Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:39, курсовая работа
Цель данной работы – исследование социально-экономических показателей развития Костромской области.
Методы исследования:
монографический метод;
ряды динамики;
табличный метод;
графический метод;
индексный анализ;
корреляционно-регрессионный анализ и другие.
Ряды распределения могут строиться по количественным и качественным признакам.
Последние называются атрибутивными. Примером атрибутивного ряда является распределение населения по уровню образования.
Ранжированные ряды распределения, построенные по количественному признаку, называются вариационными.
Вариационный ряд
При большом количестве вариантов вариационный ряд преобразуется в группированный ряд.
Группированным статистическим рядом называется таблица, в верхней строке которой указываются разряды, а в нижней - соответствующие им частоты или относительные частоты.
Геометрическое изображение
ряда распределения – это
Задание: построить интервальный вариационный ряд распределения предприятий по стоимости продукции базисного периода.
1) Исходные данные для выполнения данного задания сформированы в таблице 7.
2) Построение ранжированного ряда распределения - расположение всех вариантов ряда в порядке возрастания изучаемого признака. (таблица 8)
Таблица 7 – Исходные данные
Номер предприятия |
Стоимость продукции базисного периода, усл. ден. ед. |
4 |
22589 |
5 |
34651 |
6 |
71923 |
7 |
60091 |
8 |
24986 |
9 |
15338 |
10 |
106893 |
11 |
13278 |
12 |
48673 |
13 |
9319 |
14 |
22806 |
15 |
37137 |
16 |
11195 |
17 |
22569 |
18 |
139305 |
19 |
26731 |
20 |
14363 |
21 |
26557 |
22 |
6896 |
23 |
90987 |
24 |
78927 |
Таблица 8 – Ранжированный ряд распределения
Номер предприятия |
Стоимость продукции базисного периода, усл. ден. ед. |
22 |
6896 |
13 |
9319 |
16 |
11195 |
11 |
13278 |
20 |
14363 |
9 |
15338 |
17 |
22569 |
4 |
22589 |
14 |
22806 |
8 |
24986 |
21 |
26557 |
19 |
26731 |
5 |
34651 |
15 |
37137 |
12 |
48673 |
7 |
60091 |
6 |
71923 |
24 |
78927 |
23 |
90987 |
10 |
106893 |
18 |
139305 |
3) Графическое изображение ранжированного ряда. (рисунок 2)
Рисунок 2 – Ранжированный ряд стоимости продукции базисного периода
По графику видно, что признак изменяется плавно, поэтому следует разбить на группы с равными интервалами, предварительно рассчитав величину интервала. Затем, в соответствие с полученными группами, определим сколько организаций в какой группе находится.
Для расчета числа групп
где n – общее число единиц изучаемой совокупности. Округляя, получим число групп равное 3.
Затем рассчитываем показатели (таблица 9):
Таблица 9 – Расчет промежуточных показателей
Наименование показателя |
Значение |
Максимальное значение признака |
139305 |
Минимальное значение признака |
6896 |
Размах |
132409 |
Число групп |
3 |
Шаг |
44136,3 |
В таблице 10 представлен интервальный ряд распределения.
Таблица 10 – Интервальный ряд распределения
Номер группы |
нижняя граница |
верхняя граница |
Число предприятий в группе |
1 |
6896 |
51032,3 |
15 |
2 |
51032,3 |
95168,7 |
4 |
3 |
95168,7 |
139305 |
2 |
итого |
21 |
По рассчитанным данным, можно сделать вывод, что в первой группе находится 1
5 предприятий. Стоимость продукции базисного периода варьируется от 6896 до 51032,3 условных денежных единиц. Во второй группе – 4 предприятия. Стоимость продукции принимает значения от 51032,3 до 95168,7 условных денежных единиц; в третьей группе – 2 предприятия, ,стоимость продукции которых изменяется в пределах от 95168,7 до 139305 условных денежных единиц.
Графически интервальный ряд распределения представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 – Гистограмма частот
Относительный показатель
представляет собой результат деления
одного абсолютного показателя на другой
и выражает соотношение между
количественными характеристиками социально-экономических
процессов и явлений. Поэтому, по отношению
к абсолютным показателям, относительные
показатели или показатели в форме относительных
величин являются производными, вторичными.
Без относительных показателей невозможно
измерить интенсивность развития изучаемого
явления во времени, оценить уровень развития
одного явления на фоне других взаимосвязанных
с ним явлений, осуществить пространственно-
При расчете относительного показателя абсолютный показатель, находящийся в числителе получаемого отношения, называется текущим или сравниваемым. Показатель же, с которым производится сравнение и который находится в знаменателе, называется основанием или базой сравнения. Таким образом, рассчитываемая относительная величина показывает, во сколько раз сравниваемый абсолютный показатель больше базисного, или какую составляет от него долю, или сколько единиц первого приходится на 1, 100, 1000 и так далее единиц второго.
