Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение резервов снижения себестоимости продукции на предприятии на основе анализа показателей статистики себестоимости и использовании статистических методов в их исчислении. Благодаря этой работе мы должны будем научиться решать статистические задачи и овладеть умением применения их на практике. В третьей части работы, пользуясь статистическим ежегодником, а также с применением освоенного методологического аппарата и компьютерных программ провести статистические исследования.
Имея данные о себестоимости единицы изделия за предыдущий период (Z0), по плановым расчетам (Zпл) и за отчетный период (Z1), можно дать общую характеристику степени выполнения планового задания по снижению себестоимости и ее динамики с помощью индексов, а также определить абсолютную сумму перерасхода или экономии в результате изменения себестоимости.
При изучении динамики себестоимости по группе предприятий, изготавливающих продукцию одного и того же вида, используется индекс переменного состава, индекс фиксированного состава и индекс влияния структурных сдвигов.1
На тех предприятиях, на
которых изготавливаются разные
виды продукции и в общем выпуске
преобладает сравнимая
К сравнимой относят продукцию,
которая производилась в
Для оценки выполнения плановых заданий и динамики себестоимости сравнимой товарной продукции используют следующие три индекса.
1. Индекс планового задания:
Данный индекс характеризует изменение плановой себестоимости единицы изделия по сравнению со средней годовой себестоимостью предыдущего года в расчете на плановый объем и ассортимент продукции. Разность между числителем и знаменателем дает плановую сумму общей экономии (перерасхода) от изменения себестоимости сравнимой товарной продукции:
2.
Индекс выполнения планового задания
Рассчитывается этот индекс только
в аналитических целях и
3. Индекс фактического
изменения себестоимости
Последний показатель характеризует
динамику себестоимости продукции.
Поскольку в знаменателе
II РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
Задание 1. Имеются следующие выборочные данные по предприятиям одной из отраслей промышленности в отчетном году (выборка 20%-ная механическая)
Таблица 2.1
№ предприятия п/п |
Выпуск продукции, тыс. ед. |
Затраты на производство продукции, млн.руб. |
№ предприятия п/п |
Выпуск продукции, тыс. ед. |
Затраты на производство продукции, млн.руб. |
1 |
160 |
18,240 |
16 |
148 |
17,612 |
2 |
140 |
17,080 |
17 |
110 |
13,970 |
3 |
105 |
13,440 |
18 |
146 |
17,666 |
4 |
150 |
17,850 |
19 |
155 |
17,980 |
5 |
158 |
18,170 |
20 |
169 |
19,266 |
6 |
170 |
19,210 |
21 |
156 |
17,940 |
7 |
152 |
17,936 |
22 |
135 |
16,335 |
8 |
178 |
19,580 |
23 |
122 |
15,250 |
9 |
190 |
19,440 |
24 |
130 |
15,860 |
10 |
164 |
18,860 |
25 |
200 |
21,000 |
11 |
151 |
17,818 |
26 |
125 |
15,250 |
12 |
142 |
17,040 |
27 |
152 |
17,784 |
13 |
120 |
15,000 |
28 |
173 |
19,030 |
14 |
100 |
13,000 |
29 |
115 |
14,490 |
150 |
176 |
19,360 |
30 |
190 |
19,950 |
По исходным данным:
1. Постройте статистический ряд распределения организаций (предприятий) по признаку себестоимость единицы продукции, образовав 5 (пять) групп с равными интервалами.
2. Рассчитайте характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, моду и медиану.
Сделайте выводы по результатам выполнения задания.
РЕШЕНИЕ
Проранжируем в порядке возрастания значение факторного признака:
Х- себестоимость единицы продукции (руб.)
Y- выпуск продукции (тыс.руб)
Таблица 2.2
Себестоимость единицы продукции, руб.Х |
Затраты на производство продукции, млн.руб., |
Выпуск продукции, тыс.ед., Y |
Себестоимость единицы продукции, руб.Х |
Затраты на производство продукции, млн.руб., |
Выпуск продукции, тыс.ед., Y |
105 |
19,950 |
190 |
118 |
17,818 |
151 |
105 |
21,000 |
200 |
119 |
17,612 |
148 |
108 |
19,440 |
180 |
119 |
17,850 |
150 |
110 |
19,580 |
178 |
120 |
17,040 |
142 |
110 |
19,030 |
173 |
121 |
17,666 |
146 |
110 |
19,360 |
176 |
121 |
16,335 |
135 |
113 |
19,210 |
170 |
122 |
17,080 |
140 |
114 |
18,240 |
160 |
122 |
15,250 |
125 |
114 |
19,266 |
169 |
122 |
15,860 |
130 |
115 |
18,860 |
164 |
125 |
15,000 |
120 |
115 |
17,940 |
156 |
125 |
15,250 |
122 |
115 |
18,170 |
158 |
126 |
14,490 |
115 |
116 |
17,980 |
155 |
127 |
13,970 |
110 |
117 |
17,784 |
152 |
128 |
13,440 |
105 |
118 |
17,936 |
152 |
130 |
13,000 |
100 |
Для того чтобы произвести группировку, необходимо вычислить величину группировочного интервала по формуле:
где и - соответственно max и min значения выпуска продукции, - число образуемых групп.
руб
Образуем группы, которые отличаются друг от друга по себестоимости единицы продукции на данную величину (5 руб.).
1 группа будет иметь размеры: 105+5=110 руб.
2 группа: 110+5=115 руб.
3 группа: 115+5=120 руб.
4 группа: 120+5=125 руб.
5 группа: 125+5=130 руб.
Группировку предприятий произведем в рабочей таблице 2.3.
