50,4 |
10 |
160 |
2 |
48,6 |
11 |
137,6 |
2 |
44,4 |
12 |
134 |
2 |
46 |
13 |
82 |
2 |
34,2 |
14 |
171 |
3 |
61,5 |
15 |
140,1 |
3 |
65,8 |
16 |
161,4 |
3 |
61,5 |
17 |
203,4 |
3 |
69,6 |
18 |
163,5 |
3 |
59,7 |
19 |
113,6 |
3 |
53,1 |
20 |
145,5 |
3 |
57,9 |
21 |
89,7 |
3 |
40,2 |
22 |
224 |
4 |
80 |
23 |
202,4 |
4 |
81,2 |
24 |
192 |
4 |
74,4 |
25 |
138 |
4 |
59,2 |
26 |
225 |
5 |
90 |
27 |
292,1 |
5 |
106 |
28 |
243 |
5 |
89 |
29 |
280,8 |
6 |
110,2 |
30 |
159 |
6 |
69,6 |
Произведем группировку домохозяйств по уровню валового дохода. Структурная группировка – это разделение совокупности единиц по одному или нескольким существенным признакам на однородные группы, различающиеся между собой в качественном и количественном отношении и позволяющие изучить структуру (внутреннее строение) совокупности. Простейшим видом структурной группировки являются ряды распределения – группировки, в которых для характеристики групп применяется лишь один признак – численность группы.
При группировке с равными интервалами величина интервала рассчитывается по формуле:
тыс.руб.
Получим следующие группы домохозяйств по уровню доходов:
таблица 2 | ||
Границы интервалов домохозяйств по уровню доходов | ||
нижняя |
верхняя | |
22,1 |
76,1 | |
76,1 |
130,1 | |
130,1 |
184,1 | |
184,1 |
238,1 | |
238,1 |
292,1 |
Произведем группировку предприятий отрасли на основе полученных групп:
таблица 3 | |||
Интервальный ряд распределения по уровню дохода | |||
№ группы |
Группы домохозяйств по уровню дохода, тыс.руб. |
Количество домохозяйств в группе (n) |
Накопленная частота группы |
1 |
22,1 - 76,1 |
4 |
4 |
2 |
76,1 - 130,1 |
7 |
11 |
3 |
130,1 - 184,1 |
11 |
22 |
4 |
184,1 - 238,1 |
5 |
27 |
5 |
238,1 - 292,1 |
3 |
30 |
Для наглядного представления интервального ряда распределения построим его их графическое изображение в виде гистограммы .
Гистограмма – столбиковая диаграмма, для построения которой на оси абсцисс откладывают отрезки, равные величине интервалов вариационного ряда. На отрезках строят прямоугольники, высота которых в принятом масштабе по оси ординат соответствует частотам (или частостям). Чем большее количество интервалов имеет ряд, тем более зазубренною будет гистограмма, чем меньшее – тем более «гладкой» она выглядит, однако при этом могут скрадываться характерные черты распределения и пропасть некоторые его подробности.
Оценим полученный ряд распределения.
Для расчета основных характеристик используем разработочную таблицу 4.
Показатели положения описывают положение в первичном ряде данных тех или иных вариантов значений признака, характеризующих ряд. К ним относятся:
Для характерно свойство: ,
тыс.руб.
Для интервальных вариационных рядов мода находится по формуле:
тыс.руб.
Для интервальных вариационных рядов медиана находится по формуле:
тыс.руб.
Для Me характерно свойство:
таблица 4 | |||||||
Расчет основных показателей ряда распределения | |||||||
№ группы |
Группы домохозяйств по уровню дохода, тыс.руб. |
Количество домохозяйств в группе (n) |
Середина интервала (Xсер) |
n*Xсер |
(Хсер-Хср) |
(Хсер-Хср) 2 |
n*(Хсер-Хср)2 |
1 |
22,1 - 76,1 |
4 |
49,10 |
196,4 |
-101 |
10160,64 |
40 642,56 |
2 |
76,1 - 130,1 |
7 |
103,10 |
721,7 |
-47 |
2190,24 |
15 331,68 |
3 |
130,1 - 184,1 |
11 |
157,10 |
1728,1 |
7 |
51,84 |
570,24 |
4 |
184,1 - 238,1 |
5 |
211,10 |
1055,5 |
61 |
3745,44 |
18 727,20 |
5 |
238,1 - 292,1 |
3 |
265,10 |
795,3 |
115 |
13271,04 |
39 813,12 |
Сумма |
30 |
4497 |
36 |
29419,20 |
115 084,80 | ||
Среднее арифметическое (Xср) |
=сумма (n*Xсер)/N |
149,90 |
|||||
Среднее квадратическое отклонение (σ2) |
= сумма (n*(Хсер-Хср)2/N) |
3836,16 |
|||||
Дисперсия (σ) |
= Корень [сумма (n*(Хсер-Хср)2/N)] |
61,94 |
|||||
Вариация (V) |
= Дисперсия / среднее арифметическое *100 % |
41,32 |
Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг