Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:10, курсовая работа
Целью данной работы является изучение туристического рынка .
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
- изучение теоретических основ туристической деятельности;
- рассмотреть систему показателей статистики туризма;
- анализировать состояния рынка туристических услуг в России;
- провести расчёт статистических показателей, характеризующих ситуацию на рынке услуг.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РЫНКА УСЛУГ ПО ТУРИЗМУ 6
1.1 Сущность рынка услуг по туризму 6
1.2 Основные этапы развития туризма в России 13
1.3 Специфические показатели рынка услуг по туризму 16
1.4 Перспективы развития рынка туристических услуг в России 19
ГЛАВА 2. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЫНКА УСЛУГ ПО ТУРИЗМУ 22
2.1 Группировка 22
2.2 Расчет относительных величин 23
2.3. Расчет средних величин и показатели вариации 26
2.4.Применение выборочного метода 31
2.5. Расчет показателей динамики 32
2.6. Корреляционно-регрессионный анализ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
3. «а ля карт» - форма, предполагающая обслуживание официантом с выбором блюд туристами по предлагаемому меню.[8]
Транспортные предприятия (воздушного, водного и сухопутного транспорта), оказывающие услуги путешественникам, различают по категориям, разрядам транспортных средств и классам обслуживания во время перемещения.
На воздушном транспорте
существует около 20 классов обслуживания,
которые учитывают порядок
На водном транспорте при морских и речных путешествиях в обслуживании туристов основной упор делается на возможность получения всех доступных развлечений и сервисных услуг. Скорость прибытия в пункт назначения становится второстепенным показателем.
Особый интерес представляют круизные морские суда, специально построенные для водного туризма, на которых возможно предоставление полного комплекса услуг высшего качества. В ряде случаев привлекательным является использование паромных судов, перевозящих не только самих туристов, но и их личные автомобили.
Качество обслуживания на железнодорожном транспорте зависит от класса размещения (в общем вагоне, плацкартном, жестком, мягком, спальном вагоне прямого сообщения I класса) и вида поезда (почтовый, пассажирский, скорый, фирменный) По европейским стандартам различают классы поездов: межконтинентальный экспресс, международный экспресс, фирменный экспресс, скорый экспресс и др.
Автобусный транспорт
выполняет несколько видов
Значение туристического рынка в мире постоянно возрастает, что связанно с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны туризм выполняет ряд важных функций:
– туризм – источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости;
– туризм расширяет вклады в платёжный баланс и валовой национальный продукт страны;
– туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферы туризма;
– с ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.
Развитие туристического рынка приводит к развитию экономической инфраструктуры страны и мирных процессов. Таким образом, рынок туризма следует рассматривать, сообразуясь с экономическими отношениями отдельных стран.
Для начала следует сказать, что в истории развития туризма нет плавного течения.
Отличительными чертами
Этапы развития туризма в России - стадии процесса возникновения, становления, развития и совершенствования национального туризма. Можно выделить 5 этапов:
Просветительский (до 1890 г.) характеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях образования и сбора научно-географической и краеведческой информации о различный районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России.
Предпринимательский - начался с развитием капитализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура - рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослеживаются 2 основных сегмента - элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.
Организационно-
Административно-нормативный (
Переходный (с 1990 г.) - в нем проявились некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ: а) изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка; б) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству. Активное развитие малых и средних туристских предприятий; в) переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений; г) переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе. Одновременно резко обозначились негативные моменты современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались.
Становление и развитие туризма как отрасли характеризуются системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону.[8]
Система показателей развития туризма для региона (страны) включает:
Туристский поток – это постоянное прибытие в страну туристов. Объемы туристских потоков характеризуются следующими показателями:
Для расчета числа туродней необходимо умножить число посетителей на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе). Информация о туроднях важна при планировании общественной инфраструктуры и материально-технической базы туризма. Таким образом, туродни (Д) – это наиболее важная информация для специалистов, работающих в туризме:
,
где Ч – число туристов; tcp – среднее число дней, проведенных в регионе одним туристом.
Когда получены эти данные, нетрудно оценить предполагаемые расходы каждого туриста за сутки. Но данные о расходах получатся в лучшем случае приблизительные и должны использоваться с осторожностью. Статистика по данному показателю обычно скрыта, а количество денег, потраченное во время отдыха, часто забывается туристом. Тем не менее местным властям и широкой общественности суммарные расходы путешественников в туристском регионе представляются наиболее понятными и впечатляющими данными. Величина суммарных туристских расходов () в данном регионе определяется следующим образом:
где Рср – средние расходы туриста за сутки.
Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе). К ним относятся: коечный фонд гостиниц и других средств размещения; число мест на предприятиях питания, обслуживающих туристов; число мест на предприятиях развлечений (аквапарки, театры и т. д.), отведенных для туристов, и т. п.
Показатели финансово-
Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма:
Все вышеперечисленные показатели
имеют определенное влияние на регион,
в котором развивается
По статистике за 2012 год, сегмент пляжного отдыха является наиболее значительным и составляет по количеству туристов 55-60% всего рынка.
По стоимости тура выделяют отдых:
«Дешевый». Стоимость путевки до $1000. Целевая аудитория – люди с доходом от $300 до $800 на члена семьи.
«Дорогой». Стоимость путевки свыше $1000. Целевая аудитория – люди с доходом свыше $1000.
По оценкам специалистов, сегмент дорогого отдыха занимает примерно 20% российского туристического рынка по количеству туристов и составляет 35% общей финансовой емкости рынка (рис. 1). [6]
Рис. 1. Доля сегмента дорогого и дешевого отдыха на российском
рынке туристических услуг
С января по июнь 2012 года иностранные туристы совершили 993,4 тыс. поездок в Россию. Согласно данным Росстата, рост по сравнению с тем же периодом прошлого года составил 21,6%. Однако первая половина года – не самое показательное время для въездного туризма, и операторы рассчитывают, что результаты лета и осени не только закрепят, но и улучшат эти показатели. По общему мнению, сезон-2012 – явно не худший, хотя на отдельных направлениях он складывается очень непросто и требует от принимающих компаний буквально филигранной работы.
Расходы иностранных туристов в России за восемь месяцев 2012 года выросли на 16%, следует из доклада Всемирной туристской организации (UNWTO).
Таким образом Россия оказалась на восьмом месте по росту доходов от туризма в мире. Больше всего доходы от туризма выросли в Японии (на 48%), Швеции (на 26%), Южной Африке (на 26%), Республике Корея (на 26%), Индии (на 23%), Гонконге (на 17%), Таиланде (на 17%) и в России (+16%).
По росту расходов
граждан на путешествия Россия на
пятом месте с ростом в 15%. Больше
всего расходы на туризм увеличили
граждане Китая – 30%, Польши – 22%, Малайзии
– 18%, Аргентины – 16%.
В период с января по август 2012 года UNWTO
зафиксировал 705 млн международных туристических
прибытий – это на 4% больше, чем в аналогичном
периоде прошлого года. В 2011 году количество
туристических поездок в мире составило
990 млн. Доходы от международного туризма,
в том числе от пассажирских перевозок,
достигли $1,2 трлн, или 6% от мирового экспорта
товаров и услуг. В UNWTO рассчитали, что
рост турпотока в 2012 году составил 3–4%
и количество путешествующих достигнуло
1 млрд человек.
Информация о работе Статистическое изучение рынка услуг по туризму в России