Относительные показатели могут выражаться в коэффициентах, процентах, промилле, продецимилле или быть именованными числами. Если база сравнения принимается за 1, то относительный показатель выражается в коэффициентах, если база принимается за 100, 1000 или 10000, то относительный показатель соответственно выражается в процентах (%), промилле (‰) и продецимилле (o/ooo). [5 с. 60]
Задание: определить относительные показатели по предприятиям и в целом по всей совокупности: материалоемкость на единицу стоимости продукции, относительная величина координации фонда заработной платы, производительность труда одного рабочего (натуральная).
1)Исходные данные для расчёта относительных величин (таблица 11).
Таблица 11 – Исходные данные
Номер предприятия |
Среднесписочная численность работающих, чел. |
Фонд заработной платы (без учета выплат в различные фонды), усл. ден.ед. |
Стоимость продукции, усл. ден.ед. |
Затраты на сырье и материалы, усл. ден.ед. |
Среднесписочная численность служащих, чел. |
Цена единицы продукции базисного года, усл. ден.ед. |
Изменение цен в отчетном периоде к базисному, % | ||
базисный |
отчетный | ||||||||
4 |
544 |
6389 |
22589 |
27853 |
12956 |
90 |
405 |
-18,9 | |
5 |
622 |
8361 |
34651 |
41251 |
18296 |
118 |
359 |
-16 | |
6 |
683 |
10071 |
71923 |
54446 |
27149 |
126 |
341 |
32,1 | |
7 |
728 |
11450 |
60091 |
68519 |
27633 |
122 |
208 |
-12,3 | |
8 |
526 |
5973 |
24986 |
21558 |
9289 |
84 |
365 |
15,9 | |
9 |
267 |
3737 |
15338 |
14011 |
6568 |
53 |
397 |
9,47 | |
10 |
868 |
16278 |
106893 |
85996 |
34255 |
164 |
261 |
24,3 | |
11 |
228 |
3222 |
13278 |
14111 |
6134 |
44 |
530 |
-5,9 | |
12 |
718 |
11129 |
48673 |
47486 |
16936 |
143 |
354 |
2,5 | |
13 |
270 |
2838 |
9319 |
10494 |
5107 |
48 |
510 |
-11,2 | |
14 |
413 |
3682 |
22806 |
17543 |
7242 |
81 |
470 |
30 | |
15 |
695 |
10431 |
37137 |
46019 |
17743 |
113 |
398 |
-19,3 | |
16 |
364 |
2864 |
11195 |
9978 |
3635 |
60 |
415 |
12,2 | |
17 |
595 |
7641 |
22569 |
26213 |
10946 |
94 |
385 |
-13,9 | |
18 |
914 |
18036 |
139305 |
101980 |
42123 |
162 |
342 |
36,6 | |
19 |
224 |
4819 |
26731 |
21471 |
9028 |
41 |
395 |
24,5 | |
20 |
256 |
3189 |
14363 |
12446 |
4854 |
45 |
450 |
15,4 | |
21 |
570 |
7021 |
26557 |
32386 |
11943 |
104 |
406 |
-18 | |
22 |
229 |
1524 |
6896 |
6669 |
2754 |
42 |
480 |
3,4 | |
23 |
879 |
16696 |
90987 |
87403 |
34808 |
168 |
295 |
4,1 | |
24 |
798 |
13759 |
78927 |
82646 |
38146 |
133 |
208 |
-4,5 |
2)Расчет относительных величин по организациям и в среднем по всей совокупности
Относительная величина материалоемкости на единицу стоимости продукции определяется по формуле 6.
,усл.ден.ед.
В результате получаем данные, представленные в таблице 12.
Таблица 12 – Материалоемкость на единицу стоимости продукции
Номер предприятия |
Стоимость продукции, усл. ден.ед. |
Затраты на сырье и материалы, усл. ден.ед. |
Материалоемкость на единицу стоимости продукции, усл. ден. ед. | |
базисный |
отчетный | |||
4 |
22589 |
27853 |
12956 |
0,47 |
5 |
34651 |
41251 |
18296 |
0,44 |
6 |
71923 |
54446 |
27149 |
0,50 |
7 |
60091 |
68519 |
27633 |
0,40 |
8 |
24986 |
21558 |
9289 |
0,43 |
9 |
15338 |
14011 |
6568 |
0,47 |
10 |
106893 |
85996 |
34255 |
0,40 |
11 |
13278 |
14111 |
6134 |
0,43 |
12 |
48673 |
47486 |
16936 |
0,36 |
13 |
9319 |
10494 |
5107 |
0,49 |
14 |
22806 |
17543 |
7242 |
0,41 |
15 |
37137 |
46019 |
17743 |
0,39 |
16 |
11195 |
9978 |
3635 |
0,36 |
17 |
22569 |
26213 |
10946 |
0,42 |
18 |
139305 |
101980 |
42123 |
0,41 |
19 |
26731 |
21471 |
9028 |
0,42 |
20 |
14363 |
12446 |
4854 |
0,39 |
21 |
26557 |
32386 |
11943 |
0,37 |
22 |
6896 |
6669 |
2754 |
0,41 |
23 |
90987 |
87403 |
34808 |
0,40 |
24 |
78927 |
82646 |
38146 |
0,46 |
итого по совокупности |
2,39 |