Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 19:38, курсовая работа
Вопрос социального обеспечения населения РФ на данном этапе развития экономики нашей страны весьма актуален. Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Введение…………………………………………………………….3
Глава 1.Статистика социального обеспечения населения……...6
1.1.Социально-экономическое значение статистического изучения социального обеспечения населения…………………....6
1.2.Статистика пенсионного обеспечения………………… 7
1.3.Статистика инвалидности………………………………. 18
1.4.Статистика социальных услуг………………………….. 20
1.5.Социальная поддержка семьи…………………………... 21
Глава 2.Статистический анализ социального обеспечения населения………………………………………………………… .24
2.1. Динамика……………………………………………. 24
2.2. Корреляционный анализ…………………………… 32
Заключение………………………………………………………. 36
Список использованной литературы…………………………...
Вычислим среднюю численность пенсионеров (тыс.чел.) за 6 лет:
(тыс.чел.)
Средний абсолютный прирост:
(тыс.чел.)
(тыс.чел.)
Среднегодовой темп роста численности пенсионеров за 2001-2006 гг.:
- число коэффициента роста
или
%=-99.01%
Выявление основной тенденции численности ряда динамики.
Аналитическое выравнивание.
Исходные и расчетные данные о динамике численности пенсионеров в стране за 2006-2011гг.
Таблица 2.3
Годы |
Численность пенсионеров Тыс. чел. |
t |
t2 |
ty |
|||
2006 |
38630 |
-3 |
9 |
- 115890 |
38462,5 |
167,5 |
28056,25 |
2007 |
38432 |
-2 |
4 |
- 76864 |
38422 |
10 |
100 |
2008 |
38164 |
-1 |
1 |
-38164 |
38381,5 |
-217,5 |
47306,25 |
2009 |
38184 |
1 |
1 |
38184 |
30300,5 |
7883,5 |
62149572 |
2010 |
38313 |
2 |
4 |
776626 |
38260 |
53 |
2009 |
2011 |
38325 |
3 |
9 |
114975 |
38219,5 |
105,5 |
11130,25 |
Для выравнивания ряда динамики по прямой используем уравнение:
Способ наименьших квадратов дает систему двух нормальных уравнений для нахождения параметров :
(уравнение тренда)
На основании выше изложенных вычислений построили фактический и выровненный динамические ряды численности пенсионеров РФ.
Численность пенсионеров, тыс. чел.
Рисунок 2.1 – Фактический и выровненный динамические ряды численности пенсионеров РФ.
На основании решенного уравнения тренда можно сделать прогнозы численности пенсионеров РФ.
Экстраполяция – метод определения количественных характеристик для совокупностей и явлений, не подвергшихся наблюдению, путем распространения на них результатов, полученных из наблюдения над аналогичными совокупностями или связанными между собой явлениями.
Экстраполирование можно проводить как на будущее (перспективная экстраполяция), так и в прошлое (ретроспективная экстраполяция).
Проведем прогнозирование численности пенсионеров на три года, последующих после последнего года динамического ряда (по данным таблицы). То есть, рассчитаем численность пенсионеров на 2012, 2013, 2014 года. Для этого в решенное уравнение тренда подставляем номер прогнозируемого года:
Данные величины будут верны при условии, что изменение численности пенсионеров будет, продолжается в том же направлении и такими же темпами.
Далее необходимо оценить прогноз на существенность и достоверность. Для этого необходимо рассчитать среднюю ошибку тренда (my) и доверительные границы прогноза.
S- абсолютный коэффициент колеблемости
На основе средней ошибки тренда вычислим доверительную ошибку по формуле:
ay= m × t, где
t – критерий Стьюдента. При вероятности F(t) = 0,95
t = 2,21
ay = 931 ×2,21 = 2057.5
Доверительные границы прогноза численности пенсионеров РФ.
Таблица 2.4
Годы |
|||
2012 |
38179 |
40236,6 |
37973,3 |
2013 |
38138 |
40195,5 |
36080,5 |
2014 |
38098 |
40155,5 |
36040,5 |
Проведем анализ колеблемости численности пенсионеров РФ с помощью абсолютного и относительного показателей.
Абсолютный коэффициент колеблемости рассчитывается по формуле:
Относительный показатель колеблемости:
Колеблемость наблюдается относительно значительная. Коэффициент устойчивости = 100 % - 8,4 % = 91,6 %
Показатель устойчивости очень относительно высок, он характеризует близость фактических уровней к тренду.
Далее рассчитаем численность
пенсионеров РФ для двух
(тыс.чел.)
(тыс.чел.)
Фактическая численность пенсионеров РФ и ретроспективный прогноз с доверительными границами.
Таблица 2.5
Годы |
Фактическая численность пенсионеров РФ тыс. чел. yi |
Прогноз, |
Доверительные границы | |
2010 |
38313 |
38260 |
40317 |
36202 |
2011 |
38325 |
38219 |
40276 |
36267 |
По данным таблицы 2.5 видно, что численность пенсионеров РФ за период с 2010 по 2011 год входит в доверительные границы прогноза.
На основании имеющихся данных об общей численности пенсионеров по федеральным округам (у), о среднем размере назначенных пенсий( ) и о покупке товаров( ) и оплате услуг( ) рассчитаем корреляционную связь между данными показателями.
Таблица 2.6 Исходные данные
Субъект Федерации |
У |
Х1 |
Х2 |
Х3 |
Центральный федеральный округ |
10584 |
2536,7 |
72,4 |
1,74 |
Северо-Западный федеральный округ |
3857 |
2828,4 |
64,9 |
1,75 |
Южный федеральный округ |
5692 |
2324,5 |
78,0 |
1,57 |
Приволжский федеральный округ |
8263 |
2414,3 |
71,1 |
1,76 |
Уральский федеральный округ |
3085 |
2662,9 |
64,2 |
1,98 |
Сибирский федеральный округ |
5181 |
2540,7 |
69,9 |
1,72 |
Дальневосточный федеральный округ |
1651 |
2985,6 |
63,2 |
1,99 |
Для измерения степени тесноты связи используется линейный коэффициент корреляции, рассчитываемый по формуле:
Для расчета используем данные из таблицы 2.6, а результаты систематизируем в таблицу 2.7.
Таблица 2.7 Значения линейного коэффициента корреляции
Y |
X1 |
X2 |
Х3 | |
Y |
1 |
0,67249 |
0,660246 |
0,54964 |
X1 |
0,67249 |
1 |
0,89264 |
0,739578 |
X2 |
0,660246 |
0,89264 |
1 |
-0,87202 |
X3 |
0,54964 |
0,739578 |
-0,87202 |
1 |
Значение линейного коэффициента корреляции (r = +0,672; r = +0,660; r = +0,550) свидетельствует о наличии прямой и очень тесной связи.
Рассчитаем среднюю квадратическую ошибку коэффициента корреляции. Она рассчитывается по формуле:
Таким образом, средняя квардатическая ошибка коэффициента корреляции для r = +0,672 и n = 7 ровняется:
При Р = 0,95 и k = n – 2 = 5, t-критерий Стьюдента определятся по таблице;
tтабл = 4,773.
- критерий, по которому можно
судить о существенности
,
Следовательно, коэффициент корреляции является несущественным.
Аналогично вычислим среднюю ошибку коэффициента корреляции для r = +0,660 и n = 7:
,
Следовательно, данный коэффициент корреляции так же является несущественным.
Далее определим модель связи. График линии средних показывает наличие линейной связи, поэтому используется функция ŷ = a + bx, следовательно, система нормальных уравнений имеет следующий вид:
∑y = an + b∑;
∑yx = a∑x + b∑x2.
Используя показатели коэффициента корреляции r = +0,660 (Y,X2), составим систему нормальных уравнений.
38313 = 7a + 18293,1b;
7308007 = 18293,1a + 49025903b.
В ходе решения системы уравнений мы получили следующие параметры:
a = 53,38;
b = 0,0517.
Используя данные параметры, составим уравнение параболы:
ŷ = 53,38 + 0,0517x.
Вычислим среднюю квадратическую ошибку уравнения, которая рассчитывается по формуле:
где ŷ – значения результативного признака, рассчитанные по уравнению связи;
l – число параметров уравнения.
Полученное отношение значительно меньше 15%, поэтому можно утверждать, что уравнение достаточно хорошо отражает взаимосвязь двух признаков.
Заключение
Несмотря на позитивные тенденции повышения уровня реальных доходов населения, наметившихся в 2010году, уровень бедности продолжает оставаться довольно значительным. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения в 2010году составила 30,2%. Остается высоким уровень экономического неравенства: соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения – 13,7 раза. В основу реформ в сфере социальной поддержки населения должен быть положен принцип предоставления социальной помощи преимущественно в адресной форме и лишь тем домохозяйствам, фактическое потребление которых находится на уровне ниже прожиточного минимума. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной социальной помощи, могут варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, структуры, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций. В связи с этим полномочия по определению размеров и форм предоставления социальной помощи целесообразно передать на региональный и муниципальный уровень.
Переход к предоставлению адресной социальной помощи нуждающимся домохозяйствам на основе проверки нуждаемости приведет к значительному увеличению доли средств, распределяемых в пользу наименее обеспеченных домохозяйств. Однако механизмы проверки нуждаемости позволят решить эту задачу только в том случае, если они будут хорошо адаптированы к местным условиям.
Адресная система социальных выплат должна также предполагать формирование единых баз данных о получателях социальных льгот и выплат, а персонифицированный учет получателей социальных пособий, льгот и выплат позволил бы избежать необоснованного дублирования пособий и выплат, предоставляемых конкретным нуждающимся домохозяйствам.
Информация о работе Статистическое изучение социального обеспечения населения