Таблица 2.3 Рабочая таблица с группировкой
Группа |
Группы предприятий по величине себестоимости единицы продукции, руб. |
Номер предприятия |
Себестоимость ед. продукции, руб. |
1 |
105-110 |
25 30 9 |
105 105 108 |
2 |
110-115 |
8 15 28 6 20 1 |
110 110 110 113 114 114 |
3 |
115-120 |
5 10 21 19 27 7 11 4 16 |
115 115 115 116 117 118 118 119 119 |
4 |
120-125 |
12 18 22 24 26 2 |
120 121 121 122 122 122 |
5 |
125-130 |
23 13 29 17 3 14 |
125 125 126 127 128 130 |
В результате группировки получили следующий ряд распределения (табл. 2.4, 2.5).
Таблица 2.4
Группировка предприятий
по себестоимости единицы | |||||
№ группы |
Группы предприятий по
себестоимости единицы |
Число предприятий по себестоимости единицы продукции |
Себестоимость единицы продукции, руб. | ||
Всего, тыс.ед. |
% к итогу |
Всего, млн. руб. |
% к итогу | ||
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
105-110 |
3 |
10,0 |
318 |
9,0 |
2 |
110-115 |
6 |
20,0 |
671 |
19,0 |
3 |
115-120 |
9 |
30,0 |
1052 |
29,8 |
4 |
120-125 |
6 |
20,0 |
728 |
20,6 |
5 |
125-130 |
6 |
20,0 |
761 |
21,6 |
Итого: |
30 |
100,0 |
3530 |
100,0 |
Таблица 2.5
Группы |
Группы предприятий по величине себестоимости единицы продукции, руб. |
Число предприятий |
Накопленные частоты |
1 |
105-110 |
3 |
3 |
2 |
110-115 |
6 |
9 |
3 |
115-120 |
9 |
18 |
4 |
120-125 |
6 |
24 |
5 |
125-130 |
6 |
30 |
Рассчитаем характеристики интервального ряда распределения.
Среднюю рассчитаем по формуле – средняя арифметическая взвешенная.
где - сумма произведений
себестоимости единицы
- общее число предприятий.
Расчет характеристик ряда распределения представим в таблице 2.6.
Таблица 2.6 Расчет характеристик ряда распределения
Группы |
Группы предприятий по
себестоимости единицы |
Число предприятий |
||||||
1 |
105-110 |
3 |
107,5 |
322,50 |
-11 |
363 |
3 |
|
2 |
110-115 |
6 |
112,5 |
675,00 |
-6 |
216 |
9 |
|
3 |
115-120 |
9 |
117,5 |
1057,50 |
-1 |
9 |
18 |
|
4 |
120-125 |
6 |
122,5 |
735,00 |
4 |
96 |
24 |
|
5 |
125-130 |
6 |
127,5 |
765,00 |
9 |
486 |
30 |
|
Итого: |
30 |
3555,00 |
1170 |
руб
Средняя величина себестоимости единицы продукции предприятий, взвешивая значение признака по абсолютной численности предприятий равна: 118,5 руб.
Дисперсия признака представляет
собой средний квадрат
; руб
Среднее квадратическое отклонение – это обобщающая характеристика размеров вариации признака в совокупности, оно показывает, на сколько в среднем отклоняются конкретные варианты от их среднего значения. Среднее квадратическое отклонение определяем по формуле:
; руб
Коэффициент вариации представляет собой выраженное в процентах отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической.
Коэффициент вариации рассчитаем по формуле:
; %
Так как коэффициент вариации V=5,27%<33% ,значит наша совокупность количественно однородна.
Построим графики ряда распределения и определим на них моду медиану.
Мода Мо значение случайной величины встречающейся с наибольшей вероятностью.
Моду рассчитаем по формуле:
Модальным будет 3-ий интервал с наибольшей частотой 9.
руб.
В изучаемой совокупности
наиболее часто встречаются предприятия,
с величиной себестоимости
Для описания моды строим гистограмму:
Рис.1 Распределение предприятий по величине себестоимости единицы продукции
Медиана(Ме) - это численное значение признака у той единицы совокупности, которая находится в середине ранжированного ряда (построенного в порядке возрастания, либо убывания значения изучаемого признака). Медиану иногда называют серединной вариантой, т.к. она делит совокупность на две равные части.
Для расчета медианы находим накопленные частоты ().
Накопленная частота в 3-ем интервале:
руб
Значит, в изучаемой совокупности
50% предприятий имеют
Для описания медианы строим камуляту:
Рис.2 Распределение предприятий по величине себестоимости единицы продукции
Ответ: В результате расчетов получили следующее:
1. Средний размер себестоимости единицы продукции составляет 118,5руб.
2. Среднее квадратическое отклонение 6,245руб.
3. Коэффициент вариации 5,27 %
4. Наиболее часто встречаются предприятия, с величиной себестоимости единицы продукции на сумму 116руб.
5. 50% предприятий имеют себестоимость единицы продукции менее 117 руб., а остальные 50% имеют себестоимость единицы продукции более 117 руб.(медиана).
Задание 2. По исходным данным:
1. Установите наличие
и характер связи между
РЕШЕНИЕ
Для того чтобы произвести группировку, рассчитаем величину группировочного интервала по формуле:
где и - соответственно max и min значения выпуска продукции, - число образуемых групп.
тыс.ед
Образуем группы, которые отличаются друг от друга по выпуску продукции на данную величину (20 тыс. ед.).
1 группа будет иметь размеры: 100+20=120 тыс. ед.
2 группа: 120+20=140 тыс. ед.
Информация о работе Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции