Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:10, курсовая работа
Целью данной работы является изучение туристического рынка .
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
- изучение теоретических основ туристической деятельности;
- рассмотреть систему показателей статистики туризма;
- анализировать состояния рынка туристических услуг в России;
- провести расчёт статистических показателей, характеризующих ситуацию на рынке услуг.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РЫНКА УСЛУГ ПО ТУРИЗМУ 6
1.1 Сущность рынка услуг по туризму 6
1.2 Основные этапы развития туризма в России 13
1.3 Специфические показатели рынка услуг по туризму 16
1.4 Перспективы развития рынка туристических услуг в России 19
ГЛАВА 2. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЫНКА УСЛУГ ПО ТУРИЗМУ 22
2.1 Группировка 22
2.2 Расчет относительных величин 23
2.3. Расчет средних величин и показатели вариации 26
2.4.Применение выборочного метода 31
2.5. Расчет показателей динамики 32
2.6. Корреляционно-регрессионный анализ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Кафедра «Экономика, организация производства, управление»
Курсовая работа
по дисциплине «Статистика»
Статистическое изучение рынка услуг
по туризму в России
Выполнила
студентка гр. 11-ЭК-1
Шилина.Е.С.
Проверила
к.э.н., доц. Новикова А.В.
Брянск 2013г
АННОТАЦИЯ
Темой данной курсовой работы является «Статистическое изучении
рынка услуг по туризму в России». Курсовая работа состоит из двух глав.
В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения рынка услуг по туризму. Даются основные понятия и система показателей, необходимых для проведения анализа. Представлен обзор текущей ситуации на рынке услуг в России и прогноз на ближайшие годы.
Во второй главе проводится комплексный статистический анализ объекта исследования: сводка и группировка данных, расчет относительных величин, показателей динамики, средних величин и показателей вариации, корреляционно-регрессионный анализ. Результаты расчетов проиллюстрированы с помощью таблиц и графиков.
В заключении сделан вывод о состоянии и перспективах развития рынка услуг в России на основе полученных результатов исследования.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РЫНКА УСЛУГ ПО ТУРИЗМУ 6
1.1 Сущность рынка услуг по туризму 6
1.2 Основные этапы развития туризма в России 13
1.3 Специфические показатели рынка услуг по туризму 16
1.4 Перспективы развития рынка туристических услуг в России 19
ГЛАВА 2. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЫНКА УСЛУГ ПО ТУРИЗМУ 22
2.1 Группировка 22
2.2 Расчет относительных величин 23
2.3. Расчет средних величин и показатели вариации 26
2.4.Применение выборочного метода 31
2.5. Расчет показателей динамики 32
2.6. Корреляционно-регрессионный анализ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Одна из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, сопутствующая формированию и развитию мирового хозяйства, – неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристическими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значение туризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики. Туризм является одним из факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится сейчас значимым сектором экономики. По данным Всемирной Туристской Организации (ВТО) и Международного Валютного Фонда, туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг. По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся.
Россия, несмотря на богатейшие туристские ресурсы, занимает незначительную долю в мировом туристском потоке. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, что в 5 раз больше, чем на сегодняшний день.
Туризм имеет не только
экономическое, но и огромное социально-политическое
значение, что предъявляет дополнительные
требования к его развитию. В сфере
туристского рынка тесно
Целью данной работы является изучение туристического рынка .
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
- изучение теоретических
основ туристической
- рассмотреть систему
- анализировать состояния рынка туристических услуг в России;
- провести расчёт
Объектом исследования является современный туристический рынок России.
Предметом исследования выступает ситуация на российском рынке туризма.
Туризм – явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей, которой обязательно нужно управлять.
Туризм сегодня – это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. В настоящее время каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес. По прогнозам ВТО, к 2020 году количество международных туристских прибытий составит 1,6 млрд., то есть в 3 раза превысит показатели 2000 года. Ежедневные расходы туристов, исключая авиаперевозки, возрастут до 5 млрд. долларов в день. [1]
Туризм – временное
Туроператор – туристическое предприятие, которое занимается разработкой туристических маршрутов и комплектацией туров, обеспечивает их функционирование, организует рекламу, рассчитывает в соответствии с действующими нормативами и утверждает в установленном порядке цены на туры по этим маршрутам, продает туры турагентам для выпуска и реализации путевок по своим лицензиям.
Турагент – фирма, приобретающая туры, разработанные туроператором, выпускающая на эти туры путевки и реализующая их потребителю.
Как и всякий другой товарный рынок, рынок туризма неоднороден. В его структуре выделяются более мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим существует достаточно много признаков классификации туристского рынка. Отметим лишь наиболее важные, которые имеют первостепенное значение для маркетинговых исследований.
По отношению к определенному району (например, регион, страна или группа стран) можно выделить следующие рынки:
- рынок внутреннего туризма,
включающий путешествия
- рынок въездного туризма,
включающий путешествия по
- рынок выездного туризма,
включающий путешествия
Если под районом
- рынок туризма в пределах страны, включающий внутренний и въездной туризм;
- рынок национального
туризма, охватывающий
- рынок международного
туризма, состоящий из
Важна также классификация по другим признакам.
В зависимости от цели путешествия выделяют рынки туризма:
- рекреационного;
- делового;
- научного;
- культурно-познавательного;
- религиозного;
- этнического.
В зависимости от характера
организации путешествия
По числу участников путешествия выделяют рынки группового и индивидуального туризма.
В зависимости от способа передвижения различают рынки туризма:
- пешеходного;
- железнодорожного;
- авиационного;
- морского и речного;
- автомобильного.
Перечисленные классификационные группировки туристских рынков не исчерпывают всего их разнообразия.
Современный туристский рынок выполняет следующие функции:
- согласование производства
и потребления туристских
- установление ценностных
эквивалентов для обмена
- обеспечение экономического
стимулирования эффективности
- обеспечение экономичности
потребления туристских
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами.
Спецификой туристического рынка является явное преобладание услуг. Туристические товары и услуги могут быть потреблены только в том случае, если потребитель доставлен в место их производства, а обычные товары и услуги готовы к потреблению тогда, когда произведенная продукция закончит передвижение от места производства к месту потребления.
Другими особенностями туристских услуг как объектов купли-продажи являются неравномерность спроса в течение года (например, для отдыха или религиозного туризма), широкий диапазон эластичности спроса на определенные услуги.[6]
Поскольку туристы потребляют
услуги и товары в месте временного
проживания, то структура их потребления
рассматривается как
Под инфраструктурой рынка понимают совокупность предприятий, организаций и служб, способствующих реализации экономических, хозяйственных и других отношений между основными субъектами. Применительно к рынку туристских услуг в состав инфраструктуры входят:
1. средства размещения туристов (гостиницы и др.);
2. объекты общественного питания;
3. средства транспорта, обслуживающего туристов;
4. объекты познавательного, оздоровительного, культурно-исторического, религиозного, спортивного, развлекательного характера, а также объекты иного назначения, используемые при предоставлении туристских услуг или специально созданные для этих целей;
5. организации, предоставляющие экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и осуществляющие формальности при пересечении границ между государствами.
Особенностью инфраструктуры
рынка туристических услуг
Большинство средств производства туристических услуг арендуется туроператором у других хозяйствующих субъектов, не имеющих прямого отношения к туризму. Об этом свидетельствует соотношение основных и оборотных средств туристических фирм. Оборотные средства, как правило, составляют 88-95 % общей стоимости средств производства.
Другой особенностью инфраструктуры
рынка туристических услуг
Средства размещения - любые объекты, которые регулярно или иногда предоставляют туристам для ночевки в комнатах, в каких-либо иных помещениях или на огороженных площадках. Различают коллективные и индивидуальные средства размещения. К коллективным средствам размещения относят: гостиницы, аналогичные им средства, специализированные заведения и прочие предприятия размещения.
Гостиницы обладают следующими признаками: состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум; имеют единое руководство; предоставляют гостиничные услуги, перечень которых не ограничивается ежедневной заправкой постелей, уборкой номера и санузла; сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием, отвечающими стандартам страны.
Заведения, аналогичные гостиницам, имеют признаки гостиницы, но предоставляют только ограниченные услуги (заправку постелей, уборку номера и санузла). Специализированные предприятия размещения, кроме предоставления гостиничных услуг, выполняют еще какую-либо специализированную функцию (оздоровительную, лечебную, транспортную, обмен научными и профессиональными знаниями и др.).
Прочие коллективные средства размещения представляют собой организованные под жилища молодежные общежития, малые суда в бухтах, палатки, автоприцепы, дома на колесах и др.[6, c.39]
Функционирование средств размещения регламентируется законодательными и нормативными документами каждой страны.
Объекты общественного питания - рестораны, бары, кафе, закусочные, буфеты и столовые в сфере туристических услуг, как правило, относятся к объектам гостиничной деятельности. Стоимость питания включается в стоимость гостиничного номера или тура.
Классификатор видов экономической
деятельности, продукции и услуг
предусматривает также
Различают следующие виды оплаченного питания:
1. полный пансион (завтрак, обед и ужин);
2. полупансион (только завтрак и обед или только завтрак и ужин);
3. только завтрак.
Формы обслуживания питанием туристов:
1. «шведский стол» - туристам предоставляется право выбора любого блюда и в любом количестве из имеющихся в наличии:
2. «табльдот» - форма обслуживания туристов официантом по единому меню с ограниченным числом блюд;
Информация о работе Статистическое изучение рынка услуг по туризму в России