Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение резервов снижения себестоимости продукции на предприятии на основе анализа показателей статистики себестоимости и использовании статистических методов в их исчислении. Благодаря этой работе мы должны будем научиться решать статистические задачи и овладеть умением применения их на практике. В третьей части работы, пользуясь статистическим ежегодником, а также с применением освоенного методологического аппарата и компьютерных программ провести статистические исследования.

Файлы: 1 файл

marina tema.docx

— 59.42 Кб (Скачать файл)

Имея данные о себестоимости  единицы изделия за предыдущий период (Z0), по плановым расчетам (Zпл) и за отчетный период (Z1), можно дать общую характеристику степени выполнения планового задания по снижению себестоимости и ее динамики с помощью индексов, а также определить абсолютную сумму перерасхода или экономии в результате изменения себестоимости.

При изучении динамики себестоимости  по группе предприятий, изготавливающих  продукцию одного и того же вида, используется индекс переменного состава, индекс фиксированного состава и  индекс влияния структурных сдвигов.1

На тех предприятиях, на которых изготавливаются разные виды продукции и в общем выпуске  преобладает сравнимая продукция, вычисляются показатели снижения себестоимости  сравнимой товарной продукции.

К сравнимой относят продукцию, которая производилась в отчетном предыдущем периодах. Основным критерием  сравнимости является сохранение продуктом  потребительских свойств.

Для оценки выполнения плановых заданий и динамики себестоимости  сравнимой товарной продукции используют следующие три индекса.

1. Индекс планового задания:

 

 

Данный индекс характеризует  изменение плановой себестоимости  единицы изделия по сравнению  со средней годовой себестоимостью предыдущего года в расчете на плановый объем и ассортимент  продукции. Разность между числителем и знаменателем дает плановую сумму общей экономии (перерасхода) от изменения себестоимости сравнимой товарной продукции:

 

 

2.  
Индекс выполнения планового задания

 

 

 
Рассчитывается этот индекс только в аналитических целях и характеризует  соотношение уровней фактической  и плановой себестоимости в расчете  на фактический объем и состав продукции, что устраняет влияние  ассортиментных сдвигов. Разность между  числителем и знаменателем дает размер сверхплановой суммы экономии (перерасхода), полученной вследствие снижения (повышения) себестоимости продукции:

 

 

3. Индекс фактического  изменения себестоимости сравнимой  товарной продукции:

 

 

 
Последний показатель характеризует  динамику себестоимости продукции. Поскольку в знаменателе фигурирует фактическая себестоимость единицы  продукции предыдущего года, то он охватывает только продукцию, сравнимую  с предыдущим годом. Разность между  числителем знаменателем дает сумму  фактической экономии (перерасхода), полученную вследствие снижения (повышения) себестоимости продукции:

 

 

 
II РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

 

Задание 1. Имеются следующие  выборочные данные по предприятиям одной  из отраслей промышленности в отчетном году (выборка 20%-ная механическая)

 

Таблица 2.1

№ предприятия п/п

Выпуск продукции, тыс. ед.

Затраты на производство продукции, млн.руб.

№ предприятия п/п

Выпуск продукции, тыс. ед.

Затраты на производство продукции, млн.руб.

1

160

18,240

16

148

17,612

2

140

17,080

17

110

13,970

3

105

13,440

18

146

17,666

4

150

17,850

19

155

17,980

5

158

18,170

20

169

19,266

6

170

19,210

21

156

17,940

7

152

17,936

22

135

16,335

8

178

19,580

23

122

15,250

9

190

19,440

24

130

15,860

10

164

18,860

25

200

21,000

11

151

17,818

26

125

15,250

12

142

17,040

27

152

17,784

13

120

15,000

28

173

19,030

14

100

13,000

29

115

14,490

150

176

19,360

30

190

19,950


 

По исходным данным:

1.   Постройте статистический ряд распределения организаций (предприятий) по признаку себестоимость единицы продукции, образовав 5 (пять) групп с равными интервалами.

2.   Рассчитайте характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, моду и медиану.

Сделайте выводы по результатам  выполнения задания.

 

РЕШЕНИЕ

 

Проранжируем в порядке  возрастания значение факторного признака:

Х- себестоимость единицы  продукции (руб.)

Y- выпуск продукции (тыс.руб)

 

Таблица 2.2

Себестоимость единицы продукции, руб.Х

Затраты на производство продукции, млн.руб.,

Выпуск продукции, тыс.ед., Y

Себестоимость единицы продукции, руб.Х 

Затраты на производство продукции, млн.руб.,

Выпуск продукции, тыс.ед., Y

105

19,950

190

118

17,818

151

105

21,000

200

119

17,612

148

108

19,440

180

119

17,850

150

110

19,580

178

120

17,040

142

110

19,030

173

121

17,666

146

110

19,360

176

121

16,335

135

113

19,210

170

122

17,080

140

114

18,240

160

122

15,250

125

114

19,266

169

122

15,860

130

115

18,860

164

125

15,000

120

115

17,940

156

125

15,250

122

115

18,170

158

126

14,490

115

116

17,980

155

127

13,970

110

117

17,784

152

128

13,440

105

118

17,936

152

130

13,000

100


 

Для того чтобы произвести группировку, необходимо вычислить  величину группировочного интервала  по формуле:

 

где  и  - соответственно max и min значения выпуска продукции,  - число образуемых групп.

 

 

 руб

 

Образуем группы, которые  отличаются друг от друга по себестоимости  единицы продукции на данную величину (5 руб.).

 

1 группа будет иметь  размеры: 105+5=110 руб. 

2 группа: 110+5=115 руб.

3 группа: 115+5=120 руб.

4 группа: 120+5=125 руб.

5 группа: 125+5=130 руб.

 

Группировку предприятий  произведем в рабочей таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 Рабочая таблица с группировкой

Группа

Группы предприятий по величине себестоимости единицы  продукции, руб.

Номер предприятия

Себестоимость ед. продукции, руб.

1

105-110

25

30

9

105

105

108

2

110-115

8

15

28

6

20

1

110

110

110

113

114

114

3

115-120

5

10

21

19

27

7

11

4

16

115

115

115

116

117

118

118

119

119

4

120-125

12

18

22

24

26

2

120

121

121

122

122

122

5

125-130

23

13

29

17

3

14

125

125

126

127

128

130


 

В результате группировки  получили следующий ряд распределения (табл. 2.4, 2.5).

 

Таблица 2.4

Группировка предприятий  по себестоимости единицы продукции, руб.

№ группы

Группы предприятий по себестоимости единицы продукции, руб.

Число предприятий по себестоимости  единицы продукции

Себестоимость единицы продукции, руб.

Всего, тыс.ед.

% к итогу

Всего, млн. руб.

% к итогу

А

Б

1

2

3

4

1

105-110

3

10,0

318

9,0

2

110-115

6

20,0

671

19,0

3

115-120

9

30,0

1052

29,8

4

120-125

6

20,0

728

20,6

5

125-130

6

20,0

761

21,6

 

Итого:

30

100,0

3530

100,0


 

Таблица 2.5

Группы

Группы предприятий по величине себестоимости единицы  продукции, руб.

Число предприятий

Накопленные частоты

1

105-110

3

3

2

110-115

6

9

3

115-120

9

18

4

120-125

6

24

5

125-130

6

30


 

Рассчитаем характеристики интервального ряда распределения.

Среднюю рассчитаем по формуле  – средняя арифметическая взвешенная.

 

 

где - сумма произведений себестоимости единицы продукции  на число предприятий,

- общее число предприятий.

Расчет характеристик  ряда распределения представим в  таблице 2.6.

 

Таблица 2.6 Расчет характеристик ряда распределения

Группы

Группы предприятий по себестоимости единицы продукции, руб

Число предприятий

           
 

1

105-110

3

107,5

322,50

-11

363

3

 

2

110-115

6

112,5

675,00

-6

216

9

 

3

115-120

9

117,5

1057,50

-1

9

18

 

4

120-125

6

122,5

735,00

4

96

24

 

5

125-130

6

127,5

765,00

9

486

30

 

Итого:

30

 

3555,00

 

1170

   

 

 руб

 

Средняя величина себестоимости  единицы продукции предприятий, взвешивая значение признака по абсолютной численности предприятий равна: 118,5 руб.

Дисперсия признака представляет собой средний квадрат отклонения вариантов от их средней величины. Так как у нас имеются сгруппированные  данные, то расчеты будем производить  по следующей формуле:

 

; руб

 

Среднее квадратическое отклонение – это обобщающая характеристика размеров вариации признака в совокупности, оно показывает, на сколько в среднем  отклоняются конкретные варианты от их среднего значения. Среднее квадратическое отклонение определяем по формуле:

 

;  руб

 

Коэффициент вариации представляет собой выраженное в процентах  отношение среднего квадратического  отклонения к средней арифметической.

Коэффициент вариации рассчитаем по формуле:

 

;  %

 

Так как коэффициент вариации V=5,27%<33% ,значит наша совокупность количественно однородна.

Построим графики ряда распределения и определим на них моду медиану.

Мода Мо значение случайной величины встречающейся с наибольшей вероятностью.

Моду рассчитаем по формуле:

 

 

Модальным будет 3-ий интервал с наибольшей частотой 9.

 

 

 руб.

 

В изучаемой совокупности наиболее часто встречаются предприятия, с величиной себестоимости единицы  продукции 118руб.

Для описания моды строим гистограмму:

 

Рис.1 Распределение предприятий  по величине себестоимости единицы  продукции

Медиана(Ме) - это численное  значение признака у той единицы  совокупности, которая находится  в середине ранжированного ряда (построенного в порядке возрастания, либо убывания значения изучаемого признака). Медиану  иногда называют серединной вариантой, т.к. она делит совокупность на две  равные части.

Для расчета медианы находим  накопленные частоты ().

 

 

Накопленная частота в 3-ем интервале:

 

 

 руб

 

Значит, в изучаемой совокупности 50% предприятий имеют себестоимость  единицы продукции менее 118 руб., а остальные 50% имеют себестоимость  единицы продукции более 118 руб.

Для описания медианы строим камуляту:

 

Рис.2 Распределение предприятий  по величине себестоимости единицы  продукции

 

Ответ: В результате расчетов получили следующее:

1.   Средний размер себестоимости единицы продукции составляет 118,5руб.

2.   Среднее квадратическое отклонение 6,245руб.

3.   Коэффициент вариации 5,27 %

4.   Наиболее часто встречаются предприятия, с величиной себестоимости единицы продукции на сумму 116руб.

5.   50% предприятий имеют себестоимость единицы продукции менее 117 руб., а остальные 50% имеют себестоимость единицы продукции более 117 руб.(медиана).

 

Задание 2. По исходным данным:

 

1. Установите наличие  и характер связи между признаками  – выпуск продукции и себестоимость  единицы продукции методом аналитической  группировки, образовав заданное  число групп с равными интервалами  по факторному признаку.

РЕШЕНИЕ

 

Для того чтобы произвести группировку, рассчитаем величину группировочного  интервала по формуле:

 

 

где  и  - соответственно max и min значения выпуска продукции,  - число образуемых групп.

 

 

 тыс.ед

 

Образуем группы, которые  отличаются друг от друга по выпуску  продукции на данную величину (20 тыс. ед.).

 

1 группа будет иметь  размеры: 100+20=120 тыс. ед.

2 группа: 120+20=140 тыс. ед.

Информация о работе Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции