Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 05:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение состояния и развития образования в Республике Бурятия.
Для достижения данной цели в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыто понятие системы образования;
рассмотрены виды образования;
установлены закономерности развития региональной образовательной системы;
Введение 3
Глава 1. Значение системы образования в обществе 5
1.1. Понятие системы образования 5
1.2. Виды и формы получения образования 9
1.3. Система образования в РФ 14
Глава 2. Статистические аспекты исследования образования 18
2.1. Показатели статистики образования 18
2.2. Статистические методы прогнозирования образования 21
Глава 3. Состояние и развитие системы образования в Республике
Бурятия 26
3.1. Закономерности развития региональной образовательной системы 26
3.2. Характеристика системы образования Республики Бурятия 28
3.3. Статистический анализ состояния и развития высшего профессионального образования 32
Заключение 38
Список используемой литературы 39
Согласно Закону Российской
Федерации «Об образовании», Российское
образование представляет собой
непрерывную систему
Общая структура системы образования РФ.
Дошкольное образование.
Среднее (школьное) образование.
Среднее профессиональное образование.
Высшее профессиональное образование.
Для дошкольных учреждений
России характерны многофункциональность,
разнотипность, свобода в выборе
приоритетного направления
Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.
Общее среднее образование
является центральным звеном системы
образования в Российской Федерации
которое включает в себя: средние
общеобразовательные школы; школы
с углубленным изучением
Среднее профессиональное образование направленно на подготовку специалистов-практиков по более чем 280 специальностям и реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация L-техник. Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). При углублении подготовки выпускнику присваивается квалификация L-старший техник, при расширении подготовки — L-техник с дополнительной подготовкой в области — (с указанием конкретной области: менеджмент, экономика, информатика и т.д.).
Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений:
1) техникум (училище), реализующий
основные профессиональные
2) колледж, осуществляющий
профессиональные
Высшее профессиональное образование.
В зависимости от числа
направлений обучения студентов
вузы делятся на университеты, академии
и институты. Выпускники вузов могут
иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный
специалист, магистр по соответствующим
направлениям подготовки (специальностям),
причем соответствующие
Объем и структура приема студентов на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами приема, которые устанавливаются ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.
Итак, можно сделать вывод,
что развитие системы образования
Российской Федерации напрямую связано
с проводимой социальной политикой
в соответствии с «Основными направлениями
социально-экономической
«Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно "социальный заказ" общества и государства будет определять направления развития и изменения системы образования России в первом десятилетии 21 века».
В Российской Федерации образование
может быть получено, как посредством
обучения в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, так
и вне таких организаций, в
том числе путем
Обучение по основным образовательным программам с учетом потребностей и возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися (воспитанниками) осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах.
Перечень основных образовательных программ и (или) направлений подготовки (специальностей), по которым освоение основных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в очно-заочной, заочной формах обучения не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обучение по дополнительным
профессиональным программам проводится
в форме стажировки и по индивидуальным
формам обучения с отрывом от работы,
с частичным отрывом от работы,
без отрыва от работы. Продолжительность
и формы обучения определяются организаций,
ведущей образовательную
Допускается сочетание различных форм получения образования и обучения.
Для всех форм обучения в
пределах конкретной общеобразовательной
или профессиональной образовательной
программы действуют единые федеральный
государственный
Образование является одним из основных факторов развития личности, позволяющих человеку ориентироваться в изменяющейся социально-экономической ситуации. Люди, имеющие высокий уровень образования, способны в большей мере пользоваться возможностями, предоставляемыми техническим прогрессом и процессами глобализации экономики.
В современной России образование
остается той сферой, в которой
страна может конкурировать с
промышленно развитыми странами
и проводить самостоятельную
политику, отвечающую требованиям развивающейся
экономики. Однако в стране сложился
целый комплекс проблем, сделавших
необходимой реформу
В период глобализации мировых социальных и экономических процессов наиболее важными являются следующие:
- качество образования;
- доступность образования;
- эффективность образовательных систем;
- непрерывность образования;
- открытость образования.
Качество образования
оценивается в настоящее время
не только с точки зрения количества
изучаемых предметов и объемов
курсов, но прежде всего с точки
зрения его своевременности и
востребованности в обществе. Поэтому
первостепенное значение приобретает
не только объем знаний, но и умение,
и готовность учиться, способность
к самообучению и самостоятельному
анализу информации. Качество образования
во многом зависит от уровня образования
и состава учителей и профессорско-
Механизм обеспечения
доступности качественного
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность:
При изучении эффективности образовательных систем основное внимание уделяется ее внутренней организации. Система показателей оценки эффективности включает показатели использования учебными заведениями финансовых ресурсов, в том числе бюджетных, материальных и кадровых ресурсов, бюджетных расходы на одного учащегося, число учащихся, приходящихся на одного учителя (преподавателя).
Обеспечение непрерывности образования предполагает развитие механизмов, позволяющих людям неоднократно менять сферу профессиональной деятельности, повышать свою профессиональную квалификацию.
Открытость образования предполагает построение системы образования в соответствии с потребностями обучающихся. В системе открытого образования на первый план выходят потребности самореализации каждого человека.
Система образования в России является многоступенчатой, охватывает процесс обучения и социализации личности человека от 3 и практически до 30 лет и включает следующие ступени:
Система образования Российской Федерации создает условия для непрерывного образования человека на протяжении всей жизни посредством реализации преемственных основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющегося образования, квалификаций, опыта практической деятельности при получении образования последующих уровней.
В рамках системы
образования осуществляются
Информация о работе Статистическое исследование системы образования в Республике Бурятия