Статистика государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – количественная характеристика качественных показателей государственного бюджета Российской Федерации.
В процессе исследования рассматриваются и решаются следующие задачи:
1) определение статистических качественных и количественных показателей государственного бюджета;
2) проведение статистического анализа государственного бюджета в различные периоды времени;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4
1.1. Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы 4
1.2. Статистические показатели государственного бюджета 6
1.3. Основные показатели статистики бюджета и бюджетной системы 8
1.4. Статистический анализ государственного бюджета 14
ГЛАВА 2. СТАТИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
2.1. Статистические показатели государственного бюджета Российской Федерации 2006-2010 гг 17
2.2 Прогнозирование доходов и расходов бюджета Российской Федерации на 2011-2013 гг………………………….………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………… …………….35

Файлы: 1 файл

КУРСАЧЧ.docx

— 121.01 Кб (Скачать файл)

 

Продолжение таблицы 2.1.

Показатели

В % к итогу

2006 г.

2010 г.

налоги на имущество

2,9

4,0

налог на добычу полезных ископаемых

10,9

8,9

Таможенные пошлины

21,1

18,2

неналоговые доходы

17,2

26,2

из них:

безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

0,0

0,0

Страховые взносы

7,8

14,5

Прочие

9,4

11,7


 

Для наглядности  приведем графическое изображение  структуры доходов консолидированного бюджета в 2006 году (диаграмма 2.1.) и  в 2010 году (диаграмма 2.2.)

Диаграмма 2.1.


 

 

 

Диаграмма 2.2.

 

 

 

       Сравнение структуры доходов консолидированного бюджета в 2006 г. и 2010 г. показало, что произошло значительное изменение в структуре доходов бюджета.[8]

Как в 2006 году, так и в 2010 году основным источником доходов бюджета остаются налоговые  доходы.

Но если в 2006 году налоговые доходы составляли  83% от общей суммы доходов, то в 2010 году налоговые доходы составили 73% от общей суммы доходов.

Не смотря на то, что в 2006 году в структуре  налоговых доходов присутствует статья  единый социальный налог (5,8%), которой нет в 2010 году, налоговые доходы сократились.

Данное  сокращение произошло из-за увеличения доли неналоговых доходов, а именно страховых взносов и прочих доходов с 7,8% до 14,5% и 9,4% до 11,7% соответственно; присутствия в 2006 г. статьи  «единый социальный налог» (5,8%), которой нет в 2010 году; также повышение доли подоходного налога с физических лиц с 8,8% до 11,4%, и снижения доли налога на прибыль организаций с 15,7% до 11,3%. Данные изменения говорят о том, что происходит повышение уровня жизни в стране, поскольку в странах с низким уровнем жизни основой налоговых доходов являются косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

Таблица 2.2.

 

Структура расходов консолидированного бюджета в 2006 и 2010 годах (в % к общей сумме расходов)

 

Показатели

В % к итогу

2006 г.

2010 г.

Всего расходов

100,0

100,0

Из них на:

Общегосударственные вопросы

10,3

8,3

Национальная оборона

7,3

7,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

7,6

7,7

Национальная экономика

13,7

13,4

Жилищно-коммунальное хозяйство

9,7

6,2

Охрана окружающей среды

0,2

0,2

Образование

11,8

10,9

Культура, кинематография, средства массовой информации

2,2

2,0

Здравоохранение, физическая культура и спорт

12,1

9,9

Социальная политика

25,1

33,9

Межбюджетные трансферты

0,0

0,0

Условно утвержденные расходы

0,0

0,0


 

Рост  расходов по разделу «Социальная  политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении  граждан жильем. На эти цели направлено на 8,8% средств больше, чем в 2006 году. Как сообщается в отчете Минфина, в 2010 году бюджетно-финансовая и налоговая политика была ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение  повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.[8]

Для дальнейшей характеристики государственного бюджета  проведем временной анализ показателей  государственного бюджета, предполагающий построение динамических рядов.

