Статистика государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – количественная характеристика качественных показателей государственного бюджета Российской Федерации.
В процессе исследования рассматриваются и решаются следующие задачи:
1) определение статистических качественных и количественных показателей государственного бюджета;
2) проведение статистического анализа государственного бюджета в различные периоды времени;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4
1.1. Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы 4
1.2. Статистические показатели государственного бюджета 6
1.3. Основные показатели статистики бюджета и бюджетной системы 8
1.4. Статистический анализ государственного бюджета 14
ГЛАВА 2. СТАТИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
2.1. Статистические показатели государственного бюджета Российской Федерации 2006-2010 гг 17
2.2 Прогнозирование доходов и расходов бюджета Российской Федерации на 2011-2013 гг………………………….………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………… …………….35

Файлы: 1 файл

КУРСАЧЧ.docx

— 121.01 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4

1.1. Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы 4

1.2. Статистические  показатели государственного бюджета 6

1.3. Основные показатели статистики бюджета и бюджетной системы 8

1.4. Статистический  анализ государственного бюджета 14

ГЛАВА 2. СТАТИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17

2.1. Статистические  показатели государственного бюджета  Российской Федерации 2006-2010 гг 17

   2.2 Прогнозирование доходов и расходов бюджета Российской Федерации на 2011-2013 гг………………………….………………………………………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………  …………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы в настоящее время обусловлена тем, что государство является не только регулятором экономики в стране, но и обеспечивает получение гражданами общественных услуг – образования, здравоохранения, социального обеспечения.

 Государство  гарантирует безопасность и правопорядок, защиту общественных интересов, гражданских прав и свобод, и того, что не может быть предоставлено рынком и оплачено каждым из граждан в отдельности. 

Государственный бюджет обеспечивает выполнение государством его задач и функций.

С помощью  бюджета органы государственной  власти получают финансовые ресурсы  для содержания государственного аппарата, армии, проведения социальных мероприятий, реализации экономических задач.

Являясь основным финансовым планом государства, бюджет отражает приоритетные направления  развития социальной и экономической  сфер.

Цель данной курсовой работы – количественная характеристика качественных показателей государственного бюджета Российской Федерации.

В процессе исследования рассматриваются и решаются следующие задачи:

  1. определение статистических качественных и количественных показателей государственного бюджета;
  2. проведение статистического анализа государственного бюджета в различные периоды времени;
  3. прогнозирование доходов и расходов государственного бюджета на трехлетний период.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1 Социально-экономическая сущность  бюджета и бюджетной системы 

Государственный бюджет – это форма  образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства.

Задачей статистики государственных  финансов и бюджетной статистики является выработка методов анализа, адекватных современным экономическим  условиям. Прежде всего, необходимо создать современную концепцию формирования финансовой политики руководящих финансовых органов страны.

Основные задачи финансовой политики, а также контроль их исполнения осуществляются в рамках финансовой системы. Финансовая система — это формы, методы и источники образования, распределения, перераспределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Внутри этой системы выделяются основные звенья, которые группируются в зависимости от характера финансовых отношений субъектов:

  • государственный бюджет — централизованный фонд денежных средств государства; является главным орудием перераспределения национального дохода;
  • местные (региональные) финансы, к которым относятся:
    • финансы предприятий (институциональных единиц), принадлежащих муниципалитетам;
    • автономные местные фонды;
    • местные бюджеты;
  • внебюджетные (специальные) фонды, средства которых расходуются на выплату:
    • пенсий по возрасту и инвалидности;
    • пенсий по случаю потери кормильца;
    • пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам;
    • пособий по безработице;
    • государственный кредит;
    • фонды имущественного и личного страхования;
    • финансы предприятий различных форм собственности.

Существуют следующие формы  предоставления финансовой помощи:

  • дотация — денежные средства, выделяемые из одного бюджета другому на покрытие текущих расходов при недостаточности собственных денежных средств. Эти средства передаются в порядке бюджетного регулирования;
  • субвенция — средства, выделяемые из одного бюджета другому на конкретные целевые расходы. В случае использования не по назначению или неиспользования в установленный срок эти средства подлежат возврату в бюджет, из которого были выданы.[3]

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетная система  страны состоит из трех уровней:

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местные бюджеты.[1]

 

 

 

 

 

 

1.2. Классификация государственного бюджета

Показатели  государственного бюджета основываются на бюджетной классификации. Они  отражают экономические операции между  учреждениями государственного управления и институциональными единицами  других секторов экономики.

Классификация и показатели государственного бюджета зависят от функций органов  государственного управления. В соответствии с международной практикой классификация  операций органов государственного управления (в зависимости от характера  денежных (информационных) потоков) имеет  следующий вид.

