Статистика уровня и структуры цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Цена – многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Файлы: 1 файл

статистика курсач черновой.docx

— 310.45 Кб (Скачать файл)

При статистическом изучении корреляционной связи показателей  коммерческой деятельности перед статистикой  ставятся следующие основные задачи:

1) проверка положений  экономической теории о возможности  связи между изучаемыми показателями  и придание выявленной связи  аналитической формы зависимости;

2) установление количественных  оценок тесноты связи, характеризующих  силу влияния факторных признаков  на результативные.

Для того, чтобы установить, есть ли зависимость между величинами, используются многообразные статистические методы, позволяющие определить, во-первых — какие связи; во-вторых —тесноту связи (в одном случае она сильная, устойчивая, в другом — слабая); в-третьих — форму связи (т.е. формулу, связывающую величину  и ).

В процессе изучения связи  надо учитывать, что мы используем математический аппарат, но всегда надо иметь теоретические  обоснования той связи, которую  пытаются показать.

 

РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

Имеются следующие данные о продаже товаров на одном  из рынков:

Таблица 1

Вид товаров

Единица измерения

Продано товаров, тыс. ед.

Цена, руб.

Апрель

Май

Апрель

Май

А

Б

В

Кг

Л

кг

68

24

20

62

24

16

3,2

4,8

24,0

3,3

5,0

26,4


По данным обследования определить:

1)  индивидуальные индексы цен по каждому товару;

2)  общий индекс цен:

а) по формуле Ласпейреса;

б) по формуле Пааше;

3) перерасход денежных  средств населением в результате  среднего повышения цен на  товары.

Объяснить причины расхождения  между величинами данных индексов.

Решение

Построим расчетную таблицу 2.

Расчетная таблица

Таблица 2

Вид товаров

Единица измерения

Продано товаров, тыс. ед.

Цена, руб.

q0

q1

p0

p1

А

Б

В

Кг

Л

кг

68

24

20

62

24

16

3,2

4,8

24,0

3,3

5,0

26,4


1)  Индивидуальные индексы цен рассчитываются по формуле:

1.  По товару "А": ip=p1/ p0 =3,3/3,2=1,03, или 103% (средний рост на товар составил 3%)

2.  По товару "Б": ip=p1/ p0 =5,0/4,8=1,04, или 104% (средний рост на товар составил 4%)

3.  По товару "В": ip=p1/ p0 =26,4/24,0=1,1, или 101% (средний рост на товар составил 1%)

2)  Общий индекс цен:

а) Агрегатный индекс цен  Ласпейреса:

Ip=3,3*68+5,0*24+26,4*20 / 3,2*68+4,8*24+24,0*20=872,4 / 812,8 = 1,07, или 107%

Индекс показывает, что  если бы население приобрело товаров  в мае месяце столько же, сколько  и в апреле, то цены в среднем  увеличились бы на 7%.

б) Агрегатный индекс цен  Пааше:

Ip=3,3*62+5,0*24+26,4*16 / 3,2*62+4,8*24+24,0*16\=747 / 697,6 = 1,07, или 107%

Индекс показывает, что  в мае по сравнению с апрелем  цены на данную группу продуктов на рынке выросли в среднем на 7%.

3)  Рассчитаем перерасход денежных средств в результате повышения цен на товары:

а) по методике Пааше:

Δppq=Σ p1q1 – Σ p0q1 = 747 – 697,6 = 49,4 тыс. руб.

За счет среднего роста  цен перерасход денежных средств  населением составил 49,4 тыс. руб.

б) по методике Ласпейреса:

Δppq=Σ p1q0 – Σ p0q0 = 872,4 – 812,8 = 59,6 тыс. руб.

Если население в мае  купило бы столько же товаров, что  и в апреле, то в результате среднего роста цен переплата составила  бы 59,6 тыс. руб.

Причины расхождения между  величинами данных индексов состоят  в том, что значение индексов цен  Пааше и Ласпейреса имеют различное экономическое содержание:

Индекс Пааше характеризует изменение цен отчетного периода по сравнению с базисным по товаром, реализованным в отчетном периоде, и фактическую экономию (перерасход) от изменения цен, т. е. индекс цен Пааше показывает, на сколько товары в отчетном периоде стали дороже (дешевле), чем в базисном.

Экономическое содержание индекса  Ласпейреса другое: он показывает, на сколько изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, но по той продукции, которая была реализована в базисном периоде, и экономию (перерасход), которую можно было бы получить от изменения цен, т. е. условную экономию (перерасход). Иначе говоря, индекс цен Ласпейреса показывает, во сколько раз товары базисного периода подорожали (подешевели) из-за изменения цен на них в отчетном периоде.

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Постановка  задачи.

Целью данной работы является статистическое изучение динамики денежных доходов Нижегородской, Самарской, Челябинской и Владимирской областей, и их сравнительной характеристики. Данные взяты из Российского статистического ежегодника. Исходные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1 Динамика денежных доходов по областям за 2005 – 2009 год.

 

Среднедушевые денежные доходы (в месяц) руб.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Нижегородская обл.

1253,7

1689,6

2349,2

3020,6

3955,9

Челябинская обл.

1772,0

2261,2

2776,2

3563,2

4430,5

Самарская обл.

1486,0

2015,1

2619,8

3382,6

3988,9

Владимирская обл.

1311,3

1782,1

2503,3

3339,8

4181,4


По данным таблицы 1, необходимо определить:

1.  цепные и базисные:

а) абсолютные приросты;

б) темпы роста и прироста.

2.  Абсолютное содержание 1% прироста.

3.  Средние показатели ряда динамики.

2. Методика  решения задачи

В статистике для изучения доходов населения используется анализ рядов динамики, показывающий изменение денежных доходов в  отчетном периоде по сравнению с  базисным. Для характеристики интенсивности изменения денежных доходов населения во времени рассчитывается следующие макроэкономические показатели: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процентного прироста.

Для обобщающей характеристики динамики исследуемого явления определяют средние показатели. (см. формулы 1 – 9, теор. часть, ст. 14).

3. Технология  выполнения компьютерных расчетов

Статистические расчеты  динамики денежных доходов населения  выполнены с применением прикладных программ обработки электронных  таблиц MS Excel в среде Windows.

Расположение на рабочем  листе Excel исходных данных (табл. 1) представлено в табл. 2.

Таблица 2

Шаблон таблицы 1

Нижегородская обл.

1253,7

1689,6

3020,6

3955,9

Челябинская обл.

1772

2261,2

3563,2

4730,5

Самарская обл.

1486

2015,1

3382,6

3988,9

Владимирская обл.

1311,3

1782,1

3339,8

4181,4


 

Расчетные формулы (1) – (5) в  формате Excel представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты расчетов приведены  в таблице 4.

 

Таблица 4

Используя данные таблицы 4 определим средние показатели ряда динамики.

Найдем среднемесячный темп роста и прироста.

 

 

Нижегородская область

Челябинская область

Самарская область

Владимирская область

Средний уровень ряда

540,44

531,7

500,58

574,02

Среднемесячный абсолютный прирост

675,55

663,64

625,73

717,25

Среднемесячный темп роста, %

126

120

122

126

Среднемесячный темп прирост, %

26

20

22

26


 

На рис. 1 представлено графическое  изображение динамики денежных доходов  Нижегородской, Челябинской, Самарской и Владимирской областей за 2005 – 2009 год.

Рис. 1. Гистограмма динамики денежных доходов за 2005 – 2009 год.

 

4. Анализ результатов  статистических компьютерных расчетов.

Проведенное самостоятельное  статистическое изучение доходов населения  по Нижегородской, Челябинской, Самарской и Владимирской областей позволяет сделать следующие выводы:

1. За данный период  денежные доходы в Нижегородской обл. возросли на 2702,2 руб., в Челябинской обл. на 2658,2 руб., В Самарской обл. на 2502,9 руб. и в Владимирской обл. на 2870,1 руб.

2. Положительный темп  прироста свидетельствует о ежегодном  увеличении денежных доходов:  в Нижегородской области на 26 %, в Челябинской области на 20 %, В Самарской области на 22 % и в Владимирской области на 26 %.

3. Абсолютное значение 1% прироста среднедушевых денежных  доходов за 2005 – 2009 год в исследуемых  областях возросло.

При сравнении характеристик  данных областей видно, что самые  высокие доходы в Челябинской области.

Если сравнивать Нижегородскую область с другими областями, то ее денежные доходы занимают 2 место после Челябинской.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Статистика цен образует самостоятельный блок в статистике рынка. Ее показатели, методы и динамика помогают исследовать действие рыночного  механизма и вместе с тем органично  входят в систему показателей  уровня жизни, финансовой деятельности, служат в качестве дефляторов любых  стоимостных показателей.

Анализ уровня, структуры  и динамики цен - важное условие статистического  обеспечения ценообразования в  маркетинге.

Основная задача статистики цен - отразить и проанализировать состояние  и поведение цен, т. е. их уровень, колеблемость и динамику, а также раскрыть основные методы.

Современная методология  анализа и регистрации цен  соответствует международной статистической практике и базируется на использовании  выборочного метода.

Регистрируются цены товаров-представителей, входящих в стандартизованный набор - потребительскую корзину.

Цены регистрируются в  отобранных поселениях, а в их пределах - по выборочной сети предприятий.

Раскрыта методология  изучения уровня структуры и динамики цен на продукцию и услуги

Центральным моментом в работе остается использование индексного метода. Проведено изучение различных  концепций индексов цен, раскрывают современную методологию построения индексов цен, соответствующую международной  практике, объясняют преимущества и  недостатки индексов Пааше и Ласпейреса, показывают потенциальные возможности других индексных систем.

Анализ динамики и структуры  уровня цен увязан с задачами оценки инфляционного процесса, показаны методы изучения инфляции.

В целях создания инструмента  ценообразования и регулирования  цен предпринято моделирование  влияния комплекса факторов на уровень  и динамику цен. На этой основе разрабатываются  статистические методы изучения тенденций  и прогнозирования цен. Проведенное  самостоятельное статистическое исследование ( 3 глава) денежных доходов Челябинской, Самарской, Владимирской и Нижегородской областей позволяет сделать следующие выводы:

1. За данный период  денежные доходы в Нижегородской обл. возросли на 2702,2 руб., в Челябинской обл. на 2658,2 руб., В Самарская обл. на 2502,9 руб. и в Владимирской обл. на 2870,1 руб.

2. Положительный темп  прироста свидетельствует о ежегодном  увеличении денежных доходов:  в Нижегородской области на 26 %, в Челябинской области на 20 %, В Самарской области на 22 % и в Владимирской области на 26%.

Информация о работе Статистика уровня и структуры цен