Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:40, курсовая работа
Цена – многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.
При статистическом изучении корреляционной связи показателей коммерческой деятельности перед статистикой ставятся следующие основные задачи:
1) проверка положений
экономической теории о
2) установление количественных
оценок тесноты связи,
Для того, чтобы установить, есть ли зависимость между величинами, используются многообразные статистические методы, позволяющие определить, во-первых — какие связи; во-вторых —тесноту связи (в одном случае она сильная, устойчивая, в другом — слабая); в-третьих — форму связи (т.е. формулу, связывающую величину и ).
В процессе изучения связи надо учитывать, что мы используем математический аппарат, но всегда надо иметь теоретические обоснования той связи, которую пытаются показать.
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
Имеются следующие данные о продаже товаров на одном из рынков:
Таблица 1
Вид товаров |
Единица измерения |
Продано товаров, тыс. ед. |
Цена, руб. | ||
Апрель |
Май |
Апрель |
Май | ||
А Б В |
Кг Л кг |
68 24 20 |
62 24 16 |
3,2 4,8 24,0 |
3,3 5,0 26,4 |
По данным обследования определить:
1) индивидуальные индексы цен по каждому товару;
2) общий индекс цен:
а) по формуле Ласпейреса;
б) по формуле Пааше;
3) перерасход денежных
средств населением в
Объяснить причины расхождения между величинами данных индексов.
Решение
Построим расчетную таблицу 2.
Расчетная таблица
Таблица 2
Вид товаров |
Единица измерения |
Продано товаров, тыс. ед. |
Цена, руб. | ||
q0 |
q1 |
p0 |
p1 | ||
А Б В |
Кг Л кг |
68 24 20 |
62 24 16 |
3,2 4,8 24,0 |
3,3 5,0 26,4 |
1) Индивидуальные индексы цен рассчитываются по формуле:
1. По товару "А": ip=p1/ p0 =3,3/3,2=1,03, или 103% (средний рост на товар составил 3%)
2. По товару "Б": ip=p1/ p0 =5,0/4,8=1,04, или 104% (средний рост на товар составил 4%)
3. По товару "В": ip=p1/ p0 =26,4/24,0=1,1, или 101% (средний рост на товар составил 1%)
2) Общий индекс цен:
а) Агрегатный индекс цен Ласпейреса:
Ip=3,3*68+5,0*24+26,4*20 / 3,2*68+4,8*24+24,0*20=872,4 / 812,8 = 1,07, или 107%
Индекс показывает, что если бы население приобрело товаров в мае месяце столько же, сколько и в апреле, то цены в среднем увеличились бы на 7%.
б) Агрегатный индекс цен Пааше:
Ip=3,3*62+5,0*24+26,4*16 / 3,2*62+4,8*24+24,0*16\=747 / 697,6 = 1,07, или 107%
Индекс показывает, что в мае по сравнению с апрелем цены на данную группу продуктов на рынке выросли в среднем на 7%.
3) Рассчитаем перерасход денежных средств в результате повышения цен на товары:
а) по методике Пааше:
Δppq=Σ p1q1 – Σ p0q1 = 747 – 697,6 = 49,4 тыс. руб.
За счет среднего роста цен перерасход денежных средств населением составил 49,4 тыс. руб.
б) по методике Ласпейреса:
Δppq=Σ p1q0 – Σ p0q0 = 872,4 – 812,8 = 59,6 тыс. руб.
Если население в мае купило бы столько же товаров, что и в апреле, то в результате среднего роста цен переплата составила бы 59,6 тыс. руб.
Причины расхождения между величинами данных индексов состоят в том, что значение индексов цен Пааше и Ласпейреса имеют различное экономическое содержание:
Индекс Пааше характеризует изменение цен отчетного периода по сравнению с базисным по товаром, реализованным в отчетном периоде, и фактическую экономию (перерасход) от изменения цен, т. е. индекс цен Пааше показывает, на сколько товары в отчетном периоде стали дороже (дешевле), чем в базисном.
Экономическое содержание индекса Ласпейреса другое: он показывает, на сколько изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, но по той продукции, которая была реализована в базисном периоде, и экономию (перерасход), которую можно было бы получить от изменения цен, т. е. условную экономию (перерасход). Иначе говоря, индекс цен Ласпейреса показывает, во сколько раз товары базисного периода подорожали (подешевели) из-за изменения цен на них в отчетном периоде.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Постановка задачи.
Целью данной работы является статистическое изучение динамики денежных доходов Нижегородской, Самарской, Челябинской и Владимирской областей, и их сравнительной характеристики. Данные взяты из Российского статистического ежегодника. Исходные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 Динамика денежных доходов по областям за 2005 – 2009 год.
Среднедушевые денежные доходы (в месяц) руб. | |||||
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | |
Нижегородская обл. |
1253,7 |
1689,6 |
2349,2 |
3020,6 |
3955,9 |
Челябинская обл. |
1772,0 |
2261,2 |
2776,2 |
3563,2 |
4430,5 |
Самарская обл. |
1486,0 |
2015,1 |
2619,8 |
3382,6 |
3988,9 |
Владимирская обл. |
1311,3 |
1782,1 |
2503,3 |
3339,8 |
4181,4 |
По данным таблицы 1, необходимо определить:
1. цепные и базисные:
а) абсолютные приросты;
б) темпы роста и прироста.
2. Абсолютное содержание 1% прироста.
3. Средние показатели ряда динамики.
2. Методика решения задачи
В статистике для изучения доходов населения используется анализ рядов динамики, показывающий изменение денежных доходов в отчетном периоде по сравнению с базисным. Для характеристики интенсивности изменения денежных доходов населения во времени рассчитывается следующие макроэкономические показатели: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процентного прироста.
Для обобщающей характеристики динамики исследуемого явления определяют средние показатели. (см. формулы 1 – 9, теор. часть, ст. 14).
3. Технология
выполнения компьютерных
Статистические расчеты
динамики денежных доходов населения
выполнены с применением
Расположение на рабочем листе Excel исходных данных (табл. 1) представлено в табл. 2.
Таблица 2
Шаблон таблицы 1
Нижегородская обл. |
1253,7 |
1689,6 |
3020,6 |
3955,9 |
Челябинская обл. |
1772 |
2261,2 |
3563,2 |
4730,5 |
Самарская обл. |
1486 |
2015,1 |
3382,6 |
3988,9 |
Владимирская обл. |
1311,3 |
1782,1 |
3339,8 |
4181,4 |
Расчетные формулы (1) – (5) в формате Excel представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты расчетов приведены в таблице 4.
Таблица 4
Используя данные таблицы 4 определим средние показатели ряда динамики.
Найдем среднемесячный темп роста и прироста.
Нижегородская область |
Челябинская область |
Самарская область |
Владимирская область | |
Средний уровень ряда |
540,44 |
531,7 |
500,58 |
574,02 |
Среднемесячный абсолютный прирост |
675,55 |
663,64 |
625,73 |
717,25 |
Среднемесячный темп роста, % |
126 |
120 |
122 |
126 |
Среднемесячный темп прирост, % |
26 |
20 |
22 |
26 |
На рис. 1 представлено графическое изображение динамики денежных доходов Нижегородской, Челябинской, Самарской и Владимирской областей за 2005 – 2009 год.
Рис. 1. Гистограмма динамики денежных доходов за 2005 – 2009 год.
4. Анализ результатов
статистических компьютерных
Проведенное самостоятельное статистическое изучение доходов населения по Нижегородской, Челябинской, Самарской и Владимирской областей позволяет сделать следующие выводы:
1. За данный период
денежные доходы в
2. Положительный темп
прироста свидетельствует о
3. Абсолютное значение 1%
прироста среднедушевых
При сравнении характеристик данных областей видно, что самые высокие доходы в Челябинской области.
Если сравнивать Нижегородскую область с другими областями, то ее денежные доходы занимают 2 место после Челябинской.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Статистика цен образует самостоятельный блок в статистике рынка. Ее показатели, методы и динамика помогают исследовать действие рыночного механизма и вместе с тем органично входят в систему показателей уровня жизни, финансовой деятельности, служат в качестве дефляторов любых стоимостных показателей.
Анализ уровня, структуры и динамики цен - важное условие статистического обеспечения ценообразования в маркетинге.
Основная задача статистики цен - отразить и проанализировать состояние и поведение цен, т. е. их уровень, колеблемость и динамику, а также раскрыть основные методы.
Современная методология
анализа и регистрации цен
соответствует международной
Регистрируются цены товаров-представителей, входящих в стандартизованный набор - потребительскую корзину.
Цены регистрируются в отобранных поселениях, а в их пределах - по выборочной сети предприятий.
Раскрыта методология изучения уровня структуры и динамики цен на продукцию и услуги
Центральным моментом в работе
остается использование индексного
метода. Проведено изучение различных
концепций индексов цен, раскрывают
современную методологию
Анализ динамики и структуры уровня цен увязан с задачами оценки инфляционного процесса, показаны методы изучения инфляции.
В целях создания инструмента
ценообразования и
1. За данный период
денежные доходы в
2. Положительный темп
прироста свидетельствует о