Сводка и группировка материалов статистического наблюдения. Статистика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 10:46, контрольная работа

Описание работы

Цель статистического исследования состоит в систематизации первичных данных и получении на этой основе сводной характеристики всего объекта при помощи обобщающих статистических показателей.
Такую систематизацию называют сводкой первичного статистического материала.
Статистическая сводка – это комплекс последовательных операций по обобщению конкретных единичных факторов, образующих совокупность, для выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом.

Содержание работы

Глава 1. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения……..3
1.1. Понятие о статистической сводке и группировке……………........................3
1.2. Понятие о статистической таблице...................................................................7
1.3. Виды таблиц…………………………………………………………………….8
1.4. Основные правила построения таблиц……………………………………….11
Глава 2. Статистика предприятия …………………………...................................13
2.1. Статистика производства и реализации продукции........................................13
2.2. Статистика персонала предприятия..................................................................26
2.3. Основные средства ……………………………………….................................34
Задача №9…………………………………………………………………………....38
Задача №16…………………………………

Файлы: 1 файл

моя готовая стат.docx

— 121.55 Кб (Скачать файл)

Товарная продукция представляет собой показатели, характеризующие объем продукции, произведенной для реализации на сторону.

Товарная продукция включает:

- стоимость готовых изделий, произведенных основными и подсобными  подразделениями предприятия;

- стоимость полуфабрикатов  собственного производства и  изделий вспомогательных цехов, отпущенных на сторону;

- стоимость работ промышленного  характера, выполненных для непромышленных  подразделений и организаций  своего предприятия.

Таким образом, товарная продукция, в отличие от валовой, не включает те результаты производственной деятельности, которые остаются на предприятии и не предназначены к отпуску на сторону (изменение остатков полуфабрикатов, незавершенного производства), а также стоимость сырья и материалов заказчика, из которых вырабатывается продукция на данном предприятии.

Реализованная продукция – представляет собой продукцию, отгруженную потребителю и оплаченную им (либо принятую к оплате).

На практике реализованная продукция может отличаться от товарной как в большую, так и в меньшую сторону в зависимости от наличия остатков готовой продукции на складах.

Более того, если предприятие в своей учетной политике определяет учет реализации по факту поступления денежных средств от покупателя, показатели отгруженной (ОП) и реализованной продукции (РП) не совпадают.

Все перечисленные стоимостные показатели не отражают реальный вклад предприятия в выпуске продукции, так как содержат в себе многократный учет продуктов. Этого недостатка лишены показатели добавленной стоимости.

Добавленная стоимость представляет собой стоимость, добавленную к продукции обработкой на данном предприятии. Она  определяется вычитанием из объема произведенной продукции в фактических отпускных ценах промежуточного потребления. Различают валовую добавленную стоимость

 

,    (2.3)

 

где  МЗ – материальные затраты, в т.ч. сырье заказчика;

НУ – нематериальные услуги сторонних организаций;

АП – арендная плата;

КР – командировочные расходы;

ПР – представительские расходы.

Чистая добавленная стоимость

 

,      (2.4)

 

где А – амортизация основных средств.

Амортизация в данном случае характеризует величину потребления основных средств.

Иными словами валовая добавленная стоимость включает в себя стоимость оплаты труда (СОТ), амортизацию (А) и прибыль (П), а чистая добавленная стоимость это сумма стоимости труда и прибыли.

 

.     (2.5)

 

В соответствии с инструкцией Министерства статистики и анализа РБ по заполнению отчетности по продукции в качестве стоимостного показателя, характеризующего уровень производства продукции, применяется показатель «Объем производства продукции, работ, услуг», в состав которого включаются:

- готовые изделия, выработанные  за отчетный период всеми цехами  организации, предназначенные для  реализации другими организациями, непромышленным хозяйствам своей  организации;

- полуфабрикаты своей  выработки и продукция вспомогательных  и подсобных производств (ремонтных, тарных участков и цехов, производство  электрической и тепловой энергии, пара, газа, воды, сжатого воздуха, инструментов, приспособлений, штампов, моделей), отпущенные  другим организациям за отчетный  период, своему строительству и  непромышленным подразделениям  своей организации;

- стоимость работ (услуг) промышленного характера, выполненных  по заказам других организаций  или промышленных подразделений  своей организации;

- стоимость работ по  освоению и внедрению новой  техники. Организации, осуществляющие  силами своего промышленно-производственного  персонала освоение новой техники  в производстве, расходы на которое  относятся на себестоимость продукции, включают работы по освоению  в объем продукции в фактических  и сопоставимых ценах, в размере  произведенных в отчетном периоде  затрат;

