Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 05:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение состояния и развития образования в Республике Бурятия.
Для достижения данной цели в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыто понятие системы образования;
рассмотрены виды образования;
установлены закономерности развития региональной образовательной системы;
Введение 3
Глава 1. Значение системы образования в обществе 5
1.1. Понятие системы образования 5
1.2. Виды и формы получения образования 9
1.3. Система образования в РФ 14
Глава 2. Статистические аспекты исследования образования 18
2.1. Показатели статистики образования 18
2.2. Статистические методы прогнозирования образования 21
Глава 3. Состояние и развитие системы образования в Республике
Бурятия 26
3.1. Закономерности развития региональной образовательной системы 26
3.2. Характеристика системы образования Республики Бурятия 28
3.3. Статистический анализ состояния и развития высшего профессионального образования 32
Заключение 38
Список используемой литературы 39
Глава 2. Статистические аспекты исследования образования
2.1. Показатели статистики образования
Важнейшим статистическим показателем
является численность учащихся (студентов)
в общеобразовательных
Прием в учебные заведения
изучается с помощью показателя
численности лиц, принятых на обучение
в данном учебном году. Соответствующие
количественные характеристики по конкретным
уровням образования включают численность
приема, его структуру по формам
обучения, специальностям и направлениям,
а также по базовому образованию
лиц, зачисленных на обучение. В связи
с постепенным введением
Основным результатом деятельности учебных заведений является выпуск. В статистике его величина определяется как численность лиц, полностью завершивших курс обучения в учебном заведении и получивших соответствующую специальность. Эти показатели рассчитываются на конец учебного года и дифференцированы по полу, формам обучения, специальностям и направлениям подготовки и др. Не менее важно знать, как произошел выход лиц, завершивших обучение, на рынок труда. С этой целью разрабатываются показатели, характеризующие трудоустройство выпускников, - численность лиц, получивших направление на работу или трудоустроившихся самостоятельно после завершения обучения в государственных учреждениях профессионального образования по дневной форме.
Кадры учреждений начального
и среднего (полного) образования
представлены показателями численности
учителей с разбивкой по уровню образования.
В их составе выделяются лица, достигшие
пенсионного возраста. По учреждениям
начального профессионального образования
собирается информация о численности
и уровне образования инженерно-
Для характеристики материальной базы образовательных учреждений- комплекса зданий и оборудования, используемых для организации учебно-воспитательного процесса, - разрабатываются показатели наличия и использования площадей, в частности о размерах площадей по функциональному назначению, учебной площади в расчете на одного учащегося, обеспеченности общежитиями и их площадях в расчете на одного проживающего, наличии технических средств обучения (в том числе компьютеров), библиотечного фонда, предприятий общественного питания. В поле зрения статистики находится также техническое состояние зданий общеобразовательных школ и уровень их благоустройства.
Для анализа состояния
сферы образования на различных
уровнях в статистике используется
целый ряд расчетных
Сбор статистической информации о деятельности учреждений образования базируется на использовании различных классификаторов. Так, в статистике начального профессионального образования применяется Общероссийский классификатор профессии рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; среднею и высшего профессионального -Общероссийский классификатор специальностей по образованию; послевузовского - Номенклатура специальностей научных работников и Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации. [9]
2.2. Статистические методы прогнозирования образования
Статистические методы прогнозирования
являются одними из основных инструментов
в деятельности плановых, аналитических,
правительственных учреждений. В
современных условиях в области
образования существенно
Процесс анализа и прогнозирования временных рядов с помощью статистических систем включает следующие этапы:
- ввод данных в систему;
- визуализация данных с помощью различных типов графиков;
- преобразование данных,
адекватное выбранным
- реализацию алгоритмов статистических методов;
- вывод результатов анализа
в виде графиков и таблиц
с числовой и текстовой
- интерпретацию полученных результатов.
Основу исследования составляют временные ряды. Изучается вопрос изменения показателей качества обучения во времени по отдельным математическим предметам и изменение состава кафедры по мере роста показателей квалификации преподавателей.
Вопрос изменения показателей качества обучения во времени, изучение динамики развития процесса обучения и прогнозирование качества обучения может быть изучен с помощью специальных статистических методов, анализирующих ряды динамики.
Рядом динамики (временным
рядом) называется последовательность
значений статистического показателя,
упорядоченная в
Если информация короткая,
то для использования некоторых
методов анализа и
Для количественной оценки
важнейших показателей
Абсолютный прирост равен
разности двух сравниваемых уровней. Он
характеризует изменение
Для записи формулы базисного абсолютного прироста в общем виде уровень yi сравнивают с показателем, принятым за базу:
Обобщающая характеристика скорости изменения исследуемого показателя во времени - это средний абсолютный прирост. Для его вычисления пользуются формулой:
где - цепной абсолютный прирост,
n - длина временного ряда.
Еще одна характеристика динамики процесса - темп роста T. Она характеризует отношение двух сравниваемых значений ряда и выражается в процентах:
(4)
Если измеряется цепной темп роста, то справедлива формула:
Если измеряется базисный темп роста, то его вычисляют по формуле
Средний темп роста - обобщающая
характеристика динамики процесса, отражающая
интенсивность изменения
Вырази цепные темпы роста через соответствующие уровни роста, получим
(8)
Темп прироста K характеризует абсолютный прирост в относительных величинах. Определенный в процентах темп прироста показывает на сколько процентов изменился сравниваемый уровень по отношению к уровню, принятому за базу сравнения. Таким образом,
(9)
Преобразовав выражение (9), можно показать зависимость цепного темпа прироста от соответствующего темпо роста:
Для объективности анализа
рассматривают абсолютное значение
одного процента прироста, определяемое
как отношение абсолютного
(11)
Наибольший интерес для
статистического анализа
где L - период упреждения, yn - фактическое значение в конечном уровне ряда, - прогнозное значение (n + L) -го уровня ряда, - значение среднего абсолютного прироста рассчитанного временного ряда
К недостатку среднего прироста и среднего темпа роста следует отнести то, что они учитывают лишь начальный и конечный уровни временного ряда, исключая влияние промежуточных уровней. Тем не менее, этот метод дает в нашем случае хорошие результаты и может быть использован как приближенный, простейший способ прогнозирования, предшествующий более глубокому качественному анализу. [8]
Глава 3. Состояние и развитие
системы образования в
3.1. Закономерности развития региональной образовательной системы
Научный анализ развития региональной
образовательной системы, построенный
не на описаниях, а на принципах сравнительного
исследования, качественно-количественного
анализа, позволяет выявить
Республика Бурятия является
субъектом Российской Федерации, который
занимает площадь 351,3 тысяч квадратных
километров, граничит с Иркутской
областью, Забайкальским краем, Тывой,
Монголией. В Бурятии 6 городов, 21 административный
район, 20 поселков городского типа и 614
сельских населенных пунктов. Население
Бурятии составляет 970 тысяч человек
– представителей 112 национальностей.
Территориальная протяженность
является одной из основных особенностей,
влияющих на формирование системы образования.
В настоящее время система
образования республики представлена
более 1000 образовательными учреждениями
дошкольного, начального, основного, общего
среднего и дополнительного образования,
в том числе 530 образовательными
учреждениями, в том числе 11 гимназий,
10 лицеев, 1 спецшкола, 63 школы с углубленным
изучением предметов. Кроме того,
в систему образования и науки
республики входит 71 учреждение профессионального
образования: 4 государственных, 1 негосударственный
вуз (Байкальский экономико-
Информация о работе Статистическое исследование системы образования в Республике Бурятия