Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является: анализ статистических методов изучения потребления; применение на практике статистических методов изучения потребления населения в практической части работы; использование статистических методов для анализа потребления населения стран Европы. Поставленные цели достигаются решением следующих задач: изучение понятия статистики потребления; рассмотрение основных показателей, характеризующих потребление; анализ состава потребительской корзины в России; обзор индексных методов изучения потребления; рассмотрение основных моделей потребления;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ ТОВАРОВ И УСЛУГ 4
1.1 Статистическое изучение потребления на макроуровне 4
1.2 Статистика потребления 8
1.3 Прожиточный минимум и потребительский бюджет 13
1.4 Динамика потребления населения и потребительских цен 16
1.5 Модели потребления 21
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 29
Задание 1 29
Задание 2 34
Задание 3 37
Задание 4 37
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине- статистика на тему- статистически.doc

— 951.50 Кб (Скачать файл)



 

 

Показатели вариации (колеблемости) признака описывают  степень рассеяния вариантов  значений признака относительно своего центра (или Ме). Различают показатели размера и интенсивности вариации. К показателям размера вариации относятся:

  • дисперсия s2 (или D), рассчитываемая как среднее арифметическое из квадратов отклонений (xi - ):

 тыс.руб.2    

  • среднее квадратическое (стандартное) отклонение s, вычисляемое как корень квадратный из дисперсии s2:

 тыс.руб. 

  • Интенсивность вариации признака  измеряется относительными показателями

Была произведена группировка домохозяйств одного из регионов по уровню валового дохода домохозяйств. Домохозяйства в выборке были распределены на пять групп с интервалом 54 тыс.руб.

Средний уровень доходов  домохозяйств в выборке составил 149,9 тыс.руб. Анализ ряда распределения показал, что большинство домохозяйств – 36,7 % получают доход в пределах от 130,1 до 184,1 тыс.руб.

Наиболее часто встречаются  домохозяйства с доходом 151,7 тыс.руб. (значение моды признака). Половина домохозяйств имеет доход более 149,7 тыс.руб., а половина – менее этого размера.

Отклонение единичных  значений признака от среднего значения составляет 61,94 тыс.руб.

Вариация признака высока и составляет 41,31 %. Так как значение коэффициента вариации лежит в пределах 40%< Vs 60%, то колеблемость признака средняя (умеренная). Учитывая, что Vs33%, то совокупность не является количественно однородной по данному признаку.

Задание 2

 

Для определения связи  между валовым доходом и расходами  на продукты питания произведем группировку  домохозяйств по размеру расходов.

 тыс.руб. 

Получим следующие группы домохозяйств по уровню расходов на продукты питания:

 

таблица 5

Границы интервалов домохозяйств по уровню расходов на продукты питания

нижняя

верхняя

10,2

30,2

30,2

50,2

50,2

70,2

70,2

90,2

90,2

110,2


 

Произведем группировку  домохозяйств по двум признакам в  корреляционную таблицу.

           

таблица 6

Корреляционная таблица

Валовой доход

Расходы на продукты питания

Итого

10,2 - 30,2

30,2 - 50,2

50,2 - 70,2

70,2 - 90,2

90,2 - 110,2

22,1 - 76,1

4

       

4

76,1 - 130,1

 

6

1

   

7

130,1 - 184,1

 

3

8

   

11

184,1 - 238,1

   

1

4

 

5

238,1 - 292,1

     

1

2

3

Итого

4

9

10

5

2

30


 

Распределение домохозяйств в корреляционной таблице произошло по диагонали, то есть имеет место прямая связь между исследуемыми признаками.

Установим наличие и  характер связи между уровнем валового дохода и расходами на продукты питания. Составим разработочную аналитическую таблицу.

таблица 7

Разработочная таблица

№ группы

Группы домохозяйств по уровню дохода, тыс.руб.

Количество  домохозяйств в группе (n)

Валовой доход

Число членов домохозяйства, чел.

Расходы на продукты питания

1

22,1 - 76,1

3

22,1

1

10,2

   

4

26,3

1

12,4

   

1

35,8

1

14,9

   

2

65,1

1

22,2

 

Итого

4

149,3

4

59,7

2

76,1 - 130,1

5

78

2

32,2

   

6

80

2

33,2

   

13

82

2

34,2

   

8

84

2

34,8

   

21

89,7

3

40,2

   

7

92,4

2

36,8

   

19

113,6

3

53,1

 

Итого

7

619,7

16

264,5

3

130,1 - 184,1

12

134

2

46

   

11

137,6

2

44,4

   

25

138

4

59,2

   

15

140,1

3

65,8

   

20

145,5

3

57,9

   

30

159

6

69,6

   

10

160

2

48,6

   

16

161,4

3

61,5

   

18

163,5

3

59,7

   

9

164,2

2

50,4

   

14

171

3

61,5

 

Итого

11

1674,3

33

624,6

4

184,1 - 238,1

24

192

4

74,4

   

23

202,4

4

81,2

   

17

203,4

3

69,6

   

22

224

4

80

   

26

225

5

90

 

Итого

5

1046,8

20

395,2

5

238,1 - 292,1

28

243

5

89

   

29

280,8

6

110,2

   

27

292,1

5

106

 

Итого

3

815,9

16

305,2


 

           

таблица 8

Итоговая аналитическая  таблица

№ группы

Группы домохозяйств по уровню дохода, тыс.руб.

