Статистика товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы, является анализ развития товарооборота в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие товарооборота;

проанализировать существующую методику определения структуры товарооборота;

исследовать процесс формирования товарооборота.

Содержание работы

Введение….…………………………………………………………………4
1. Статистика товарооборота………………………………………………6
1.1.Понятие товара, его свойства………………………………………….6
1.2. Понятие товарооборота……………………………………………….8
1.3. Структура товарооборота…………………………………………....14
1.4. Задачи статистики товарооборота…………………………………..15
1.5. Динамика товарооборота…………………………………………….17
1.6. Система показателей статистики товарооборота…………………..19
2. Расчетная часть…………………………………………………………30
Заключение…...…………………………………………………………...50
Список использованных источников……………..……………………..52

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (12).doc

— 637.00 Кб (Скачать файл)
  1. Производитель - производитель;
  2. Производитель - товарная биржа;
  3. Товарная биржа - торговая организация;
  4. Торговая организация - торговая организация;
  5. Торговая организация - потребитель;
  6. Производитель - потребитель;
  7. Производитель - торговая организация;
  8. Производитель - коммерсант;
  9. Коммерсант - потребитель.

По признаку продавцов  выделяют две категории: товарооборот производителей (строки 1 + 2 + 6 + 7 + 8) и торгово - посреднеческий оборот (3 + 4 + 5 + 9). По признаку покупателя выделяют оптовый товарооборот, совершаемый внутри сферы обращения (строки 2 + 3 + 4 + 7 + 8 + частично 1), и розничный товарооборот, при котором товары выходят из сферы обращения для потребления (строки 5 + 6 +9 + частично 1).

Валовой товарооборот исчисляется  как общая сумма всех продаж (т.е. строки 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9).

Исключив повторный акт продажи  из валового товарооборота, получаем чистый товарооборот как сумму конечных, последних продаж. Отношение валового к чистому обороту показывает, сколько звеньев прошел на пути своего следования от производителя к потребителю. Чем больше звеньев, тем больше стоимости добавляется к цене производителя и тем выше цена конечного потребления товара.

Исходный рыночный показатель - количество проданного товара/объем проданной услуги. Товары могут быть классифицированы по ряду признаков. Наиболее употребительным является признак товарной специализации, который выводится из потребительского назначения товаров:

  • продукты производственного назначения - сооружения, оборудование, сырье, материалы, полуфабрикаты, готовая продукция, включая отдельные виды материалов, комплектующие изделия, детали;
  • услуги производственного назначения - услуги по эксплуатации и ремонту, монтаж и установка оборудования, транспортные, деловые и консалтинговые услуги (в том числе маркетинговые);
  • продукты потребительского назначения - продукты питания, в том числе мясные, рыбные и молочные продукты и жиры; сахар и хлебопродукты и прочие продовольственные товары; алкогольные напитки и табачные изделия; непродовольственные товары, в том числе ткани, одежда, обувь; мебель, посуда и т.д.;
  • услуги потребительского назначения - бытовые, жилищно-коммунальные, транспортные, медицинские и т.д.

Товародвижение и товарооборот характеризуются общей системой показателей, это отражает неразрывную связь этих процессов. Главный показатель товародвижения - звенность и характеристика посреднических уровней в каналах товародвижения. В настоящее время эти показатели определяются на основе документации.

Товарооборот является центральным  показателем статистики рынка. Это  сложный и многогранный показатель. Во-первых, он характеризует обмен  товаров не деньги, переход товара от продавца к покупателю. Во-вторых, он используется в оценках конъюнктуры рынка как один из показателей деловой активности. Товарооборот можно рассматривать как величину удовлетворенного спроса. Товарооборот выступает как показатель размера торгового предприятия, а также как финансовый показатель денежной выручки торгово-сбытового предприятия (фирмы) за проданные товары.

Кроме того, показатели продажи товаров  используются в качестве весов в  индексах цен. Это делает товарооборот многогранным показателем и требует  осторожности при интерпретации его значения, его анализ имеет и экономическую и социальную направленность.

Товарооборот - инструмент измерения  объема проданных/купленных товаров. Товарооборот измеряется в стоимостных единицах и в натуральном выражении. В стоимостных единицах величина товарооборота зависти от количества проданных товаров и от цены единицы товара, т.е. в формализованном виде соответствует произведению

                                          

                                                  (2)

Где — товарооборот, т.е. объем проданных товаров в стоимостном выражении;

 — количество проданных товаров;

 — цена единицы товара.

Стоимостный характер товарооборота позволяет обеспечить интеграционную оценку совокупности проданных товаров.

Можно представить себе следующую  иерархическую систему формирования всего товарооборота страны. В предприятии (государственном или частном) или у индивидуального продавца делается покупка, т.е. совершается акт купли-продажи. В свою очередь, товарооборот любого оптового или розничного предприятия состоит из совокупности единичных актов купли-продажи (свой товарооборот, входящий в общий объем товарооборота предприятия, могут иметь секции и отделы крупного магазина). Товарооборот отдельной фирмы представляет собой сумму товарооборота его предприятий или филиалов. Товарооборот отрасли складывается из товарооборота фирм (объединений), входящих в данную отрасль. Общий объем товарооборота страны включает в себя товарооборот отраслей и подотраслей (рынков и субрынков).

Товарооборот - совокупность актов  купли-продажи.

Следовательно, по своей сущности товарооборот - показатель синтетический, поскольку он складывается из отдельных актов купли-продажи, из продаж отдельных товаров, из товарооборота всех регионов. Анализ товарооборота, естественно, предусматривает и обратную процедуру: его разложение на структурные составляющие. В территориальном разрезе выделяется товарооборот каждого региона (субъекта федерации; хотя возможна и более высокая степень дифференциации: выделяется товарооборот отдельных городов и районов). В региональных показателях товарооборота иногда выделяются объемы покупок местных жителей за пределами региона, а также покупок приезжих в данном регионе в соответствии с понятием мобильного (мигрирующего) спроса. Самостоятельно рассматривается товарооборот (сбыт и реализация) товаров производственного назначения, товарооборот предметов потребления и продажа услуг. Выделяется сбыт товаров (т.е. продажа товара производителем, или товарооборот производителей), он соответствует понятию товарной массы, вовлеченной в сферу товарного обращения. Самостоятельное место в статистике занимает товарооборот закупочных предприятий и организаций (объем закупок), в нем выделяется объем государственных, кооперативных и частных закупок продукции сельского хозяйства.

Товарооборот предприятий торговой отрасли представляет собой торгово-посреднический товарооборот. На макроуровне может быть использован сводный показатель общего объема товарооборота, включающего все названные элементы. Он может быть использован для оценки роли сферы товарного обращения в экономике (доля товарооборота в валовом внутреннем продукте), для оценки места (ранга) уровня личного потребления в экономике (доля расходов на покупку потребительских продуктов и услуг в общем объеме валового внутреннего продукта) и др.

Все отрасли торговли около 1/5 валового внутреннего продукта России. Из общего числа предприятий и организаций  на долю торговых отраслей более 1/3.

Важна также характеристика товарооборота по формам собственности: государственной торговли, кооперативной торговли, частной торговли, акционерных торговых предприятий и т.п. Так, в 2010 г. розничный товарооборот государственных предприятий составлял 7% общего объема, частной торговли - 80%, других форм негосударственной торговли - 13%.

Рыночные отношения внесли свои коррективы в структуру формирования товарооборота. Структура формирования розничного товарооборота проиллюстрирована на рис. 2.

Рис. 2 Структура формирования розничного товарооборота

 

С процессом товародвижения непосредственно  связан показатель, характеризующий  участие в рыночном процессе торговых посредников, который называется валовым  товарооборотом Сумма всех продаж товара на пути движения от производителя к потребителю образует валовой товарооборот. Данный показатель, если на время абстрагироваться от цен, потерь и т.п. зависит от количества проданных товаров (Q) и числа перепродаж (N), т.е. звеньев товародвижения (Q/N). Размер валового товарооборота прямо пропорционален числу перепродаж, т.е. он включает повторный счет и не отражает реального объема проданных товаров. Реальный объем товаров, "путешествующих" по каналу товародвижения, характеризуется конечной продажей товара и называется чистым товарооборотом (Tчист). Чистый товарооборот освобожден от повторного счета, он равен конечной продаже товара. Конечная продажа означает, что данная партия товара больше продаваться не будет. Это означает в масштабах всей торговли, что товар вышел за границу сферы товарного обращения, а в масштабе всего региона, отдельного канала товародвижения, отдельной фирмы, что товар продан за их пределы и в данном регионе (канале, фирме) больше продаваться не будет. Розничный товарооборот, характеризующий продажу товаров конечным потребителям и их переход в сферу личного потребления, всегда относится к категории чистого товарооборота. То обстоятельство, что чистый товарооборот освобожден от повторного счета, делает его главным оценочным и базовым показателем статистики товарооборота. Он применяется для характеристики результата коммерческой деятельности торгового или сбытового предприятия, используется для оценки его размера, является базой для  расчета уровня издержек обращения и рентабельности.

Продажа товаров крупными партиями массовым потребителям или другим торговым организациям называется оптовым товарооборотом. В оптовой торговле товарами производственного и товарами потребительского назначения в качестве синонима оптовой продажи используется показатель поставка. В сбыте товаров их отпуск покупателю называется отгрузкой. Оптовая продажа товара (поставка) через канал нулевого уровня непосредственно оптовому потребителю или через одноуровневый канал - с участием одного посредника (обычно розничного) называется транзитом или транзитным товарооборотом. Поставка товара через двух или более уровневый канал, через посредство дистрибьютора называется складским товарооборотом.

Продажа товаров конечным потребителям, преимущественно населению, для удовлетворения личных потребностей относится к категории розничного товарооборота. Основная масса товаров, охватываемая розничным товарооборотом, продается в розничных  предприятиях и предприятиях массового питания, хотя в качестве продавцов могут выступать производственные и оптово-розничные торговые предприятия, а также отдельные лица. Розничным товарооборотом называется продажа товаров предприятиями, объединениями и физическими лицами населению для конечного потребления. Особенность розничной продажи отдельному покупателю заключается в том, что количество проданных товаров ограничивается разумными пределами личного потребления, т.е. размер продажи одному розничному покупателю во много раз меньше оптовой. Однако в розничной торговле и в массовом питании совершаются миллионы покупок и совокупность всех актов купли-продажи сопоставима с объемом оптового товарооборота.

Самостоятельным показателем  является мелкооптовый товарооборот, занимающий промежуточное положение между оптовым и розничным. Это продажа товаров массовым потребителям или торговым посредникам, а также отдельным лицам сравнительно небольшими партиями по сравнению с оптовыми. Мелкооптовые операции совершаются, как правило, специализированными мелкооптовыми магазинами или предприятиями розничной торговли (по ценам выше розничных, но ниже оптовых). Функционируют также мелкооптовые рынки. В розничном товарообороте выделяются: розничный товарооборот торговых предприятий (в том числе возможна розничная продажа производственными и оптовыми предприятиями, а также неторговыми предприятиями); розничный товарооборот предприятий массового питания (ресторанной индустрии); товарооборот рынков (сельскохозяйственных, вещевых и т.п.); товарооборот предприятий почтовой связи, автозаправочных станций и т.п.

В розничном товарообороте  массового питания выделяются товарооборот по продаже продукции собственного производства и товарооборот по продаже покупных товаров (т.е. продуктов, не подвергавшихся какой-либо производственной обработке). Предприятия массового питания имеют свой оптовый товарооборот, складывающийся из продажи части собственной продукции (кулинарных изделий и полуфабрикатов) другим предприятиям массового питания и розничной торговле.

В настоящее время  статистика не имеет возможности  учесть розничный и оптовый товарооборот; эти показатели рассчитываются. В связи с этим введены два самостоятельных показателя: товарооборот оптовых предприятий и товарооборот розничных торговых предприятий.

Самостоятельной позицией в системе показателей товарооборота  выделяется продажа услуг. Продажа потребительских услуг - процесс оказания услуг в обмен на деньги, который совершается в специализированных предприятиях и учреждениях, а также на дому у потребителей и заключается в действиях, направленных на удовлетворение соответствующих потребностей населения. К потребительским услугам относятся: бытовые услуги; жилищно-коммунальные услуги; услуги транспорта и связи; медицинские услуги; услуги спортивно-оздоровительных учреждений; юридические услуги и др.

Общий объем товарооборота  представляет собой по существу среднюю  арифметическую величину из частных показателей товарооборота. Основные показатели товарооборота и его составляющие относятся к категории абсолютных показателей статистики. Исключение составляет розничный товарооборот на душу населения. Он представляет собой расчетный показатель уровня товарооборота, который позволяет исключить влияние численности населения и тем самым обеспечить межрегиональную и динамическую сравнимость уровня продажи товаров (продуктов и услуг). Он часто рассматривается как уровень удовлетворения покупательского спроса и показатель социальной эффективности рыночных процессов. Товарооборот на душу населения рассчитывается как отношение товарооборота к средней за период (обычно год) численности населения. Он может быть исчислен по розничному товарообороту, включая продажу услуг и без нее, а также по каждому отдельному продукту или виду услуг. Данный показатель может быть исчислен как в стоимостных, так и в натуральных единицах. Он рассчитывается также в разрезе регионов. Для расчета товарооборота на душу населения применяется следующая формула:

Информация о работе Статистика товарооборота