Статистическое изучение рынка услуг по туризму в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение туристического рынка .
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
- изучение теоретических основ туристической деятельности;
- рассмотреть систему показателей статистики туризма;
- анализировать состояния рынка туристических услуг в России;
- провести расчёт статистических показателей, характеризующих ситуацию на рынке услуг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РЫНКА УСЛУГ ПО ТУРИЗМУ 6
1.1 Сущность рынка услуг по туризму 6
1.2 Основные этапы развития туризма в России 13
1.3 Специфические показатели рынка услуг по туризму 16
1.4 Перспективы развития рынка туристических услуг в России 19
ГЛАВА 2. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЫНКА УСЛУГ ПО ТУРИЗМУ 22
2.1 Группировка 22
2.2 Расчет относительных величин 23
2.3. Расчет средних величин и показатели вариации 26
2.4.Применение выборочного метода 31
2.5. Расчет показателей динамики 32
2.6. Корреляционно-регрессионный анализ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 40

Файлы: 1 файл

Шилина Елена 11-ЭК-1.docx

— 285.05 Кб (Скачать файл)

3. «а ля карт» - форма, предполагающая обслуживание официантом с выбором блюд туристами по предлагаемому меню.[8]

Транспортные предприятия (воздушного, водного и сухопутного  транспорта), оказывающие услуги путешественникам, различают по категориям, разрядам транспортных средств и классам обслуживания во время перемещения.

На воздушном транспорте существует около 20 классов обслуживания, которые учитывают порядок прохождения  регистрации, питание в полете, норму  бесплатного провоза багажа, возвращенную стоимость при возврате авиабилета и пр.

На водном транспорте при  морских и речных путешествиях в  обслуживании туристов основной упор делается на возможность получения всех доступных развлечений и сервисных услуг. Скорость прибытия в пункт назначения становится второстепенным показателем.

Особый интерес представляют круизные морские суда, специально построенные для водного туризма, на которых возможно предоставление полного комплекса услуг высшего качества. В ряде случаев привлекательным является использование паромных судов, перевозящих не только самих туристов, но и их личные автомобили.

Качество обслуживания на железнодорожном транспорте зависит  от класса размещения (в общем вагоне, плацкартном, жестком, мягком, спальном вагоне прямого сообщения I класса) и вида поезда (почтовый, пассажирский, скорый, фирменный) По европейским стандартам различают классы поездов: межконтинентальный экспресс, международный экспресс, фирменный экспресс, скорый экспресс и др.

Автобусный транспорт  выполняет несколько видов перевозок: многодневные перевозки на большие расстояния, однодневные экскурсионные поездки, внутримаршрутные перемещения в стране пребывания. Этот вид транспорта различают по классам. Автобусы могут принадлежать туроператору или быть взятыми в аренду. Наибольший набор услуг может быть оказан в автобусах класса «люкс». Автобусы этого класса оборудованы широкими тонированными окнами, откидными сиденьями, холодильниками, системой салонного оповещения и магнитолами, мобильными телефонами с возможностью международного разговора и др.[5, c.74]

Значение туристического рынка в мире постоянно возрастает, что связанно с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны туризм выполняет ряд важных функций:

– туризм – источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости;

– туризм расширяет вклады в платёжный баланс и валовой  национальный продукт страны;

– туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие  сферы туризма;

– с ростом занятости в  сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.

Развитие туристического рынка приводит к развитию экономической  инфраструктуры страны и мирных процессов. Таким образом, рынок туризма  следует рассматривать, сообразуясь  с экономическими отношениями отдельных стран.

1.2  Основные этапы развития туризма в России

Для начала следует сказать, что в истории развития туризма  нет плавного течения.

Отличительными чертами первого этапа развития туризма в России являлись: а) примитивизм средств передвижения; б) путешествие не самоцель, а необходимое условие и средство достижения собственно цели, как-то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество; в) элитарность путешествия. Важнейшую роль в развитии туризма на втором этапе сыграло развитие транспорта. Развитие туризма на этом этапе связано в значительной степени с расширяющимся экскурсионным движением. Идея организации экскурсий для молодежи была настолько популярна, что нашла свое отражение в школьных уставах. Дальнейшее развитие туризма связано с созданием своего рода досуговых объединений - «Тифлисский альпинистский клуб», «Крымский горный клуб», «Общество велосипедистов-туристов», «Российское общество туристов» и т.д., значительно развивших туристический бизнес в России. Третий этап - начало становления массового туризма. Международная и внутриполитическая обстановка в этот период (1-я мировая война, экономическая депрессия, 2-я мировая война, а внутри России - февральская и Октябрьская революции, гражданская война) оказала негативное влияние на развитие туризма, но именно в этот период происходит мощный расцвет массового туризма в России.[1]

Этапы развития туризма в  России - стадии процесса возникновения, становления, развития и совершенствования  национального туризма. Можно выделить 5 этапов:

Просветительский (до 1890 г.) характеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях образования и сбора научно-географической и краеведческой информации о различный районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России.

Предпринимательский - начался с развитием капитализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура - рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослеживаются 2 основных сегмента - элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.

Организационно-централизованный - начался с 1927 и завершился в конце 60-х гг. Характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, - социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 г. партий - эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. Другое дело, что большевики проводили это более откровенно и последовательно. Параллельно с социологизацией, политизацией и идеологизацией туризма сходные процессы шли в здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и других сферах жизни общества, которые использовались как важные рычаги социалистического строительства. С возникновением в 1928 г. Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно - за счет включения все новых ресурсов и территорий. Так формировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. Одновременно к концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой системе социальных нормативов, что и составило суть следующего этапа.[8]

Административно-нормативный (1969-1990 гг.) - характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран. Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов.

Переходный (с 1990 г.) - в нем проявились некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ: а) изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка; б) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству. Активное развитие малых и средних туристских предприятий; в) переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений; г) переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе. Одновременно резко обозначились негативные моменты современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались.

1.3 Специфические показатели рынка услуг по туризму

Становление и развитие туризма  как отрасли характеризуются  системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону.[8]

Система показателей развития туризма для региона (страны) включает:

    • объем туристского потока;
    • среднюю величину туристских расходов в сутки;
    • состояние и развитие материально-технической базы;
    • показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы;
    • показатели развития международного туризма.

Туристский поток –  это постоянное прибытие в страну туристов. Объемы туристских потоков характеризуются следующими показателями:

    • общее число туристов;
    • число туродней;
    • средняя продолжительность пребывания туристов в стране (регионе).

Для расчета числа туродней необходимо умножить число посетителей на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе). Информация о туроднях важна при планировании общественной инфраструктуры и материально-технической базы туризма. Таким образом, туродни (Д) – это наиболее важная информация для специалистов, работающих в туризме:

,

где Ч – число туристов; tcp – среднее число дней, проведенных в регионе одним туристом.

Когда получены эти данные, нетрудно оценить предполагаемые расходы каждого туриста за сутки. Но данные о расходах получатся в лучшем случае приблизительные и должны использоваться с осторожностью. Статистика по данному показателю обычно скрыта, а количество денег, потраченное во время отдыха, часто забывается туристом. Тем не менее местным властям и широкой общественности суммарные расходы путешественников в туристском регионе представляются наиболее понятными и впечатляющими данными. Величина суммарных туристских расходов () в данном регионе определяется следующим образом:

 

где Рср – средние расходы туриста за сутки.

Показатели, характеризующие  состояние и развитие материально-технической  базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе). К ним относятся: коечный фонд гостиниц и других средств размещения; число мест на предприятиях питания, обслуживающих туристов; число мест на предприятиях развлечений (аквапарки, театры и т. д.), отведенных для туристов, и т. п.

Показатели финансово-экономической  деятельности турфирмы включают:

    • объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма;
    • показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и пр.);
    • показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств);
    • себестоимость услуг туризма;
    • прибыль;
    • рентабельность;
    • финансовые показатели (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).

Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма:

    • число туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной границы);
    • число туродней по иностранным туристам;
    • суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.

Все вышеперечисленные показатели имеют определенное влияние на регион, в котором развивается туристская отрасль. Развитие туризма и увеличение объема услуг туризма требуют взвешенного подхода, так как очень высоки социальные последствия принимаемых решений.

1.4 Перспективы  развития рынка туристических услуг в России

По статистике за 2012 год, сегмент пляжного отдыха является наиболее значительным и составляет по количеству туристов 55-60% всего рынка.

По стоимости тура выделяют отдых:

«Дешевый». Стоимость путевки  до $1000. Целевая аудитория – люди с доходом от $300 до $800 на члена  семьи.

«Дорогой». Стоимость путевки  свыше $1000. Целевая аудитория –  люди с доходом свыше $1000.

По оценкам специалистов, сегмент дорогого отдыха занимает примерно 20% российского туристического рынка по количеству туристов и составляет 35% общей финансовой емкости рынка (рис. 1). [6]

 

Рис. 1. Доля сегмента дорогого и дешевого отдыха на российском

рынке туристических услуг

С января по июнь 2012 года иностранные  туристы совершили 993,4 тыс. поездок  в Россию. Согласно данным Росстата, рост по сравнению с тем же периодом прошлого года составил 21,6%. Однако первая половина года – не самое показательное  время для въездного туризма, и операторы рассчитывают, что результаты лета и осени не только закрепят, но и улучшат эти показатели. По общему мнению, сезон-2012 – явно не худший, хотя на отдельных направлениях он складывается очень непросто и требует от принимающих компаний буквально филигранной работы.

Расходы иностранных туристов в России за восемь месяцев 2012 года выросли на 16%, следует из доклада  Всемирной туристской организации (UNWTO).

Таким образом Россия оказалась на восьмом месте по росту доходов от туризма в мире. Больше всего доходы от туризма выросли в Японии (на 48%), Швеции (на 26%), Южной Африке (на 26%), Республике Корея (на 26%), Индии (на 23%), Гонконге (на 17%), Таиланде (на 17%) и в России (+16%).

По росту расходов граждан на путешествия Россия на пятом месте с ростом в 15%. Больше всего расходы на туризм увеличили  граждане Китая – 30%, Польши – 22%, Малайзии – 18%, Аргентины – 16%. 
В период с января по август 2012 года UNWTO зафиксировал 705 млн международных туристических прибытий – это на 4% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В 2011 году количество туристических поездок в мире составило 990 млн. Доходы от международного туризма, в том числе от пассажирских перевозок, достигли $1,2 трлн, или 6% от мирового экспорта товаров и услуг. В UNWTO рассчитали, что рост турпотока в 2012 году составил 3–4% и количество путешествующих достигнуло 1 млрд человек.

Информация о работе Статистическое изучение рынка услуг по туризму в России