Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение резервов снижения себестоимости продукции на предприятии на основе анализа показателей статистики себестоимости и использовании статистических методов в их исчислении. Благодаря этой работе мы должны будем научиться решать статистические задачи и овладеть умением применения их на практике. В третьей части работы, пользуясь статистическим ежегодником, а также с применением освоенного методологического аппарата и компьютерных программ провести статистические исследования.
Имея данные о себестоимости единицы изделия за предыдущий период (Z0), по плановым расчетам (Zпл) и за отчетный период (Z1), можно дать общую характеристику степени выполнения планового задания по снижению себестоимости и ее динамики с помощью индексов, а также определить абсолютную сумму перерасхода или экономии в результате изменения себестоимости.
При изучении динамики себестоимости по группе предприятий, изготавливающих продукцию одного и того же вида, используется индекс переменного состава, индекс фиксированного состава и индекс влияния структурных сдвигов.1
На тех предприятиях, на 
которых изготавливаются разные 
виды продукции и в общем выпуске 
преобладает сравнимая 
К сравнимой относят продукцию, 
которая производилась в 
Для оценки выполнения плановых заданий и динамики себестоимости сравнимой товарной продукции используют следующие три индекса.
1. Индекс планового задания:
Данный индекс характеризует изменение плановой себестоимости единицы изделия по сравнению со средней годовой себестоимостью предыдущего года в расчете на плановый объем и ассортимент продукции. Разность между числителем и знаменателем дает плановую сумму общей экономии (перерасхода) от изменения себестоимости сравнимой товарной продукции:
2.  
Индекс выполнения планового задания
 
Рассчитывается этот индекс только 
в аналитических целях и 
3. Индекс фактического 
изменения себестоимости 
 
Последний показатель характеризует 
динамику себестоимости продукции. 
Поскольку в знаменателе 
 
II РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
Задание 1. Имеются следующие выборочные данные по предприятиям одной из отраслей промышленности в отчетном году (выборка 20%-ная механическая)
Таблица 2.1
| № предприятия п/п | Выпуск продукции, тыс. ед. | Затраты на производство продукции, млн.руб. | № предприятия п/п | Выпуск продукции, тыс. ед. | Затраты на производство продукции, млн.руб. | 
| 1 | 160 | 18,240 | 16 | 148 | 17,612 | 
| 2 | 140 | 17,080 | 17 | 110 | 13,970 | 
| 3 | 105 | 13,440 | 18 | 146 | 17,666 | 
| 4 | 150 | 17,850 | 19 | 155 | 17,980 | 
| 5 | 158 | 18,170 | 20 | 169 | 19,266 | 
| 6 | 170 | 19,210 | 21 | 156 | 17,940 | 
| 7 | 152 | 17,936 | 22 | 135 | 16,335 | 
| 8 | 178 | 19,580 | 23 | 122 | 15,250 | 
| 9 | 190 | 19,440 | 24 | 130 | 15,860 | 
| 10 | 164 | 18,860 | 25 | 200 | 21,000 | 
| 11 | 151 | 17,818 | 26 | 125 | 15,250 | 
| 12 | 142 | 17,040 | 27 | 152 | 17,784 | 
| 13 | 120 | 15,000 | 28 | 173 | 19,030 | 
| 14 | 100 | 13,000 | 29 | 115 | 14,490 | 
| 150 | 176 | 19,360 | 30 | 190 | 19,950 | 
По исходным данным:
1. Постройте статистический ряд распределения организаций (предприятий) по признаку себестоимость единицы продукции, образовав 5 (пять) групп с равными интервалами.
2. Рассчитайте характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, моду и медиану.
Сделайте выводы по результатам выполнения задания.
РЕШЕНИЕ
Проранжируем в порядке возрастания значение факторного признака:
Х- себестоимость единицы продукции (руб.)
Y- выпуск продукции (тыс.руб)
Таблица 2.2
| Себестоимость единицы продукции, руб.Х | Затраты на производство продукции, млн.руб., | Выпуск продукции, тыс.ед., Y | Себестоимость единицы продукции, руб.Х | Затраты на производство продукции, млн.руб., | Выпуск продукции, тыс.ед., Y | 
| 105 | 19,950 | 190 | 118 | 17,818 | 151 | 
| 105 | 21,000 | 200 | 119 | 17,612 | 148 | 
| 108 | 19,440 | 180 | 119 | 17,850 | 150 | 
| 110 | 19,580 | 178 | 120 | 17,040 | 142 | 
| 110 | 19,030 | 173 | 121 | 17,666 | 146 | 
| 110 | 19,360 | 176 | 121 | 16,335 | 135 | 
| 113 | 19,210 | 170 | 122 | 17,080 | 140 | 
| 114 | 18,240 | 160 | 122 | 15,250 | 125 | 
| 114 | 19,266 | 169 | 122 | 15,860 | 130 | 
| 115 | 18,860 | 164 | 125 | 15,000 | 120 | 
| 115 | 17,940 | 156 | 125 | 15,250 | 122 | 
| 115 | 18,170 | 158 | 126 | 14,490 | 115 | 
| 116 | 17,980 | 155 | 127 | 13,970 | 110 | 
| 117 | 17,784 | 152 | 128 | 13,440 | 105 | 
| 118 | 17,936 | 152 | 130 | 13,000 | 100 | 
Для того чтобы произвести группировку, необходимо вычислить величину группировочного интервала по формуле:
где и - соответственно max и min значения выпуска продукции, - число образуемых групп.
руб
Образуем группы, которые отличаются друг от друга по себестоимости единицы продукции на данную величину (5 руб.).
1 группа будет иметь размеры: 105+5=110 руб.
2 группа: 110+5=115 руб.
3 группа: 115+5=120 руб.
4 группа: 120+5=125 руб.
5 группа: 125+5=130 руб.
Группировку предприятий произведем в рабочей таблице 2.3.
Таблица 2.3 Рабочая таблица с группировкой
| Группа | Группы предприятий по величине себестоимости единицы продукции, руб. | Номер предприятия | Себестоимость ед. продукции, руб. | 
| 1 | 105-110 | 25 30 9 | 105 105 108 | 
| 2 | 110-115 | 8 15 28 6 20 1 | 110 110 110 113 114 114 | 
| 3 | 115-120 | 5 10 21 19 27 7 11 4 16 | 115 115 115 116 117 118 118 119 119 | 
| 4 | 120-125 | 12 18 22 24 26 2 | 120 121 121 122 122 122 | 
| 5 | 125-130 | 23 13 29 17 3 14 | 125 125 126 127 128 130 | 
В результате группировки получили следующий ряд распределения (табл. 2.4, 2.5).
Таблица 2.4
| Группировка предприятий 
  по себестоимости единицы  | |||||
| № группы | Группы предприятий по 
  себестоимости единицы  | Число предприятий по себестоимости единицы продукции | Себестоимость единицы продукции, руб. | ||
| Всего, тыс.ед. | % к итогу | Всего, млн. руб. | % к итогу | ||
| А | Б | 1 | 2 | 3 | 4 | 
| 1 | 105-110 | 3 | 10,0 | 318 | 9,0 | 
| 2 | 110-115 | 6 | 20,0 | 671 | 19,0 | 
| 3 | 115-120 | 9 | 30,0 | 1052 | 29,8 | 
| 4 | 120-125 | 6 | 20,0 | 728 | 20,6 | 
| 5 | 125-130 | 6 | 20,0 | 761 | 21,6 | 
| Итого: | 30 | 100,0 | 3530 | 100,0 | |
Таблица 2.5
| Группы | Группы предприятий по величине себестоимости единицы продукции, руб. | Число предприятий | Накопленные частоты | 
| 1 | 105-110 | 3 | 3 | 
| 2 | 110-115 | 6 | 9 | 
| 3 | 115-120 | 9 | 18 | 
| 4 | 120-125 | 6 | 24 | 
| 5 | 125-130 | 6 | 30 | 
Рассчитаем характеристики интервального ряда распределения.
