Статистика государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – количественная характеристика качественных показателей государственного бюджета Российской Федерации.
В процессе исследования рассматриваются и решаются следующие задачи:
1) определение статистических качественных и количественных показателей государственного бюджета;
2) проведение статистического анализа государственного бюджета в различные периоды времени;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4
1.1. Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы 4
1.2. Статистические показатели государственного бюджета 6
1.3. Основные показатели статистики бюджета и бюджетной системы 8
1.4. Статистический анализ государственного бюджета 14
ГЛАВА 2. СТАТИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
2.1. Статистические показатели государственного бюджета Российской Федерации 2006-2010 гг 17
2.2 Прогнозирование доходов и расходов бюджета Российской Федерации на 2011-2013 гг………………………….………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………… …………….35

Файлы: 1 файл

КУРСАЧЧ.docx

— 121.01 Кб (Скачать файл)
  1. Итого доходов (налоговые доходы + неналоговые доходы).
  1. Произведение отчисления из доходов в:
      • централизованный фонд развития налоговой службы;
      • фонд социального развития федеральных органов налоговой полиции;
      • государственный фонд по борьбе с преступностью.
        1. Всего доходов (Итого доходов – Произведение отчислений из доходов).

В соответствии с требованиями международной статистики расходы  бюджета группируются по следующему принципу.

            1. Военные расходы:
    • прямые, в которые входят затраты на: производство новейших наступательных (стратегических) вооружений; содержание и обучение личного состава вооруженных сил страны; научные исследования военного характера; участие в содержании международных военных блоков;
    • косвенные, куда включается: часть процентов, уплачиваемых по государственному долгу  контрибуции и репарации; пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших; военные расходы, которые проходят по статьям гражданских ведомств.

2. Вмешательство  в экономику, что означает целенаправленное  воздействие государственного бюджета  на процесс воспроизводства и  развитие производительных сил.  К данной группе относятся  затраты на:

  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР);
  • развитие экономической и социальной инфраструктуры;
  • поддержку сельского хозяйства и государственных секторов экономики, которые довольно часто являются неэффективными, но необходимыми для экономики страны (например, угледобывающая промышленность);
  • обеспечение занятости в отдельных отраслях и/или регионах. Данные средства направляются на осуществление государственных капитальных вложений, а также на субсидии частным фирмам, особенно в регионах развития.
  • стимулирование экспорта.
  1. Содержание государственного аппарата управления – расходы на содержание органов законодательной и исполнительной власти, судов и прокуратуры, милиции, отдельных министерств и ведомств.
  1. Расходы на социальные цели, то есть на образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение. Они проходят, как правило, по конкретным социальным программам.
  2. Предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам.

Основные  статьи укрупненной классификации  расходной части бюджета Российской Федерации имеют следующий вид.

          1. Расходы.
            1. Государственное управление, местное управление.
            2. Судебная власть.
            3. Международная деятельность.
            4. Национальная оборона.
            5. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства.
            6. Фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу
            7. Промышленность, энергетика и строительство.
            8. Сельское хозяйство и рыболовство.
            9. Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия.
            10. Транспорт, дорожное хозяйство и информатика.
            11. Развитие рыночной инфраструктуры.
            12. Жилищно-коммунальное хозяйство.
            13. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
            14. Образование
            15. Культура, искусство и кинематография.
            16. Средства массовой информации.
            17. Здравоохранение и физическая культура.
            18. Социальная политика.
            19. Обслуживание государственного долга.
            20. Пополнение государственных запасов и резервов.
            21. Финансовая помощь бюджетам других уровней.
            22. Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров.
            23. Мобилизационная подготовка экономики.
            24. Прочие расходы.

31. Целевые  бюджетные фонды.

                  _________________________________________________________

Итого расходов.

В случае превышения расходов над доходами –  дефицит бюджета.

В случае превышения доходов над расходами  – профицит бюджета.

В статью 24 «Прочие расходы» входят:

  • резервные фонды Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
  • расходы на проведение выборов и референдумов;
  • Финансовая помощь субъектам Российской Федерации и отдельным административно-территориальным образованиям;
  • государственная поддержка завоза товарно-материальных ценностей в районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории;
  • прочие расходы.

Итог  финансовой деятельности государства  выражается в соотношении доходной и расходной частей бюджета. Принято  считать, что если уровень дефицита (его соотношение к ВВП) не превышает 3%, то бюджет нормален. В таком случае важным фактором оказывается наличие  источников покрытия дефицита. Часто  основным источником покрытия дефицита бюджета становится эмиссия денежных средств; косвенным источником служит заимствование денежных средств  от денежных властей.

Статистические  данные, отражающие структуру государственного бюджета, выполняют и контрольную  функцию. С помощью последней  определяется размер количественных поступлений  в доходную часть от институциональных  единиц, относящихся к разным секторам экономики и имеющих разные формы  собственности.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Статистический анализ государственного  бюджета

Анализ  статистических показателей государственного бюджета предполагает изучение степени  исполнения государственного бюджета, динамики доходов и расходов государственного бюджета, закономерностей формирования доходной части бюджета и расходования бюджетных средств; определение  роли и экономического значения основных источников доходов в общем объеме доходов бюджета; выявление расходных  статей, вызывающих дефицит государственного бюджета; анализ источников финансирования государственного бюджета.

Временной анализ показателей государственного бюджета предполагает построение динамических рядов. При этом принципиальным моментом является обеспечение сопоставимости уровней бюджетных показателей, отражаемых в рядах динамики, поскольку  бюджетная классификация, применяемая  для группировки доходов и  расходов государственного бюджета, с  течением времени претерпевает более  или менее существенные изменения. Сопоставимость уровней может быть достигнута путем перегруппировки  доходов и расходов государственного бюджета за предшествующие годы согласно действующей в данный момент классификации (то есть той, на основе которой  осуществлена группировка данных за последний  год, включенных в рассматриваемый  ряд динамики). Кроме того, причиной несопоставимости уровней рядов  динамики  бюджетных показателей  в последнее время являются также  меняющиеся масштабы цен, причина которых  инфляция. Преодолеть подобную несопоставимость данных можно либо путем замены абсолютных показателей государственного бюджета  относительными, либо путем пересчета  показателей с учетом индекса  инфляции.

Важнейшими  аналитическими показателями государственного бюджета являются относительные  показатели доходов (расходов) государственного бюджета, позволяющие определить долю каждого раздела (или статьи) доходов (или расходов) в общем объеме доходов (расходов) бюджета и сделать выводы о самых значимых статьях доходной (или расходной) части государственного бюджета. Наличие подобных данных в динамике (при условиях их полной сопоставимости) дает возможность сделать выводы о структурных сдвигах в составе доходов и расходов государственного бюджета и определить круг факторов, вызвавших изменения в строении доходной и расходной частей бюджета.

Применение  относительных показателей структуры  доходов и расходов государственного бюджета обеспечивает сопоставимость в динамике абсолютных (денежных) показателей  бюджета, исчисленных в рамках одной  классификации.

Показатели  дефицита государственного бюджета  характеризуют результаты финансовой деятельности государства. Величину дефицита государственного бюджета принято  сопоставлять с показателем объема ВВП. Этот аналитический показатель является характеристикой финансового  положения страны. Если отношение  бюджетного дефицита к показателю ВВП  не превышает 3%, финансовое положение  страны считается нормальным.

В целях  характеристики масштабов перераспределительных  процессов в стране посредством  государственного вмешательства рассчитывают отношение доходов государственного бюджета к уровню ВВП.

Статистические  данные о государственном бюджете  позволяют анализировать величину задолженности по налоговым платежам, а также недоимки по отдельным  видам налогов.

Статистический  анализ данных государственного бюджета  предполагает исчисление цепных и базисных индексов (относительных величин  динамики), позволяющих сделать вывод  об интенсивности изменения показателей  во времени. Кроме того, исчисляются  темпы прироста показателей. В отдельных  случаях возникает потребность  установить тенденцию изменения  отдельных показателей во времени. В этом случае прибегают к аналитическому выравниванию ряда динамики бюджетных показателей.[2]

Важной  задачей статистики государственного бюджета являются изучение и анализ закономерностей формирования и  расходования средств государственного бюджета на всех уровнях бюджетной  системы.

К числу  факторов, существенно влияющих на изменение объема налоговых доходов  государственного бюджета, относится  изменение налоговых ставок и  величины налоговой базы.

Новой аналитической  задачей статистики государственного бюджета являются изучение источников бюджетного финансирования и определение  роли каждого источника в покрытии дефицита государственного бюджета.

Наличие данных об источниках покрытия дефицита государственного бюджета за ряд  лет позволит проследить изменение  роли отдельных источников бюджетного финансирования.

Определение степени исполнения бюджета происходит путем сравнения фактических  показателей доходов и расходов с установленными (расчетными) показателями. Такие сопоставления производятся как по сводным показателям, так  и по отдельным статьям доходов  и расходов государственного бюджета  и являются исходным пунктом установления причин дефицита (или профицита) бюджета.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СТАТИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1. Статистические показатели государственного  бюджета Российской Федерации

Для статистической характеристики государственного бюджета  определим относительные показатели доходов и расходов государственного бюджета, позволяющие определить долю каждого раздела или статьи в  общем объеме бюджета и сделать  выводы о самых значимых статьях  доходной и расходной частей бюджета. Для данных целей приведем структуру  доходов консолидированного бюджета в 2006 и 2010 гг. в таблице 2.1и структуру расходов консолидированного бюджета в 2006 и 2010 гг. таблице 2.2.

Таблица 2.1.

 

Структура доходов  консолидированного бюджета в 2006 и 2010 годах

 

Показатели

В % к итогу

2006 г.

2010 г.

Доходы – всего

100,0

100,0

Из них:

налоговые доходы

82,8

73,8

из них:

налог на прибыль     организаций

15,7

11,3

подоходный налог с физических лиц

8,8

11,4

единый социальный налог

5,8

-

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории РФ

8,7

8,5

акцизы по подакцизным товарам (продукции)

2,4

2,8

налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

5,5

7,4

налог на совокупный доход

1,0

1,3

Информация о работе Статистика государственного бюджета