Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:55, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – количественная характеристика качественных показателей государственного бюджета Российской Федерации.
В процессе исследования рассматриваются и решаются следующие задачи:
1) определение статистических качественных и количественных показателей государственного бюджета;
2) проведение статистического анализа государственного бюджета в различные периоды времени;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4
1.1. Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы 4
1.2. Статистические показатели государственного бюджета 6
1.3. Основные показатели статистики бюджета и бюджетной системы 8
1.4. Статистический анализ государственного бюджета 14
ГЛАВА 2. СТАТИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
2.1. Статистические показатели государственного бюджета Российской Федерации 2006-2010 гг 17
2.2 Прогнозирование доходов и расходов бюджета Российской Федерации на 2011-2013 гг………………………….………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………… …………….35
Продолжение таблицы 2.1.
Показатели |
В % к итогу | |
2006 г. |
2010 г. | |
налоги на имущество |
2,9 |
4,0 |
налог на добычу полезных ископаемых |
10,9 |
8,9 |
Таможенные пошлины |
21,1 |
18,2 |
неналоговые доходы |
17,2 |
26,2 |
из них: | ||
безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
0,0 |
0,0 |
Страховые взносы |
7,8 |
14,5 |
Прочие |
9,4 |
11,7 |
Для наглядности
приведем графическое изображение
структуры доходов
Диаграмма 2.1.
Диаграмма 2.2.
Сравнение структуры доходов консолидированного бюджета в 2006 г. и 2010 г. показало, что произошло значительное изменение в структуре доходов бюджета.[8]
Как в 2006 году, так и в 2010 году основным источником доходов бюджета остаются налоговые доходы.
Но если в 2006 году налоговые доходы составляли 83% от общей суммы доходов, то в 2010 году налоговые доходы составили 73% от общей суммы доходов.
Не смотря на то, что в 2006 году в структуре налоговых доходов присутствует статья единый социальный налог (5,8%), которой нет в 2010 году, налоговые доходы сократились.
Данное сокращение произошло из-за увеличения доли неналоговых доходов, а именно страховых взносов и прочих доходов с 7,8% до 14,5% и 9,4% до 11,7% соответственно; присутствия в 2006 г. статьи «единый социальный налог» (5,8%), которой нет в 2010 году; также повышение доли подоходного налога с физических лиц с 8,8% до 11,4%, и снижения доли налога на прибыль организаций с 15,7% до 11,3%. Данные изменения говорят о том, что происходит повышение уровня жизни в стране, поскольку в странах с низким уровнем жизни основой налоговых доходов являются косвенные налоги и налоги с юридических лиц.
Таблица 2.2.
Структура расходов консолидированного бюджета в 2006 и 2010 годах (в % к общей сумме расходов)
Показатели |
В % к итогу | |
2006 г. |
2010 г. | |
Всего расходов |
100,0 |
100,0 |
Из них на: | ||
Общегосударственные вопросы |
10,3 |
8,3 |
Национальная оборона |
7,3 |
7,4 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
7,6 |
7,7 |
Национальная экономика |
13,7 |
13,4 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
9,7 |
6,2 |
Охрана окружающей среды |
0,2 |
0,2 |
Образование |
11,8 |
10,9 |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
2,2 |
2,0 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
12,1 |
9,9 |
Социальная политика |
25,1 |
33,9 |
Межбюджетные трансферты |
0,0 |
0,0 |
Условно утвержденные расходы |
0,0 |
0,0 |
Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. На эти цели направлено на 8,8% средств больше, чем в 2006 году. Как сообщается в отчете Минфина, в 2010 году бюджетно-финансовая и налоговая политика была ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.[8]
Для дальнейшей характеристики государственного бюджета проведем временной анализ показателей государственного бюджета, предполагающий построение динамических рядов.
Ряды
динамики – это последовательное
расположение изучаемого признака в
хронологическом порядке, то есть в
порядке свершения факта или
в порядке возрастания
На основе рядов динамики посмотрим, как изменялись доходы и расходы бюджета. Для данных целей возьмем показатели доходов и расходов бюджета за 2007, 2008, 2009 и 2010 года в фактическом исполнении.
В таблице 2.3. рассчитываются в цепном и базисном вариантах абсолютные и относительные показатели динамики доходов консолидированного бюджета.
Таблица 2.3.
Относительные и абсолютные показатели динамики доходов консолидированного бюджета за 2007-2010 гг.
Показатели |
Годы | ||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | ||
Доходы, млрд. руб. |
13368,26 |
16169,10 |
13599,72 |
15715,92 | |
Абсолютное изменение ( ), млрд. руб., цепной вариант |
____ |
2800,84 |
-2569,38 |
2116,20 | |
Абсолютное изменение ( ), млрд. руб. базисный вариант |
____ |
2800,84 |
231,46 |
2347,66 | |
Темп роста ( ), % цепной вариант |
____ |
120,95 |
84,11 |
115,56 | |
Темп роста ( ), % базисный вариант |
____ |
120,95 |
101,73 |
117,56 | |
Темп прироста ( ), % цепной вариант |
____ |
20,95 |
-15,89 |
15,56 | |
Темп прироста ( ), % базисный вариант |
____ |
20,95 |
1,73 |
17,56 | |
Абсолютное значение 1% прироста, млрд. руб. |
____ |
133,6826 |
161,691 |
135,9972 |
Основными аналитическими характеристиками изменения уровней являются абсолютные показатели, характеризующие размер изменения уровня в различных сопоставлениях. Сопоставление, как правило, осуществляется в цепном и базисном вариантах.
Абсолютное изменение может иметь как положительный, так и отрицательный знак, то есть характеризует абсолютную скорость снижения или увеличения уровней динамики. В данном случае, если рассматривать цепной вариант, наибольшее абсолютное изменение наблюдалось в 2008 году – оно составило 2800,84 млрд. рублей. Это означает, что доходы бюджета в 2008 году увеличились на 2800,84 млрд. рублей по сравнению с 2007 годом.
Наибольшее снижение доходов было в 2009 году, оно составило 2569,38 млрд. рублей, при расчете в цепном варианте.
В базисном варианте расчета наибольшее абсолютное изменение (в данном случае увеличение) доходов бюджета наблюдалось в 2008 году, а наименьшее в 2009 году - 2800,84 и 231,46 млрд. руб. соответственно.[7]
Ко второй
группе аналитических показателей
относятся относительные
Для завершения
аналитических характеристик
Наибольшее значение данный показатель имел в 2009 году, он составил 161,691 млрд. рулей. То есть в 2009 году наблюдался самый значительный прирост доходов бюджета.
Далее на основе данных аналитических характеристик определим их средние показатели.
Среднее
абсолютное изменение
Средние темпы роста составляют 105,54%. Средний темп роста представляет собой средний коэффициент роста, выраженный в процентах. Это означает, что в среднем ежегодно доходы бюджета увеличивались на 105% к уровню предыдущего года. Более доходчива интерпретация относительных изменений с помощью среднего темпа прироста.
Средний темп прироста составляет соответственно 5,54%. Можно сказать, что в среднем ежегодно доходы бюджета увеличивались на этот процент.
Среднее абсолютное значение 1% прироста составляет 10 млрд. рублей. Данный показатель говорит о том, что увеличение доходов бюджета на 1% в абсолютных показателях, то есть стоимостных, составляет в среднем 10 млрд. рублей.
Далее определим динамику расходов консолидированного бюджета.
В таблице 2.4. рассчитываются в цепном и базисном вариантах абсолютные и относительные показатели динамики расходов консолидированного бюджета.
Относительные и абсолютные показатели динамики расходов консолидированного бюджета за 2007-2010 гг.
Показатели |
Годы | ||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | ||
Расходы, млрд. руб. |
11378,58 |
14157,03 |
16048,34 |
17301,00 | |
Абсолютное изменение ( ), млрд. руб., цепной вариант |
____ |
2778,45 |
1891,31 |
1252,66 | |
Абсолютное изменение ( ), млрд. руб. базисный вариант |
____ |
2778,45 |
4669,76 |
5922,42 | |
Темп роста ( ), % цепной вариант |
____ |
124,42 |
113,36 |
107,81 | |
Темп роста ( ), % базисный вариант |
____ |
124,42 |
141,04 |
152,05 | |
Темп прироста ( ), % цепной вариант |
____ |
24,42 |
13,36 |
7,81 | |
Темп прироста ( ), % базисный вариант |
____ |
24,42 |
41,04 |
52,05 | |
Абсолютное значение 1% прироста, млрд. руб. |
____ |
113,78 |
141,57 |
160,48 |
В данном случае, в цепном варианте, наибольшее абсолютное изменение расходов бюджета наблюдалось в 2008 году, оно оставило 2778,45 млрд. руб., в базисном же варианте расчета наибольшее абсолютное изменение расходов было в 2010 – 5922,42 млрд. руб. В данном случае расходы увеличивались.
Наибольший темп роста расходов в цепном варианте расчета был в 2008 году – 124,42%, а в базисном в 2010 – 152,05%.
Абсолютное значение 1% прироста наибольшим было в 2010 году (160,48 млрд. руб.), следовательно, в 2010 году наблюдался самый значительный прирост расходов бюджета.[8]
Далее
определим средние
Среднее абсолютное изменение расходов консолидированного бюджета составляет 1974,14 млрд. рублей в год. Это значит, что в среднем расходы бюджета увеличивались на эту сумму.
Средний темп роста составляет 114,9 %. Это означает, что в среднем ежегодно расходы бюджета увеличивались на 114,9 % к уровню предыдущего года. Соответственно средний темп прироста составляет 14,9 %, то есть в среднем расходы бюджета за 2007-2010 гг. увеличивались на 14,9 % ежегодно.
Среднее значение 1% прироста составляет 132,5 млрд. рублей, то есть увеличение расходов бюджета на 1% в стоимостных показателях составляет 132,5 млрд. рублей в среднем.
Далее графически изобразим динамику доходов и расходов консолидированного бюджета за 2007, 2008, 2009, 2010 года (график 2.1, график 2.2).
График 2.1.
График 2.2.
Исходя из графического представления динамики доходов и расходов консолидированного бюджета, можно сделать вывод, что только динамика расходов имеет устойчивую тенденцию роста. И если в 2009 и 2010 годах наблюдалось превышение расходов над доходами (дефицит бюджета составлял 2448,62 и 1585,08 млрд. рублей соответственно), то в 2007 и 2008 годах доходная часть бюджета превышала расходную. Это говорит о том, что темпы роста доходов консолидированного бюджета в эти года были ниже темпов роста расходов. Соответственно, средний темп роста доходов за данный период составляет 105,5%, а средний темп роста расходов бюджета за этот же период составляет 114,9%. Среднее абсолютное изменение расходов также превышает среднее абсолютное изменение в доходной части бюджета – 782,55 и 1974,14 млрд. рублей соответственно.[8]
2.2 Прогнозирование доходов и расходов бюджета Российской Федерации на 2011-2013 гг.
Для данных целей будет применяться одно из направлений прогнозирования - это элементарное (или упрощенное) прогнозирование.