Среднюю рассчитаем по формуле – средняя арифметическая взвешенная.
где - сумма произведений 
себестоимости единицы 
- общее число предприятий.
Расчет характеристик ряда распределения представим в таблице 2.6.
Таблица 2.6 Расчет характеристик ряда распределения
| Группы | Группы предприятий по 
  себестоимости единицы  | Число предприятий | ||||||
| 1 | 105-110 | 3 | 107,5 | 322,50 | -11 | 363 | 3 | |
| 2 | 110-115 | 6 | 112,5 | 675,00 | -6 | 216 | 9 | |
| 3 | 115-120 | 9 | 117,5 | 1057,50 | -1 | 9 | 18 | |
| 4 | 120-125 | 6 | 122,5 | 735,00 | 4 | 96 | 24 | |
| 5 | 125-130 | 6 | 127,5 | 765,00 | 9 | 486 | 30 | |
| Итого: | 30 | 3555,00 | 1170 | |||||
руб
Средняя величина себестоимости единицы продукции предприятий, взвешивая значение признака по абсолютной численности предприятий равна: 118,5 руб.
Дисперсия признака представляет 
собой средний квадрат 
; руб
Среднее квадратическое отклонение – это обобщающая характеристика размеров вариации признака в совокупности, оно показывает, на сколько в среднем отклоняются конкретные варианты от их среднего значения. Среднее квадратическое отклонение определяем по формуле:
; руб
Коэффициент вариации представляет собой выраженное в процентах отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической.
Коэффициент вариации рассчитаем по формуле:
; %
Так как коэффициент вариации V=5,27%<33% ,значит наша совокупность количественно однородна.
Построим графики ряда распределения и определим на них моду медиану.
Мода Мо значение случайной величины встречающейся с наибольшей вероятностью.
Моду рассчитаем по формуле:
Модальным будет 3-ий интервал с наибольшей частотой 9.
руб.
В изучаемой совокупности 
наиболее часто встречаются предприятия, 
с величиной себестоимости 
Для описания моды строим гистограмму:
Рис.1 Распределение предприятий по величине себестоимости единицы продукции
Медиана(Ме) - это численное значение признака у той единицы совокупности, которая находится в середине ранжированного ряда (построенного в порядке возрастания, либо убывания значения изучаемого признака). Медиану иногда называют серединной вариантой, т.к. она делит совокупность на две равные части.
Для расчета медианы находим накопленные частоты ().
Накопленная частота в 3-ем интервале:
руб
Значит, в изучаемой совокупности 
50% предприятий имеют 
Для описания медианы строим камуляту:
Рис.2 Распределение предприятий по величине себестоимости единицы продукции
Ответ: В результате расчетов получили следующее:
1. Средний размер себестоимости единицы продукции составляет 118,5руб.
2. Среднее квадратическое отклонение 6,245руб.
3. Коэффициент вариации 5,27 %
4. Наиболее часто встречаются предприятия, с величиной себестоимости единицы продукции на сумму 116руб.
5. 50% предприятий имеют себестоимость единицы продукции менее 117 руб., а остальные 50% имеют себестоимость единицы продукции более 117 руб.(медиана).
Задание 2. По исходным данным:
1. Установите наличие 
и характер связи между 
РЕШЕНИЕ
Для того чтобы произвести группировку, рассчитаем величину группировочного интервала по формуле:
где и - соответственно max и min значения выпуска продукции, - число образуемых групп.
тыс.ед
Образуем группы, которые отличаются друг от друга по выпуску продукции на данную величину (20 тыс. ед.).
1 группа будет иметь размеры: 100+20=120 тыс. ед.
2 группа: 120+20=140 тыс. ед.
Информация о работе Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции