Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:10, курсовая работа
Целью данной работы является изучение туристического рынка .
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
- изучение теоретических основ туристической деятельности;
- рассмотреть систему показателей статистики туризма;
- анализировать состояния рынка туристических услуг в России;
- провести расчёт статистических показателей, характеризующих ситуацию на рынке услуг.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РЫНКА УСЛУГ ПО ТУРИЗМУ 6
1.1 Сущность рынка услуг по туризму 6
1.2 Основные этапы развития туризма в России 13
1.3 Специфические показатели рынка услуг по туризму 16
1.4 Перспективы развития рынка туристических услуг в России 19
ГЛАВА 2. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЫНКА УСЛУГ ПО ТУРИЗМУ 22
2.1 Группировка 22
2.2 Расчет относительных величин 23
2.3. Расчет средних величин и показатели вариации 26
2.4.Применение выборочного метода 31
2.5. Расчет показателей динамики 32
2.6. Корреляционно-регрессионный анализ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Очевидно, что российский туристический бизнес будет богатеть регионами. Все внешние туристические потоки должны проходить через центр и растекаться мощными потоками по регионам. Это аксиома для преуспевающего туристического бизнеса России. Однако ныне российские регионы, в основном, пусты и неприглядны с туристической точки зрения. Отреставрировали Москву, Санкт Петербург и Казань - но это же капля в море, это только имидж - яркие румяна на впалых щеках. Каким же образом можно поднять регионы, какие вопросы необходимо решить для того, чтобы российский региональный туристический бизнес начал набирать коммерческие обороты быстрыми темпами. Для этого необходимо, во-первых, сформировать туристическую привлекательность Российских регионов, не имеющих известных исторических и археологических памятников и, во-вторых, осуществить глубокую реконструкцию туристического бизнеса в городах с памятниками национального и всемирного культурного наследия.
В ближайшее время Россию
посетит большое количество туристов,
благодаря международным
Таким как:
- XXVII Всемирная летняя универсиада - студенческие Олимпийские игры (Казань, 2013 г.);
- XXII Зимние Олимпийские игры (Сочи, 2014 г.);
- Большие шансы на Чемпионат мира по футболу (12 городов (Не определены до конца), в 2018 или 2022 гг.).
От этих проектов ждут многого, но для дальнейшего развития нужно продолжать поддерживать уже сделанное и развиваться дальше.
Группировка — это метод, при котором вся исследуемая совокупность разделяется на группы по какому-то существенному признаку.
Признак, по которому осуществляется группировка называется группировочным признаком или основанием группировки.
В зависимости от решаемых
задач различают
На основании данных прил. 1 приведём имеющиеся данные в систему по интересующему нас признаку. В качестве изучаемого признака возьмём, численность турфирм РФ и построим по нему ряд распределения (табл. 1).
,
где n- число групп, N – число единиц совокупности;
n=1+3,322lg10=1+3,322=4,322 ≈4
Таким образом, число групп равно 4.
Интервал - разница между максимальным и минимальным значениями признака в каждой группе.
2) Величина интервала
,
где xmax и xmin - максимальное и минимальное значение признаков в совокупности, n – число групп.
Таблица 1
Число турфирм в РФ за период 2002-2011гг.
Группы турфирм по численности |
Годы |
3 345 – 5 075 |
2002; 2003; 2004 |
5 075 – 6 805 |
2005; 2006; 2007; 2008 |
6 805 – 8 535 |
2009 |
8 535 – 10 266 |
2010; 2011 |
В период 2002 – 2011гг. в РФ минимальное кол-во турфирм приходится на 2002, 2003 и 2004 года и находится в интервале от 3 345 до 5 075 тыс. чел., а максимальное – на 2010 и 2011 года и находится в интервале от 8 535 до 10 266 турфирм.
Относительная величина в статистике – это обобщающий показатель, который дает числовую меру соотношения двух сопоставляемых абсолютных величин. Так как многие абсолютные величины взаимосвязаны, то и относительные величины одного типа в ряде случаев могут определяться через относительные величины другого типа.[4]
Относительная величина структуры
Относительная величина структуры (показатель структуры)- характеризует удельный вес части совокупности в ее общем объеме. Относительную величину структуры часто называют "удельный вес" или "доля".
На основе данных прил.2 рассчитаем удельный вес реализованных турпакетов гражданам России по территории РФ за период с 2007 по 2011 год от общего числа турпакетов, реализованных населению РФ: ; ; ; ;
Наибольший удельный вес реализованных турпакетов гражданам России по территории РФ в 2007 (28,5%), а наименьший в 2010году(19,9%)
Относительная величина координации
Относительная величина координации (показатель координации) — представляет собой соотношение частей совокупности между собой. При этом в качестве базы сравнения выбирается та часть, которая имеет наибольший удельный вес или является приоритетной с экономической, социальной или какой-либо иной точки зрения.[2]
Воспользуемся прил.3 и рассчитаем, сколько организаций гостиничного типа приходиться на 1000 гостиниц (данные за 2011 год). За базу сравнения примем число гостиниц (4442).
Меблированные комнаты: 700/4442=158
Мотели: 123/4442=28
Пансионаты: 159/4442=36
Общежития для приезжих: 500/4442=113
Другие организации
Вывод: В 2011 году на 1000 гостиниц, приходиться: 158 меблированных комнат, 28 мотелей, 36 пансионатов, 113 общежитий и 97 других организаций гостиничного типа.
Относительная величина сравнения
Относительная величина сравнения (показатель сравнения) — характеризует соотношение между разными совокупностями по одноименным показателям.
ic = ,
где a и b – сравниваемые объекты.
На основе данных прил.4 сравним выручку от оказания туристических услуг в федеральных округах с выручкой в ЦФО за 2010 год:
ic =15 961 872 400 / 17 993 158 200 = 88,7% , значит, выручка от оказания туристических услуг в Северо-Западным ф.о. на 11,3 % ниже по сравнению с ЦФО
ic =2 512 240 700 / 17 993 158 200 = 13,9% , значит, выручка от оказания туристических услуг в Южным ф.о. на 86,1 % ниже по сравнению с ЦФО.
ic =427 872 100 / 17 993 158 200 = 2,4% , значит, выручка от оказания туристических услуг в Северо-Кавказским с ф.о. на 97,6 % ниже по сравнению ЦФО.
ic =5 810 590 200 / 17 993 158 200=32,2% , значит, выручка от оказания туристических услуг в Приволжским ф.о. на 67,8 % ниже по сравнению с ЦФО.
ic =2 589 363 700/ 17 993 158 200= 14,4% , значит, выручка от оказания туристических услуг в Уральским ф.о на 85,6 % ниже по сравнению с ЦФО.
ic =3 863 663 900 / 17 993 158 200= 21,5 % , значит, выручка от оказания туристических услуг в Сибирским ф.о. на 78,5 % ниже по сравнению с ЦФО.
ic =2 762 081 100 / 17 993 158 200= 15,4 % , значит, выручка от оказания туристических услуг в Дальневосточным ф.о. на 84,6 % ниже по сравнению с ЦФО.
Относительная величина интенсивности
Относительная величина интенсивности – характеризует степень распределения или развития данного явления в той или иной среде и представляет собой отношение абсолютного уровня одного показателя, свойственного изучаемой среде, к другому абсолютному показателю, также присущему данной среде.[3, c.61]
На основе данных прил. 1 и численности населения РФ (2010год – 142,9 млн.чел; 2011год – 143,1 млн.чел.), определим кол-во предприятий туристической сферы на 100 тыс. жителей РФ.
Iинт = (9 133 / 142 900 000)*100000=6,4
Iинт = (10 266 / 143 100 000)*100000=7,2
Таким образом в 2010г. на 100тыс.жителей приходилось 6 предприятий туристической сферы, в 2011г. – 7 предприятий (увел.).
Средней величиной называется статистический показатель, который дает обобщенную характеристику варьирующего признака однородных единиц совокупности.
Величина средней дает обобщающую количественную характеристику всей совокупности и характеризует ее в отношении данного признака.
Виды средних величин
Средние величины делятся на два больших класса: степенные средние и структурные средние
Степенные средние:
Структурные средние:
Средняя арифметическая простая
Средняя арифметическая простая – наиболее распространенный вид средней, она применяется, когда количество вариантов по конкретному признаку встречается по одному или одинаковому числу раз. Формула для ее расчета имеет вид:
, где x – значение осредняемого признака (варианта), n – число единиц изучаемой совокупности.
Используя прил. 5, рассчитаем среднее число санаторно-курортных организаций в ЦФО за период с 2008 по 2011 г:
Среднее число санаторно-курортных учреждений в ЦФО за период с 2008 по 2011 составляет - 382 организаций.
Средняя геометрическая простая
Средняя геометрическая простая применяется при определении средних относительных изменений, например, при определении средних темпов роста (средних коэффициентов роста), когда индивидуальные значения признака представлены в виде относительных величин. Для расчета средней геометрической применяют следующую формулу:
геом. =
На основе данных прил. 4 рассчитаем сначала среднегодовой темп роста выручки по оказанным туристическим услугам за период с 2004 по 2010 год в РФ.
Таблица 2
Выручка от оказания туристических услуг в РФ(2004-2010г)
Год |
Выручка (тыс. руб.) |
Темп роста |
2004 |
11 220 479,9 |
- |
2005 |
22 824 610,8 |
2,034 |
2006 |
26 762 346,4 |
1,173 |
2007 |
34 219 334,8 |
1,279 |
2008 |
40 704 257,1 |
1,190 |
2009 |
38 452 141,2 |
0,945 |
2010 |
51 917 842,5 |
1,350 |
На основе данных, представленных в табл. 2 рассчитаем среднюю геометрическую простую:
геом. = = 1,413
За период с 2004 по 2010 год выручка в среднем увеличилась в 1,413 раза, или на 41,3%.
Мода и медиана
Мода — это наиболее часто встречающийся вариант ряда. Модой для дискретного ряда является варианта, обладающая наибольшей частотой. При вычислении моды для интервального вариационного ряда необходимо сначала определить модальный интервал (по максимальной частоте), а затем — значение модальной величины признака по формуле[2]:
Таблица 3
Число турфирм в РФ за период 2002-2011гг.
Группы фирм по численности |
Частота |
Сумма накопленных частот |
3 345 – 5 075 |
3 |
3 |
5 075 – 6 805 |
4 |
7 |
6 805 – 8 535 |
1 |
8 |
8 535 – 10 266 |
2 |
10 |
На основании табл. 3 рассчитаем моду и медиану
Группы фирм имеющие 5508 организаций, представляют собой наибольшую группу в общем объеме рассматриваемых организаций.
Следовательно, при 5940 организациях вся совокупность делиться на две равные части.
Показатели вариации
Вариация — это различия индивидуальных значений признака у единиц изучаемой совокупности.
Изменение вариации признака в совокупности осуществляется с помощью абсолютных и относительных показателей.[7]
Абсолютные показатели вариации включают:
На основании данных прил. 3 рассчитаем показатели вариации для гостиниц и аналогичных средств размещения в РФ на 2011г.
1)Размах вариации(R) — это разность между максимальным и минимальным значениями признака
Он показывает пределы, в которых изменяется величина признака в изучаемой совокупности.
R=4 442-123=4 319
2) Среднее линейное отклонение учитывает различия всех единиц изучаемой совокупности и дает обобщающую характеристику распределению отклонений и представляет собой среднее арифметическое из абсолютных значений отклонений отдельных вариантов от их средних значений. Для дискретных рядов рассчитывается по формуле:
Информация о работе Статистическое изучение рынка услуг по туризму в России