Статистический анализ себестоимости и рентабельности производства зерновых культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 02:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является статистико-экономический анализ себестоимости, производственных затрат и рентабельности зерна. Задачи курсовой работы:
- провести анализ рядов динамики себестоимости зерна;
- рассмотреть структуру себестоимости продукции;
- провести группировку сельскохозяйственных предприятий по себестоимости продукции;
- провести корреляционно-регрессионный анализ связи между себестоимостью продукции и основными факторами ее определяющих.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие о себестоимости и рентабельности продукции……………….......................................................................................5
Глава 2 Статистический анализ себестоимости и рентабельности производства зерновых культур
2.1 Динамика себестоимости и рентабельности производства зерна в хозяйстве за 8 – 10 лет…………………………………………………………11
2.2 Структура себестоимости продукции…………………………………….16
2.3 Индексы себестоимости продукции………………………………………18
2.4 Группировка сельскохозяйственных предприятий по себестоимости продукции………………………………………………………………………21
2.5 Корреляционный анализ связи между себестоимостью продукции основными факторами ее определяющими…………………………………..26
Глава 3 Статистико – экономическое обоснование результатов анализа себестоимости………………………………………………………………….42
Глава 4 Приоритетные условия снижения себестоимости на современном этапе…………………………………………………………………………….45
Выводы и предложения ……………………………………………………….46
Список используемой литературы……………………………………………47

Файлы: 1 файл

Курсовая тема 15.docx

— 259.01 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1 Понятие о себестоимости и рентабельности продукции……………….......................................................................................5

Глава 2 Статистический анализ себестоимости и рентабельности производства зерновых культур

2.1 Динамика себестоимости  и рентабельности производства зерна в хозяйстве за 8 – 10 лет…………………………………………………………11

2.2 Структура себестоимости  продукции…………………………………….16

2.3 Индексы себестоимости  продукции………………………………………18

2.4 Группировка сельскохозяйственных  предприятий по себестоимости  продукции………………………………………………………………………21

2.5 Корреляционный анализ связи между себестоимостью продукции основными факторами ее определяющими…………………………………..26

Глава 3 Статистико – экономическое обоснование результатов анализа себестоимости………………………………………………………………….42

Глава 4 Приоритетные условия снижения себестоимости на современном этапе…………………………………………………………………………….45

Выводы и предложения ……………………………………………………….46

Список используемой литературы……………………………………………47

Приложения…………………………………………………………………….49

 

 

 

 

 

 

Введение

Зерновые культуры, важнейшая группа возделываемых растений, дающих зерно, основной продукт питания человека, сырьё для многих отраслей промышленности и корма для сельскохозяйственных животных. Зерновые культуры подразделяются на хлебные и зернобобовые. Зерно хлебных злаковых культур содержит много углеводов (60—80% на сухое вещество), белков (7—20% на сухое вещество), ферменты, витамины комплекса В (B1, B2, B6), PP и провитамин А, чем и определяются высокая питательность его для человека и ценность для кормового использования.

Хлебные зерновые культуры выращивают на всех континентах нашей планеты. Среди хлебных зерновых культур наиболее распространены пшеница, рис, кукуруза, рожь, овёс, ячмень, просо и сорго.

Зерно является основным продуктом сельского хозяйства. Из зерна вырабатывают важные продукты питания: муку, крупу, хлебные и макаронные изделия. Зерно необходимо для успешного развития животноводства и птицеводства, что связано с увеличением 
производства мяса, молока, масла и других продуктов. Зерновые культуры служат сырьем для получения крахмала, патоки, спирта и других продуктов. 
Всемерное увеличение производства зерна - главная задача сельского хозяйства.

Сегодня агропромышленный комплекс Амурской области - это реальный сектор экономики, продукция которого постоянно востребована, и спрос на нее не снижается. Производство зерновых культур в Амурской области  составило 337 тыс. тонн при урожайности зерновых - 13,7 ц/га.

Начиная с 2005 года отмечается стабильный рост обрабатываемой пашни в хозяйствах области. За 4 года посевная площадь увеличилась на 174 тыс. га. Ежегодный прирост в среднем составляет 43,5 тыс. га, планируется довести посевные площади до 1174 тыс. га. Для выполнения поставленной задачи в 2010-2011 годах необходимо освоить по 130 тыс. га залежных земель, что позволит увеличить посевные площади до 360 тыс. га под зерновой группой культур.

Себестоимость 1 ц. и производственные затраты - важнейшие результативные показатели растениеводства и сельскохозяйственного производства в целом. Уровень себестоимости отражает воздействие экономических и приходных условий, в которых осуществляется сельскохозяйственное производство, и качество организационно-хозяйственной деятельности каждого предприятия.

Себестоимость продукции имеет народнохозяйственное значение:

- она является основой  ценообразования;

- используется для расчета  прибыли и рентабельности;

- себестоимость служит  основой для выбора правильной  специализации;

- служит условием повышения  материального благосостояния народа.

Задачи статистики себестоимости состоят в том, чтобы правильно определить уровни себестоимости и их изменения по сравнению с прошлыми периодами; раскрыть, путем анализа, причины изменений в динамике и факторы, обусловившие различия в уровнях себестоимости между группами хозяйств; оценить эффективность различных факторов себестоимости.

Целью курсовой работы является статистико-экономический анализ себестоимости, производственных затрат и рентабельности зерна.

Задачи курсовой работы:

- провести анализ рядов  динамики себестоимости зерна;

- рассмотреть структуру себестоимости продукции;

- провести группировку  сельскохозяйственных предприятий  по себестоимости продукции;

- провести корреляционно-регрессионный  анализ связи между себестоимостью  продукции и основными факторами  ее определяющих.

 

1 Понятие о себестоимости  и рентабельности продукции

Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, в обобщенном виде отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятий (фирм, компаний), их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т.д. Себестоимость, в свою очередь, является основой определения цен на продукцию. Снижение ее приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Чтобы добиваться снижения себестоимости, надо знать ее состав, структуру и факторы ее динамики. Все это и является предметом статистического изучения при анализе себестоимости.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Подход к себестоимости как категории, характеризующей процесс простого воспроизводства на отдельных предприятиях, дает ответ на вопрос о том какие факторы способствуют снижению себестоимости.

Факторы снижения себестоимости:

1. Рост производительности  труда;

2. Улучшение использования  основных фондов;

3. Повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных;

4. Экономия материальных  средств;

5. Сокращение общепроизводственных и общехозяйственных расходов;

6. Внедрение новых технологий.

Многообразие затрачиваемых ресурсов на производство продукции сельского хозяйства вызывают необходимость изучения их состава в различных направлениях и разделах, важных для анализа условий формирования их уровня, оценки причин их различий.

Все производственные затраты группируются: 

  • В соответствии с их экономическим содержанием;
  • Группировка по статьям затрат;
  • Группировка по отношению затрат к процессу производства;
  • По методу отнесения затрат единицы продукции.

В соответствии с экономическими издержками все затраты подразделяются на пять групп:

1. Материальные (за вычетом  стоимости возвратных отходов);

2. Затраты на оплату  труда;

3. Отчисления на социальные  нужды;

4. Амортизация основных  фондов;

5. Прочие затраты.

В практике статистики различают два основных вида себестоимости по степени учета затрат: производственную и полную.

Производственная себестоимость охватывает только затраты, связанные с процессом производства продукции – начиная с момента запуска сырья в производство и кончая освидетельствованием готовых изделий и сдачей их на склад готовой продукции.

Полная себестоимость – это сумма расходов, связанных с производством продукции (производственная себестоимость), и расходов по ее реализации (коммерческие расходы). Коммерческие расходы включают в себя затраты на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку и рекламу.

Рентабельность это коэффициент полученный как отношение прибыли к затратам, где в качестве прибыли может быль использована величина балансовой, чистой прибыли, прибыли от реализации продукции, а также прибыли от разных видов деятельности предприятия. В знаменателе в качестве затрат могут быть использованы показатели стоимости основных и оборотных фондов, выручки от реализации, себестоимости продукции собственного и заемного капитала и т.д.

Для изучения себестоимости продукции применяются основные статистические методы: группировок, средних и относительных величин, графический, индексный, а также метод сопоставления.

Графический метод помогает наглядно представить структуру себестоимости, происходящие в ней изменения, а также динамику ее составных частей.

Индексный метод необходим для сводной характеристики динамики себестоимости сравнимой и всей товарной продукции, для изучения динамики и выявления влияния на нее отдельных факторов.

Метод средних и относительных величин применяют при вычислении средних уровней себестоимости для однородной продукции, при изучении структуры и динамики себестоимости.

