Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение резервов снижения себестоимости продукции на предприятии на основе анализа показателей статистики себестоимости и использовании статистических методов в их исчислении. Благодаря этой работе мы должны будем научиться решать статистические задачи и овладеть умением применения их на практике. В третьей части работы, пользуясь статистическим ежегодником, а также с применением освоенного методологического аппарата и компьютерных программ провести статистические исследования.
3 группа: 140+20=160 тыс. ед.
4 группа: 160+20=180 тыс. ед.
5 группа: 180+20=200 тыс. ед.
Группировку предприятий произведем в рабочей таблице 2.7
Таблица 2.7 Рабочая таблица группировок
Группа |
Группы предприятий по
размеру выпуска продукции тыс. |
Номер предприятия |
Выпуск продукции, тыс. ед. |
Себестоимость единицы продукции, руб. |
1 |
100-120 |
14 3 17 29 |
100 105 110 115 |
130 128 127 126 |
Всего |
4 |
430,000 |
511,000 | |
2 |
120-140 |
13 23 24 22 26 |
120 122 130 135 125 |
125 125 122 121 122 |
5 |
632,000 |
615,000 | ||
3 |
140-160 |
2 12 18 16 4 7 11 27 19 21 5 |
140 142 146 148 150 152 151 152 155 156 158 |
122 120 121 119 119 118 118 117 116 115 115 |
11 |
1649,000 |
1300,000 | ||
4 |
160-180 |
1 10 20 6 28 15 8 |
160 164 169 170 173 176 178 |
114 115 114 113 110 110 110 |
7 |
1190,000 |
786,000 | ||
5 |
180-200 |
9 30 25 |
180 190 200 |
108 105 105 |
3 |
570,000 |
318,000 |
На основе данной таблицы составим сводную аналитическую таблицу:
Таблица 2.8 Сводная аналитическая группировка
Группа |
Группы предприятий по размеру выпуска продукции, тыс. ед. |
Номер предприятий |
Выпуск продукции, тыс.ед. |
Себестоимость единицы продукции, руб. | ||
Всего |
На 1 предприятие |
Всего |
На 1 предприятие | |||
А |
В |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
100-120 |
4 |
430 |
107,500 |
511 |
127,750 |
2 |
120-140 |
5 |
632 |
126,400 |
615 |
123,000 |
3 |
140-160 |
11 |
1649 |
149,909 |
1300 |
118,182 |
4 |
160-180 |
7 |
1190 |
170,000 |
786 |
112,286 |
5 |
180-200 |
3 |
570 |
190,000 |
318 |
106,000 |
Всего |
30 |
4471 |
149,033 |
3530 |
117,667 |
Сравнивая графы 3 и5аналитической таблицы видим, что с увеличением выпуска продукции падает себестоимость единицы продукции. Следовательно, между этими показателями имеется обратная зависимость.
Вычислим коэффициент детерминации, который показывает долю вариации результативного признака под влиянием факторного признака .
Таблица 2.9 Ряд распределения предприятий по размеру выпуска продукции
№ группы |
Группы предприятий по размеру выпуска продукции, тыс. ед. |
Число предприятий, f |
Себестоимость единицы продукции, руб., y |
уicр-уср.=уicр-117,667 |
f*(у-уср)2 |
1 |
100-120 |
4 |
127,750 |
10,083 |
406,6676 |
2 |
120-140 |
5 |
123,000 |
5,333 |
142,2044 |
3 |
140-160 |
11 |
118,182 |
0,515 |
2,917475 |
4 |
160-180 |
7 |
112,286 |
-5,381 |
202,6861 |
5 |
180-200 |
3 |
106,000 |
-11,667 |
408,3567 |
Всего |
30 |
117,667 |
1162,832 |
Для этого определим межгрупповую
дисперсию, характеризующую
Межгрупповая дисперсия показывает вариацию себестоимости единицы продукции за счет изменения выпуска продукции.
Общую дисперсию, характеризующую вариацию себестоимости единицы продукции под действием всех факторов, рассчитаем по формуле:
Расчет среднего значения признака представим в таблице 2.10.