- продукция, изготовленная  из покупных комплектующих изделий  и полуфабрикатов, включается в  объем продукции с учетом стоимости  покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, израсходованных на  производство этой продукции. В  том случае, если организация  производит сборку агрегатов (механических  передвижных мастерских, механических  станков, телескопических вышек, рентгеновых  передвижных кабинетов и так  далее) и при этом использует  полученные от других организаций  автомобили, тракторы, прицепы, оборудование, агрегаты, инструменты, то в объем  продукции (работ, услуг) стоимость  полученных от других организаций  автомобилей, тракторов, прицепов, оборудования, агрегатов и инструментов не  включается, их стоимость включается  в отпускные цены на готовую  продукцию (работы, услуги) (механические  передвижные мастерские, механические станки, телескопические вышки, рентгеновские передвижные кабинеты и так далее). После реализации готовой продукции стоимость автомобилей, тракторов и так далее отражается в государственной статистической отчетности по реализации прочих материальных ценностей;

- стоимость тары, произведенной  для отпуска другим организациям. Если стоимость тары, используемой  для упаковки своей продукции, оплачивается потребителем сверх  отпускной цены на эту продукцию, то стоимость такой тары включается  в объем промышленной продукции  сверх стоимости готовой продукции  в том случае, когда это невозвратная  тара собственного производства. Стоимость покупной возвратной  тары в объем произведенной  продукции (работ, услуг) (в сопоставимых  и фактических ценах) не включается. Если стоимость тары, используемой  для упаковки своей продукции, не оплачивается покупателем  сверх цены на готовую продукцию, то при определении объема  промышленной продукции стоимость  этой тары не подлежит вычету  из стоимости готовой продукции;

- ремонт тары заказчика  включается в объем продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении  по стоимости работ с включением  стоимости израсходованных на  производство ремонта материалов  организации. Стоимость ремонтируемой  тары, а также материалов заказчика, израсходованных на ремонт тары (хотя бы и оплаченных организацией, производящей ремонт), в объем  продукции (работ, услуг) не включается.

Определяя в качестве основного показателя объем производства продукции (работ, услуг), обозначив его ОПП, можно представить его структуру формулой

 

,     (2.6)

 

где СПР – стоимость потребленных ресурсов

 

или ОПП = СПР + А + ЧДС,     (2.7)

 

либо ОПП = СПР + ВДС.       (2.8)

 

Эти формулы дают возможность оценить влияние каждого из указанных факторов на изменение объема производства продукции.

На практике вызывает интерес исследование взаимосвязи показателей объема производства продукции (ОПП), объема отгруженной покупателям продукции  (ОП) и объема оплаченной покупателями продукции (РП).

Не следует забывать о том, что в соответствии с выбранной учетной политикой возможно равенство ОП=РП.

Если учет реализации ведется по оплате, связь между указанными показателями выглядит следующим образом:

 

,     (2.9)

 

где  - доля отгруженной продукции в объеме произведенной;

-доля оплаченной продукции в  объеме отгруженной.

Учитывая, что показатели ОПП, ВДС, ЧДС тоже взаимосвязаны

 

,    (2.10)

 

где  - доля валовой добавленной стоимости в объеме произведенной продукции;

- доля чистой добавленной стоимости  в общем объеме добавленной  стоимости, представляется возможным  указать взаимосвязь рассмотренных  показателей

 

.    (2.11)

 

Эта модель также позволяет исследовать динамику показателя реализованной продукции и влияния на эту динамику целого ряда показателей.

В соответствии с инструкцией Министерства статистики и анализа РБ по заполнению отчетности по продукции показатель «Объем производства продукции  (работ, услуг)» измеряется в фактических и сопоставимых ценах без НДС акцизов и других платежей из выручки, сформированных на условиях франко-станция отправления.

Пункты 26 ¸ 37 вышеуказанной инструкции отражают все вопросы, связанные с применением действующих и сопоставимых цен. Приведем отдельные выдержки из документа:

«п. 26.......Готовые изделия, произведенные в отчетном периоде и предназначенные для отгрузки другим организациями, но еще неотгруженные и неоплаченные, включаются в объем произведенной промышленной продукции по отпускным ценам, действовавшим на момент сдачи их, на склад готовой продукции. В случае значительного колебания цен на момент сдачи готовой продукции используется средняя взвешенная отпускная цена.

Продукция (работ, услуги), отпускаемая по товарообменным операциям, передаваемая потребителям безвозмездно, направляемая производителем на собственные непромышленные нужды, предоставляемая своим работникам в счет оплаты труда, а также предназначенная для зачисления в состав собственных основных фондов, при включении в объем произведенной (отгруженной) промышленной продукции (работ, услуг) оценивается в фактических отпускных ценах такой же или аналогичной продукции (работ, услуг). В случае отсутствия отгрузки такой или аналогичной продукции (работ, услуг) объем произведенной промышленной продукции в фактических отпускных ценах определяется по цене последней отгрузки, но не ниже фактической себестоимости.