I. Поступления.

1. Невозвратные, из них:

а) возмездные:

  • текущие, к которым относят сборы и платежи, а также поступления от коммерческих продаж;
  • капитальные, т.е. продажа капитала или доходы, полученные от операций с капиталом.

б) безвозмездные, которые могут быть только текущими.

2. Возвратные, к которым относятся:

а) текущие, включающие финансовые активы, приобретенные с целью управления ликвидностью (международной ликвидностью страны);

б) капитальные:

  • финансовые активы, приобретенные для осуществления государственной политики;
  • выплаченные в счет погашения государственных кредитов, выданных в прошлом.

3. Обязательства (заимствования):

а) от внешних источников;

б) от денежно-кредитных властей  страны.

II. Платежи.

1. Невозвратные:

а) возмездные:

  • текущие, к которым относятся заработная плата рабочих и служащих государственных учреждений, приобретение товаров и услуг, а также полученные проценты;
    • капитальные, т.е. затраты на приобретение капитала;

б) безвозмездные:

    • текущие, которые включают текущие трансферты;
    • капитальные, к которым относят капитальные трансферты.

2. Возвратные:

а) текущие финансовые активы, приобретенные  с целью управления ликвидностью;

б) капитальные финансовые активы, приобретенные для осуществления  государственной политики и на валовое  кредитование.

3. Обязательства — денежные  средства, которые используются  для погашения как внутреннего,  так и внешнего долга.

Необходимо дать некоторые пояснения  к используемым в международной  статистике понятиям. Платеж или поступление  считаются возвратными, если обратный поток имеет форму договорных обязательств с фиксированным сроком погашения.

Невозвратные платежи и поступления  являются возмездными, если имеет место  обратный поток товаров и услуг. При отсутствии такого потока невозвратные платежи и поступления считаются безвозмездными. Возмездные операции предусматривают платежи на условиях компенсации. Безвозмездная же операция может быть добровольной или обязательной, и здесь не предусматривается получение какого-либо эквивалента.

Доходы включают все невозвратные поступления, независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными, за исключением официальных трансфертов  от других органов государственного управления (отечественных или зарубежных) и международных организаций.[5]

1.3. Основные показатели  статистики бюджета и бюджетной  системы

Современная бюджетная классификация РФ, введенная  в 1995 году, построена с учетом российской специфики и рекомендаций международных  финансовых организаций (рисунок 1.1.).

Государственный долг

Доходы бюджета

Расходы бюджета

Финансирование  бюджета

Функциональная  структура расходов

Ведомственная структура расходов

Экономическая структура расходов

Бюджетная классификация  РФ

Рис. 1.1. Структура  бюджетной классификации РФ

Доходные и расходные статьи бюджета располагаются в соответствии с бюджетной классификацией конкретного государства и являются качественными характеристиками государственного бюджета.

Доходы  бюджета – денежные средства, поступающие  безвозмездно  и в безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. То есть происходит принудительное изъятие  части валового внутреннего продукта, созданного в процессе общественного  воспроизводства.

Главным источником доходов бюджета  является национальный доход. Основные методы привлечения национального  дохода в бюджет — это специальные налоги и сборы, которые устанавливаются исполнительной, а утверждаются законодательной властью.

  1. Налоговые доходы.
  1. Прямые налоги на прибыль (доходы) предприятий и организаций по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации, на прирост капитала.
  1. Налоги, взимаемые в зависимости от размера фонда оплаты труда, в том числе подоходный налог с физических лиц.
  2. Налог на добавленную стоимость.
  3. акцизы.
  4. Лицензионные и регистрационные сборы.
  5. Налоги на товары и услуги.
  6. Налоги на имущество.
  7. Платежи за пользование природными ресурсами.
  8. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, в том числе ввозные таможенные пошлины.
  9. Специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей экономики.
  10. Прочие налоги, сборы и пошлины.
  1. Неналоговые доходы.
  1. Доходы от государственной собственности или от деятельности субъектов государственного управления.
  2. Доходы от продажи государственного имущества, в том числе от приватизации.
  3. Доходы от реализации государственных запасов.
  4. Доходы от продажи земли и нематериальных ресурсов.
  5. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников.
  6. Административные платежи.
  7. Штрафные санкции.
  8. Сборы на специальные услуги.
  9. Доходы от внешнеэкономической деятельности.
  10. Поступления на счета налоговых органов.
  11. Прочие неналоговые доходы.
  12. Безвозмездные перечисления от:
  • нерезидентов;
  • других уровней власти;
  • государственных внебюджетных фондов;
  • государственных предприятий и учреждений;
  • целевых бюджетных фондов.

Информация о работе Статистика государственного бюджета