Статистика государственного бюджета и налоговая статистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:13, лекция

Описание работы

Статистика государственных финансов: основные задачи и организация.
Классификация и показатели доходов государственного бюджета.
Классификация и показатели расходов государственного бюджета.
Классификация и показатели финансирования государственного бюджета.
Классификация и показатели государственного долга.
Абсолютные и относительные показатели налоговой статистики. Индексный анализ динамики налоговых поступлений.

Файлы: 1 файл

Финансовая статистика.doc

— 735.00 Кб (Скачать файл)

Налоги классифицируются по нескольким основаниям:

    • с социальной и технической  точки зрения:

- персональные;

- реальные;

- прогрессивные; 

- пропорциональные;

- фиксированные;

    • с экономической точки зрения:

- прямые;

-косвенные;

    • с точки зрения государственных (федеральных) властей:

- общегосударственные (федеральные);

-региональные;

- местные.

Текущие неналоговые  поступления – это невозвратные, возмездные поступления (доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, доходы от некоммерческих и побочных продаж) и некоторые невозвратные безвозмездные поступления (штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством, текущие частные пожертвования).

К капитальным доходам относятся доходы от продаж капитальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли), а также капитальные трансферты из негосударственных источников, т.е. поступление безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей целевого  назначения (на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, например, больниц, на покупку оборудования и т.д.)

Официальные трансферты – это безвозмездные, невозвратные, необязательные  поступления. Они выступают в виде субвенций, дарений, репараций и являются нерегулярными, единовременными и добровольными. Источниками официальных трансфертов  могут быть  отечественные и зарубежные органы  государственного управления, а также международные организации. Официальные трансферты выделены в составе  доходов в соответствии с рекомендацией МВФ как операции, сокращающие дефицит бюджета. Официальные трансферты  классифицируются по источникам  их получения (внутренние и внешние), а также по назначению (текущие и капитальные).

Согласно действующей классификации  обобщающими показателями доходов государственного бюджета РФ являются показатели:

- общего объема доходов федерального  и регионального бюджетов;

- размер налоговых поступлений  (всего и по отдельным группам);

- размер  неналоговых доходов. 

На основе абсолютных показателей  рассчитывают относительные величины.

Параметры федерального и региональных бюджетов определяются соотношением доходов  бюджета и показателей:

-  валового внутреннего продукта (ВВП) или валового регионального  продукта (ВРП), что позволяет оценить  масштабы перераспределительных операций;

- численности населения, оценивающий  уровень бюджетной обеспеченности;

 Относительные величины структуры,  координации, сравнения, динамики, планового задания и исполнения  бюджета позволяют оценить роль  и направления изменений  бюджетной политики в части формирования  бюджетов.

 

3. Классификация и показатели расходов государственного бюджета.

 

 

При разработке расходной части  государственного бюджета РФ в отечественной  статистике  учтены рекомендации МВФ.

Расходы государственного бюджета включают все невозвратные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей дальнейшего  использования (текущих или капитальных). В состав расходов входят трансфертные платежи другим органам государственного управления. В расходах учитывается чистое кредитование (кредитование минус погашение), которое включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях проведения  государственной политики,  с финансовыми требованиями к другим секторам экономики (предоставление  ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продажи акций, либо возврата собственного капитала).

В действующей классификации предусмотрена  группировка расходов бюджета по трем признакам:

    • Функциональному назначению
    • Экономическому назначению
    • Ведомственному назначению

В Российской Федерации действует  следующая функциональная классификация государственного бюджета:

    • Государственное управление
    • Судебная власть
    • Межгосударственная деятельность
    • Национальная оборона
    • Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
    • Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
    • Промышленность, энергетика и строительная индустрия
    • Сельское хозяйство и рыболовство
    • Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография, геодезия, стандартизация и метрология
    • Транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатика
    • Развитие рыночной инфраструктуры (государственная поддержка малого бизнеса и предпринимательства)
    • Жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство
    • Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
    • Образование
    • Культура и искусство
    • Средства массовой информации
    • Здравоохранение и физическая культура
    • Социальная политика
    • обслуживание и погашение государственного долга
    • пополнение государственных запасов и резервов
    • региональное развитие
    • утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных  долгов
    • прочие расходы (включает  расходы на резервные фонды, проведение выборов и референдумов, оказание финансовой помощи другим уровням власти, предоставление бюджетных ссуд и т.п.)

 Все виды расходов  подразделены  более чем на двадцать функциональных  разделов, внутри которых, в свою очередь, выделены подразделы в зависимости от стоящих проблем развития той или иной области экономики. Функциональная классификация  расходов Российской Федерации соответствует международным стандартам.

Впервые в 1995 г. бюджетная классификация  стала включать  группировку расходов по экономическим элементам. Основа данной группировки – сведение  расходов в единые экономические категории, отражающие разграничение средств, направленных на текущие и капитальные расходы. Расходы могут быть возмездными, т.е. заплаченными в обмен на что-то (например, приобретение товаров и услуг) и безвозмездными.

Экономическая группировка позволяет  получить детальное распределение  расходов по их предметному признаку (заработная плата, начисления, все  виды хозяйственных расходов, трансферты населению и т.д.) и обеспечивает  возможность единого подхода  ко всем получателям с точки зрения исполнения бюджета. Экономическая классификация расходов государственного бюджета РФ построена на основе рекомендаций МВФ и позволяет производить международные сопоставления бюджетных показателей. В общем виде экономическая классификация расходов бюджета может быть представлена в виде схемы

 

 

 

 

 

 

Рис.3. Экономическая бюджетная  классификация 

 

Для того, чтобы  придать адресный характер процессу распределения финансовых ресурсов государственного бюджета, статистика предусматривает  группировку расходов бюджета по ведомственному признаку. Она дает возможность отразить распределение средств  по их конкретным распорядителям (исполнителям) – федеральным министерствам и ведомствам.

В ходе группировки расходов бюджета по ведомственному  признаку  денежные средства  расписываются  по министерствам и ведомствам  в общей сумме с привязкой  к определенным функциональным разделам. Направления расходов данного министерства или ведомства детально конкретизируются, что позволяет органам законодательной власти сделать заключение о необходимости данного вида  деятельности и в объемах его финансирования, а также контролировать его осуществление Для отражения ведомственной структуры федеральных расходов выделены все федеральные  министерства и наиболее важные ведомства. Функциональная, ведомственная и экономическая структура расходов государственного бюджета должны быть взаимосвязаны между собой. Это обеспечивает возможность перехода от одной структуры государственных расходов к другой.

4. Классификация и  показатели финансирования государственного  бюджета

Раздел  бюджетной классификации  «Финансирование бюджета»  отражает привлечение  Правительством заемных  средств для финансирования расходов  бюджета в случае их превышения над доходами (дефицита бюджета).

Общий объем финансирования равен  величине дефицита или профицита (с  противоположным знаком). Финансирование дефицита государственного бюджета  включает изменение объема обязательств органами государственного управления (заимствование минус погашение) и изменение остатков ликвидных финансовых средств органами государственного управления.

Заимствование согласно международным  стандартам статистики государственных  финансов не относится к доходам, а рассматривается как источник финансирования дефицита, т.е.

Заимствование

-

Погашение долга

+

Уменьшение остатков ликвидированных  финансовых средств

=

Дефицит


Или

Сумма доходов 

+

Официальные трансферты

 

-

Расходы  и кредитование минус  погашение 

=

Дефицит


 

Результатом финансирования  расходов бюджета является изменение обязательств по кредитам и изменение суммы долга. По источникам финансирования оно бывает внешним и внутренним, что представлено на схеме  ( рис.4)

 

Рис.4. Формы финансирования   Государственного бюджета РФ

 

Формами финансирования госбюджета являются: выпуск и размещение государственных казначейских обязательств (ГКО), займы у банков и международных финансовых организаций, займы, полученные от других  уровней власти или от других небанковских финансовых организаций, займы от иностранных правительств. Общий объем финансирования складывается из суммы показателей внутреннего и внешнего финансирования.

Внутреннее финансирование отражает все операции по финансированию госбюджета со стороны учреждений государственного управления и резидентов данной страны (предприятий, учреждений управления, частных лиц и т.д.)

К внутреннему финансированию относятся:

    • Изменение резервов национальной валюты
    • Изменение депозитов, хранящихся в финансовых учреждениях – резидентах данной страны
    • Выпуск ценных бумаг резидентов  данной страны.

К внешнему финансированию относятся все операции, осуществляемые  нерезидентами данной экономики, в том числе :

    • Торговля  государственными ценными бумагами ( между резидентами и нерезидентами)
    • Изменения в государственных  валютных резервах
    • Изменения  депозитов финансовых учреждений-нерезидентов и в резервах  ценных бумаг (образуемых в результате финансовых сделок), эмитентами которых являются организации-нерезиденты.

 

Абсолютные показатели общего размера  финансирования  бюджета и финансирования за счет  рассмотренных  источников дополняются расчетом относительных показателей структуры источников финансирования, оценки динамики этих показателей. Относительными показателями  дефицита  или профицита бюджета являются  их процентные отношения к валовому внутреннему продукту. Принято считать, что если отношение бюджетного дефицита к показателю ВВП не превышает 3% - финансовое положение страны нормальное.

 

5. Классификация и показатели государственного долга

 

Совокупность  дефицитов  бюджетов  за определенный период времени  составляет  государственный  долг.  Государственный долг - сумма задолженности государства по своим обязательствам перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами, возникающая в результате заемной деятельности.

В настоящее  время практически во всех странах мира сложилась долговая экономическая система. Но наличие государственного долга еще не означает, что страна испытывает серьезные трудности или находится на грани критической черты. То есть получение кредитов - явление само по себе нормальное и полезное, если оно осуществляется в разумных количественных пределах и сопровождается рациональным и эффективным использованием, обеспечивающим необходимую прибыль для уплаты процентов, при точном и своевременном выполнении обязательств по возврату занятых средств.

Однако, если страна наращивает свой долг, а выплачивать  его в полном размере не в состоянии, то она может значительно ухудшить свое экономическое положение. К тому же накопление государственного долга носит взрывной характер, поскольку существующий долг надо обслуживать (по крайней мере, выплачивать проценты). Таким образом, большая часть средств государства (налоги и новые займы, которые должны идти на развитие экономики) пойдет на погашение государственного долга.

В настоящих  условиях государственный долг выдвинулся в центр экономических проблем страны, что требует особого внимания к этой экономической категории и проблемам, связанным с ней. В общей постановке проблемы государственного долга можно выделить следующие основные аспекты:

Информация о работе Статистика государственного бюджета и налоговая статистика