Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:13, лекция
Статистика государственных финансов: основные задачи и организация.
Классификация и показатели доходов государственного бюджета.
Классификация и показатели расходов государственного бюджета.
Классификация и показатели финансирования государственного бюджета.
Классификация и показатели государственного долга.
Абсолютные и относительные показатели налоговой статистики. Индексный анализ динамики налоговых поступлений.
Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов как физических, так и юридических лиц. На практике в эффективной, нормально развивающейся, стабильней экономике государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имея в ввиду, что развивающаяся экономика, модернизирующая производство требует определенных вложений, в том числе государственных.
Однако государственный долг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования возрастающего государственного долга, что и наблюдалось в переходной экономике России.
Основополагающим является деление долга на внешний и внутренний долг. В соответствии с рекомендациями МВФ в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов государственного управления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами.
Законом же РФ «О государственном внутреннем долге РФ» (1993 год) определено разделение государственного дола на две основные части (в основном по валютному кредитованию) - на внешний и внутренний долг, в связи с чем, валютные заимствования и возникающие в связи с этим обязательства относятся к внешнему долгу, а рублевые заимствования - к внутреннему долгу.
Данная ключевая классификация на практике дополняется еще рядом классификационных схем: классификация долга по типу кредитора (держателя долгового обязательства) и по типу долгового обязательства.
Принципиальная классификация государственного долга по типу кредитора имеет следующий вид:
- внутренний долг
(органам кредитно-денежного
регулирования, коммерческим
банкам, другим членам госсектора,
прочим финансовым учреждениям)
- внешний долг (международным
организациям, органам управления
зарубежных государств, прочая внешняя
задолженность, включая
Классификация долга по типу долгового обязательства имеет важное аналитическое значение, так как она выявляет типы долговых активов и характеризует типы активов, которыми располагают кредиторы (либо это долгосрочные облигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные и краткосрочные ссуды).
Государственный долг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет собой сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг - это состояние (запас), а не движение (поток), так как он оценивается на определенную дату, а его изменение в определенном периоде (между датами) происходит за счет чистого заимствования (заимствование минус погашение).
Величина государственного долга в национальной части внешней задолженности зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины долга государства.
Это особенно важно в связи с тем, что структурно государственный долг складывается из двух частей: основной долг и непогашенный долг, включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому необходимо добавить, что государственный долг - это не только объем заимствований государственных органов, но и долги внебюджетных фондов всех уровней государственного управления.
Государственный долг может быть текущим и капитальным.
Текущий государственный долг - сумма задолженности, срок возврата которой наступил или наступит в данном календарном году.
Капитальный государственный долг - сумма задолженности государства по всем своим обязательствам вместе с процентами.
Необходимо также учитывать и федерально-региональную структуру долга государства. На практике различают государственный долг, образовавшийся в результате бюджетной задолженности федерального правительства. Но более правильным было бы говорить о консолидированном государственном долге, включающем задолженность региональных и муниципальных органов власти.
Внутренний государственный долг состоит из двух частей. Первая часть сложилась на долгосрочной основе исходя из опыта и преемственности бывшего СССР, так как после его распада основная часть государственного долга СССР перешла на РФ. Основная задолженность у СССР возникла после 1990 года, до перестройки долг был не так велик (около 64 млрд. долларов).
Вторая часть отражает нынешнюю финансовую политику государства и имеет краткосрочную основу.
Суммарный внешний долг Российской Федерации на 1 января 2006 года составил 258,5 млрд. долларов США. Для сравнения - на 1 января 2001 года он составлял 144 млрд. долларов.
Оценивая влияние государственного долга на развитие экономических процессов в обществе, нельзя не отметить, что значительный его рост оказывает негативное воздействие на экономику, так как его рост или рост расходов по обслуживанию государственного долга ведут к сокращению инвестиций в производительный капитал (особенно при использовании государственных заимствований на нужды текущего потребления через приобретение государственных ценных бумаг). Но при этом необходимо учитывать, что государственный долг (особенно его внутренняя составляющая) является задолженностью населения самому себе, а использование этой задолженности может обеспечить решение многих экономических проблем развития страны. Опыт многих стран показывает, что сам по себе дефицит бюджета и нормальный уровень государственного долга не являются негативными факторами, так как позволяют решить сложные экономические проблемы на определенных этапах развития общества.
Управление государственным долгом - совокупность мероприятий государства по выплате долгов кредиторам, выпуску государственных займов и их погашению, а также изменению условий уже выпущенных займов и определению условий выпуска новых.
Погашение накопленного государственного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторам, принятием задолженности другим органом и т.д.
По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он рассчитывается как отношение платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах:
Принято считать, что коэффициент в 25% является безопасным уровнем обслуживания государственного долга.
5. Абсолютные и относительные показатели налоговой статистики.
Как следует из бюджетной классификации доходов, основную часть бюджетных поступлений составляют налоговые платежи. При статистическом изучении данных налоговой статистики используют следующие абсолютные и относительные показатели:
- налогооблагаемая база, в качестве
которой могут выступать
- численность
- ставки налогообложения,
- объем начисленных налоговых платежей по видам налогов, бюджетным уровням, субъектам РФ;
- объем поступивших налоговых платежей по видам налогов, бюджетным уровням, субъектам РФ;
- суммы недоимки, отсроченных
налоговых платежей и реструкту
- структура налоговых платежей по различным признакам;
- структура налоговой
- соотношение собранных
- налоговая нагрузка на регионы и (или) субъекты федерации и пр.;
- показатели вариации и сезонности
поступления налогов в
1. Понятие и социально-
2. Макроэкономические показатели денег и денежного обращения, агрегаты денежной массы.
3. Денежный оборот
и скорость оборота денег.
Индексный анализ динамики денежной
массы, скорости и
1. Понятие и социально-экономическое значение денежного обращения. Источники информации.
В рыночной экономике денежные потоки и количество денег в экономической системе играют активную роль по отношению к материальному производству и являются важным регулятором всех экономических процессов.
Движение (оборот) валового внутреннего продукта (ВВП) опосредуется оборотом денег. Совокупность операций, при которых в той или иной форме происходит движение, передача денежных средств, представляет собой денежный оборот. В развитой экономике вся масса денег, находящихся в хозяйственном обороте, включает два базовых элемента:
Соответственно этому различают:
Между наличным денежным и безналичным обращением существует тесная и взаимная связь – деньги постоянно переходят из одной формы в другую, и поэтому они неотделимы друг от друга и образуют единый денежный оборот страны.
Объектом статистики денег и денежного обращения являются элементы денежной системы: официальная денежная единица, виды и порядок эмиссии денег, формы организации и методы регулирования денежного обращения.
Предметом изучения статистики денег и денежного обращения является количественная сторона массовых явлений и процессов в сфере денежного обращения в конкретных условиях места и времени. Статистика осуществляет наблюдение, сводку и группировку данных о монетарных операциях (в наличной и безналичной формах), анализ взаимосвязи количества денег в экономике и денежного оборота с реальными экономическими процессами – производством, занятостью, доходами, ценами и т.п.
Источниками информации статистики денег и денежного обращения являются данные ЦБ РФ, Минфина РФ и отчетность. В рамках государственной программы «О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики» и на основании статьи 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" введены в действие указания «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» от 16 января 2004 г. №1376-У. Перечень форм денежно-кредитной статистики включает:
- отчет о кассовых оборотах кредитных учреждений и ЦБ РФ (форма №0409202). Отчет составляется в целях получения информации Банком России об источниках поступлений наличных денег в кассы кредитных организаций и направлениях их выдач, а также перемещениях денег между резервными фондами и оборотной кассой учреждений Банка России и остатках операционных касс кредитных учреждений и учреждений Банка России;
- информация о проверках соблюдения организациями правил работы с наличными деньгами (форма 0409212). В Отчете отражаются сведения о проверках соблюдения организациями правил работы с наличными деньгами, произведенных кредитными организациями (их филиалами) самостоятельно и совместно со структурными подразделениями Банка России, налоговыми органами, органами Федерального казначейства и другими.
- сведения о деятельности кредитных организаций (их филиалов) в части расчетов с использованием платежных карт (форма 0409250). На основе данной формы отчетности определяют количество и объем операций, совершаемых с использованием платежных карт как в разрезе международных и российских систем расчетов, так и в разрезе каждой отдельной системы;
- сведения о счетах клиентов и платежах, проведенных через кредитную организацию (ее филиал) (форма 0409251). Информация, содержащаяся в этой форме, необходима для формирования статистических данных в соответствии с международной практикой, установленной Банком международных расчетов, и проведения анализа состояния платежной системы: о счетах, открытых в кредитных организациях (их филиалах) клиентам, которые могут быть использованы для проведения платежей, и о дистанционном доступе к этим счетам; о расчетных документах, используемых при осуществлении платежей; о технологиях проведения платежей кредитными организациями (их филиалами); о методах проведения платежей кредитными организациями (их филиалами) - в пределах одного подразделения кредитной организации, между подразделениями одной кредитной организации, либо с привлечением иных кредитных организаций (их филиалов), в том числе небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам (их филиалов); о системах денежных переводов кредитных организаций.
- сведения кредитных организаций о начале (завершении) эмиссии и (или) эквайринга платежных карт (форма 0409255) используются для формирования справочников (справочников платежных систем с использованием платежных карт, справочников видов банковских карт), которые используются при формировании и контроле отчетности по форме 0409250 "Сведения о деятельности кредитных организаций (их филиалов) в части расчетов с использованием платежных карт. Информация о совмещенных картах необходима для контроля за достоверностью предоставляемой кредитными организациями отчетности по форме 0409250, а также для определения направлений развития российских и международных платежных систем с использованием платежных карт.
Информация о работе Статистика государственного бюджета и налоговая статистика