Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:12, курсовая работа
С образованием и началом функционирования рынка труда происходят существенные изменения в социальной сфере общества, изменяется социальная структура, в частности, появляются новые, неведомые ранее социальные общности. Одной из таких новых социальных общностей являются незанятые, которые составляют около 23% экономически активного населения.
Жизнедеятельность и социальная организация этой большой группы людей протекают в условиях, резко отличающихся от условий жизнедеятельности основной массы населения. В недрах этой социальной общности, развиваются вполне определенные, порой опасные процессы.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы исследования и оценки
занятости населения …………………………………………………………. 5
Уровни занятости и безработицы ……………………………………….. 5
Занятость и рынок труда ………………………………………………… 8
Статистика доходов населения ………………………………………….11
Глава 2. Статистический анализ уровня занятости населения
(в Республике Бурятия по сравнению с близлежащими регионами)
2.1. Уровень занятости населения……………………………………………..14
2.2. Проблемы поиска работы…………………………………………………19
2.3. Показатели безработицы……………..…………………………………... 24
Глава 3. Выводы и предложения ……………………………………………… 26
Заключение ………………………………………………………………………28
Список использованной литературы …………………………………………..30
В последнее время среди отечественных экономистов – трудовиков во многом под влиянием западных ученых получила распространение точка зрения, что все экономически активное население (занятые плюс безработные) является участниками рынка труда. Подобная позиция внушает сомнения, поскольку противоречит элементарным посылкам. «Главными составными частями рынка труда являются: совокупное предложение (П), охватывающее наемную рабочую силу из числа экономически активного населения, и совокупный спрос (С). Эти составляющие в своем единстве определяют емкость совокупного рынка труда».
Рыночные преобразования в республике сопровождается существенными деформациями регионального рынка. Сохранение и даже некоторый рост занятости в отдельных отраслях экономики основан преимущественно на перераспределительных, а не созидательных процессах. Отраслевые и структурные перекосы в оплате труда и доходах населения не стимулируют рост производительности труда и не способствуют повышению качества рабочей силы. Эффективное использование трудового потенциала требует формирования цивилизованного рынка труда, системы социальных гарантий занятости и развитого сектора социальных услуг, позволяющего подготовить человека к трудовой деятельности.
Анализ занятости и рынка труда в Республике Бурятия выявил следующие тенденции. Идет процесс распределения трудовых ресурсов из государственного сектора экономики в альтернативные структуры. Сокращается численность занятого населения при увеличении лиц трудоспособного возраста, не занятых в экономике. Структурная перестройка экономики привела к уменьшению численности в материальном производстве при увеличении числа занятого в непроизводственной сфере.
В политике занятости необходима взвешенность, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой – не препятствовать высвобождения населения малых городов, комплексную республиканскую программу по подготовке квалифицированных кадров, организовать мониторинг потребности в кадрах определенных профессий и специальностей.
Республиканские и местные органы исполнительной власти должны обеспечить:
- ориентацию экономической
политики содействия
- меры по смягчению
социальных последствий
- расширение структуры и видов общественных работ, условий их организации;
- развитие гибких форм занятости;
- реформирование системы назначения и выплаты пособий по безработице, предусмотрев меры, способствующие активному поиску работы, участие в общественных работах и профессиональной переподготовке;
- введение системы стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности.
Основными направлениями государственного регулирования в сфере занятости являются:
- выработка и введение
действенных стимулов для
- целенаправленное формирование
государственного сектора
- становление и развитие муниципальной собственности;
- разработка комплексных и региональных программ создания и смягчения социальных проблем региона;
- совершенствование отношений социального партнерства за счет включения в договоры всех уровней мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест.
В Республике Бурятия имеются большие возможности, для чего необходимы широкая реклама, участие в ярмарках. Но для создания соответствующей инфраструктуры туризма нет средств.
1.3.Статистика доходов населения.
Центральное место в системе показателей жизненного уровня занимают показатели доходов населения. В их состав включается все денежные и натуральные поступления населению за исследуемый период. Существуют следующие основные виды доходов населения:
- доходы от занятий (оплата труда);
- доходы от личного подсобного хозяйства;
- пенсии, пособия, стипендии, дотации на путевки в санатории, дома отдыха, профилактории, детские оздоровительные лагеря, на содержание детей в детских дошкольных учреждениях;
- доход из других
источников, в частности от собственности
и предпринимательской деятельн
Доходы населения имеют как денежную, так и натуральную форму. Подавляющее большинство доходов поступает населению в виде денег. Натуральными доходами являются доходы от личного подсобного хозяйства, доходы фермеров, часть фонда оплаты труда, большая часть благотворительной помощи.
При определении совокупного денежного дохода населения учитываются денежные поступления за год, включая валютные (они пересчитываются по среднегодовому курсу в рубли), а также натуральные поступления (оцениваются в среднегодовых розничных ценах данного региона). В совокупный денежный доход не включаются лишь случайные, единовременные крупные денежные поступления (наследств, выигрыши в лотерею, поступления от продажи автомобиля, дома, земли и пр.).
Все доходы населения представляют собой часть национального дохода, получаемую населением в той или иной форме. Основным видом доходов являются доходы от занятий, принимающие, прежде всего форму оплаты труда.
Состав фонда оплаты труда (ФОТ) регулируется соответствующими документами, которые разрабатываются Госкомстатом России и утверждаются Правительством РФ. Фонд оплаты труда включает: оплату за отработанное время; оплату за неотработанное время; единовременные поощрительные выплаты и выплаты на питание, жилье и топливо. Оплата за отработанное время содержит: выплаты по ставкам, окладам, расценкам и тарифам за все виды выполненных работ в урочное и внеурочное время; оплату очередных отпусков; доплату за работу в ночное время, за руководство бригадами и другими подразделениями, за выслугу лет; доплату сдельщикам по прогрессивным расценкам за обучение учеников.
