Статистика уровня и структуры цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Цена – многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Файлы: 1 файл

статистика курсач черновой.docx

— 310.45 Кб (Скачать файл)

Если неизвестны ни количество продаж, ни выручка, то при исчислении средних цен используется число периодов времени, в течение которых существовала данная цена. В таких случаях при расчете средних цен можно применять как формулу средней арифметической простой, если в течение этого периода времени ежедневное количество реализации было равномерным:

,

так и средней гармонической  взвешенной, если была равномерной  ежедневная выручка от реализации:

,

где n - число периодов времени, в течение которых существовала данная цена.

Среднюю цену по группе товара (мяса разных сортов и т.п.) можно  рассчитать, зная относительные показатели структуры продаж:

,

где - удельный вес продажи каждого вида товара в общем объеме продаж.

Также рассчитывается средняя  цена товара  по региону, в качестве веса d используется удельный вес численности населения по совокупности регионов.

Показатель уровня цены можно  рассчитать как относительную величину, выражающую покупательную способность денежного дохода населения (возможность купить какое-либо количество товара на величину среднедушевого денежного дохода, средней заработной платы, среднего размера пенсий и т.п.). Покупательная способность – это стоимость денег, выраженная в товарах, т.е. она показывает, сколько товаров можно купить за одну денежную единицу. Расчет можно вести как для всего населения, так и для отдельных групп в целом по стране или по отдельным регионам:

,

где ПС – покупательная  способность,

Д – среднедушевой денежный доход.

При расчете покупательной  способности денег используют только потребительские цены. При расчетах имеют в виду:

  • вид и качество товара остаются неизменными,
  • структура цен не меняется, соотношение цен внутри товарной группы остается стабильным,
  • товары можно купить без ограничения,
  • преобладает ценовое равновесие (нет черного рынка).

При таких условиях покупательная  способность зависит только от цен  и является величиной, обратной уровню цен.

 

 

Глава 2 Индексы потребительских цен и покупательной способности рубля. Методы их расчета

 

Индекс потребительских  цен (ИПЦ) характеризует изменение  во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения.

ИПЦ применяется:

  • для оценки изменения стоимости жизни и уровня инфляции в стране;
  • для пересмотра правительственных социальных программ (основа повышения минимальной заработной платы, индексации прожиточного минимума, индексации минимальной пенсии, обоснования субсидий и дотаций к ценам, не допускающих снижения уровня потребления населением товаров и услуг первой необходимости);
  • в определении государственной политики в области финансов, регулирования реального курса национальной валюты, анализа и прогноза ценовых процессов;
  • для пересчета из текущих в сопоставимые цены показателей системы национальных счетов.

Для характеристики изменения  цен на потребительские товары и услуги используется система индексов, при помощи которой можно решать разные задачи. Эту систему образуют:

  • сводный ИПЦ, характеризующий изменение фиксированного (базового) полного набора товаров и услуг, приобретаемых в среднем на одну семью;
  • сводный ИПЦ, характеризующий изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг, за исключением товаров нежелательного пользования (алкогольных напитков и табачных изделий);
  • сводный ИПЦ, показывающий изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг без товаров необязательного пользования (предметов роскоши, ювелирных изделий из золота, легковых автомобилей, а также особо модных товаров);
  • индекс стоимости прожиточного минимума, характеризующий изменение стоимости фиксированного набора из 25 основных продуктов питания;
  • индекс контрольной стоимости необходимого социального набора, характеризующий изменение стоимости фиксированного набора традиционных для населения Российской Федерации основных потребительских товаров и услуг, состав и объемы потребления которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья (37 наименований);
  • ИПЦ для отдельных социально-демографических групп населения.

 

ИПЦ измеряет изменение стоимости  фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде по сравнению с его стоимостью в предыдущем (базисном) периоде.

 

 

«Корзина» основных потребительских  товаров и услуг фиксирована для того, чтобы изменения ИПЦ вызывали только изменения цен, но не перемены в структуре потребления в результате изменения доходов или приобретения других товаров. Поэтому ИПЦ называют также  индексом стоимости жизни.

В потребительскую «корзину»  для расчета ИПЦ репрезентативно  включаются:

  • товары и услуги массового потребительского спроса,
  • отдельные товары и услуги необязательного пользования (ювелирные изделия, меха, легковые автомобили, техническое обслуживание легкового автомобиля и другие).

Для международных сравнений  используется ИПЦ по всему кругу  потребляемых благ.

Для измерения уровня инфляции используется ИПЦ без товаров  необязательного пользования.

 

Расчет ИПЦ включает в  себя следующие этапы:

  • выборка географических границ наблюдения;
  • отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг;
  • отбор товаров-представителей и услуг-представителей;
  • регистрация цен на товары и тарифов на платные услуги;
  • формирование структуры весов для расчета индекса цен потребительского рынка;
  • расчет индекса потребительских цен;
  • расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги.

Для расчета ИПЦ используются два источника информации:

а) статистическое наблюдение за изменением цен и тарифов на потребительском рынке;

б) выборочные обследования доходов, расходов и потребления  домашних хозяйств (обеспечивают данные о структуре фактических потребительских  расходов населения за предыдущий год).

Для определения весов  в ИПЦ, кроме обследования домохозяйств,  используется также дополнительная информация: данные о структуре розничного товарооборота, о производстве отдельных  видов продукции, экспертные оценки.

В 1991 г. была создана специальная  государственная служба наблюдения и регистрации изменения цен  и тарифов при Госкомстате  Российской Федерации. В рамках этой службы было организовано регулярное несплошное наблюдение за уровнем и динамикой потребительских цен и расчет ИПЦ по всей территорий России.

В каждом регионе кроме  административного центра отбираются наиболее важные с точки зрения социально-экономического развития и географического месторасположения районные центры с достаточно высокой степенью насыщенности потребительского рынка.

Региональные органы государственной  статистики, используя метод основного  массива, производят отбор базовых  предприятий торговли и сферы услуг по своему региону. В сферу наблюдения репрезентативно включаются предприятия всех форм собственности и организационно-правовых форм.

Регистрация цен ведется по единому для всех регионов Российской Федерации набору товаров (услуг) - представителей, наиболее часто потребляемых населением.

Потребительский набор для  расчета ИПЦ состоит из трех крупных  групп:

  • Продовольственные товары,
  • Непродовольственные товары,
  • платные услуги, оказываемые населению.

Каждая группа представлена товарами (услугами) или малыми товарными  подгруппами.

Такой потребительский набор  формируется на федеральном уровне и остается неизменным в течение длительного времени (обычно не менее года).

В каждом конкретном регионе  общее описание товарной группы детализируется теми товарами-представителями, которые занимают значительный объем на региональном потребительском рынке и будут предлагаться в течение продолжительного времени. Отбор товара-представителя из товарной группы, которую он представляет, производится с учетом массовости спроса (удельного веса данного товара в объеме реализации товарной группы) и регулярности его реализации на базовом предприятии.

Для расчёта ИПЦ используется  формула индекса цен Ласпейреса, но не агрегатная форма, а средняя арифметическая взвешенная из индивидуальных   индексов   цен, вычисленная по показателям структуры расходов. Весом выступает доля потребительских расходов населения на определённый товар-представитель.

Формула цен Ласпейреса преобразовывается следующим образом:

,

где Q0 – стоимость отдельного товара в потребительской «корзине» базисного периода;

- доля расходов населения  по конкретному j-ому товару в общем объёме потребительских расходов в базисном периоде;

     - индивидуальный базисный  индекс цен на j-ый товар-представитель,

- средние цены товара соответственно текущего и базисного периодов. Они рассчитываются как простые средние арифметические из цен, зарегистрированных в отобранных базовых торговых точках:

,

где М – число торговых точек.

Индекс показывает, во сколько  раз  (или на сколько процентов) изменились бы потребительские расходы населения в текущем периоде по сравнению с предыдущим, если бы при изменении цен уровень потребления оставался бы прежним.

Формулу с индивидуальными  базисными индексами трудно  использовать, т.к. за длительные периоды времени  меняется круг продаваемых товаров, происходит замещение товаров, изменяется структура товарных потоков. Поэтому  индивидуальный базисный индекс цен  вычисляют как произведение цепных индивидуальных индексов цен :

Использование   цепных     сравнений цен облегчает введение новых товаров или их замещение, когда возникает такая необходимость.

При расчёте индекса цен  по формуле Ласпейреса необходимо решить три вопроса:

  • выбор базисного года для постоянных весов,
  • определение срока использования весовых коэффициентов без их пересмотра,
  • увязка индекса, рассчитанного после пересмотра весов,  с ранее существующими динамическими рядами индексов цен.

Расчет сводного ИПЦ ведется  с месячной, квартальной периодичностью, а также нарастающим итогом за период с начала года. Ежемесячно рассчитывается ИПЦ к предыдущему месяцу текущего года и к соответствующему месяцу предыдущего года, а также нарастающим  итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года. Расчет индексов цен за квартал, полугодие, период с начала года производится цепным методом, т.е. путем перемножения месячных индексов потребительских  цен.

Статистика доказывает, что  использование формулы Ласпейреса имеет тенденцию завышать реальное изменение цен. Так, если цены на какие-то потребительские товары увеличиваются по отношению к остальным товарам, то потребители сокращают расходы на эти товары. Путем замены более дорогих товаров некоторыми более дешевыми потребители могут купить набор товаров и услуг, адекватный предыдущему, но он обойдется им дешевле, чем обошлась бы покупка предыдущего набора по новым ценам.

Индекс потребительских  цен, исчисленный по такой формуле, не принимает во внимание и качественные сдвиги. Если улучшается качество товаров и услуг, должно произойти и повышение цен на них. Однако предполагается, что весь рост денежной стоимости потребительской «корзины» целиком вызван инфляцией, а не улучшением качественных характеристик товаров и услуг. Следовательно, расчет на фиксированном наборе корректен только за непродолжительный период времени, если за это время не происходит существенных количественных и качественных изменений в структуре потребительских расходов. При этих условиях ИПЦ будет адекватно отражать изменение стоимости жизни.

Индекс потребительских  цен по модифицированной формуле Ласпейреса рассчитывается на региональном и федеральном уровнях.

Сводный индекс цен по России рассчитывается как средневзвешенный из региональных индексов, весом служит доля численности населения соответствующего района в общей численности населения:

Информация о работе Статистика уровня и структуры цен