Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение резервов снижения себестоимости продукции на предприятии на основе анализа показателей статистики себестоимости и использовании статистических методов в их исчислении. Благодаря этой работе мы должны будем научиться решать статистические задачи и овладеть умением применения их на практике. В третьей части работы, пользуясь статистическим ежегодником, а также с применением освоенного методологического аппарата и компьютерных программ провести статистические исследования.

Файлы: 1 файл

marina tema.docx

— 59.42 Кб (Скачать файл)

3 группа: 140+20=160 тыс. ед.

4 группа: 160+20=180 тыс. ед.

5 группа: 180+20=200 тыс. ед.

 

Группировку предприятий  произведем в рабочей таблице 2.7

 

Таблица 2.7 Рабочая таблица группировок

Группа

Группы предприятий по размеру выпуска продукции тыс.ед.

Номер предприятия

Выпуск продукции, тыс. ед.

Себестоимость единицы продукции, руб.

1

100-120

14

3

17

29

100

105

110

115

130

128

127

126

Всего

 

4

430,000

511,000

2

120-140

13

23

24

22

26

120

122

130

135

125

125

125

122

121

122

   

5

632,000

615,000

3

140-160

2

12

18

16

4

7

11

27

19

21

5

140

142

146

148

150

152

151

152

155

156

158

122

120

121

119

119

118

118

117

116

115

115

   

11

1649,000

1300,000

4

160-180

1

10

20

6

28

15

8

160

164

169

170

173

176

178

114

115

114

113

110

110

110

   

7

1190,000

786,000

5

180-200

9

30

25

180

190

200

108

105

105

   

3

570,000

318,000


 

На основе данной таблицы  составим сводную аналитическую  таблицу:

Таблица 2.8 Сводная аналитическая группировка

Группа

Группы предприятий по размеру выпуска продукции, тыс. ед.

Номер предприятий

Выпуск продукции, тыс.ед.

Себестоимость единицы продукции, руб.

Всего

На 1 предприятие

Всего

На 1 предприятие

А

В

1

2

3

4

5

1

100-120

4

430

107,500

511

127,750

2

120-140

5

632

126,400

615

123,000

3

140-160

11

1649

149,909

1300

118,182

4

160-180

7

1190

170,000

786

112,286

5

180-200

3

570

190,000

318

106,000

 

Всего

30

4471

149,033

3530

117,667


 

Сравнивая графы 3 и5аналитической  таблицы видим, что с увеличением  выпуска продукции падает себестоимость  единицы продукции. Следовательно, между этими показателями имеется  обратная зависимость.

Вычислим коэффициент  детерминации, который показывает долю вариации результативного признака  под влиянием факторного признака .

 

 

Таблица 2.9 Ряд распределения  предприятий по размеру выпуска  продукции 

№ группы

Группы предприятий по размеру выпуска продукции, тыс. ед.

Число предприятий, f

Себестоимость единицы продукции, руб., y

уicр-уср.=уicр-117,667

f*(у-уср)2

1

100-120

4

127,750

10,083

406,6676

2

120-140

5

123,000

5,333

142,2044

3

140-160

11

118,182

0,515

2,917475

4

160-180

7

112,286

-5,381

202,6861

5

180-200

3

106,000

-11,667

408,3567

 

Всего

30

117,667

 

1162,832


 

Для этого определим межгрупповую дисперсию, характеризующую систематическую  вариацию результативного порядка, обусловленную влиянием признака-фактора, положенного в основу группировки.

 

 

Межгрупповая дисперсия  показывает вариацию себестоимости  единицы продукции за счет изменения  выпуска продукции.

Общую дисперсию, характеризующую  вариацию себестоимости единицы  продукции под действием всех факторов, рассчитаем по формуле:

 

 

Расчет среднего значения признака  представим в таблице 2.10.

 

Табл. 2.10 Расчет среднего значения признака

№ предприятия

Себестоимость единицы продукции, руб., y

y2

1

105

11025

2

105

11025

3

108

11664

4

110

12100

5

110

12100

6

110

12100

7

113

12769

8

114

12996

9

114

12996

10

115

13225

11

115

13225

12

115

13225

13

116

13456

14

117

13689

15

118

13924

16

118

13924

17

119

14161

18

119

14161

19

120

14400

20

121

14641

21

121

14641

22

122

14884

23

122

14884

24

122

14884

25

125

15625

26

125

15625

27

126

15876

28

127

16129

29

128

16384

30

130

16900

Сумма

416638


 

 

Тогда общая дисперсия равна:

 

 

 или 91,4 %

 

Это означает, что на 91,4 % вариация себестоимости единицы  продукции обусловлена вариацией  выпуска продукции и на 8,6 % –  влиянием прочих факторов.

Вычислим эмпирическое корреляционное отношение, которое показывает тесноту  связи между группировочным и  результативным признаками:

 

- это свидетельствует  о наличие тесной (сильной) связи  между выпуском продукции и  себестоимость единицы продукции.

 

Ответ: В результате расчетов получили следующее:

1.   С увеличением выпуска продукции падает себестоимость единицы продукции. Следовательно, между этими показателями имеется обратная зависимость.

2.   Межгрупповая дисперсия 38,761.

3.   Общая дисперсия 42,41.

4.   Коэффициент детерминации 91,4 %.

5.   Эмпирическое корреляционное отношение 0,956.

6.   Связь между себестоимостью единицы продукции и выпуском продукции весьма высокая.

 

Задание 3. По результатам  выполнения задания 1 с вероятностью 0,954 определите

 

1.   Ошибку выборки среднего уровня себестоимости и границы, в которых будет находиться средний уровень себестоимости продукции в генеральной совокупности.

2.   Ошибку выборки доли предприятий с уровнем себестоимости единицы продукции 125 руб. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля.

 

РЕШЕНИЕ

 

Определяем ошибку выборки  среднего уровня себестоимости продукции  по формуле:

 

 

 где n=30, k=0.2 или 20%

K=n / N 

руб.

 

Найдем предельную ошибку:

 

 

 

руб

 

Средний уровень себестоимости  единицы продукции будет находиться в следующих границах:

 

 

С вероятностью 0,954 можно  сказать, что средний уровень  себестоимости единицы продукции  в генеральной совокупности находится  в пределах от 116,460 руб. до 120,540 руб.

2. Определяем ошибку доли  предприятий с уровнем себестоимости  продукции 125 руб. и более по  формуле:

 

 

 или 20 %

 

Среднюю ошибку для выборочной доли определим по формуле:

 

 

 или 6,5 %

 

Ошибка выборки доли предприятий  с уровнем себестоимости продукции 125 руб. и более составляет 6,53%

 

 

 или 13 %

 

Найдем пределы, в которых  будет находиться генеральная доля, по формуле:

 

 

С вероятностью 0,954 можно  сказать, что доля предприятий с  уровнем себестоимости единицы  продукции , равной 125,0 руб. и более  будет находится в пределах от 7,0% до 33,0%.

 

Задание 4. Имеются данные о выпуске однородной продукции  и ее себестоимости по двум филиалам фирмы:

 

Таблица 2.11

Филиал

Базисный период

Отчетный период

Выпуск продукции, тыс. ед.

Себестоимость единицы продукции, тыс. руб.

Выпуск продукции, тыс. ед.

Себестоимость единицы продукции, тыс. руб.

№ 1

20

2,0

31,5

2,5

№ 2

20

2,1

10,5

2,7


 

Определите:

1.   Индексы себестоимости единицы продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным по каждому филиалу.

2.   Общие индексы себестоимости переменного, постоянного состава, индекс структурных сдвигов.

Результаты расчетов представьте  в таблице.

Сделайте выводы.

 

РЕШЕНИЕ:

 

1. Найдем индексы себестоимости  единицы продукции в отчетном  периоде по сравнению с базисным  по формуле:

 

 

Где iz- индекс себестоимости единицы продукции;

z1 - себестоимость единицы продукции в отчетном периоде;

z0 - себестоимость единицы продукции в базисном периоде.

