Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:45, курсовая работа
Целью работы является: анализ статистических методов изучения потребления; применение на практике статистических методов изучения потребления населения в практической части работы; использование статистических методов для анализа потребления населения стран Европы. Поставленные цели достигаются решением следующих задач: изучение понятия статистики потребления; рассмотрение основных показателей, характеризующих потребление; анализ состава потребительской корзины в России; обзор индексных методов изучения потребления; рассмотрение основных моделей потребления;
ВВЕДЕНИЕ 3
СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ ТОВАРОВ И УСЛУГ 4
1.1 Статистическое изучение потребления на макроуровне 4
1.2 Статистика потребления 8
1.3 Прожиточный минимум и потребительский бюджет 13
1.4 Динамика потребления населения и потребительских цен 16
1.5 Модели потребления 21
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 29
Задание 1 29
Задание 2 34
Задание 3 37
Задание 4 37
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
Показатели вариации (колеблемости) признака описывают степень рассеяния вариантов значений признака относительно своего центра (или Ме). Различают показатели размера и интенсивности вариации. К показателям размера вариации относятся:
тыс.руб.2
тыс.руб.
Была произведена группировка домохозяйств одного из регионов по уровню валового дохода домохозяйств. Домохозяйства в выборке были распределены на пять групп с интервалом 54 тыс.руб.
Средний уровень доходов домохозяйств в выборке составил 149,9 тыс.руб. Анализ ряда распределения показал, что большинство домохозяйств – 36,7 % получают доход в пределах от 130,1 до 184,1 тыс.руб.
Наиболее часто встречаются домохозяйства с доходом 151,7 тыс.руб. (значение моды признака). Половина домохозяйств имеет доход более 149,7 тыс.руб., а половина – менее этого размера.
Отклонение единичных значений признака от среднего значения составляет 61,94 тыс.руб.
Вариация признака высока и составляет 41,31 %. Так как значение коэффициента вариации лежит в пределах 40%< Vs 60%, то колеблемость признака средняя (умеренная). Учитывая, что Vs≥33%, то совокупность не является количественно однородной по данному признаку.
Для определения связи
между валовым доходом и
тыс.руб.
Получим следующие группы домохозяйств по уровню расходов на продукты питания:
таблица 5 | ||
Границы интервалов домохозяйств по уровню расходов на продукты питания | ||
нижняя |
верхняя | |
10,2 |
30,2 | |
30,2 |
50,2 | |
50,2 |
70,2 | |
70,2 |
90,2 | |
90,2 |
110,2 |
Произведем группировку домохозяйств по двум признакам в корреляционную таблицу.
таблица 6 | ||||||||||
Корреляционная таблица | ||||||||||
Валовой доход |
Расходы на продукты питания |
Итого | ||||||||
10,2 - 30,2 |
30,2 - 50,2 |
50,2 - 70,2 |
70,2 - 90,2 |
90,2 - 110,2 | ||||||
22,1 - 76,1 |
4 |
4 | ||||||||
76,1 - 130,1 |
6 |
1 |
7 | |||||||
130,1 - 184,1 |
3 |
8 |
11 | |||||||
184,1 - 238,1 |
1 |
4 |
5 | |||||||
238,1 - 292,1 |
1 |
2 |
3 | |||||||
Итого |
4 |
9 |
10 |
5 |
2 |
30 |
Распределение домохозяйств в корреляционной таблице произошло по диагонали, то есть имеет место прямая связь между исследуемыми признаками.
Установим наличие и характер связи между уровнем валового дохода и расходами на продукты питания. Составим разработочную аналитическую таблицу.
таблица 7 | |||||
Разработочная таблица | |||||
№ группы |
Группы домохозяйств по уровню дохода, тыс.руб. |
Количество домохозяйств в группе (n) |
Валовой доход |
Число членов домохозяйства, чел. |
Расходы на продукты питания |
1 |
22,1 - 76,1 |
3 |
22,1 |
1 |
10,2 |
4 |
26,3 |
1 |
12,4 | ||
1 |
35,8 |
1 |
14,9 | ||
2 |
65,1 |
1 |
22,2 | ||
Итого |
4 |
149,3 |
4 |
59,7 | |
2 |
76,1 - 130,1 |
5 |
78 |
2 |
32,2 |
6 |
80 |
2 |
33,2 | ||
13 |
82 |
2 |
34,2 | ||
8 |
84 |
2 |
34,8 | ||
21 |
89,7 |
3 |
40,2 | ||
7 |
92,4 |
2 |
36,8 | ||
19 |
113,6 |
3 |
53,1 | ||
Итого |
7 |
619,7 |
16 |
264,5 | |
3 |
130,1 - 184,1 |
12 |
134 |
2 |
46 |
11 |
137,6 |
2 |
44,4 | ||
25 |
138 |
4 |
59,2 | ||
15 |
140,1 |
3 |
65,8 | ||
20 |
145,5 |
3 |
57,9 | ||
30 |
159 |
6 |
69,6 | ||
10 |
160 |
2 |
48,6 | ||
16 |
161,4 |
3 |
61,5 | ||
18 |
163,5 |
3 |
59,7 | ||
9 |
164,2 |
2 |
50,4 | ||
14 |
171 |
3 |
61,5 | ||
Итого |
11 |
1674,3 |
33 |
624,6 | |
4 |
184,1 - 238,1 |
24 |
192 |
4 |
74,4 |
23 |
202,4 |
4 |
81,2 | ||
17 |
203,4 |
3 |
69,6 | ||
22 |
224 |
4 |
80 | ||
26 |
225 |
5 |
90 | ||
Итого |
5 |
1046,8 |
20 |
395,2 | |
5 |
238,1 - 292,1 |
28 |
243 |
5 |
89 |
29 |
280,8 |
6 |
110,2 | ||
27 |
292,1 |
5 |
106 | ||
Итого |
3 |
815,9 |
16 |
305,2 |
таблица 8 | ||||||
Итоговая аналитическая таблица | ||||||
№ группы |
Группы домохозяйств по уровню дохода, тыс.руб. |
Количество домохозяйств в группе (n) |
Валовой доход, тыс.руб. |
Расходы на продукты питания, тыс.руб. | ||
всего |
средний валовый доход |
всего |
средние расходы на продукты питания | |||
1 |
22,1 - 76,1 |
4 |
149,3 |
37,33 |
59,7 |
14,93 |
2 |
76,1 - 130,1 |
7 |
619,7 |
88,53 |
264,5 |
37,79 |
3 |
130,1 - 184,1 |
11 |
1674,3 |
152,21 |
624,6 |
56,78 |
4 |
184,1 - 238,1 |
5 |
1046,8 |
209,36 |
395,2 |
79,04 |
5 |
238,1 - 292,1 |
3 |
815,9 |
271,97 |
305,2 |
101,73 |
Итого |
30 |
4306 |
143,53 |
1 649,2 |
54,97 |
Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что с ростом среднего валового дохода растет и средние расходы на продукты питания. Следовательно, между исследуемыми признаками существует прямая корреляционная зависимость.
Для определения тесноты корреляционной связи рассчитаем коэффициент корреляции.
σ2о = 3836,16 тыс.руб.
δ2= ((37,33 – 143,53)2 × 3 + (88,53 – 143,53)2 × 9 + (152,21 – 143,53)2 × 11 + + (209,36 -- 143,53)2 × 6 + (271,97 - 143,53)2 × 1) / 30 = 4609,29 тыс.руб.
σ2 = 3836,16 + 4609,29 = 8445,45 тыс.руб.
Коэффициент детерминации:
Эмпирическое корреляционное отношение:
Анализ коэффициента детерминации (0,5458) позволяет сделать вывод о наличии существенной связи между названными признаками. При этом уровень расходов на продукты питания на 73,88 % зависит от размера доходов домохозяйства, а на 26,12 % - от иных признаков.
Задание 3
С вероятностью 0,683 определим ошибку выборки среднего размера валового дохода и границы, в которых он будет находится в генеральной совокупности.
Предельная ошибка выборки определяет границы, в пределах которых лежит генеральная средняя .
Для уровня надежности P=0,683 коэффициенты доверия t=1
тыс.руб.
Таким образом, средний размер валового дохода, рассчитанного для выборки, отличается от аналогичного показателя генеральной совокупности на ±11,19 тыс.руб.
Для генеральной
средней предельные значения
и доверительные интервалы
,
Таким образом, средний валовой доход домохозяйств региона составляет 149,9 ± 11,19 тыс.руб., то есть находится в пределах от 138,71 тыс.руб. до 161,09 тыс.руб.
Потребление товаров и услуг населения района характеризуется следующими данными:
Виды товаров и услуг |
Стоимость товаров и услуг в 3 квартале в текущий ценах, млн. руб. |
Средний индекс 3 квартада ко 2 кварталу, % | |
цена |
Объемы продаж в сопоставимых ценах | ||
Продовольственные товары |
432 |
110 |
95 |
Непродовольственные товары |
690 |
115 |
80 |
Платные услуги |
252 |
130 |
70 |
Определите:
Изменения цен;
Объема продажи по каждому из товаров и услуг.
Дайте анализ исчисленных показателей и сделайте выводы.
Подсчитаем общий индекс цен на товары и услуги по формуле Пааше, преобразовав её в тождественную ей формулу среднего гармонического индекса цен:
Он показывает, что уровень цен на товары и услуги, реализованные в 3 квартале, возрос на 115,8 – 100 = 15,8 %.
или 86,4 %.
Он показывает, что
покупательная способность
Найдём индекс физического объёма продажи товаров и услуг в сопоставимых ценах по формуле среднего гармонического взвешенного индекса
Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг