Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 12:27, курсовая работа
Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключая банкротство.
Именно для того, чтобы последнее не произошло и необходимо изучать показатели прибыли, факторы, влияющие на нее, а также показатель рентабельности, который отражает эффективность текущих затрат и представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных характеристик.
Для раскрытия темы данной курсовой работы в теоретической части рассмотрены понятие прибыли, её функции и виды, а также понятие рентабельности, различные её виды. На конкретных примерах приведены расчёты тех или иных показателей, раскрыта их сущность для конкретного явления. Также здесь рассматривается пример факторного анализа прибыли и рентабельности.
Введение……………………………...................................................................2
1. Теоретическая часть........................................................................................4
1.1. Прибыль, её функции и виды......................................................................4
1.2. Понятие рентабельности, виды...................................................................6
1.3. Статистическое изучение показателей прибыли.....................................8
1.4. Статистическое изучение показателей рентабельности......................12
2. Расчётная часть............................................................................................15
Задание 1. .......................................................................................................16
Задание 2 ........................................................................................................21
Задание 3. ........................................................................................................25
Задание 4 .......................................................................................................27
3. Аналитическая часть.....................................................................................31
3.1.Постановка задачи.....................................................................................31
3.2.Методика решения задачи..........................................................................32
3.3.Технология выполнения компьютерных расчётов...................................33
3.4.Анализ результатов статистических компьютерных расчётов...............35
Заключение.........................................................................................................36
Список использованной литературы...............................................................37
Приложение 1.................................................................................................. 38
Приложение 2....................................................................................................39
Приложение 3....................................................................................................40
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямопропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Для
выявления степени влияния этих
факторов необходимо произвести пересчет
выручки от реализации продукции (работ,
услуг) отчетного периода по ценам
базисного периода и
Рассмотрим пример такого пересчета в таблице 1. (Приложение 2)
Из данных таблицы видно, что прибыль от реализации продукции (работ, услуг) по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 2 072 тыс. руб. Это изменение находим следующим образом:
где
П – изменение прибыли от реализации
продукции (работ, услуг);
П1 – прибыль отчетного периода;
П0 – прибыль базисного периода.
Задача статистики состоит в оценке влияния на этот результат каждого из четырех вышеназванных факторов.
1.
Влияние изменения цен (
Сопоставим выручку от фактической реализации продукции (работ, услуг) в текущих ценах с выручкой от фактической реализации продукции (работ, услуг) в ценах предыдущего периода:
тыс.руб.
Следовательно, в результате повышения цен (тарифов) на реализованную продукцию предприятие получило дополнительно 5 972 тыс. руб. прибыли.
2.
Влияние изменения
Сопоставим фактические затраты на реализованную продукцию (работы, услуги) с условными затратами на ту же продукцию по себестоимости предыдущего периода:
тыс.руб.
Изменение себестоимости привело к снижению прибыли по предприятию в размере 5546 тыс. руб.
3. Влияние изменения объема реализации продукции (работ, услуг).
Для
определения влияния этого
или 114,0882%
Объем реализованной продукции (работ, услуг) вырос на 14,09%. Следовательно, и прибыль за счет этого фактора увеличилась в той же пропорции. Расчет произведем следующим образом:
тыс.руб.
4.
Влияние изменения структуры
реализованной продукции (
Определяя влияние на изменение прибыли этого фактора, будем рассуждать следующим образом. При сохранении ассортимента реализованной продукции (работ, услуг) на уровне предыдущего периода в каждой тысяче рублей реализации должно содержаться
тыс.руб. прибыли;
при фактическом ассортименте это соотношение составило
тыс.руб.,
т.е. на 0,18999 тыс. руб. больше. Исходя из фактического объема реализации в ценах предыдущего периода, получаем следующее влияние изменения ассортимента на сумму прибыли:
Влияние рассмотренных факторов на изменение общей суммы прибыли от реализации продукции (работ, услуг) отражено в табл. 2(Приложение 2).
Данные таблицы 2 показывают, что сумма прибыли увеличилась главным образом вследствие изменения объема и ассортимента реализованной продукции. Общее изменение прибыли составило +2 072 тыс. руб.
Выполнение плана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связаны с реализацией продукции. Анализ данных результатов сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков или прибыли по каждому конкретному случаю.
В
статистике анализ прибыли проводится
на основе фактических данных за определённые
периоды времени. В процессе анализа изучается
динамика прибыли, для чего рассчитывают
такие показатели как: абсолютный прирост,
темпы роста и прироста прибыли, средние
значения ряда показателей. Пример анализа
динамики прибыли рассмотрен в аналитической
части данной курсовой работы (стр.31)
1.4. Статистическое изучение показателей рентабельности.
Как уже говорилось, прибыль является основным показателем, характеризующим финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Однако по одному этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованных выводов об уровне рентабельности. Прибыль в 2 млн. руб. может быть прибылью разных по масштабам деятельности и размерам вложенного капитала предприятий. Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой.
Поэтому при анализе рентабельности используют показатели, характеризующие размер прибыли на один рубль использованных ресурсов или произведенных затрат.
В число факторов, влияющих на рентабельность производства, входят рентабельность реализованной продукции, фондоемкость продукции (фондоотдача), коэффициент закрепления оборотных средств (оборачиваемость оборотных средств). Для выявления влияния указанных факторов преобразуем формулу расчета рентабельности производства:
Разделим и числитель, и знаменатель на сумму выручки от реализации продукции:
Получаем R – рентабельность реализованной продукции, или долю прибыли на 1 руб. реализованной продукции; Fe – фондоемкость, которую можно получить и как 1/Н; Н – уровень фондоотдачи; Кз – коэффициент закрепления, который может быть найден и как 1/К; К – коэффициент оборачиваемости.
