Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение статистико - экономического анализа эффективности использования ресурсов в сельскохозяйственных предприятиях Ульяновской области.
Задачами исследуемой работы является производство группировки предприятий по главному группировочному признаку – окупаемости текущих затрат, а также оценка эффективности использования ресурсов по разным показателям. Также к задачам курсовой работы относится проведение индексного анализа массы прибыли и рентакбельности и составление корреляционно – регрессионной модели зависимости окупаемости текущих затрат от факторов. И последнее: необходимо будет проанализировать рентабельность растениеводства в динамике.
Введение 3
Глава 1. Эффективность, как экономическая категория.
1.1. Сущность эффективности, её виды 6
1.2. Критерий и показатели эффективности использования ресурсов 7
1.3. Основные пути повышения эффективности использования ресурсов в рыночных условиях 9
Глава 2. Статистический анализ эффективности использования ресурсов в сельскохозяйственных предприятиях Ульяновской области.
2.1.Анализ эффективности использования ресурсов методом статистических группировок 13
2.2. Индексный анализ основных факторов, влияющих на результаты производства 29
2.3.Корреляционно-регрессионный анализ зависимости результативных признаков от факторных 32
Глава 3. Изучение тенденции развития явления в динамике.
3.1. Изучение динамики рентабельности растениеводства методом укрупнения периодов и расчета по ним
средней и скользящей средней 36
3.2. Аналитическое выравнивание ряда динамики рентабельности растениеводства 39
Выводы и предложения 45
Список литературы 47
Таким образом, проведя типологическую группировку по уровню и эффективности интенсификации с.-х. производства можно сказать о том, что значение показателей 1 и 5 групп очень сильно отличаются, это наблюдается практически во всех показателях. Вообще наибольший интерес представляют первая и пятая группы, поскольку сравнение проводится на основании показателей данных групп. Так значение показателя - работники, занятые в с.-х. в расчете на 100 га с.-х. угодий в пятой группе составляет половину значения этого же показателя в первой группе. Хотя значение показателя - среднегодовая оплата труда в расчете на 1 работника в пятой группе больше, чем в первой на 55,78 %.
Из таблицы 6 видно, что во всех группах выручка по растениеводству выше, чем по животноводству или эта отрасль занимает все производство. Это говорит о том, что предприятия специализируются на производстве продукции растениеводства. В первой и третьей группах также есть отрасль животноводства. Помимо этого в этих группах выручка за КРС больше выручки за молоко, что свидетельствует о мясном направлении предприятий, входящих в состав групп.
Проанализировав
уровень и эффективность
Для комбинационной группировки рассчитывается второй группировочный признак. В целом по совокупности рассчитывается среднее значение второго группировочного признака. В качестве второго группировочного признака будем использовать товарную продукцию в расчете на 1 работника, занятого в сельском хозяйстве или производительность труда. Каждая из полученных по главному группировочному признаку групп и вся совокупность в целом делятся на две подгруппы с уровнем ниже среднего значения второго группировочного признака и уровнем выше этого среднего значения.
Таким образом, проведя комбинационную группировку, и, сравнив по показателям все подгруппы с уровнем ниже среднего, видно, что производительность труда в 4 группе самая высокая 591,42 тыс.руб. Значения показателя 3 и 5 подгруппы приблизительно равны
2.2. Индексный анализ основных факторов, влияющих на результаты производства.
В статистике под индексом понимается относительный показатель, который выражает соотношение величин какого-либо явления во времени, в пространстве или сравнение фактических данных с любым эталоном. Под индексным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. (6)
Виды продукции |
Реализовано продукции, ц. |
Средняя цена реализации, тыс.руб. |
Полная себестоимость, 1 ц. тыс.руб. |
Выручено от реализации, тыс.руб. |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. |
Прибыль от реализации, тыс.руб. | |||||||||
1 |
5 |
1 |
5 |
1 |
5 |
1 |
5 |
1 |
5 |
усл. |
1 |
5 |
условная | ||
q 0 |
q1 |
p0 |
p1 |
z0 |
z1 |
q0 p0 |
q1p1 |
q0 z0 |
q1 z1 |
q1 z0 |
(p0-z0) q0 |
(p1-z1) q1 |
(p0-z0) q1 |
(p0-z1) q1 | |
Зерно |
2866 |
747 |
0,32 |
0,15 |
0,40 |
0,40 |
924 |
115 |
1146,4 |
298,8 |
298,8 |
-229,28 |
-186,75 |
-59,76 |
-59,76 |
Молоко |
4677 |
- |
1,20 |
- |
0,96 |
- |
5493 |
- |
4489,92 |
0 |
0 |
1122,48 |
0 |
0 |
0 |
КРС |
3871 |
- |
5,55 |
- |
8,62 |
- |
21492 |
- |
33368,02 |
0 |
0 |
-11884 |
0 |
0 |
0 |
Итого |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
27909 |
115 |
39004,34 |
298,8 |
298,8 |
-10990,8 |
-186,75 |
-59,76 |
-59,76 |
Абсолютное изменение массы прибыли и рентабельности
∆прибыли = (p1-z1) q1 - (p0-z0) q0 = -186,75 – (-10990,80) = -10804,05 тыс.руб.
∆объема и структуры = (p0-z0) q1 - (p0-z0) q0 = -59,76 – (-10990,80) = -10931,04 тыс.руб.
∆себестоимости = (p0-z1) q1 - (p0-z0) q1= -59,76 – (-59,76) = 0 тыс.руб.
