Статистико-экономический анализ прибыли от продаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Основная цель исследования состоит в проведении статистико-экономического анализа прибыли от продаж сельскохозяйственных предприятий Ливенского района Орловской области.
В соответствии с данной целью исследования были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть показатели, характеризующие прибыль и рентабельность продаж
2.Изучить динамику и структуру денежной выручки
3.Провести индексный, дисперсионный, корреляционный анализы прибыли от продаж
4.Провести статистическую группировку

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....3
1.Показатели прибыли и рентабельности продаж………………………...5
2.Динамика денежной выручки………………………………………...…14
3.Индексный анализ прибыли……………………………………...……...29
4.Применение статистических методов в анализе факторов, определяющих уровень прибыли…………………………………….....37
1.Метод статистических группировок………………………….....37
2.Дисперсионный анализ…………………………………………..48
3.Корреляционный анализ…………………………………………53
5.Источники данных о затратах, реализации сельскохозяйственной продукции………………………………………………………….…….60
Заключение………………………………………………………..…………62
Список используемой литературы…………………………………………65

Файлы: 1 файл

statistika.docx

— 364.14 Кб (Скачать файл)

В процессе статистического  анализа необходимо разделять разные виду прибыли предприятия:

Общий финансовый результат  деятельности – это  балансовая прибыль (убыток), которую получают балансированием  общей суммы всех прибылей и убытков. Использование термина  «балансовая прибыль» связано с тем, что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом нарастающим итогом за год. Балансовая прибыль выявляется на основе бухгалтерского учета всех хозяйственных операций гостиничного комплекса и включает три основных элемента [11, 492].

ПБ=ПР+ПП+ПВН,                   (1)

где ПБ – балансовая прибыль (убыток);

ПР –  прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

ПП –  прибыль (или убыток) от прочей реализации;

ПВН –  доходы и расходы  по внереализационным  операциям.

Валовая прибыль. Общий объем  прибыли предприятия  представляет собой  валовую прибыль. В составе ее учитывается  прибыль от всех видов  деятельности. Валовая  прибыль (убыток) рассчитывается как разница между  чистым доходом от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и себестоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг). Чистый доход, в свою очередь, определяется вычетом  из дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) соответствующих  налогов, сборов, скидок и т.п. Валовая прибыль рассчитывается по формуле: [3, 405]

ВП = ЧП – С,        (2)

где ВП – валовая прибыль;

ЧП –  чистый доход от реализации продукции (работ, услуг);

С- себестоимость  реализованной продукции (товаров, работ, услуг).

Прибыль (убыток) от операционной деятельности это операционная прибыль, скорректированная на величину финансовых доходов и финансовых расходов. Прибыль от обычной деятельности является прибылью подлежащей налогообложению

Поп= ВП + (ОД – АВ – ОВ – ЗС),        (3)

где Поп- прибыль(убыток) от операционной деятельности;

ВП- валовая  прибыль (убыток);

ОД- прочие операционные доходы;

ОВ- прочие операционные затраты;

АЗ- административные затраты;

ЗС- затраты на сбыт.

Поб.= Поб.д.- Нп.,                  (4)

где Поб- прибыль(убыток) от обычной деятельности;

Нп- налог на прибыль от обычной деятельности

Прибыль (убыток) от обычной деятельности до налогообложения  определяется как  алгебраическая сумма  прибыли (убытка) от операционной деятельности, финансовых и других доходов, финансовых и других расходов.

Поб.д.= Поп +Ду.к.+Пд.- ФЗ - Зу.к.- Пз,        (5)

где Поб.д.- прибыль(убыток) от обычной деятельности до налогообложения;

Ду.к.- доход от участия в капитале;

Пд- прочие финансовые доходы;

ФЗ- финансовые затраты;

Зу.к.- затраты от участия в капитале;

Пз- прочие затраты.

Чистая  прибыль (убыток). В  условиях рыночной экономики  чистая прибыль является основой экономического и социального  развития предприятия. Постоянный рост чистой прибыли - это источник финансирования развития производства (реинвестирование прибыли), выплаты дивидендов, создания ре резервних фондов, удовлетворение социальных и материальных потребностей работников предприятия, благотворительной деятельности. Чистая прибыль - важный показатель для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия, поскольку отображает степень его активности и финансового благополучия, а также эффективность менеджмента. По чистой прибыли определяется приемлемый для инвестора уровень прибыльности активов предприятия для сравнения с альтернативными вариантами направлений инвестирования. Чистая прибыль является одним из источников увеличения капитала предприятия. Постоянный рост прибыли при условии допустимого риска, то есть в случае привлечения дополнительных заемных средств или дополнительного размещения акций, укрепляет конкурентные позиции предприятия на рынке капитала.

ЧП= Поб – Ч - Нч, (6)

где Ч- доход(убыток) от чрезвычайной деятельности;

Нч- налоги с чрезвычайной деятельности.

Таким образом, прибыль  является составным  элементом рыночных отношений. Изучение социально-экономической  сущности прибыли  имеет первостепенное значение для рассмотрения источников ее формирования, разработки системы  распределения, формирования основных направлений  деятельности организации, решения социальных проблем.

Одно  из его определений  звучит так: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов [16, 288]. 

Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность –  показатель, представляющий собой отношение  прибыли к сумме  затрат на производство, денежным вложениям  в организацию  коммерческих операций или сумме имущества  фирмы используемого  для организации  своей деятельности. [14, 211]

Так или  иначе, рентабельность представляет собой  соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого  дохода. Увязывая прибыль  с вложенным капиталом, рентабельность позволяет  сравнить уровень  доходности предприятия  с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска.

В широком  смысле слова, понятие  рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается  рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную  для нормального  функционирования предприятия.

Итак, рентабельность – это коэффициент, полученный как отношение прибыли к затратам, где в качестве прибыли может быль использована величина балансовой, чистой прибыли, прибыли от реализации продукции, а также прибыли от разных видов деятельности  предприятия. В знаменателе в качестве затрат могут быть использованы показатели стоимости основных и оборотных фондов, выручки от реализации, себестоимости продукции собственного и заемного капитала и т.д.

Роль  и значение показателя рентабельности заключается  в следующем:

    1. Данный показатель является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.
    2. Повышение рентабельности характеризует цель предприятия в рыночной экономике. Увеличение рентабельности обеспечивает победу предприятия в конкурентной борьбе и способствует выживанию предприятия в рыночной экономике.
    3. Рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия.

Устанавливая  связь между суммой прибыли и величиной  вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования  прибыли.

Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Показатели рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия  в целом, доходность различных направлений  деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость  затрат и т.д. Они  более полно, чем  прибыль, отражают окончательные  результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение  эффекта с наличными  или использованными  ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и  как инструмент в  инвестиционной политике и ценообразовании.

Общий их смысл - определение  суммы прибыли  с одного рубля  вложенного капитала. И поскольку это  относительные показатели - они практически  не подвержены влиянию  инфляции. На основе анализа средних  уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции  и какие хозяйственные  подразделения обеспечивают большую доходность.

Показатели  рентабельности можно  объединить в несколько  групп:

1. показатели, которые характеризуют рентабельность (окупаемость) расходов производства и инвестиционных проектов;

2. показатели, которые характеризуют рентабельность продаж;

3. показатели, которые характеризуют прибыльность капитала и его частей.

Все эти  показатели могут  рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость  затрат) рассчитывается путем отношения прибыли от реализации или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции:

R3= Пб/З,              (7)

где R3  - рентабельность производственной деятельности

Пб - прибыль к налогообложению

3 - сумма  расходов по реализованной  или произведенной  продукции

Или

R3= Пч/З,            (8)

где R3  - рентабельность производственной деятельности

Пч - чистая прибыль

3 - сумма  расходов по реализованной  или произведенной  продукции

Данный показатель рентабельности может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным  его сегментам и видам продукции. Он показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Рентабельность  реализованной продукции.

Для определения  рентабельности реализованной  продукции (в некоторых  источниках этот показатель называют рентабельностью  продаж), на основании  данных бухгалтерской  отчетности, соотносят  различные показатели прибыли от реализации продукции с объемом  реализованной продукции. Эти отношения  показывают, какое  количество прибыли  приходится на единицу  реализованной продукции. На основании этих показателей осуществляется оценка эффективности  управления предприятием, т.е. способность  предприятия получать прибыль от своей  основной деятельности.

RРП= ПР/РП,             (9)

где ПР – прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

РП –  объем реализованной  продукции

Или

RРП= БП/РП,           (10)

где БП – балансовая прибыль;

РП –  объем реализованной  продукции

Или

RРП= ЧП/РП,            (11)

где ЧП – чистая прибыль;

РП –  объем реализованной  продукции

Сопоставление показателей рентабельности, рассчитанных по объему реализованной и  всей выпущенной продукции, позволяет выявить  насколько активно  идет процесс реализации продукции на предприятии.

Рентабельность  всех активов (имущества).

Эта группа показателей рентабельности формируется как  отношение прибыли  к различным показателям  авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственный  капитал + долгосрочные обязательства); акционерный:

RA= ЧП/Ак,            (12)

где ЧП – чистая прибыль;

Ак –  все активы.

RA= ЧП/Кинв.,            (13)

где ЧП – чистая прибыль;

Кинв – инвестиционный капитал.

RA= ЧП/Какц.,            (14)

где ЧП – чистая прибыль;

Какц – акционерный капитал

Рентабельность  всех активов по балансовой прибыли является наиболее общим показателем. Данный коэффициент  показывает, сколько  денежных единиц привлечено предприятием для  получения рубля  прибыли независимо от источника привлечения  этих средств.

Рентабельность  собственного капитала - самый значимый показатель в деятельности предприятия, характеризующий  эффективность использования  имущества, находящегося в его собственности. Рентабельность собственных  средств показывает, какая величина прибыли  приходится на 1 рубль  собственных средств, т.е. позволяет определить эффективность использования  собственных средств  предприятия и  сравнить ее с возможным  доходом от вложения этих средств в  другие объекты (ценные бумаги, другие предприятия  и т.д.). В западных странах этот показатель служит важным критерием  при оценке уровня котировки акций  на фондовой бирже.

Рентабельность  собственного капитала вычисляется по формуле:

Rсоб. кап. = Пб или Пч / Iс.ср-в     (15)

где Пб – балансовая прибыль

Пч –  чистая прибыль

Iс.ср-в - источники собственных средств


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 - Формирование показателя рентабельности собственного капитала

Информация о работе Статистико-экономический анализ прибыли от продаж