Ряды  динамики – это последовательное расположение изучаемого признака в  хронологическом порядке, то есть в  порядке свершения факта или  в порядке возрастания временного периода. Динамический ряд представляет собой ряд последовательных уровней, сопоставляя которые между собой можно получить характеристику скорости и интенсивности развития явления. В результате сравнений уровней получается система абсолютных и относительных показателей динамики, к числу которых относятся абсолютное изменение, темп роста, темп прироста, абсолютное значение оного процента прироста, на основе которых рассчитываются средние аналитические характеристики показателей.

       На основе рядов динамики посмотрим, как изменялись доходы и расходы бюджета. Для данных целей возьмем показатели доходов и расходов бюджета за 2007, 2008, 2009 и 2010 года в фактическом исполнении.

В таблице 2.3. рассчитываются в цепном и базисном вариантах абсолютные и относительные  показатели динамики доходов консолидированного бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.3.

Относительные и абсолютные показатели динамики доходов  консолидированного бюджета за 2007-2010 гг.

Показатели

Годы

2007

2008

2009

2010

Доходы, млрд. руб.

13368,26

16169,10

13599,72

15715,92

Абсолютное изменение ( ), млрд. руб.,

цепной вариант

____

2800,84

-2569,38

2116,20

Абсолютное изменение  ( ), млрд. руб.

базисный вариант

____

2800,84

231,46

2347,66

Темп роста ( ), %

цепной вариант

____

120,95

84,11

115,56

Темп роста ( ), %

базисный вариант

____

120,95

101,73

117,56

Темп прироста ( ), %

цепной вариант

____

20,95

-15,89

15,56

Темп прироста ( ), %

базисный вариант

____

20,95

1,73

17,56

Абсолютное значение 1% прироста, млрд. руб.

____

133,6826

161,691

135,9972


 

Основными аналитическими характеристиками изменения  уровней являются абсолютные показатели, характеризующие размер изменения  уровня в различных сопоставлениях. Сопоставление, как правило, осуществляется в цепном и базисном вариантах.

Абсолютное  изменение может иметь как  положительный, так и отрицательный  знак, то есть характеризует абсолютную скорость снижения или увеличения уровней  динамики. В данном случае, если рассматривать  цепной вариант, наибольшее абсолютное изменение наблюдалось в 2008 году – оно составило 2800,84 млрд. рублей. Это означает, что доходы бюджета в 2008 году увеличились на 2800,84 млрд. рублей  по сравнению с 2007 годом.

Наибольшее  снижение доходов было в 2009 году, оно  составило 2569,38 млрд. рублей, при расчете в цепном варианте.

В базисном варианте расчета наибольшее абсолютное изменение (в данном случае увеличение) доходов бюджета наблюдалось  в 2008 году, а наименьшее  в 2009 году - 2800,84 и 231,46 млрд. руб. соответственно.[7]

Ко второй группе аналитических показателей  относятся относительные показатели, или характеристики интенсивности  изменения – темпы роста и  прироста. В данном случае при сравнении  в цепном варианте  наибольший темп роста наблюдался в 2008 году, он составил 120,95%, при сравнении с базой (за базу взят 2007 г.), наибольший темп роста пришелся на 2008 год – 20,95%.

Для завершения аналитических характеристик рассчитывают абсолютное значение одного процента прироста, который как заключительная характеристика свидетельствует о  значимости прироста.

Наибольшее  значение данный показатель имел в 2009 году, он составил 161,691 млрд. рулей. То есть в 2009 году наблюдался самый значительный прирост доходов бюджета.

Далее на основе данных аналитических характеристик  определим их средние показатели.

 Среднее  абсолютное изменение  составляет  782,55 млрд. рублей. Это означает, что в среднем доходы бюджета увеличивались на 782,55 млрд. рублей в год.

Средние темпы роста составляют 105,54%. Средний темп роста представляет собой средний коэффициент роста, выраженный в процентах.  Это означает, что в среднем ежегодно доходы бюджета увеличивались на 105% к уровню предыдущего года. Более доходчива интерпретация относительных изменений с помощью среднего темпа прироста.

Средний темп прироста составляет соответственно 5,54%. Можно сказать, что в среднем ежегодно доходы бюджета увеличивались на этот процент.

