Статистическое исследование системы образования в Республике Бурятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 05:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение состояния и развития образования в Республике Бурятия.
Для достижения данной цели в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыто понятие системы образования;
рассмотрены виды образования;
установлены закономерности развития региональной образовательной системы;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Значение системы образования в обществе 5
1.1. Понятие системы образования 5
1.2. Виды и формы получения образования 9
1.3. Система образования в РФ 14
Глава 2. Статистические аспекты исследования образования 18
2.1. Показатели статистики образования 18
2.2. Статистические методы прогнозирования образования 21
Глава 3. Состояние и развитие системы образования в Республике
Бурятия 26
3.1. Закономерности развития региональной образовательной системы 26
3.2. Характеристика системы образования Республики Бурятия 28
3.3. Статистический анализ состояния и развития высшего профессионального образования 32
Заключение 38
Список используемой литературы 39

Файлы: 1 файл

стат анализ образования в РБ.docx

— 246.15 Кб (Скачать файл)

 

Введение                                                                                                            3

Глава 1. Значение системы  образования в обществе                                    5

    1. Понятие системы образования                                                              5
    2. Виды и формы получения образования                                               9            
    3. Система образования в РФ                                                                   14

Глава 2. Статистические аспекты  исследования образования                    18

2.1.  Показатели статистики  образования                                                     18

2.2.  Статистические методы  прогнозирования образования                      21

Глава 3. Состояние и развитие системы образования в Республике

Бурятия                                                                                                             26

3.1. Закономерности развития региональной образовательной системы  26

3.2. Характеристика системы  образования Республики Бурятия               28

3.3. Статистический анализ  состояния и развития высшего  профессионального образования                                                                   32

Заключение                                                                                                       38

Список используемой литературы                                                                 39

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Система образования в  России является стратегически важной сферой человеческой деятельности, роль которой неуклонно возрастает в  условиях постоянного роста научно-технического потенциала нашей страны. Образование  в вузе должно не только передавать знания, но и воспитывать у студентов  личностные качества. Это включает в себя формирование ценностей, гибкого  и нестандартного мышления, критического отношения к себе, поскольку именно в период обучения в вузе у молодого человека окончательно складывается гражданская  позиция и отношение к жизни. Нельзя допустить, чтобы из стен нашего института вышел черствый человек, привыкший брать от жизни все, не считаясь с коллективом и своим  окружением.   
    Отсюда вытекает необходимость системной и четко организованной постановки воспитательного процесса. Невозможно проводить учебную и воспитательную работу, отделяя их друг от друга. Они должны слиться в единую и неразрывную стройную систему воспитательной работы в целом для наиболее полного формирования личности студента. 
    Для значительной части студентов внеаудиторное время стало рабочим временем. Под влиянием средств массовой информации, в том числе многих каналов телевидения, «жёлтой прессы», интернета, идет активное отчуждение от ценностей мировой и отечественной культуры.

Объектом исследования является образование Российской Федерации  и Республики Бурятия. Предмет исследования – состояние и развитие образования.

Целью курсовой работы является изучение состояния и развития образования  в Республике Бурятия.

Для достижения данной цели в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:

    1. раскрыто понятие системы образования;
    2. рассмотрены виды образования;
  1. установлены закономерности развития региональной образовательной системы;
  1. рассмотрена система образования в РФ;
  2. рассмотрены статистические аспекты исследования образования, в них выделены: статистические методы анализа системы образования и показатели……
  3. проведен анализ состояния и развития системы образования в Республике Бурятия.

Теоретическая и методологическая база: исследования по теме курсовой работы проводились статистические методы анализа структуры и динамических рядов, табличный метод представления  статистических данных.

 Информационная база  исследования включает в себя  статистические данные Бурятстата, учебные и периодические издания  и материалы интернет-сайтов.

Структура курсовой  работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Значение системы  образования в обществе

    1. Понятие системы образования.

Подготовка подрастающего  поколения к жизни и осуществление  тех целей и задач, которые  выдвигаются обществом в области  воспитания, немыслимы без соответствующей  образовательной системы.

Сама система формировалась  постепенно. Вначале она включала только образовательные учреждения. В Древней Руси, например, это  были школы, действовавшие при монастырях, храмах, церквях. Они самопроизвольно  открывались и закрывались. Учебный  материал был результатом творчества самих преподавателей. Они преподавали  то, что знали, и так, как себе это  представляли. Никакой системы контроля за качеством преподавания в этих школах и тем более централизованной системы отбора содержания преподаваемых  дисциплин в то время не было.

С укреплением государственности  власти попытались взять действующие  школы под свой контроль. Для этого  были созданы специальные (общегосударственные  и местные) органы управления образовательными учреждениями. Таким образом, система  образования стала включать в  себя уже два вида учреждений: образовательные  учреждения и органы управления образовательными учреждениями. В таком виде система  образования в России существовала вплоть до введения в действие Закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 г.