∆цены = (p1-z1) q1 - (p0-z1) q1 = -186,75 – (-59,76) = - 126,99 тыс.руб.
∆рентабельности
= (p1-z1) q1/ q1 z1-(p0-z0) q0 /q1 z0*100=-186,75/298,8–(-10990,
∆структуры = (p0-z0) q1/ q1 z0 - (p0-z0) q0/ q0 z0*100 = -59,76/39004,34 – (-10990,80)/39004,34 = -0,002 – (-0,280) = -27,8 %-ных пункта
∆себестоимости = (p0-z1) q1 / q1 z1 - (p0-z0) q1/ q1 z0*100 = -59,76/298,8 –(- 59,76)/298,8 = 0 %-ных пункта
∆цены = (p1-z1) q1/ q1 z1 - (p0-z1) q1/ q1 z1*100 = -186,75/298,8 – (-59,76)/298,8 = -0,63 – (-0,20) = -43%-ных пункта
Взаимосвязь показателей
∆прибыли = ∆объема и структуры + ∆себестоимости + ∆цены = -10931,04 + 0 + (-126,99) = -10804,05 тыс.руб.
∆рентабельности =
∆структуры +
∆себестоимости +
∆цены = -27,8 + 0 + (-43,0) = -35 %-ных пункта.
Абсолютное изменение массы прибыли и рентабельности равны -10804,05 тыс.руб.и -35% -ных пункта, соответственно. Получается, что общее изменение массы прибыли и рентабельности сельскохозяйственной продукции уменьшилось на 35% или 10804,05 тыс.руб., за счет роста себестоимости значения прибыли и рентабельности не изменились, а за счет изменения цены снизились на 43% или 126,99 тыс.руб.
2.3. Корреляционно-регрессионный анализ зависимости результативных признаков от факторных.
В параграфе 2.3 проводится корреляционно – регрессионный анализ зависимости результативного признака от факторных.
Для этого по
каждому хозяйству
Х1- окупаемость зерна, %;
Х2- окупаемость молока, %;
Х3- удельный вес выручки от продажи зерна в общей выручке, %;
Х4- удельный вес выручки от продажи молока в общей выручке, %.
Исходные данные
для корреляционно-
Получим матрицу парных коэффициентов:
у |
Х1 |
Х2 |
Х3 |
Х4 | |
у |
0,808563 |
1 |
|||
Х1 |
0,414834 |
0,231706 |
1 |
||
Х2 |
-0,0911 |
-0,14737 |
0,014252 |
1 |
|
Х3 |
-0,14002 |
-0,2429 |
0,339357 |
-0,1661 |
1 |
Х4 |
-0,3167 |
-0,36411 |
0,014798 |
0,490864 |
0,186717 |
ВЫВОД ИТОГОВ | |
Регрессионная статистика |
|
Множественный R |
0,518059 |
R-квадрат |
0,268386 |
Нормированный R-квадрат |
0,151327 |
Стандартная ошибка |
47,16793 |
Наблюдения |
30 |
Дисперсионный анализ |
||||||
df |
SS |
MS |
F |
|||
Регрессия |
4 |
20403,78 |
5100,944 |
2,292751 |
||
Остаток |
25 |
55620,34 |
2224,814 |
|||
Итого |
29 |
76024,12 |
||||
Коэффициенты |
Стандартная ошибка |
t-статистика |
P-Значение |
Нижние 95,0% |
Верхние 95,0% | |
Y |
102,7191 |
18,22103 |
5,637391 |
7,24 |
65,19 |
140,25 |
X 1 |
0,366951 |
0,194873 |
1,883023 |
0,07 |
-0,03 |
0,77 |
X 2 |
-0,06976 |
0,204624 |
-0,34094 |
0,74 |
-0,49 |
0,35 |
X 3 |
-0,54182 |
0,33099 |
-1,63697 |
0,11 |
-1,22 |
0,14 |
X 4 |
-0,18832 |
0,14262 |
-1,32045 |
0,20 |
-0,48 |
0,11 |
ВЫВОД ОСТАТКА |
||
Наблюдение |
Предсказанное Y |
Остатки |
1 |
9,528442 |
1,311558 |
2 |
102,7191 |
-64,3691 |
3 |
92,17513 |
-39,3351 |
4 |
75,60781 |
-10,9278 |
5 |
98,6081 |
-21,6581 |
6 |
160,2718 |
-80,7818 |
7 |
89,58044 |
-9,69044 |
8 |
114,8175 |
-30,9775 |
9 |
101,4699 |
-14,4799 |
10 |
103,8505 |
-10,6105 |
11 |
102,7191 |
-5,88906 |
12 |
116,9308 |
-15,5008 |
13 |
95,72236 |
6,807644 |
14 |
112,5232 |
-9,88324 |
15 |
109,0508 |
-5,83077 |
16 |
102,7191 |
0,660936 |
17 |
113,332 |
-8,922 |
18 |
88,37682 |
20,19318 |
19 |
102,7191 |
12,50094 |
20 |
109,6494 |
6,220564 |
21 |
97,7916 |
25,6184 |
22 |
98,6081 |
-21,6581 |
23 |
123,8306 |
3,689431 |
24 |
116,7582 |
14,10182 |
25 |
143,4396 |
-8,34959 |
26 |
118,3664 |
21,2036 |
27 |
128,4332 |
16,38678 |
28 |
140,6374 |
13,0826 |
29 |
151,8739 |
23,56614 |
30 |
116,4097 |
193,5203 |