п. 27. Изделия, выработанные из сырья и материалов, принадлежащих организации-изготовителю, включаются в отчетные данные по объему продукции в фактических отпускных ценах без исключения стоимости сырья и материалов.

Если изделия выработаны из сырья и материалов заказчика, не оплаченных организацией-изготовителем, то в объем продукции в фактических отпускных ценах стоимость этого сырья и материалов не включается, а отражается отдельной строкой. .....

п. 29. Для оценки динамики развития промышленности республики применяется показатель объема продукции в сопоставимых ценах.

Оценка продукции в сопоставимых ценах производится непосредственно в организациях. В качестве сопоставимых цен при определении показателя «Объем продукции (работ, услуг) за отчетный и соответствующий периоды прошлого года» принимаются цены на продукцию, сложившиеся в организации после первого их изменения в январе отчетного года. Если в январе отчетного года не было изменения цены на изделия, то в качестве сопоставимой принимается цена, фактически действовавшая на конец предыдущего года.

При определении объемов продукции в сопоставимых ценах и исчисления индексов изменения физического объема в организациях изделия, вырабатываемые из давальческого сырья, включаются в объемы производства по ценам января отчетного года на аналогичные изделия, вырабатываемые из собственного сырья. В тех случаях, если вырабатываемая из давальческого сырья продукция в организации-изготовителе из собственного сырья не производилась, цены на эту продукцию определяются по согласованию с заказчиком на основе стоимости сырья заказчика и услуг организации-изготовителя.

п. 30. .... Для оценки выпуска сезонной продукции принимается первая сложившаяся цена отчетного года. В случае отсутствия отгрузки принимается цена производства данного вида продукции.

п. 31. ... Для новой продукции в качестве сопоставимой отпускной цены должна применяться цена, действовавшая в отчетном периоде, с корректировкой не средний индекс роста цен в целом по организации, исчисленный следующим образом:

 

,     (2.12)

 

где: Vомф – объем продукции отчетного месяца в фактических ценах (без учета произведенной в данном месяце новой продукции);

Vомс – объем продукции отчетного месяца в сопоставимых ценах января отчетного года (без учета произведенной в данном месяце новой продукции).

п. 35. Работы и услуги промышленного характера включаются в объем продукции по фактическим отпускным ценам, согласованным с заказчиком, включая стоимость израсходованных при этом вспомогательных материалов, узлов, деталей, запасных частей организации, но без стоимости изделий и материалов, полученных от заказчика для обработки, ремонта при доведении до полной готовности, а также без стоимости израсходованных при этом вспомогательных материалов, узлов, деталей и запасных частей заказчика».

Для оценки работ и услуг промышленного характера в сопоставимых ценах производится корректировка фактических данных на средний индекс роста цен, исчисленный по формуле, указанной в пункте 31 настоящей Инструкции.

Показатель «Объем производства продукции (работ, услуг)» характеризует размеры предприятия и служит основой для расчета показателей отраслевой структуры. Он также является основой для исчисления таких показателей как производительность труда, фондоотдача, материалоемкость, затраты на рубль продукции (работ, услуг) и т.д.

 

2.2 Статистика персонала предприятия

 

В соответствии с инструкцией по заполнению форм государственной статистической отчетности по труду, утвержденной Постановлением Министерства статистики и анализа РБ 17.09.2001 №80, предусмотрено деление работников предприятия на персонал:

1) занятый в основной  деятельности;

2) занятый в неосновной  деятельности (обслуживающих и прочих  хозяйствах).

В промышленности он называется соответственно промышленно-производственным персоналом (ППП) и непромышленным персоналом. При этом к непромышленному персоналу относят работников жилищно-коммунального хозяйства, детских садов, больниц, поликлиник, клубов, дворцов культуры и т.п., состоящих на балансе предприятия.

По выполняемым функциям весь персонал предприятия делится на 2 категории:

- рабочие;

- служащие.

В свою очередь категория «служащие» подразделяется на группы:

- руководители (директор, заместители  директора, главные специалисты, начальники  функциональных подразделений);

- специалисты (технологи, конструкторы, экономисты, бухгалтера и т.д.);

- прочие служащие (работники  канцелярии, архива, кассиры и т.д.).

Для характеристики численности работников используются следующие показатели:

- списочная численность;

- явочная численность;

- численность фактически  работавших.

Информация о работе Сводка и группировка материалов статистического наблюдения. Статистика предприятия