Среднее абсолютное значение 1% прироста составляет 10 млрд. рублей. Данный показатель говорит  о том, что увеличение доходов  бюджета на 1% в абсолютных показателях, то есть стоимостных, составляет в среднем 10 млрд. рублей.

Далее определим  динамику расходов консолидированного бюджета.

В таблице 2.4. рассчитываются в цепном и базисном вариантах абсолютные и относительные  показатели динамики расходов консолидированного бюджета.

                                                                                    Таблица 2.4.

Относительные и абсолютные показатели динамики расходов консолидированного бюджета за 2007-2010 гг.

Показатели

Годы

2007

2008

2009

2010

Расходы, млрд. руб.

11378,58

14157,03

16048,34

17301,00

Абсолютное изменение ( ), млрд. руб.,

цепной вариант

____

2778,45

1891,31

1252,66

Абсолютное изменение  ( ), млрд. руб.

базисный вариант

____

2778,45

4669,76

5922,42

Темп роста ( ), %

цепной вариант

____

124,42

113,36

107,81

Темп роста ( ), %

базисный вариант

____

124,42

141,04

152,05

Темп прироста ( ), %

цепной вариант

____

24,42

13,36

7,81

Темп прироста ( ), %

базисный вариант

____

24,42

41,04

52,05

Абсолютное значение 1% прироста, млрд. руб.

____

113,78

141,57

160,48


 

В данном случае, в цепном варианте, наибольшее абсолютное изменение расходов бюджета  наблюдалось в 2008 году, оно оставило 2778,45 млрд. руб., в базисном же варианте расчета наибольшее абсолютное изменение  расходов было в 2010 – 5922,42 млрд. руб. В  данном случае расходы увеличивались.

Наибольший  темп роста расходов в цепном варианте расчета был в 2008 году – 124,42%, а в базисном в 2010 – 152,05%.

Абсолютное  значение 1% прироста наибольшим было в 2010 году (160,48 млрд. руб.), следовательно, в 2010 году наблюдался самый значительный прирост расходов бюджета.[8]

 Далее  определим средние аналитических   характеристик динамики расходов  консолидированного бюджета.

Среднее абсолютное изменение расходов консолидированного бюджета составляет 1974,14 млрд. рублей в год. Это значит, что в среднем расходы бюджета увеличивались на эту сумму.

Средний темп роста составляет 114,9 %. Это означает, что в среднем ежегодно расходы бюджета увеличивались на 114,9 % к уровню предыдущего года. Соответственно средний темп прироста составляет 14,9 %, то есть  в среднем расходы бюджета за 2007-2010 гг. увеличивались на 14,9 % ежегодно.

Среднее значение 1% прироста составляет 132,5 млрд. рублей, то есть увеличение расходов бюджета на 1% в стоимостных показателях составляет 132,5 млрд. рублей в среднем.

Далее графически изобразим динамику доходов и  расходов консолидированного бюджета за 2007, 2008, 2009, 2010 года (график 2.1, график 2.2).

 

График 2.1.

 

 

График 2.2.

Исходя  из графического представления динамики доходов и расходов консолидированного бюджета, можно сделать вывод, что  только динамика расходов имеет устойчивую тенденцию роста. И если  в 2009 и 2010 годах наблюдалось превышение расходов над доходами (дефицит бюджета составлял 2448,62 и 1585,08 млрд. рублей соответственно), то в 2007 и 2008 годах доходная часть бюджета превышала расходную. Это говорит о том, что темпы роста доходов консолидированного бюджета в эти года были ниже темпов роста расходов. Соответственно, средний темп роста доходов за данный период составляет 105,5%, а средний темп роста расходов  бюджета за этот же период составляет 114,9%. Среднее абсолютное изменение расходов также превышает среднее абсолютное изменение в доходной части бюджета – 782,55 и 1974,14 млрд. рублей соответственно.[8]

 

 

 

 

 

 

2.2 Прогнозирование доходов и расходов бюджета Российской Федерации на 2011-2013 гг.

 

Для данных целей будет применяться одно из направлений прогнозирования - это  элементарное (или упрощенное) прогнозирование.

Информация о работе Статистика государственного бюджета