С принятием нового закона в системе образования значительную роль стали играть государственные  образовательные стандарты. Они  определяли содержание тех образовательных  программ, которые реализовывались  в образовательных учреждениях. Государственные образовательные  стандарты наряду с органами управления начали регламентировать деятельность учреждений образования и определять общие параметры всей системы  образования в целом. Поэтому  с 1992 г. система образования пополнилась еще одним компонентом – образовательными программами, построенными на основе государственных образовательных стандартов. Более того, образовательные стандарты стали ведущей характеристикой деятельности системы образования.

Сегодня система образования  в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

- государственных образовательных  стандартов образовательных программ;

- сети образовательных  учреждений;

- органов управления образованием.

Образовательные программы  определяют содержание образования  на каждом конкретном уровне образования  в данном образовательном учреждении.

Образовательная программа  любого образовательного учреждения состоит  из двух частей. Первая часть формируется на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70 % содержания программы). Это так называемый обязательный минимум содержания образовательной программы. Он устанавливается государственным образовательным стандартом по соответствующему предмету и обязателен для всех граждан России.

Вторая часть образовательной программы создается на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих в данном регионе. К примеру, для учащихся, обучающихся в школах Москвы, введен специальный курс под названием «Москвоведение». Этот предмет не обязателен для школ других регионов (Татарстан, Чувашия и др.), а преподается только в столице и является частью регионального компонента.

Все образовательные программы  в РФ подразделяются на общеобразовательные  и профессиональные. Общеобразовательные  программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в  обществе и создание основы для осознанного  выбора и освоения профессиональных программ. К общеобразовательным  относятся следующие программы:

- дошкольного образования;

- начального общего образования  (1-4 классы);

- основного общего образования  (5-9 классы);

- среднего (полного) общего  образования (9-11 классы).

Профессиональные  программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней обучающихся. К профессиональным относятся образовательные программы:

- начального профессионального  образования;

- среднего профессионального  образования;

- высшего профессионального  образования;

- послевузовского профессионального  образования.

Для всех представленных выше основных образовательных программ (и общеобразовательных, и профессиональных) государственный образовательный  стандарт определяет обязательный минимум  содержания.

Кроме основных образовательных  программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образовательные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и  детей, программы дворцов детского творчества и т.д.)

Прямыми задачами образовательного учреждения являются обучение и воспитание учащихся.

К числу образовательных  учреждений относятся детские сады. Для них главной задачей является обеспечение содержания и воспитания. Если в школе главной задачей  выступает обучение, то в детском  саду основная задача – воспитание.

Таким образом, образовательным  учреждением можно назвать только то учреждение, которое решает эти  две задачи одновременно. Поэтому  образовательным называется учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько  образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. [5]

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).

В связи с тем, что образовательные  учреждения реализуют различные  образовательные программы и  работают с учащимися разного  возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения нескольких типов. К образовательным  относятся учреждения следующих  типов:

  1. Дошкольные.
  2. Общеобразовательные (начального, основного и среднего общего образования).
  3. Профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования).
  4. Дополнительного образования (детей, взрослых).
  5. Специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии.
  6. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  7. Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Кроме обычного общеобразовательного учреждения (школы) официально утверждены еще три вида общеобразовательных  учреждений. К ним относятся гимназия, лицей и школа с углубленным  изучением отдельных предметов.

Гимназия – вид общеобразовательного учреждения, ориентированного на формирование широко использованной интеллигентной личности, готовой к творческой и  исследовательской деятельности в  различных областях фундаментальных  наук. Она функционируется в составе 5-10 классов. Образование в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких (не менее двух) иностранных языков.

Лицей может открываться  только на базе профильного высшего  учебного заведения. Совместно с  вузом лицей образует учебный  комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших (начиная с 8) классов.  Лицей  предназначен для проведения повышенной подготовки по отдельным предметам, осуществления ранней профилизации учащихся и подготовки выпускников  к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.

Общеобразовательная школа  с углубленным изучением отдельных  предметов дает расширенное, углубленное  образование по отдельному или нескольким предметам одной, выбранной области  знаний и осуществляет раннюю профилизацию в соответствующей области знаний. Для реализации разработанной образовательной  программы школа может привлекать профессорско-преподавательский состав вузов, сотрудников научно-исследовательских  учреждений, учреждений культуры. Такая  школа включает в  себя все три  ступени с 1 по 11 класс.

Кроме этих, утвержденных официально, в России образуются и действуют  и другие виды общеобразовательных  учреждений. Широкое распространение  получили такие виды, как воскресные школы, авторские школы, учебные  комплексы «детский сад – школа» и др. [6]

Информация о работе Статистическое исследование системы образования в Республике Бурятия