Изучение факторов, влияющих на показатель рентабельности производства, производится в динамике (в сравнении с данными за предыдущие годы). Оценивая влияние названных факторов, следует выполнить следующие расчеты.
Общее изменение рентабельности производства :
В том числе:
1)
вследствие изменения
;
2)
вследствие изменения
;
3) вследствие изменения коэффициента закрепления (оборачиваемости) оборотных средств:
Суммарная величина влияния трех факторов даст общее изменение рентабельности производства:
Рассмотрим изложенную методику анализа на конкретном примере (табл. 3, Приложение 3).
Уровень рентабельности производства за отчетный год повысился на 0,84 пункта:
Rпр = 12,93-12,09=0,84.
Влияние отдельных факторов
1.
Увеличение рентабельности
копеек
2.
Снижение фондоемкости, т.е. увеличение
фондоотдачи основных
копеек
3. Уменьшение коэффициента
Таким образом, общее увеличение рентабельности по всем проанализированным факторам составит
на каждый рубль
использованных ресурсов.
Расчётная
часть
Задача.
Для анализа финансовых результатов деятельности предприятий одной из отраслей промышленности региона произведена 10%-ная механическая выборка, в результате которой получены следующие данные, млн. руб.:
№ предприятия, п/п | Выручка от продажи продукции | Затраты на производство и реализацию продукции |
1 | 35,5 | 30,5 |
2 | 42,0 | 39,0 |
3 | 39,6 | 35,0 |
4 | 34,9 | 29,0 |
5 | 27,3 | 20,0 |
6 | 30,1 | 24,0 |
7 | 36,5 | 32,0 |
8 | 30,0 | 22,0 |
9 | 43,2 | 40,0 |
10 | 37,6 | 33,1 |
11 | 40,8 | 36,4 |
12 | 28,2 | 20,4 |
13 | 30,0 | 23,8 |
14 | 37,3 | 31,5 |
15 | 33,7 | 26,8 |
16 | 41,8 | 38,0 |
17 | 39,7 | 35,0 |
18 | 36,5 | 30,7 |
19 | 33,3 | 27,0 |
20 | 32,0 | 26,4 |
21 | 29,0 | 22,5 |
22 | 31,4 | 24,6 |
23 | 39,9 | 35,7 |
24 | 42,0 | 38,0 |
25 | 37,4 | 32,9 |
26 | 36,0 | 31,0 |
27 | 37,5 | 31,8 |
28 | 34,7 | 29,6 |
29 | 33,9 | 28,1 |
30 | 36,7 | 25,2 |
Итого | 1068,5 | 900,0 |
Задание 1
По исходным данным:
Сделайте выводы по результатам выполнения задания.
Решение:
Определяем шаг интервала по формуле:
, где n – количество групп.
Строим статистический ряд распределения предприятий по признаку - затраты на производство и реализацию продукции, образовав пять групп со следующими интервалами:
1) 20,0-24,0 ; 2) 24,0-28,0 ; 3) 28,0-32,0; 4) 32,0-36,0; 5) 36,0-40,0
Рабочая таблица | |||||
№
п/п |
Группы предприятий по затаратам на производство и реализацию продукции | № предприятия, п/п | Выручка от продажи продукции | Затраты на производство и реализацию продукции | |
20,0 - 24,0 | 5 | 27,3 | 20,0 | ||
6 | 30,1 | 24,0 | |||
8 | 30,0 | 22,0 | |||
12 | 28,2 | 20,4 | |||
13 | 30,0 | 23,8 | |||
21 | 29,0 | 22,5 | |||
Итого по группе | 6 | 174,6 | 132,7 | ||
24,0 - 28,0 | 15 | 33,7 | 26,8 | ||
19 | 33,3 | 27,0 | |||
20 | 32,0 | 26,4 | |||
22 | 31,4 | 24,6 | |||
30 | 36,7 | 25,2 | |||
Итого по группе | 5 | 167,1 | 130,0 | ||
28,0 - 32,0 | 1 | 35,5 | 30,5 | ||
4 | 34,9 | 29,0 | |||
7 | 36,5 | 32,0 | |||
14 | 37,3 | 31,5 | |||
18 | 36,5 | 30,7 | |||
26 | 36,0 | 31,0 | |||
27 | 37,5 | 31,8 | |||
28 | 34,7 | 29,6 | |||
29 | 33,9 | 28,1 | |||
Итого по группе | 9 | 322,8 | 274,2 | ||
|
32,0 - 36,0 | 3 | 39,6 | 35,0 | |
10 | 37,6 | 33,1 | |||
17 | 39,7 | 35,0 | |||
23 | 39,9 | 35,7 | |||
25 | 37,4 | 32,9 | |||
Итого по группе | 5 | 194,2 | 171,7 | ||
V | 36,0 - 40,0 | 2 | 42,0 | 39,0 | |
9 | 43,2 | 40,0 | |||
11 | 40,8 | 36,4 | |||
16 | 41,8 | 38,0 | |||
24 | 42,0 | 38,0 | |||
Итого по группе | 5 | 209,8 | 191,4 | ||
Всего | 30 | 1068,5 | 900,0 |