Статистика товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы, является анализ развития товарооборота в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие товарооборота;

проанализировать существующую методику определения структуры товарооборота;

исследовать процесс формирования товарооборота.

Содержание работы

Введение….…………………………………………………………………4
1. Статистика товарооборота………………………………………………6
1.1.Понятие товара, его свойства………………………………………….6
1.2. Понятие товарооборота……………………………………………….8
1.3. Структура товарооборота…………………………………………....14
1.4. Задачи статистики товарооборота…………………………………..15
1.5. Динамика товарооборота…………………………………………….17
1.6. Система показателей статистики товарооборота…………………..19
2. Расчетная часть…………………………………………………………30
Заключение…...…………………………………………………………...50
Список использованных источников……………..……………………..52

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (12).doc

— 637.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение….…………………………………………………………………4

1. Статистика товарооборота………………………………………………6

1.1.Понятие товара, его свойства………………………………………….6

1.2. Понятие товарооборота……………………………………………….8

1.3. Структура товарооборота…………………………………………....14

1.4. Задачи статистики товарооборота…………………………………..15

1.5. Динамика товарооборота…………………………………………….17

1.6. Система показателей статистики товарооборота…………………..19

2. Расчетная часть…………………………………………………………30

Заключение…...…………………………………………………………...50

Список использованных источников……………..……………………..52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В современном обществе статистика стала одним из важнейших  инструментов управления экономическими процессами.

Статистика должна всесторонне  охарактеризовать выполнение плана  товарооборота торговых предприятий, фирм, организаций, систем и торговли в целом, вскрыть и объяснить причины, обусловившие тот или иной уровень выполнения плана, найти резервы дальнейшего развития товарооборота. В данной работе будет рассмотрен такой раздел статистики как система статистики товарооборота.

Товар – продукт, т.е. результат человеческой или природной  деятельности, и услуг, т.е. целенаправленное действие, обладающие полезными потребительскими свойствами (потребительской ценностью) и предназначенные для продажи (обмена на деньги).

Торговля является важнейшей  отраслью хозяйственной деятельности. В сфере розничной торговли заканчивается  процесс обращения товаров, и  они переходят в сферу личного  потребления. Розничная торговля –  реализация товаров непосредственного населению для личного потребления. В сфере оптовой торговли происходит перераспределение крупных товарных и финансовых потоков.

Товарооборот является центральным показателем статистики рынка. Это сложный и многогранный показатель. Во-первых, он характеризует обмен товаров не деньги, переход товара от продавца к покупателю. Во-вторых, он используется в оценках конъюнктуры рынка как один из показателей деловой активности. Товарооборот можно рассматривать как величину удовлетворенного спроса. Товарооборот выступает как показатель размера торгового предприятия, а также как финансовый показатель денежной выручки торгово-сбытового предприятия (фирмы) за проданные товары.

 

К задачам статистики товарооборота относятся: получение  статистической информации о товарообороте, анализ динамики товарооборота, расчет и анализ товарной структуры товарооборота, анализ организационной и территориальной структуры товарооборота.

Решая поставленные задачи, статистика товарооборота должна полно  и объективно, на научной основе охарактеризовать объем и структуру продажи товаров населению, выявить основные пропорции, тенденции и причинно-следственные связи товарооборота, вскрыть резервы более полного удовлетворения спроса населения в товарах народного потребления через розничную торговую сеть.

Статистика изучает  процесс образования и кругооборота товарных запасов, выявляет их закономерности, оценивает их соответствие установленным  нормативам. Для этой цели может  быть использован весь арсенал статистических методов.

Целью данной курсовой работы, является анализ развития товарооборота в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить понятие товарооборота;

 

  • проанализировать существующую методику определения структуры товарооборота;

 

  • исследовать процесс формирования товарооборота.

 

 

 

 

 

 

 

1. СТАТИСТИКА ТОВАРООБОРОТА

    1. Понятие товара, его свойства

 

 

Товар – продукт, т.е. результат человеческой или природной  деятельности, и услуг, т.е. целенаправленное действие, обладающие полезными потребительскими свойствами (потребительской ценностью) и предназначенные для продажи (обмена на деньги).

Если нет хотя бы одного из двух названных признаков (полезность и возможность обмена на деньги), то ни продукт, ни услуга не относятся к классу товара. Если продукт не имеет полезных свойств, он никому не нужен. Например, создан самолет, который из-за ошибок в технологии не может летать. Он может быть продан как железный лом, но это уже качественно другой товар. Если продукт или действие не обмениваются на деньги, то их тоже нельзя назвать товарами. Например, жителям района, пострадавшего от стихийного бедствия, бесплатно передали продукты питания, организовали баню и т.п. Это безвозмездная помощь, подарок.

К физическим свойствам  товара относятся: форма, вес, объем, цвет вкус, запах, прочность, надежность, срок службы, технологические параметры, материал, их которого изготовлен продукт. Часто форма товара обусловлена технологическим процессом или функциональным назначением товара. Однако некоторые физические свойства товара (форма, цвет, запах, вкус, фактура материала и т.д.) тесно связаны со следующей группой свойств с эстетикой товара.

Эстетические свойства товара в известной мере субъективны, они зависят от уровня потребительской  культуры, исторических, национальных, возрастных особенностей, воспитания, образа жизни. К этим свойствам относятся: дизайн - внешний облик продукта, его совершенство и привлекательный вид и стайлинг - художественное конструирование, соответствие изделия определенному стилю, какому-либо направлению в моде, отражающему пристрастия части потребителей, красота, изящество, отделка и т.д.

К той же группе свойств  относят тесно связанную с  эстетикой эргономику, т.е. приспособленность  товара к потребителю, удобство и  безопасность в использовании. Эргономичность товара зависит, кроме того от времени и сложности ухода за изделием в процессе его эксплуатации потребителем. Производитель стремится обеспечить низкий уровень его трудоемкости и до предела упростить уход за товаром.

Рис. 1. Свойства товара

 

Функциональные свойства обеспечивают удовлетворение единственной или нескольких потребностей и отражают предназначение товара, его полезность. Ради этих свойств товар приобретается потребителем.

В отличие от функциональных, заложенных в товар производителем, символические свойства выражают те качества, которые им приписывает сам потребитель. Товар для данного покупателя имеет ценность не потому, что обладает действительно полезными потребительскими качествами, а потому что придает потребителю определенный социальный статус, позволяет занять в собственных глазах или в общественно мнении более высокую степень в социальной иерархии. Иначе говоря, товар обладает престижной ценностью, удовлетворяет потребность покупателя в самовыражении и самоуверенности.

Экономические свойства товара включают его цену, экономичность (например, затраты на единицу эффекта при его эксплуатации, экономия времени при использовании данного изделия по сравнению аналогичным, но менее производительным изделием и т.п.).

Дополнительные свойства товара связаны с понятием сервиса. К ним относятся обязательное допродажное и послепродажное обслуживание: наличие инструкции к товару, гарантия безотказной работы  в течение определенного времени, дополнительное оборудование и запасные части, продажа сопутствующих товаров, монтаж изделия, ремонт и т.д. Составным элементом товара является упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от влияния внешней среды и связанных с этим потерь и повреждений, а также облегчающих процессы транспортировки, хранения и реализации.

    1. Понятие товарооборота

 

 

 Рыночный процесс,  торговля, проявляется в том, что  товар, обмениваемый на деньги, меняет своего собственника: от  продавца переходит к покупателю, причем покупатель может оказаться и конечным потребителем товара, и всего лишь торговым посредником, помогающим довести товар от сферы производства до сферы потребления. Однако со сменой владельца возникает и необходимость физического перемещения товара, хотя оно может по времени и месту не совпадать с моментом продажи. Более того, товар может сменить одного владельца или даже нескольких, не изменяя своего физического местонахождения и, наоборот, может быть перевезен на большие расстояния со склада на склад, не будучи проданным.

Таким образом, товарооборот осуществляется в экономическом и географическом пространстве.

Движение в экономическом  пространстве состоит в переходе товара от одного владельца к другому, в смене прав собственности на товар. Физическое движение товара заключается  в его территориальном перемещении - из одного географического пункта в другой.

Товарооборот предусматривает  потенциальную возможность многократного (многозвенного) перехода товара от одного владельца к другому. Звенность  товарооборота (коммерческая или торгово-организационная) - число переходов товара от одного владельца к другому; складская звенность - число перевозок товара из одного склада в другой. При прочих равных условиях неоднократные перепродажи товара, т.е. большое число торгово-организационных звеньев, а также складов, которые минует товар на пути от производителя к потребителю, увеличивают издержки обращения, а следовательно, стоимость товара и его цену. Это невыгодно конечным покупателям, но выгодно посредникам. Это явление широко распространено в торговле продуктами питания, в торговле нефтепродуктами и т.д.

Товарооборот - это общая  сумма всех учетных продаж и услуг, а также выручка от комиссионных, прямых и транзитных операций (товар  поступает от поставщика непосредственно  к покупателю без промежуточного хранения на складе), комиссионных платежей и возмещений расходов, связанных с посреднической деятельностью (а не стоимость реализованных товаров).

Товарооборот — процесс  обмена товаров на деньги, стоимость  товарной массы в соответствующих  ценах; он равен денежной выручке продавца и денежным расходам покупателя.

                                                                                             (1)

Где — товарооборот, т.е. объем проданных товаров в стоимостном выражении;

 — количество проданного - го товара в натуральных единицах;

 — продажная цена  - го товара;

 — число  - х товаров (их ассортиментных видов и разновидностей).

Товарооборот — синтетический  показатель, он складывается:

  • из отдельных активов купли-продажи, т.е. является функцией числа покупателей и среднего размера их покупок;
  • из продаж отдельных товаров, т.е. является функцией соответствия товарной структуры предложения товарной структуре спроса;
  • из продаж отдельными торговыми предприятиями, а на более высоком уровне — из продаж отдельными регионами, т.е. является функцией уровня развития и структуры коммерческого предпринимательства и формирования региональных рынков;
  • из покупок отдельными социально-демографическими группами потребителей.

Товарооборот на макроуровне  характеризуется несколькими субпоказателями, среди них:

  • валовой товарооборот — сумма всех продаж и перепродаж при переходе товара от одного владельца к другому и т.д.;
  • чистый товарооборот — очищенный от повторного счета и отражающий конечный объем продажи;
  • оптовый товарооборот — продажа товаров на оптовом рынке;

Оптовый товарооборот –  объем продажи товаров производителями или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте. Обязательный признак операции, относимой к оптовой торговле, – наличие счета-фактуры.

Оптовый товарооборот представляет собой реализацию товаров крупными партиями организациям розничной торговли и общественного питания для последующей продажи населению, промышленным и другим предприятиям и учреждениям - для производственных целей и внерыночного потребления. В зависимости от использования товарных ресурсов различают три вида оптового товарооборота по реализации: продажу товаров розничным и промышленным организациям, а также на экспорт; межгосударственный отпуск (продажу товаров за пределы республики другим государствам на основе заключённых межправительственных соглашений); внутрисистемный отпуск (продажу внутри республики одним оптовым продавцом другому).

  • розничный товарооборот — продажа товаров на потребительском рынке.

Розничный товарооборот является одним из важных показателей уровня жизни, материального и культурного состояния населения страны. Для характеристики уровня жизни населения используется целая система аналитических показателей, которые являются исходящими из объема товарооборота: объем потребления определенных видов продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечение населения товарами культурно-бытового назначения, соответствие потребления рациональным нормам и др.

Информация о работе Статистика товарооборота