Метод группировок используется при исследовании структуры себестоимости продукции по элементам и статьям калькуляции. Важнейшей является группировка затрат по элементам. Она дает возможность судить об объеме расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. Группировка затрат по элементам нужна также для исчисления величины чистой продукции.

Предприятие считается рентабельным, если в результате реализации продукции, работ, услуг оно покрывает все свои издержки и получает прибыль. Поэтому в широком смысле слова понятие рентабельность означает прибыльность, доходность.

В процессе использования ресурсов, ведения производства, реализации продукции и предоставления услуг осуществляются затраты и формируются издержки производства.

 Издержки производства - совокупные затраты на производство  и реализацию продукции и услуг  за определенный период. Сюда  входят лишь текущие, но не долговременные затраты, связанные с формированием основных средств, используемых длительный период.

Затраты – это расходы самих ресурсов, а также расходы, связанные с их использованием.

В статистике для характеристики затрат и издержек используется достаточно сложная система показателей, различающихся как по форме, так и по содержанию. По форме выделяют абсолютные, средние и относительные показатели.

Абсолютные показатели – это объемы затрат в натуральном, условно-натуральном или стоимостном выражении, дифференцированные по нескольким признакам – видам и группам затрат; периодам времени; культурам и группам культур.

Средние показатели затрат и издержек определяют в расчете на единицу продукции, земельной площади или поголовья, основных средств, на 1 работника и т.д.

Относительные показатели рассчитывают для изучения состава и динамики затрат, их сравнение по территории, категориям и группам хозяйств, центрам ответственности, а также для сопоставления величины затрат с доходами и ресурсами производства.

 
Рисунок 1 - Группировка затрат на производство продукции.

Среди затрат на производство выделяются следующие элементы: 
материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- затраты на оплату  труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

К элементу «Прочие затраты» относятся:

- износ по нематериальным активам;

- арендная плата;

- вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения;

- обязательные страховые платежи;

- проценты по кредитам  банков;

- суточные и подъемные;

- налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг);

- отчисления во внебюджетные фонды;

- оплата услуг рекламных агентов и аудиторских организации связи, вычислительных центров, вневедомственной охраны и др.

2 Статистический анализ  себестоимости и рентабельности  производства сельскохозяйственной  продукции.

2.1 Динамика себестоимости  и рентабельности производства зерна в ОАО «Пограничное» Константиновского района за 2000-2009 годы

Рядами динамики в статистике называют ряд величин, характеризующих развитие данного явления во времени. Каждый ряд динамики состоит из двух элементов: момент времени (даты, года, месяца, которым относятся статистические данные); уровень ряда, то есть числовое значение изучаемого признака. Для анализа динамического ряда необходимо использовать данные за 8 – 10 лет.

Вычислим показатели динамики себестоимости 1 центнера зерна по одному хозяйству за 10 лет. Для всесторонней характеристики направления и интенсивности развития изучаемого явления путем сопоставления уровня исходного ряда следует рассчитать и проанализировать системы показателей: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение 1% прироста.

Таблица 1 – Показатели динамики себестоимости 1 ц. зерна в ОАО «Пограничное» Константиновского района

себестоимость  1 ц. зерна, рублей

Абсолютный прирост, тыс.рублей

Темп роста,%

Темп прироста, %

Значение 1% прироста

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

цепной

1

2

3

4

5

6

7

8

246,98

-

-

-

-

-

-

-

311,76

64,78

64,78

126,2288

126,2288

26,2288

26,2288

3,1176

203,27

-43,71

-108,49

82,3022

65,2008

-17,6978

-34,7992

2,0327

340,23

93,25

136,96

137,7561

167,3784

37,7561

67,3784

3,4023

513,73

266,75

173,5

208,0047

150,9949

108,0047

50,9949

5,1373

287,01

40,03

-226,72

116,2078

55,8679

16,2078

-44,1321

2,8701

306,82

59,84

19,81

124,2287

106,9022

24,2287

6,9022

3,0682

 

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

8

270,29

23,31

-36,53

109,4380

88,0940

9,4380

-11,9060

2,7029

343,61

96,63

73,32

139,1246

127,1264

39,1246

27,1264

3,4361

483,14

236,16

139,53

195,6191

140,6071

95,6191

40,6071

4,8314

               

3306,84

837,04

236,16

1238,91

1028,4

338,91

128,4005

30,5986

Информация о работе Статистический анализ себестоимости и рентабельности производства зерновых культур