 

Филиал № 1

 

 

 или 125 %

Филиал № 2:  или 129 %

 

В первом филиале себестоимость  единицы продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 25 %, во втором – на 29 %.

2. Найдем общие индексы  себестоимости переменного, постоянного  состава, индекс структурных сдвигов.

 

Таблица 2.12

Филиал

Базисный период

Отчетный период

       
 

Выпуск продукции, тыс. ед., q0

Себестоимость единицы продукции, тыс. руб., z0

Выпуск продукции, тыс. ед., q1

Себестоимость единицы продукции, тыс. руб., z1

 
 

№ 1

20

2,00

31,5

2,5

40,00

63,00

78,75

 

№ 2

20

2,10

10,5

2,7

42,00

22,05

28,35

 

Итого:

40

 

42

 

82,00

85,05

107,10

 

 

Найдем индекс переменного  состава, который покажет изменение  средней себестоимости единицы  продукции за счет влияния двух факторов: 1) изменения себестоимости в каждом филиале, 2) изменения структуры выпуска  продукции.

 

 

 или 124,4 %

 

Найдем индекс постоянного  состава, который покажет изменение  средней себестоимости только за счет изменения самой себестоимости.  

или 125,9 %

 

Найдем индекс структурных  сдвигов, который покажет изменение  средней себестоимости только за счет изменения структуры выпуска  продукции.

 

 

 или 98,8 %

 

Проверим взаимосвязь  между индексами:

 

 

Выводы:

 

1.   Средняя себестоимость единицы продукции в 2-х филиалах в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 24,4 %, что обусловлено увеличением себестоимости в каждом филиале и изменением структуры выпуска продукции.

2.   Средняя себестоимость единицы продукции в 2-х филиалах в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 25,9 %, что обусловлено только изменением себестоимости в каждом филиале.

3.   Изменения в структуре выпуска продукции в 2-х филиалах в отчетном периоде по сравнению с базисным привели к снижению средней себестоимости единицы продукции на 1,2 %.

 

Аналитическая часть

 

В данной части курсовой работы проведем статистический анализ динамики себестоимости производства колбасных изделий выпускаемых  компанией ЗАО МПК «Мясной  ряд»» за период с 1.01.03г. по 1.01.07г. (руб.).

Одной из важнейших задач  статистики является изучение изменений  анализируемых показателей во времени, т.е. их динамика.

По данным, представленным в таблице 3.1, проведем анализ динамики себестоимости единицы продукции ( Колбаса Московская с/к), для чего рассчитаем следующие показатели:

§ абсолютный прирост;

§ темп роста;

§ темп прироста;

§ абсолютное значение 1% прироста;

§ средние за период уровень  ряда, абсолютный прирост, темпы роста  и прироста.

 

Таблица 3.1 Себестоимость  колбасной продукции (Колбаса «Московская» с/к) за 2003-2007гг

Время, г.

Себестоимость колбасы Московской с/к, руб.

2003

72,51

2004

81,65

2005

87,35

2006

98,49

2007

126,36


 

1.   Методика решения задачи

 

Расчет показателей анализа  ряда динамики осуществим по формулам, представленным в таблице 3.2.

Табл. 3.2 Формулы расчета показателей

Показатель

Базисный

Цепной

Средний

Абсолютный прирост

     

Темп роста

     

Темп прироста

     

 

Средний уровень в интервальном ряду динамики вычисляется по формуле:

 

 

Для определения абсолютной величины, стоящей за каждым процентом  прироста себестоимости , рассчитывают показатель абсолютного значения 1% прироста (А%). Один из способов его расчета  – расчет по формуле:

 

 

Числовые обозначения: –уровень первого периода; – уровень сравниваемого  периода; –уровень предыдущего периода; –уровень последнего периода; –число уровней ряда динамики.

 

2. Технология выполнения  компьютерных расчетов

 

Расчеты показателей анализа  динамики себестоимости выполнены  с применением пакета прикладных программ обработки электронных  таблиц MS Excel в среде Windows.

Информация о работе Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции