Статистика уровня и структуры цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Цена – многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Файлы: 1 файл

статистика курсач черновой.docx

— 310.45 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 
 
Цена – многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы. Цена – сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги. Статистика цен – самостоятельный блок, входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной статистики сформирована самостоятельная служба статистики цен. Сложились уже и альтернативные службы статистики цен. [2; 276] 
Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как: 
- индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск., кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.); 
- маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.  
Рыночная цена выполняет различные функции. Цена – это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена – важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена – инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 Виды цен на товары и услуги

Цена – сумма денег, которую покупатель (потребитель) платит продавцу (производителю) в обмен на товар. Цена – это эквивалент обмена товара на деньги. Она выполняет различные функции:

  1. показывает конъюнктуру рынка, является орудием конкурентной борьбы;
  2. является фактором уровня, структуры и соотношения спроса и предложения;
  3. является инструментом получения прибыли и управления эффективностью производства;
  4. является индикатором уровня жизни населения, т.к. влияет на объем потребления и уровень реальных доходов населения.

Изменение цен приводит к  значительным экономическим, социальным и политическим последствиям, поэтому  для общества очень важна информация о ценах, анализ закономерностей  их изменения.  Статистика цен исследует  проблемы цен в конкретных условиях места. Времени и периода экономического развития.

Основные задачи статистики цен:

  1. регистрация цен и статистическое наблюдение за их изменением;
  2. анализ уровня и дифференциации цен по отдельным рынкам и регионам;
  3. анализ и оценка факторов, влияющих на уровень и изменение цен;
  4. анализ соотношения цен на различные товары.

 

На разных стадиях товарного  обращения на один и тот же товар  устанавливаются различные цены, которые образуют единую систему.

Классификация цен

Признак классификации

Виды цен

Пояснение

  1. Степень свободы от воздействия государства при их сформировании

Свободные

Складываются только под влиянием конъюнктуры

Регулируемые

складываются под воздействием конъюнктуры, но государственные органы непосредственно воздействуют на цены методами прямого ограничения их роста или снижения, путем регламентации рентабельности и др.

Фиксированные

прямо устанавливаются государством

  1. Назначение товаров и услуг

цены на материально-технические  ресурсы

 

цены на потребительс-кие товары;

 

тарифы на услуги производственного  назначения

например, на грузовые перевозки

тарифы на потреби-тельские услуги населению

бытовые и коммунальные, транспорта и связи, культурных учреждений, туристско-экскурсионные и т.п.

  1. Отраслевой признак

Цены на промышлен-ную продукцию

 

Цены на сельскохозяй-ственную продукцию

 

Цены на строительную продукцию

 

Цены в торговле

 

Тарифы на услуги производственного  и непроизводственного назначения

 

  1. Сфера товарного обслуживания

Фактические отпускные цены предприятий

Это цены, по которым предприятие фактически реализует свою продукцию.

Оценка в отпускных ценах  выражает фактическую стоимость  продукции, определить размер прибыли и уровень рентабельности.

Свободные закупочные цены

Это цены, определяемые сельскохозяйственными  производителями по договоренности с потребителями при реализации продукции. Не включают НДС и акцизы

Договорные цены в строительстве

Устанавливаются по соглашению между заказчиками и подрядчиками

Свободные розничные цены

При продаже товаров населению, предприятиям и организациям в системе государственной и негосударственной торговли, включая общественное питание

Тарифы на услуги производственного  и непроизводственного назначения

Плата за перевозку грузов и пассажиров, которая взимается транспортными  организациями с отправителей грузов и населения

  1. Способ отражения в цене транспортных расходов (система франкирования)

цена «франко-склад» поставщика

Отпускная цена изготовителя. Потребитель  оплачивает все расходы по доставке

цена «франко-вагон станция отправления».

Включает расходы по доставке товара от завода до железнодорожной станции  отправления и стоимость его  погрузки в вагон;

цена «франко-вагон станция назначения»,

Включает все расходы, связанные  с доставкой продукции до станции назначения, кроме затрат по выгрузке продукции из вагона в конечном пункте

  1. Степень устойчивости во времени

твердые цены

Устанавливаются при заключении договора на весь срок действия

гибкие цены  

Зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная  по оговоренному в контракте источнику.

скользящие цены

В договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок  внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления.

  1. Стадия продаж

цена предложения

Запрашивается продавцом

цена спроса

Цена, по которой покупатель желает и может приобрести товар

резервированная (отправная)

Цена, ниже которой продавец не согласен продать свой товар, или наивысшая цена, которую готов заплатить покупатель

рыночная цена

Цена, при которой покупатели приобретут все, что производители захотят продать. Это цена равновесная, достигается при соответствии спроса и предложения.

  1. Региональный признак

Цены внутреннего рынка 

 

Цены мировых рынков, мировые  цены

  

Цены отдельных стран – основных производителей товаров. Как правило, модальные.

Цены внешнеторговые

Цены на экспортные и импортные товары. Контрактная цена на импортный товар включает стоимость перевозки и страхования, а также разгрузки, если она производится за счет импортера.

Цена на экспортный товар отражает стоимость товара с условиями  поставки

  1. Условия поставки товаров на экспорт

(цены во внешней торговле)

 «ФАС» —«свободно вдоль судна в порту погрузки».

В цену включаются расходы страны-экспортера по доставке товара на причал до местонахождения  судна и размещение его вдоль  судна. На таких условиях продавец несет все расходы и риски, которые могут возникнуть до тех пор, пока покупатель не примет от него товар.

 

 «ФОБ» — «свободно на борту».

Экспортер обязан за свой счет поставить  товар в необходимой упаковке в порт, получить разрешение на вывоз, выполнить таможенные формальности и осуществить погрузку на судно. Риски повреждения и право собственности переходят при пересечении грузом борта судна.

 

«КАФ» — стоимость товара и фрахт 

Цена включает стоимость товара в порту отправления и расходы  по фрахту до порта назначения

 

«СИФ» — стоимость товара, страхование  и фрахт

Цена включает стоимость товара в порту отправления, расходы по Страхованию и фрахту до порта назначения

  1. Специа-

лизированные цены

Справочные (публикуемые) цены, базовые 

Цены во внутренней оптовой или  внешней торговле зарубежных стран, публикуемые в справочных изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период. Их применяют в качестве базовых. Часто отклоняются от фактических из-за скидок (наценок).

Биржевые цены

Отражают фактические сделки с  биржевыми товарами

Цены аукционов – стартовые  и продажные

Отражают реальные сделки, но учитывают особенности аукционной торговли.

Расчетные цены поставщика 

Цены для конкретного заказа с учетом его технических и  коммерческих условий, которые обосновываются поставщиком.

Договорные цены

Цены фактической сделки между  покупателем и продавцом. По ним  покупателям предлагаются какие-либо скидки по сравнению с обычной  ценой.


 

Статистика чаще всего  использует

  • текущие,
  • средние,
  • сопоставимые цены.

Эти виды цен позволяют  выявлять и анализировать тенденции в динамике цен, измерять динамику физического объема производства и реализации товаров и услуг, осуществлять анализ стоимостных показателей. В статистике используются агрегированные, обобщенные цены.

 

  1. Уровни и структура цен, методы их расчета.

На уровень и структуру  цены влияют факторы:

  • условия платежа и поставки,
  • количество товара,
  • комплектация товара,
  • законодательное регулирование.

Максимальную цену, которую  может запросить производитель  за свой товар, определяет спрос. Минимальную  цену определяют издержки производства.

Цена товара должна покрыть  постоянные и переменные издержки предприятия  на определенный объем товарного  выпуска, а также дать прибыль.

Если при реализации товаров  возникает потребность в посредниках, к ценам на товары и продукты, реализуемые через посреднические организации, добавляется оптово-посредническая надбавка. В посредническом звене в торговых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации продукции (товара), НДС, а также прибыль, признанная необходимой для нормальной его деятельности.

Розничные предприятия торговли и общественного питания определяют розничные цены и тарифы  самостоятельно в соответствии с конъюнктурой рынка, качеством товара, исходя из цены предприятия-изготовителя, и торговой надбавки. В торговую надбавку включаются издержки обращения по закупке и реализации товаров, в том числе транспортные и другие расходы, а также налог на добавленную стоимость и прибыль.

Таким образом, цена на товар  во многом зависит от:

  • уровня затрат, непосредственно связанных с изготовлением и продвижением товара на рынок,
  • от доли прибыли, получаемой производителем, оптовыми и розничными продавцами,
  • от количества посредников между производителем и конечным потребителем.

Основными элементами цены являются:

  • издержки производства, прибыль, НДС (акцизы),
  • оптово-посреднические надбавки,
  • торговые надбавки

 

Издержки производства

Прибыль

НДС (акцизы)

Оптово-посредническая надбавка

Торговая надбавка розничной торговли

Издержки посредника

Прибыль

НДС

Издержки обращения торговых организаций

Прибыль торговых организаций

Отпускная цена изготовителя (без  НДС)

           

Отпускная цена изготовителя (с НДС)

         

Отпускная цена промышленности

   

Розничная цена потребительских товаров


Рис. 1 Состав отпускной и  розничной цены

 

В процессе анализа структуры  цены статистика определяет удельный вес каждой составной части в  цене товара по плановым расчетам и  по отчету. Для этих целей используются отчетные и плановые калькуляции  себестоимости продукции. Каждое предприятие  имеет право определить, в разрезе  каких статей калькуляции оно  будет учитывать себестоимость  и какие затраты будут включаться в каждую статью.

 

Возможны три варианта установления уровня цены:

  • минимальный (определяется затратами),
  • максимальный (определяется спросом на товар),
  • оптимально возможный (должен полностью возместить издержки, а также обеспечить получение определенной нормы прибыли).

Существует несколько  методик расчета уровня цен. Наиболее простой и распространенный затратный  метод – «средние издержки плюс прибыль». Его суть заключается в  том, что к издержкам производства добавляется какой-либо фиксированный  процент прибыли. Цена устанавливается  по формуле:

p = U + A + N(U + A),

где U – издержки производства;

А – административные расходы  и расходы по реализации,

N- средняя норма прибыли на данном рынке или в отрасли.

Этот метод применяется  при определении:

  • исходной цены на принципиально новую продукцию,
  • цен на опытные образцы и на продукцию по разовым заказам,
  • цен на товары, по которым спрос превышает предложение.

 

Уровень цен – обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами.

Индивидуальный  уровень цен - это сумма денег, уплаченная на рынке за товарную единицу, представляет собой абсолютную величину.

Средняя цена является обобщенной характеристикой для цен однородных товарных групп, для цен, варьирующих во времени или пространстве.

Средние цены исчисляются:

  • за определенный период времени,
  • по территории,
  • по группам товаров различных категорий и сортов.

 

 

  1. Методология исчисления средних цен.

 

Способ расчета средних  цен зависит от наличия информации. При выборе формулы для расчета средней цены исходят из логической формулы средней цены:

,

где - средняя цена за единицу товара, руб.,

Q - выручка от реализации  товара, руб.

q - количество реализованного товара в натуральном выражении.

При наличии данных о ценах  и количествах реализованного товара среднюю цену исчисляют как среднюю  арифметическую взвешенную:

,

где p – цена товара.

При наличии данных об оборотах в денежном выражении и о ценах  реализации товара используют среднюю  гармоническую взвешенную:

 

В случаях отсутствия данных о количестве и стоимости реализованных товаров и наличии только данных об уровнях цен на две или несколько дат, среднюю цену можно вычислить двумя способами:

По средней арифметической простой:

,

где pН, pК – цены на начало и конец периода соответственно.

По средней для моментного ряда динамики:

Расчет средней по этой формуле дает более точные результаты, и ей надо отдавать предпочтение.

Информация о работе Статистика уровня и структуры цен