Доходы от личного подсобного хозяйства включают денежные и натуральные доходы населения от экономической деятельности на участке земли, предоставленном (арендованном, купленном) или принадлежащем пользователю. Личное подсобное хозяйство ведется в порядке личной инициативы и не ставит целью получение товарной продукции и прибыли. Личное подсобное хозяйство не использует наемного труда, а его площадь часто ограничена действующим законодательством. В этом состоит принципиальное отличие личного подсобного хозяйства от фермерского.
Пенсии, пособия, стипендии, дотации на путевки в санатории, дома отдыха, детские оздоровительные лагеря, на содержание детей в детских учреждениях охватывают все доходы такого рода, получаемые из различных источников.
Доходы из других источников
характеризуют разнообразные
Что касается обмена доходами между группами населения в виде денег, продуктов и услуг, то при определении общего объема доходов отдельных групп населения эти операции не учитываются. При определении доходов отдельных групп населения такие операции учитываются, поскольку являются одним из источников их формирования.
Сумма всех денежных и натуральных доходов населения являются основной частью совокупных доходов населения, и охватывает все первичные (от экономической деятельности) и вторичные (из бюджета, из финансово-кредитной системы) доходы. При этом натуральные доходы населения оцениваются по ценам, сложившимся предприятиях государственной и кооперативной торговли, за исключением той их части, которая реализована за приделами домашних хозяйств. Этот показатель носит название личных доходов населения. В его состав входят: денежные и натуральные доходы работников за работу по найму; доходы от личного подсобного хозяйства; доходы от индивидуальной трудовой деятельности; денежные поступления из общественных фондов потребления, из банковской системы, из страховых организаций и т.п. Кроме того, совокупные доходы населения включают стоимость бесплатных или предоставленных на льготных условиях услуг за счёт общественных фондов потребления.
Глава 2. Статистический анализ уровня занятости населения
(в Республике Бурятия по сравнению с близлежащими регионами).
2.1. Уровень занятости населения.
В ряду ранжирования всех регионов по показателям уровней занятости и безработицы Республика Бурятия и Читинская область в 2006 году выходили в группу регионов с низкими показателями по уровню занятости и высокими по уровню безработицы. Иркутская область входила в группу с высоким уровнем занятости и низким уровнем безработицы. В настоящее время значительных изменений не наблюдается.
По итогам обследования
по проблемам занятости
Данные уровня занятости населения по Иркутской области (58,3%) соответствует показателю по Сибирскому Федеральному округу и на 2,9 процентных пункта ниже данных по Российской Федерации. Уровень безработицы составил 10,1%, что выше значения по Российской Федерации на 2,9 процентных пункта.
Наши регионы значительно отличаются друг от друга по экономическим и социальным показателям. Иркутская область входит в группу богатых ресурсных регионов Сибири. Читинская область и Республика Бурятия близки к среднему уровню по стране. Среднедушевые денежные доходы населения Иркутской области в августе 2006г. превышали аналогичные доходы жителей РБ на 27%, Читинской области - на 37%. Реальные располагаемые денежные доходы населения в августе 2006г. в Иркутской области составили 132,1% к соответствующему периоду 2005г., в Республике Бурятия - 101.1%, в Читинской области -101,6%.
Имеющиеся различия ведут
к социально-экономическим
Главным передаточным механизмом
между изменениями в
Уровень занятости и безработицы
Таблица 1
процентов
год |
Уровень занятости |
Уровень безработицы |
Российская Федерация |
||
1995 |
58,7 |
9,5 |
2000 |
58,3 |
10,5 |
2001 |
58,4 |
9,1 |
2002 |
59,9 |
8,1 |
2003 |
58,8 |
8,6 |
2004 |
60,0 |
8,2 |
2005 |
61,6 |
7,2 |
(ноябрь 2005г.- август 2006г) |
61,4 |
7,2 |
Сибирский Федеральный округ |
||
1995 |
58,9 |
9,1 |
2000 |
56,4 |
12,6 |
2001 |
55,5 |
11,3 |
2002 |
57,9 |
10,12 |
продолжение |
Таблица 1 | |
2003 |
56,4 |
11,7 |
2004 |
57,9 |
10,0 |
2005 |
59,2 |
9,4 |
(ноябрь 2005г.- август 2006г) |
58,6 |
9,8 |
Республика Бурятия |
||
1995 |
53,9 |
15,1 |
2000 |
52,5 |
19,1 |
2001 |
48,9 |
18,5 |
2002 |
52,0 |
15,4 |
2003 |
51,1 |
16,9 |
2004 |
50,8 |
15,3 |
2005 |
53,9 |
12 |
(ноябрь 2005г.- август 2006г) |
50,3 |
15,3 |
Иркутская область |
||
1995 |
60,6 |
8,9 |
2000 |
60,2 |
11,4 |
2001 |
58,5 |
10,9 |
2002 |
57,7 |
11 |
2003 |
57,7 |
11,7 |
2004 |
53,5 |
10,5 |
2005 |
59,7 |
10,0 |
(ноябрь 2005г.- август 2006г) |
58,5 |
10,1 |
Читинская область |
||
1995 |
59,1 |
9,2 |
2000 |
52,2 |
13,9 |
2001 |
48,3 |
17 |
2002 |
58,3 |
11,1 |
2003 |
51,1 |
15,1 |
2004 |
52,4 |
12,4 |
2005 |
553,8 |
11,1 |
(ноябрь 2005г.- август 2006г) |
55,7 |
11,5 |