Количество  домохозяйств в группе (n)

Валовой доход, тыс.руб.

Расходы на продукты питания, тыс.руб.

всего

средний валовый  доход

всего

средние расходы  на продукты питания

1

22,1 - 76,1

4

149,3

37,33

59,7

14,93

2

76,1 - 130,1

7

619,7

88,53

264,5

37,79

3

130,1 - 184,1

11

1674,3

152,21

624,6

56,78

4

184,1 - 238,1

5

1046,8

209,36

395,2

79,04

5

238,1 - 292,1

3

815,9

271,97

305,2

101,73

 

Итого

30

4306

143,53

1 649,2

54,97


 

Анализ таблицы позволяет  сделать вывод о том, что с ростом среднего валового дохода растет и средние расходы на продукты питания. Следовательно, между исследуемыми признаками существует прямая корреляционная зависимость.

Для определения тесноты  корреляционной связи рассчитаем коэффициент корреляции.

σ2о = 3836,16 тыс.руб.

δ2= ((37,33 – 143,53)2 × 3 + (88,53 – 143,53)2 × 9 + (152,21 – 143,53)2 × 11 + + (209,36 -- 143,53)2 × 6 + (271,97 - 143,53)2 × 1) / 30 = 4609,29 тыс.руб.

σ2 = 3836,16 + 4609,29 = 8445,45 тыс.руб.

Коэффициент детерминации:

Эмпирическое корреляционное отношение:

Анализ коэффициента детерминации (0,5458) позволяет сделать  вывод о наличии существенной связи между названными признаками. При этом уровень расходов на продукты питания на 73,88 % зависит от размера доходов домохозяйства, а на 26,12 %  - от иных признаков.

 

Задание 3

 

С вероятностью 0,683 определим ошибку выборки среднего размера валового дохода и границы, в которых он будет находится в генеральной совокупности.

Предельная ошибка выборки  определяет границы, в пределах которых  лежит генеральная средняя .

Для уровня надежности P=0,683 коэффициенты доверия t=1

 тыс.руб. 

Таким образом, средний  размер валового дохода, рассчитанного  для выборки, отличается от аналогичного показателя генеральной совокупности на ±11,19 тыс.руб.

 Для генеральной  средней предельные значения  и доверительные интервалы определяются  выражениями:

,

                                  

Таким образом, средний  валовой доход домохозяйств региона  составляет 149,9 ± 11,19 тыс.руб., то есть находится в пределах от 138,71 тыс.руб. до 161,09 тыс.руб.

Задание 4

Потребление товаров и услуг населения района характеризуется следующими данными:

Виды товаров  и услуг

Стоимость товаров  и услуг в 3 квартале в текущий  ценах, млн. руб.

Средний индекс 3 квартада ко 2 кварталу, %

цена

Объемы продаж в сопоставимых ценах

Продовольственные товары

432

110

95

Непродовольственные товары

690

115

80

Платные услуги

252

130

70


 

Определите:

  • Общий  индекс цен на товары и услуги;
  • Индекс покупательной способности рубля;
  • Общий индекс физического объема потребления товаров и услуг в сопоставимых ценах;
  • Общий  индекс потребления товаров и услуг в фактических ценах;
  • Абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг вследствие:

Изменения цен;

Объема продажи по каждому из товаров и услуг.

Дайте анализ исчисленных  показателей и сделайте выводы.

Решение

 

        1. По условию задачи индивидуальные индексы цен по видам товаров и услуг имеют следующие значения:

Подсчитаем общий индекс цен на товары и услуги по формуле  Пааше, преобразовав её в тождественную ей формулу среднего гармонического индекса цен:

 или 115,8 %.

Он показывает, что  уровень цен на товары и услуги, реализованные  в 3 квартале, возрос на 115,8 – 100 = 15,8 %.

        1. Найдем индекс покупательной способности рубля по формуле:

 или 86,4 %.

Он показывает, что  покупательная способность рубля  во 3 квартале снизилась на 100 – 86,4=13,6 %.

        1. По условию задачи индивидуальные индексы объёма продажи по видам товаров и услуг в сопоставимых ценах имеют следующие значения:

Найдём индекс физического объёма продажи товаров и услуг в сопоставимых ценах по формуле среднего гармонического взвешенного индекса


Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг