Статистический анализ состояний и уровня технической оснащенности таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Полный политический анализ особенностей формирования и реализации государственной таможенной политики России в условиях глобализации, как представляется, позволит более успешно решать имеющиеся и вновь возникающие проблемы, будет способствовать созданию более благоприятных условий для лучшего реформирования таможенной службы, и в конечном счете – для полного устойчивого развития в нашей стране инновационно-активной и социальной ориентированной экономики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Таможенная политика ………………………………………………….7
1.1 Таможенная политика: цели, методы ее осуществления, этапы формирования……………………………………………………………………..7
1.2 Субъекты таможенной политики…………………………………………...15
1.3 Структура таможенной политики…………………………………………..16
Глава 2. Сущность элементов инфраструктуры и технической оснащенности таможенных органов…………………………………………………………….18
Глава 3. Статистический анализ состояний и уровня технической оснащенности таможенных органов……………………………………………27
3.1 Внешнеторговый оборот…………………………………………………….27
3.2 Анализ динамики экспортных показателей………………………………..29
3.3 Анализ динамики импортных показателей………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников и литературы…………………………...39

Файлы: 1 файл

12031d.docx

— 63.03 Кб (Скачать файл)

Протекционизм – это яасть политики которая направленна на самосахронение на внешнем рынке среди конкурентов.. Протекционистская таможенная политика нацеленна на развитие предприятий внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары и ограничением импорта.

Инструментами осуществления таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), сама  процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).

Административные основные средства регулирования внешней торговли просто нужны на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить ростущий внешнеторговый дифицит и выровнять торговый и платежный балансы, более правильно распорядиться иностранной валютой при сильной ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах России.

Таможенная политика должна быть: относительно стабильна и предсказуема; прозрачна для деловых кругов, понимаема ими; управление ею должно носить государственный характер и быть свободным от амбиций, лоббировании, подчинена обеспечению экономической безопасности.

Главными этапами формирования и осуществления являются:

  1. Формирование таможенной политики: разработка стратегии и плана, законодательное закрепление.
  2. Реализация и мониторинг, реализация мероприятий по разрешению недочетов, оперативное отслеживание реакции экономики, рынка, хозяйствующих субъектов на введение тех или других мер с целью выработки предложений по совершенствованию таможенной политики.
  3. Оценка и регулирование - контроллинг - оценка адекватности осуществляемой таможенной политики прямым и косвенным, получаемым, ближайшим и отдаленным результатам, а также следующих действий продолжения ее реализации с целью принятия своевременных решений для ее корректировки.

Оценивая уровень развитости таможенной политики Российской Федерации в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения, так же и в частности в сфере внешней торговли, т.е. за последние десятилетия, можно выделить, что ее цели и ориентация, а также механизмы и инструменты осуществления преследуют в основном единственную цель: средствами налогообложения "выдавить" максимум денег для пополнения федерального бюджета, без расчитывания издержек, к которым приводит такая ориентация, прежде всего, для российского потребителя, российской экономики в долгосрочной перспективе, а также для "здорового" развития самой российской таможни. Если сравнить ужесточение фискальной направленности таможенной политики и рост доходов от ВЭД то, наверное, не составит большого труда показать ее нерентабельность. Не скрывается и то, что на внутреннем рынке России обращаются на импортные товары, номенклатура и фактический объем которых значительно отличается от того, что прошло через таможенные посты, а за рубежом остаются значительные валютные средства от экспорта. Правоохранительная составляющая часть политики остается неразвитой, ориентированной на отслеживании, а не на предупреждение и предотвращение неурядиц таможенных правил.

Беря во внимание цели генезиса и эволюции, особенности исторического опыта российской таможенной политики, а также специфику того внешнего и внутреннего политического положения, в котором оказалась Россия. Можно более точно определить те границы, в которых раскрывается таможенная политика в нашей стране, а также те цели, которые стоят перед ней в современных условиях6. При выявлении влияния глобального контекста раскрытия таможенной политики России на ее содержание целесообразно посмотреть характер данного влияния на нескольких уровнях. Первое, следует принимать во внимание внешние и внутренние экономические положения страны. Во-вторых, следует понимать нужду выбора внешнеполитической стратегии государства.

В данный момент таможенная политика страны осуществляется во многом в традиционном русле, в связи с чем можно фиксировать определенный недочет этих проблем и вызовов. Следовательно, принимая во внимание и исторический опыт, и современные реалии, главной проблемой таможенной политики России в нынешнее время, является правильный выбор ее фундаментальных приоритетов. Государственное регулирование должно привести к оптимальным результатам в таком выборе. Нужна предельная концентрация политической воли и материальных ресурсов на ряде разнонапрвленности, где у России имеются отличные научно- технологические достижения и продвинутые позиции на мировых рынках.

Кроме того, как показывает анализ специфических черт таможенной политики современной России, взявшей курс на построение сильного экономического общества как «главного условия ее политического и социально-экономического движения вперед и сохранения статуса мировой державы»7, в первую очередь можно выделить такие приоритеты, как:

1) раскрытость таможенной политики (открытое обсуждение всех основных мероприятий таможенной политики Российской Федерации);

2) равноправие участников таможенной сферы деятельности (таможенная политика должна в равной степени учитывать законные интересы всех участников таможенной сферы деятельности независимо от их финансового положения, формы собственности, государственной принадлежности);

3) поддержка мероприятий  таможенной политики со стороны  государства (таможенная политика  Российской Федерации должна  иметь преимущественно государственные  источники финансирования своих  главных мероприятий, что позволит избежать субъективных трактовок общественно значимых целей таможенной политики, в зависимости от процесса ее реализации от текущей конъюнктуры, узкокорпоративных интересов).

Главными целями таможенной политики России, которые поставлены перед ней глобализацией в целом и местом России в глобализационных процессах в частности, можно считать:

- сохранность экономического суверенитета России и национальной защиты в целом; реализование продуманной таможенной политики на путях построения суверенной демократии; защиту и осуществление национальных интересов России;

- содержание участия нашей страны в международных экономических отношениях;

- осуществленние национальных приоритетов внутренней политики; реализацию региональной политики, мотивирование развития регионов, региональной инфраструктуры, содержание сокращения регионального неравенства;

- реализацию существующих проблем таможенной системы России (проблемы технического характера – нехватка необходимого оборудования, необустроенность границ; проблемы, обусловленные «человеческим фактором» – нехватка кадров, коррупция).

Последние события («пятидневная война» в Южной Осетии, пересмотр позиции России по отношению к ВТО, мировой финансовый кризис и т.д.) с необходимостью талкают российскую элиту к формированию четкой и взвешенной государственной политики по всем ключевым направлениям, причем торговая и таможенная политика не последнее место занимают среди них. При создании таможенной политики в условиях обострения отношений между Россией и Западом, с одной стороны, и рядом стран ближнего зарубежья, с другой, в условия мирового экономического кризиса следует принимать во внимание то, что:

- отдельные составляющие таможенной политики требуют отношения к ней как к определенной сфере деятельности политических институтов общества, его граждан, причем самостоятельной и самоценной (тогда как по большей части преобладает отношение к таможенной политике как к средству решения тех или иных внутри- и внешнеполитических проблем);

- таможенная политика  должна быть сферой государственного регулирования внешней экономической деятельности, осуществляемой на двух уровнях – федеральном и региональном;

- таможенная политика  должна вырабатываться с учетом  интересов субъектов Федерации  и должна быть направлена на  оптимизацию отношений между  ними;

- федеральные органы власти  должны платить часть таможенных платежей субъекту Федерации.

Последние два направления особенно актуальны в условиях мирового кризиса, их реализация может способствовать смягчению его негативных последствий как для отдельных своих производителей, так и для целых регионов страны.

 

1.2 Субъекты таможенной  политики

 

К объектам таможенной политики относятся законодательные и исполнительные органы государства: институты таможни, правовые и административные институты власти, а также различные группы интересов и группы политики, связанные с внешнеэкономической сферой деятельности. К ее субъектам относятся участники ВЭД, социальные слои народа, группы, к которым относятся или оказывает воздействие таможенная политика.

К объектам таможенной политики, создающей ее, прямо или косвенно принимающим участие в се реализации, относятся:

1. Органы общей компетенции: Президент, Федеральное собрание, Правительство РФ (утверждение целевых программ, заключение международных договоров в сфере ВЭД, принятие мероприятий по защите внутреннего рынка, установление постановлением Правительства РФ ставок таможенного тарифа).

2. Специализированные государственные органы:

1. Министерство торговли  РФ и институт уполномоченных  Минторга в регионах, в функции  которых входят:

  • государственное урегулирование ВЭД (создание нормативно-правовой базы, создание импортных поставок для государственных нужд, слежение за обеспечением государственных интересов);
  • координация действий российских участников ВЭД (разработка мероприятий по улучшению внешнеэкономической политики);
  • оценка состояния и прогноз ВЭД;
  • создание благоприятного режима для внешнеэкономического сотрудничества.

 

3. Содействующие организации:

1. Торгово-промышленная палата  с входящими в нее региональными  подразделениями и представительствами за рубежом и относящимися к этой системе внешними экономическими предприятиями: Союзэкспертиза, Российское агентство рисков, отраслевые объединения производителен и экспортеров при Минторге и ряд других; смешанные торговые палаты.

2. Банки: Банк внешней  торговли, Экспортно-импортный банк  РФ, Российский банк реконструкции  и развития.

3. Ассоциации делового  сотрудничества с зарубежными  странами.

4. Неправительственные и  негосударственные международные  предприятия: Международная торговая палата; экономические форумы; институты ООН, правящие ВЭД: ВТО ГАТТ, МВФ, ЮНКТАД (конференция ООН по торговле и развитию), Всемирная таможенная организация, а также международные советы, международные консультативные комитеты и группы, действующие под главой ООН. Эти интернациональные структуры создают механизмы международного правления и координации в сфере таможенного дела, настраивающиеся на интересы субъектов геополитики и геоэкономики, и осуществляют институционально-экономические формы организации потоков трансграничных перемещений и контроля.

 

1.3 Структура таможенной  политики

 

В таможенной политике нужно выделить идеологическую, правовую, организационную, экономическую, реализационную и политическую (конфликтно-консенсусную).

Целостность и реализация таможенной политики основываются на сбалансированность ее внутренних компонентов, а также взаимодействия и сбалансированность ее отношений с внешней средой.

С точки зрения осуществляемого подхода в таможенной политике выделяют следующие основные части: правовую (властную), организационную (институциональную), экономическую, психоэтическую, технико-технологическую, коммуникационную.

Правовая часть: наличие, удержание и использование государственной власти в сфере регулирования ВЭД. С этой точки зрения таможенная политика - это система, комплекс мероприятий, правил урегулирования, способов упорядочения ВЭД посредством нормативно-законодательной базы и мерами административно-властного плана, которыми наделены таможенные органы. Однако многие из работающих сейчас законов содержат правовые нормы непрямого действия. Это включает механизм ведомственного нормотивного творчества. Многие конкретные стороны таможенного, валютного, налогового урегулирования внешней торговли вывляются путем издания ведомственных инструкций, приказов, чем обуславливается запутанность, неразбериха. Реальная практика ввыполнения всего этого директивного материала стала осязаемым барьером в торговле и создала специфические методы его преодоления - коррупцию. Таможенный тариф должен быть экономически обоснованным, сбалансированным, стабильным и лучшим инструментом защиты экономических интересов России: нужен также четкий механизм доведения всех недочетов ставок пошлин до потребителей.

Технико-технологическая составляющая таможенной политики – это установленные процедуры таможенного контроля, таможенного оформления, сбора таможенных платежей.

Коммуникационная составляющая показывается через стратегию и тактику развития внешних коммуникаций таможни и механизмы реализации.

В сопоставлении с решением вопроса о таможенной границе устанавливается порядок размещения таможенных субъектов, перевоза товаров через границу, обложения их пошлинами и налогами, применения мероприятий экономической политики, реализовывается квалификация правонарушения и т.д.

 

Глава 2. Сущность элементов инфраструктуры и технической оснащенности таможенных органов

 

Для рассмотрения и определения всей таможенной инфраструктуры необходимо рассмотреть следующие ее элементы.

1. Таможенные склады являются специально выявленные и обустроенные помещения и (или) открытые площадки для сохранности товаров под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов. Таможенные склады являются зоной таможенного контроля и должны подходить под требования установленными ТК ТС: помещения и площади, предназначенные для использования в качестве таможенного склада, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц, а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля. Место положения таможенных складов устанавливаются с учетом интересов торговых организаций и других заинтересованных лиц.

Информация о работе Статистический анализ состояний и уровня технической оснащенности таможенных органов