Статистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:51, шпаргалка

Описание работы

шпоры

Файлы: 1 файл

Курсовая новая - копия.docx

— 62.84 Кб (Скачать файл)

      Интересно, что изначально режим гибкого рабочего времени был предусмотрен для женщин, имеющих детей. В 1984 году было выпущено действующее и сегодня (в части, не противоречащей ТК РФ) Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 06.06.1984 № 170/10-101 «Об утверждении Положения о порядке и условиях применения скользящего (гибкого) графика работы для женщин, имеющих детей». Положение предусматривает правовые нормы, обеспечивающие работницам при работе на скользящем (гибком) графике все благоприятные условия для сочетания ими функций материнства с профессиональной деятельностью и участием в общественной жизни. Это дает им возможность заняться покупками, приготовить обед дома и накормить домашних (если дом расположен неподалеку от работы), встретить детей из школы. Выбор времени прихода на работу и ухода с нее, а соответствии с режимом и условиями работы транспорта, посещением поликлиник, детских учреждений, предприятий бытовых услуг и т. д. без необходимости отпрашиваться у администрации делает эти режимы социально привлекательными для трудящихся. С позиции занятости «гибкие» режимы рабочего времени дают возможность не увольняться тем работникам, которые при жестких режимах рабочего времени должны были бы оставить работу. Соответственно «гибкий « режим рабочего времени привлекателен в этом отношении и для вновь нанимаемых работников, которые только в таком режиме могут трудиться полное рабочее время.

              Привлекательность режимов гибкого рабочего времени для предпринимателей заключается в преимуществах при найме новых работников по сравнению с конкурирующими фирмами, лучшем использовании рабочего времени рабочими и служащими, поскольку ликвидируются краткосрочные невыходы на работу с разрешения администрации для личных дел; практически сводятся на нет опоздания на работу; снижаются «внутренние» потери времени, обусловленные заторами в часы пик, скоплениями людей в гардеробах, на лестницах, в лифтах и т. п.; снижается число несчастных случаев при переездах с места жительства к месту работы и обратно; сокращается количество сверхурочных часов работы, оплачиваемых по повышенным ставкам; падает текучесть кадров.

        В последнее время «гибкий» режим работы получил широкое распространение. Он подходит тем, чья работа зависит от других людей или связана с многочисленными встречами (переговорами). Он подразумевает то же количество рабочих часов, что и прежде, но рабочий день может начинаться и заканчиваться раньше или позже обычного, в зависимости от производственной необходимости, ваших потребностей и договоренности с руководством. Он популярен среди работающих родителей — в этом случае нет необходимости нанимать няню или отдавать ребенка в группу продленного дня после школы. В Европе введение такого графика работ поощряется муниципалитетами, чтобы уменьшить количество дорожных пробок и аварий в час "пик". Недостатки? Единственный — вы не всегда сможете посещать встречи или участвовать во всех событиях компании.

  При изучении вопроса о целесообразности внедрения гибкого режима рабочего времени необходимо учесть в полном объеме такие моменты, где будет внедряться гибкий режим рабочего времени (цех, отдел, лаборатория, бюро); возрастные особенности и пол, стаж работы обследуемых; группировка членов трудового коллектива по категориям и профессионально-должностным группам (руководители предприятий, структурных подразделений, конструкторы, технологи, экономисты, рабочие); образование работников, семейное положение; информированность работников гибкого режима рабочего; виды нестандартных режимов (гибкий режим рабочего времени, «сжатая» рабочая неделя); количество детей в семье; как часто работники берут отпуск без содержания и отрабатывают ли эти отпуска; желают ли переходить на гибкий режим рабочего времени; избранные формы разъяснительной работы о преимуществе работы по гибкому режиму рабочего времени; положительные и негативные аспекты внедрения ГРВ при изучении общественного мнения об эффективности работы по гибкому режиму работы на результаты работы - и разработать критерии оценки (влияющие положительно и отрицательно): положительные (повышение производительности труд а, улучшение качества работы и продукции, сокращение потерь рабочего времени, отпусков без содержания; снижение заболеваемости, улучшение дисциплины труда, транспортных условий и внерабочего времени, связанного с производством, рациональное использование свободного времени, улучшение морально-психологического климата, повышение социальной и творческой активности, сокращение сверхурочных работ, устранение нервного напряжения и появление чувства свободы); отрицательные (ухудшение использования рабочего времени, дисциплины труда, рост финансовых затрат на приобретение оборудования для учета рабочего времени и материальных затрат в связи с расширением границ продолжительности рабочего дня).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Опыт внедрения  гибкого режима рабочего времени  и его значение 

2.1. Отечественный  опыт внедрения и применения 

     Одним из вариантов организации работы сотрудников, способствующей более высокой мотивации труда, является работа по гибкому графику. Такой метод предусматривает определенные промежутки времени, в течение которых может начинаться и заканчиваться работа, вместо точно установленного начала и конца работы, а также фиксируемый период, когда сотрудник должен находиться на своем рабочем месте. Другими словами, если характер работы позволяет, работник сам регулирует график своей работы в пределах необходимого для обязательного выполнения лимита рабочего времени. Кроме того, он может выполнять работу, например на компьютере, в домашних условиях. Может практиковаться сокращенная рабочая неделя, а также разделение обязанностей одной штатной единицы между двумя сотрудниками. Предоставление возможности работать по нестандартному режиму является хорошим моральным стимулом повышения производительности и качества работы. Доверие к сотрудникам, проявляемое менеджером, укрепляет их веру в свои силы, дает возможность рационально распределять рабочее и личное время.

       Наряду  с данными мерами в рамках  программы занятости молодежи  важное социально-экономическое  значение имеет применение такого  направления регулирования спроса  и предложения на рынке труда,  как рациональное использование  гибких форм занятости,   гибкого  режима рабочего времени на  российских предприятиях. Зарубежный  опыт  показывает, что в развитых  странах проявляется тенденция  принятия законов о работе  на срок, на неполное рабочее  время, о дистанционном труде.  Подобный подход является более  эффективным, чем принудительные  отпуска или неполная рабочая  неделя для всех работающих. В  свою очередь, работа по специальности,  которая требует определенной  профессиональной подготовки, знаний  и опыта, позволяет сохранить  квалификацию молодых  специалистов. С персональной точки зрения  гибкий режим рабочего времени  позволяет работникам повысить  личную независимость на рабочем  месте, а также полнее удовлетворять  свои запросы относительно профессиональной  деятельности и повышения квалификации  без отрыва от производства. Представляется  важным обеспечивать содействие  частичной занятости молодежи  на основе гибких графиков, изучая  этот опыт и адаптируя его  к условиям нашей страны.

       Осенью сотрудники обычно чаще обращаются к руководству с просьбой установить для них льготный режим работы. Ведь в сентябре начинаются занятия в различных учебных заведениях, и студентам, совмещающим работу с обучением, а также родителям юных школьников требуется дополнительное свободное время. Давайте поговорим о том, что такое гибкий график работы и на каких условиях он может быть установлен.

Время работать

        В любой организации, от маленькой компании до гигантского холдинга, труд персонала организован в соответствии с определенным режимом, который должен отражаться в правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ). Режим определяет продолжительность рабочей недели (пятидневка или шестидневка), точное время начала и окончания рабочего дня, его общую продолжительность, количество перерывов для питания и отдыха. Все сотрудники обязаны подчиняться установленным правилам, в противном случае нарушителю грозит дисциплинарная ответственность.

       Работа в режиме гибкого графика не влияет на оплату труда работника, не отражается на предоставлении ему льгот и исчислении трудового стажа

Для отдельных категорий  работников правила допускают возможность  гибкого режима работы. При таком  режиме начало, окончание или общая  продолжительность рабочего дня  определяется по соглашению сторон трудового  договора (ст. 102 ТК РФ). Как правило, гибкий график устанавливается по просьбе  сотрудника. [13].

      Хочу иметь скользящий график. Представьте, что к вам как к руководителю организации обратилась сотрудница с просьбой установить для нее гибкий график работы. Свою просьбу она объяснила, допустим, необходимостью периодических визитов в диагностический центр для профилактических медицинских осмотров.

Первый вопрос, который  возникает при этом, обязаны ли вы удовлетворить просьбу подчиненной? Для того чтобы на него ответить, вам прежде всего следует обратиться к действующим в организации  правилам внутреннего трудового  распорядка. Если в документе написано, что работодатель обязан по просьбе  работника установить гибкое рабочее  время, ничего не поделаешь, нужно идти навстречу такому желанию.

    Скользящий график работы может быть установлен как без ограничения срока, так и на любой удобный для работника срок Если же в правилах сказано, что такой режим устанавливается по соглашению сторон договора либо о нем вообще ничего не сказано, у вас появляется определенная свобода выбора. Вы можете отказать сотруднице на том основании, что такая форма работы неудобна компании, либо же пойти ей навстречу и обсудить детали гибкого графика. Допустим, вы выбрали второй вариант. Что дальше?

Заявление обязательно. Для начала необходимо потребовать от сотрудницы письменное заявление. У вас должно быть доказательство того, что она не против изменения одного из существенных условий трудового договора, а именно условия о режиме рабочего времени. В заявлении должен быть указан желаемый график работы и период времени, на который он устанавливается. Изменить существенные условия трудового договора можно только по соглашению сторон.

Цитируем закон «Скользящий (гибкий) график работы должен обеспечивать работницам установленную законодательством продолжительность основного и еженедельного отдыха. При этом максимальная суммарная продолжительность рабочего времени в сутки должна быть не более 10 часов.

Пункт 3.1 постановления Госкомитета  СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 6 июня 1984 г. № 170/10-101 «Об  утверждении положения о порядке  и условиях применения скользящего (гибкого) графика работы для женщин, имеющих детей»

     После того как вы подпишете заявление подчиненной, вам следует передать его в кадровую службу компании. На основании заявления кадровик подготовит проект изменений к трудовому договору и проект приказа, которым будет утвержден индивидуальный график работы. Давайте посмотрим, как правильно следует составить такой график.

    Элементы  скользящего графика. Прежде всего, необходимо отразить переменное (гибкое) рабочее время. Например, в соответствии с графиком рабочий день сотрудница может начинать в промежутке между 8 и 11 часами, а заканчивать в период с 17 до 20 часов.

    Затем следует определиться с фиксированным временем. Это время, когда сотрудница в обязательном порядке должна присутствовать на работе. Допустим, с 11 до 17 часов. Фиксированное рабочее время - это основная часть рабочего дня, которая позволяет обеспечивать нормальное выполнение работы и поддерживать необходимые служебные контакты.

     При разработке скользящего графика не следует забывать и о перерывах для питания и отдыха, которые, как правило, разделяют фиксированное время на две равные части. Такие перерывы должны быть не менее 30 минут и не более двух часов.

Контроль за своевременным началом и окончанием работы и за правильным использованием рабочего времени в течение рабочего дня должен осуществлять руководитель структурного подразделения

    После того как составлен график работы, вам нужно определиться с выбором учетного периода. Это период, в течение которого работница должна отработать установленную законодательством норму рабочего времени. Это может быть как год, квартал или месяц, так и один день.

     Например, если в качестве учетного периода выбран день, то при пятидневке, работая по графику понедельник, среда, пятница с 8 до 17, а вторник, четверг с 10 до 19, работница полностью выполняет условия вашей договоренности. Так как она полностью отрабатывает в день свою обычную норму - 8 часов.

     Если учетный период равен неделе, то все рабочие дни сотрудницы могут быть разной продолжительности. Главное при этом, чтобы за недельный период она отрабатывала установленную норму, а именно 40 часов. Как будет выглядеть гибкий график работы в этом случае, вы можете увидеть на странице выше.

    Пункт 3.3 постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 6 июня 1984 г. №170/10-101 «Об утверждении положения о порядке и условиях применения скользящего (гибкого) графика работы для женщин, имеющих детей». Документ опубликован на стр. 104.

   Пункт 2.1 постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 30 мая 1985 г. №162, №12-55 «Об утверждении рекомендаций по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства». Документ опубликован на стр. 106.

   Количество часов, которые необходимо отработать сотруднику за учетный период, определяется исходя из того, что нормальная продолжительность рабочей недели составляет 40 часов (ст. 91 ТК РФ).

     Перевод на основной режим. После того как закончился срок соглашения, по которому работнице предоставлялся скользящий график, она автоматически переходит на обычный режим работы. Никаких дополнительных распоряжений на этот счет вам делать не надо.

Информация о работе Статистика