Табл. 2.10 Расчет среднего значения признака
№ предприятия |
Себестоимость единицы продукции, руб., y |
y2 |
1 |
105 |
11025 |
2 |
105 |
11025 |
3 |
108 |
11664 |
4 |
110 |
12100 |
5 |
110 |
12100 |
6 |
110 |
12100 |
7 |
113 |
12769 |
8 |
114 |
12996 |
9 |
114 |
12996 |
10 |
115 |
13225 |
11 |
115 |
13225 |
12 |
115 |
13225 |
13 |
116 |
13456 |
14 |
117 |
13689 |
15 |
118 |
13924 |
16 |
118 |
13924 |
17 |
119 |
14161 |
18 |
119 |
14161 |
19 |
120 |
14400 |
20 |
121 |
14641 |
21 |
121 |
14641 |
22 |
122 |
14884 |
23 |
122 |
14884 |
24 |
122 |
14884 |
25 |
125 |
15625 |
26 |
125 |
15625 |
27 |
126 |
15876 |
28 |
127 |
16129 |
29 |
128 |
16384 |
30 |
130 |
16900 |
Сумма |
416638 |
Тогда общая дисперсия равна:
или 91,4 %
Это означает, что на 91,4 %
вариация себестоимости единицы
продукции обусловлена
Вычислим эмпирическое корреляционное отношение, которое показывает тесноту связи между группировочным и результативным признаками:
- это свидетельствует
о наличие тесной (сильной) связи
между выпуском продукции и
себестоимость единицы
Ответ: В результате расчетов получили следующее:
1. С увеличением выпуска продукции падает себестоимость единицы продукции. Следовательно, между этими показателями имеется обратная зависимость.
2. Межгрупповая дисперсия 38,761.
3. Общая дисперсия 42,41.
4. Коэффициент детерминации 91,4 %.
5. Эмпирическое корреляционное отношение 0,956.
6. Связь между себестоимостью единицы продукции и выпуском продукции весьма высокая.
Задание 3. По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,954 определите
1. Ошибку выборки среднего уровня себестоимости и границы, в которых будет находиться средний уровень себестоимости продукции в генеральной совокупности.
2. Ошибку выборки доли предприятий с уровнем себестоимости единицы продукции 125 руб. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля.
РЕШЕНИЕ
Определяем ошибку выборки среднего уровня себестоимости продукции по формуле:
где n=30, k=0.2 или 20%
K=n / N
руб.
Найдем предельную ошибку:
руб
Средний уровень себестоимости
единицы продукции будет
С вероятностью 0,954 можно
сказать, что средний уровень
себестоимости единицы
2. Определяем ошибку доли
предприятий с уровнем
или 20 %
Среднюю ошибку для выборочной доли определим по формуле:
или 6,5 %
Ошибка выборки доли предприятий
с уровнем себестоимости
или 13 %
Найдем пределы, в которых будет находиться генеральная доля, по формуле:
С вероятностью 0,954 можно сказать, что доля предприятий с уровнем себестоимости единицы продукции , равной 125,0 руб. и более будет находится в пределах от 7,0% до 33,0%.
Задание 4. Имеются данные о выпуске однородной продукции и ее себестоимости по двум филиалам фирмы:
Таблица 2.11
Филиал |
Базисный период |
Отчетный период | ||
Выпуск продукции, тыс. ед. |
Себестоимость единицы продукции, тыс. руб. |
Выпуск продукции, тыс. ед. |
Себестоимость единицы продукции, тыс. руб. | |
№ 1 |
20 |
2,0 |
31,5 |
2,5 |
№ 2 |
20 |
2,1 |
10,5 |
2,7 |
Определите:
1. Индексы себестоимости единицы продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным по каждому филиалу.
2. Общие индексы себестоимости переменного, постоянного состава, индекс структурных сдвигов.
Результаты расчетов представьте в таблице.
Сделайте выводы.
РЕШЕНИЕ:
1. Найдем индексы себестоимости
единицы продукции в отчетном
периоде по сравнению с
Где iz- индекс себестоимости единицы продукции;
z1 - себестоимость единицы продукции в отчетном периоде;
z0 - себестоимость единицы продукции в базисном периоде.
Филиал № 1
или 125 %
Филиал № 2: или 129 %
В первом филиале себестоимость единицы продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 25 %, во втором – на 29 %.
2. Найдем общие индексы
себестоимости переменного,
Таблица 2.12
Филиал |
Базисный период |
Отчетный период |
||||||
Выпуск продукции, тыс. ед., q0 |
Себестоимость единицы продукции, тыс. руб., z0 |
Выпуск продукции, тыс. ед., q1 |
Себестоимость единицы продукции, тыс. руб., z1 |
|||||
№ 1 |
20 |
2,00 |
31,5 |
2,5 |
40,00 |
63,00 |
78,75 |
|
№ 2 |
20 |
2,10 |
10,5 |
2,7 |
42,00 |
22,05 |
28,35 |
|
Итого: |
40 |
42 |
82,00 |
85,05 |
107,10 |
Найдем индекс переменного
состава, который покажет изменение
средней себестоимости единицы
продукции за счет влияния двух факторов:
1) изменения себестоимости в
или 124,4 %
Найдем индекс постоянного состава, который покажет изменение средней себестоимости только за счет изменения самой себестоимости.
или 125,9 %
Найдем индекс структурных сдвигов, который покажет изменение средней себестоимости только за счет изменения структуры выпуска продукции.
или 98,8 %
Проверим взаимосвязь между индексами:
Выводы:
1. Средняя себестоимость единицы продукции в 2-х филиалах в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 24,4 %, что обусловлено увеличением себестоимости в каждом филиале и изменением структуры выпуска продукции.
2. Средняя себестоимость единицы продукции в 2-х филиалах в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 25,9 %, что обусловлено только изменением себестоимости в каждом филиале.
3. Изменения в структуре выпуска продукции в 2-х филиалах в отчетном периоде по сравнению с базисным привели к снижению средней себестоимости единицы продукции на 1,2 %.
Аналитическая часть
В данной части курсовой работы проведем статистический анализ динамики себестоимости производства колбасных изделий выпускаемых компанией ЗАО МПК «Мясной ряд»» за период с 1.01.03г. по 1.01.07г. (руб.).
Одной из важнейших задач статистики является изучение изменений анализируемых показателей во времени, т.е. их динамика.
По данным, представленным
в таблице 3.1, проведем анализ динамики
себестоимости единицы
§ абсолютный прирост;
§ темп роста;
§ темп прироста;
§ абсолютное значение 1% прироста;
§ средние за период уровень ряда, абсолютный прирост, темпы роста и прироста.
Таблица 3.1 Себестоимость колбасной продукции (Колбаса «Московская» с/к) за 2003-2007гг
Время, г. |
Себестоимость колбасы Московской с/к, руб. |
2003 |
72,51 |
2004 |
81,65 |
2005 |
87,35 |
2006 |
98,49 |
2007 |
126,36 |
1. Методика решения задачи
Расчет показателей анализа ряда динамики осуществим по формулам, представленным в таблице 3.2.
Табл. 3.2 Формулы расчета показателей
Показатель |
Базисный |
Цепной |
Средний |
Абсолютный прирост |
|||
Темп роста |
|||
Темп прироста |
Средний уровень в интервальном ряду динамики вычисляется по формуле:
Для определения абсолютной величины, стоящей за каждым процентом прироста себестоимости , рассчитывают показатель абсолютного значения 1% прироста (А%). Один из способов его расчета – расчет по формуле:
Числовые обозначения: –уровень первого периода; – уровень сравниваемого периода; –уровень предыдущего периода; –уровень последнего периода; –число уровней ряда динамики.
2. Технология выполнения компьютерных расчетов
Расчеты показателей анализа динамики себестоимости выполнены с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.
Информация о работе Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции