Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:40, курсовая работа
Цена – многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.
Если неизвестны ни количество продаж, ни выручка, то при исчислении средних цен используется число периодов времени, в течение которых существовала данная цена. В таких случаях при расчете средних цен можно применять как формулу средней арифметической простой, если в течение этого периода времени ежедневное количество реализации было равномерным:
,
так и средней гармонической взвешенной, если была равномерной ежедневная выручка от реализации:
,
где n - число периодов времени, в течение которых существовала данная цена.
Среднюю цену по группе товара (мяса разных сортов и т.п.) можно рассчитать, зная относительные показатели структуры продаж:
,
где - удельный вес продажи каждого вида товара в общем объеме продаж.
Также рассчитывается средняя цена товара по региону, в качестве веса d используется удельный вес численности населения по совокупности регионов.
Показатель уровня цены можно рассчитать как относительную величину, выражающую покупательную способность денежного дохода населения (возможность купить какое-либо количество товара на величину среднедушевого денежного дохода, средней заработной платы, среднего размера пенсий и т.п.). Покупательная способность – это стоимость денег, выраженная в товарах, т.е. она показывает, сколько товаров можно купить за одну денежную единицу. Расчет можно вести как для всего населения, так и для отдельных групп в целом по стране или по отдельным регионам:
,
где ПС – покупательная способность,
Д – среднедушевой денежный доход.
При расчете покупательной способности денег используют только потребительские цены. При расчетах имеют в виду:
При таких условиях покупательная способность зависит только от цен и является величиной, обратной уровню цен.
Глава 2 Индексы потребительских цен и покупательной способности рубля. Методы их расчета
Индекс потребительских
цен (ИПЦ) характеризует изменение
во времени общего уровня цен на
товары и услуги, приобретаемые населением
для непроизводственного
ИПЦ применяется:
Для характеристики изменения цен на потребительские товары и услуги используется система индексов, при помощи которой можно решать разные задачи. Эту систему образуют:
ИПЦ измеряет изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде по сравнению с его стоимостью в предыдущем (базисном) периоде.
«Корзина» основных потребительских товаров и услуг фиксирована для того, чтобы изменения ИПЦ вызывали только изменения цен, но не перемены в структуре потребления в результате изменения доходов или приобретения других товаров. Поэтому ИПЦ называют также индексом стоимости жизни.
В потребительскую «корзину»
для расчета ИПЦ
Для международных сравнений используется ИПЦ по всему кругу потребляемых благ.
Для измерения уровня инфляции используется ИПЦ без товаров необязательного пользования.
Расчет ИПЦ включает в себя следующие этапы:
Для расчета ИПЦ используются два источника информации:
а) статистическое наблюдение за изменением цен и тарифов на потребительском рынке;
б) выборочные обследования
доходов, расходов и потребления
домашних хозяйств (обеспечивают данные
о структуре фактических
Для определения весов в ИПЦ, кроме обследования домохозяйств, используется также дополнительная информация: данные о структуре розничного товарооборота, о производстве отдельных видов продукции, экспертные оценки.
В 1991 г. была создана специальная государственная служба наблюдения и регистрации изменения цен и тарифов при Госкомстате Российской Федерации. В рамках этой службы было организовано регулярное несплошное наблюдение за уровнем и динамикой потребительских цен и расчет ИПЦ по всей территорий России.
В каждом регионе кроме административного центра отбираются наиболее важные с точки зрения социально-экономического развития и географического месторасположения районные центры с достаточно высокой степенью насыщенности потребительского рынка.
Региональные органы государственной статистики, используя метод основного массива, производят отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг по своему региону. В сферу наблюдения репрезентативно включаются предприятия всех форм собственности и организационно-правовых форм.
Регистрация цен ведется по единому для всех регионов Российской Федерации набору товаров (услуг) - представителей, наиболее часто потребляемых населением.
Потребительский набор для расчета ИПЦ состоит из трех крупных групп:
Каждая группа представлена товарами (услугами) или малыми товарными подгруппами.
Такой потребительский набор формируется на федеральном уровне и остается неизменным в течение длительного времени (обычно не менее года).
В каждом конкретном регионе общее описание товарной группы детализируется теми товарами-представителями, которые занимают значительный объем на региональном потребительском рынке и будут предлагаться в течение продолжительного времени. Отбор товара-представителя из товарной группы, которую он представляет, производится с учетом массовости спроса (удельного веса данного товара в объеме реализации товарной группы) и регулярности его реализации на базовом предприятии.
Для расчёта ИПЦ используется формула индекса цен Ласпейреса, но не агрегатная форма, а средняя арифметическая взвешенная из индивидуальных индексов цен, вычисленная по показателям структуры расходов. Весом выступает доля потребительских расходов населения на определённый товар-представитель.
Формула цен Ласпейреса преобразовывается следующим образом:
,
где Q0 – стоимость отдельного товара в потребительской «корзине» базисного периода;
- доля расходов населения по конкретному j-ому товару в общем объёме потребительских расходов в базисном периоде;
- индивидуальный базисный индекс цен на j-ый товар-представитель,
, - средние цены товара соответственно текущего и базисного периодов. Они рассчитываются как простые средние арифметические из цен, зарегистрированных в отобранных базовых торговых точках:
,
где М – число торговых точек.
Индекс показывает, во сколько раз (или на сколько процентов) изменились бы потребительские расходы населения в текущем периоде по сравнению с предыдущим, если бы при изменении цен уровень потребления оставался бы прежним.
Формулу с индивидуальными базисными индексами трудно использовать, т.к. за длительные периоды времени меняется круг продаваемых товаров, происходит замещение товаров, изменяется структура товарных потоков. Поэтому индивидуальный базисный индекс цен вычисляют как произведение цепных индивидуальных индексов цен :
Использование цепных сравнений цен облегчает введение новых товаров или их замещение, когда возникает такая необходимость.
При расчёте индекса цен по формуле Ласпейреса необходимо решить три вопроса:
Расчет сводного ИПЦ ведется с месячной, квартальной периодичностью, а также нарастающим итогом за период с начала года. Ежемесячно рассчитывается ИПЦ к предыдущему месяцу текущего года и к соответствующему месяцу предыдущего года, а также нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года. Расчет индексов цен за квартал, полугодие, период с начала года производится цепным методом, т.е. путем перемножения месячных индексов потребительских цен.
Статистика доказывает, что
использование формулы
Индекс потребительских цен, исчисленный по такой формуле, не принимает во внимание и качественные сдвиги. Если улучшается качество товаров и услуг, должно произойти и повышение цен на них. Однако предполагается, что весь рост денежной стоимости потребительской «корзины» целиком вызван инфляцией, а не улучшением качественных характеристик товаров и услуг. Следовательно, расчет на фиксированном наборе корректен только за непродолжительный период времени, если за это время не происходит существенных количественных и качественных изменений в структуре потребительских расходов. При этих условиях ИПЦ будет адекватно отражать изменение стоимости жизни.
Индекс потребительских цен по модифицированной формуле Ласпейреса рассчитывается на региональном и федеральном уровнях.
Сводный индекс цен по России
рассчитывается как средневзвешенный
из региональных индексов, весом служит
доля численности населения