Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 19:38, курсовая работа
Вопрос социального обеспечения населения РФ на данном этапе развития экономики нашей страны весьма актуален. Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Введение…………………………………………………………….3
Глава 1.Статистика социального обеспечения населения……...6
1.1.Социально-экономическое значение статистического изучения социального обеспечения населения…………………....6
1.2.Статистика пенсионного обеспечения………………… 7
1.3.Статистика инвалидности………………………………. 18
1.4.Статистика социальных услуг………………………….. 20
1.5.Социальная поддержка семьи…………………………... 21
Глава 2.Статистический анализ социального обеспечения населения………………………………………………………… .24
2.1. Динамика……………………………………………. 24
2.2. Корреляционный анализ…………………………… 32
Заключение………………………………………………………. 36
Список использованной литературы…………………………...
ФГУП ВПО « Оренбургский государственный аграрный университет »
Кафедра статистики и
экономического анализа
Курсовая работа
на тему: « Статистическое изучение социального обеспечения населения»
Выполнил: студент 33 группы
Отделения «Экономика и управление
на предприятии»
Булавинцев Виктор Андреевич
Проверил преподаватель:
Оренбург-2012 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Статистика социального обеспечения населения……...6
1.1.Социально-экономическое
значение статистического
1.2.Статистика пенсионного обеспечения………………… 7
1.3.Статистика инвалидности………………………………. 18
1.4.Статистика социальных услуг………………………….. 20
1.5.Социальная поддержка семьи…………………………... 21
Глава 2.Статистический анализ социального обеспечения
населения………………………………………………………
2.1. Динамика……………………………………………. 24
2.2. Корреляционный анализ…………………………… 32
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………….... 40
Введение
Вопрос социального обеспечения населения РФ на данном этапе развития экономики нашей страны весьма актуален. Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Сложность заключается в том, что социальная политика не может ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных традиций. Объектом изучения является социальное обеспечение населения РФ. Целью моего исследования в области статистики является изучение социального обеспечения населения. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
В условиях России должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для формирования новой концепции социального обеспечения.
При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.
Существовавшая в течение многих лет система социального обслуживания носила скорее формальный характер и требовала больше технических исполнителей, нежели профессиональных социальных работников. Иными словами, специалистов в области социальной работы, как это принято в мировой практике, в России не существовало и их подготовка не велась до начала 1991 года.
Тенденция социально-экономического развития свидетельствует, что на смену экстренным мерам, необходимым на данном этапе, должна прийти новая и стабильная социальная помощь, рациональная и практическая, по сути, формам и методам. Это должна быть научно-обоснованная, структурно-четкая система, ориентированная на совокупность мер в сфере социального обеспечения, опирающаяся на надежную финансово-экономическую базу.
Теоретическое и практическое значение проблемы развития социального обеспечения в ближайшей и более отдаленной перспективе, их актуальность предопределили выбор мною данной работы.
Для написания теоретической части курсовой работы использовались учебные пособия: Петров А.П. Курс социально-экономической статистики.-М.-2011., Лоютов А.В. Социально-экономическая статистика.,2012. И другие; периодические издания: ФомичеваЛ.Н. Новые изменения в социальном обеспечении населения // Законодательство-2011, Зырянова, Т.В. Трудовая пенсия: ее виды, размер и порядок определения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях.-2010. и др.
Глава 1 « Статистика социального обеспечения населения»
1.1 Социально-экономическое значение статистического изучения социального обеспечения
Социальное обеспечение-это система учреждений и услуг по оказанию помощи в случае стихийных бедствий; при ограничении либо потере трудоспособности; в ситуациях, требующих внешней помощи; а также по оказанию услуг, смягчающих диспропорции в условиях жизни населения.
Социальная защищённость населения - это совокупность механизмов, предусмотренных законодательными и нормативными актами для сохранения доходов (или их части) отдельным лицам или семьям, которые их больше не имеют в связи с потерей трудоспособности из-за старости или инвалидности, болезни, беременности (материнства), безработицы, смерти кормильца семьи, а также для материальной поддержки многодетных и малообеспеченных групп населения, учащейся молодёжи и др.
При определении размеров социальной помощи исходят как из потребностей населения, нуждающегося в поддержке, так и из реальных ресурсов, которыми располагает государство для этих целей на данном этапе экономического развития страны. Нормы социального обеспечения служат, как правило, индикаторами социальной политики государства.
Исходя из задач и направлений деятельности органов и учреждений социального обеспечения. В задачи статистического наблюдения входит сбор следующих сведений:
1.2 Статистика пенсионного обеспечения
Эта область социального обеспечения является наиболее распространённой. На начало 2011 года пенсионным обеспечением было охвачено 38 млн. 184 тыс. человек России, состоящих на учёте в органах социальной защиты населения.
Пенсионное обеспечение является одним из видов обязательного (государственного) социального страхования. Обязательный характер данного вида страхования выражается, во-первых, в обязательности страховых платежей; во-вторых, в государственном контроле за правильностью и своевременностью поступления платежей, в-третьих, в обеспечении трудящихся определёнными видами социальной помощи на условиях и по нормам, установленным федеральным законодательством.
Функционирование пенсионной системы обеспечивается в основном за счёт средств федерального Пенсионного фонд, который относится к внебюджетным кредитно-финансовым системам.
В настоящее время завершены разработки новой концепции пенсионного обеспечения с учётом международных стандартов, сформировавшихся в условиях рыночной экономики. Создана трёхуровневая пенсионная система: два первых уровня государственных пенсий – базовые пенсии по старости или нетрудоспособности и трудовые (страховые) пенсии. Третий уровень – негосударственные пенсии (профессиональные или добровольные), выплачиваемые за счёт взносов работодателей и работников. Введён персонифицированный учёт страховых взносов. При этом основным принципом функционирования пенсионной системы остаётся соразмерность условий и норм пенсионного обеспечения с экономическими возможностями государства и численностью экономически активного населения.
Основными индикаторами фактических возможностей государства в сфере социального обеспечения служат такие показатели, как уровень и доля расходов на выплату пособий и социальную помощь в валовом внутреннем продукте, доля пособий на детей в ВВП и общем объёме денежных доходов населения.
Главный источник дохода пожилых граждан России – это пенсия. Действующим законодательством установлены два основных вида назначаемых пенсий – трудовые и социальные. Соответственно и система статистических показателей разделяется на два блока: первый блок содержит сведения о трудовых пенсиях, второй блок – данные о социальных пенсиях.
Трудовые пенсии назначаются с учётом трудового стажа, устанавливая, таким образом, зависимость норм пенсионного обеспечения от трудового вклада. Согласно ст.2 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях) трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.
Трудовые пенсии подразделяются на пенсии по возрасту (по старости); по выслугу лет; по инвалидности; по случаю потери кормилица.
Трудовая пенсия по возрасту (по старости) назначается при достижении верхней границы трудоспособного возраста, которая составляется в настоящее время в России 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, и наличие трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет – для женщин.
Право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Законом о пенсионном страховании (могут быть как граждане РФ, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства):
Нетрудоспособные члены семей, имеющих право на трудовую пенсию, имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если они состояли на его иждивении. Необходимо учесть, что возможность получения пенсии по случаю потери кормильца связана с тем, относился ли кормилец при жизни к застрахованным лицам. Если относился, то нетрудоспособные члены семьи вправе претендовать на данный вид пенсии, если нет, то они имеют возможность получать социальную пенсию.
Особым видом трудовых пенсий является пенсия за выслугу лет. Она назначается, как правило, независимо от достижения пенсионного возраста тем лицам, чья профессиональная деятельность в течение длительного времени связана с риском преждевременного профессионального старения. Круг работников, которым начисляется пенсия данного вида, достаточно широк и потому является объектом статистического наблюдения.
Размеры трудовых пенсий определяются в следующем порядке:
Размеры трудовых пенсий
Таблица 1.1
По старости |
По инвалидности |
По случаю потери кормильца |
П=БЧ+СЧ+НЧ |
П=БЧ+СЧ+НЧ |
П=БЧ+СЧ |
Здесь П – размер трудовой пенсии по старости;
БЧ – базовая часть трудовой пенсии по старости;
СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;
Информация о работе Статистическое изучение социального обеспечения населения