Теоретические аспекты товарооборота предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка мероприятий по повышению товарооборота предприятия.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходим решит следующие задачи:
Определение экономической сущности товарооборота, рассмотрение форм и видов товарооборота;
Изучение методики анализа товарооборота;
Проведение анализа товарооборота предприятия.

Содержание работы

1. Теоретические аспекты товарооборота предприятия 5
1.1 Социально-экономическая сущность товарооборота, его классификация 5
1.2 Значение, цель, задачи, информационное обеспечение и проблемы анализа товарооборота 9
1.3 Методика анализа товарооборота предприятия 14
2. Экономико-статистический анализ товарооборота (на примере ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир») 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предпринимателя 19
2.2 Показатели динамики, тенденций изменения розничного товарооборота предпринимателя 21
2.3 Корреляционно-регриссионый анализ розничного товарооборота 25
3. Мероприятия по увеличению розничного товарооборота предпринимателя 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Торговля – одна из основных отраслей народного хозяйства страны. Товарооборот отражает процесс распределения  созданного совокупного общественного  продукта, национального дохода, изменение  объема и структуры потребления  товаров, состояние денежного обращения.

Тотальное планирование объемов товарооборота  изменилось экономическим регулированием на базе проведения многовариантных, оптимизационных  и имитационных расчетов, с учетом влияния внутренней и внешней  среды на объем и структуру  товарооборота.

Анализ товарооборота и контроль за достижением разработанных планов выступает не только в качестве инструмента оценивания деятельности персонала предприятия, в начале – для принятия необходимых мер по корректировке товарной стратегии предприятия, его ассортиментной, ценовой, маркетинговой политике, политике закупки и др., что и определяет актуальность выбранной темы исследования.

Анализ товарооборота  и объема продаж  рассматривается  в работах ряда отечественных  аналитиков, таких, как Н.С. Пласкова, А.Д. Шеремет, В.В. Ковалев и др. Наиболее развернуто концепция анализа оптового и розничного товарооборота представлена экономистами Л.В. Донцовой и Н.А. Никифоровой, Л.Т. Гиляровской и Г.В. Савицкой. В работах этих авторов формируются основные проблемы анализа реализации товаров.

Целью курсовой работы является разработка мероприятий по повышению товарооборота предприятия.

Для достижения поставленной цели в  курсовой работе необходим решит  следующие задачи:

      • Определение экономической сущности товарооборота, рассмотрение форм и видов товарооборота;
      • Изучение методики анализа товарооборота;
      • Проведение анализа товарооборота предприятия.

Объектом исследования выступает ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир», основной вид деятельности которой розничная торговля бытовой химией.

Предметом исследования выступает  розничный товарооборот предприятия.

Теоретической и методологической основной исследования послужили классические и современные методы анализа  финансовой деятельности организации, таких авторов, как Савицкая Г.В., Шеремет А.Д., Чернышева Ю.Г., Ковалев В.В., Кравченко Л.И.

Информационной базой исследования и практическим материалом для анализа, обобщений и выводов деятельности организации послужили учредительные  документы, регистры бухгалтерского учета предприятия за 2011 гг. 

 

1. Теоретические  аспекты  товарооборота предприятия

1.1 Социально-экономическая сущность товарооборота, его классификация

 

Основная цель анализа деятельности торговой фирмы - поиск резервов повышения эффективности торговой деятельности [16, с. 190].

Важнейшими показателем объема продукции в торговле  является товарооборот. [8, с. 3]

В общем контексте под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям – для дальнейшей переработки или продажи. Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую сущность товарооборота.

Значение товарооборота необходимо рассматривать на уровне государства и на уровне конкретного торгового предприятия (рисунок 1.)

 

Объем и структура товарооборота

 
             
 

На уровне государства

 

На уровне предприятия

 
     
         
 

Показатель социально-экономического развития страны (региона)

 

Экономические предпосылки получения  необходимого объема дохода и прибыли

 
     
         
 

Показатель объема деятельности предприятия  и материализации покупных фондов населения

 

Фактор формирования ресурсного потенциала предприятия

 
     
         
 

Индикатор уровня жизни населения

     
       
         
 

Показатель состояния  денежного  оборота

     
       

 

Рисунок 1 - Значение показателя товарооборота  на уровне государства и отдельного торгового предприятия

На государственном уровне значение показателя «объем и структура товарооборота» состоит в следующем:

    1. розничный товарооборот является одним из важных показателей социально-экономического развития страны, который характеризует заключительный этап движения товаров в сферу потребления. Именно через розничный товарооборот осуществляется изменение формы стоимости потребительских товаров, созданной в процессе производства. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства.
    2. Розничный товарооборот характеризует объем займа покупных фондов потребителей в виде денежных доходов, которые получены как оплата труда  и обмениваются в розничной торговле на товары соответственно спросу населения.
    3. Розничный товарооборот является одним из важных показателей уровня жизни, материального и культурного населения страны.

Для характеристики уровня жизни населения  используется целая система аналитических  показателей, которые являются исходящими из объема товарооборота: объем потребления  определенных видов продовольственных  и непродовольственных товаров, обеспечение населения товарами культурно-бытового назначения, соответствие потребления рациональным нормам и др.

    1. Розничный товарооборот в определенной мере влияет на состояние денежного оборота в государстве, стойкость национальной валюты.

Объем товарооборота является основным валовым показателем деятельности торгового предприятия, который  характеризует результат его  деятельности что касается займа  покупных фондов потребителей. Именно реализация определенной массы товаров  создает экономическое основание для получение определенного объема доходов и прибылей, то есть формирует предпосылки для реализации стратегических целей деятельности предприятия.

Товарооборот торгового предприятия  осуществляется в различных видах и формах .

В зависимости от специфики операции купли – продажи товаров в составе товарооборота торгового предприятия выделяют его следующие виды.

  1. Розничный товарооборот, который характеризует объемы продажи непосредственно населению потребительских  товаров для собственного использования.
  2. Оптовый товарооборот, который характеризует выручку от продажи потребительских товаров, которые прошли определенную техническую обработку на данном предприятии (хранение, оптовая рассортировка, транспортирование, предпродажная подготовка и др.), разным оптовым покупателям для последующей реализации конечным потребителям.

Оптовая реализация товаров может  осуществляться в следующих формах:

  • Оптовый региональный товарооборот – продажа товаров оптовым покупателям своего региона.
  • Межрегиональный товарооборот -  реализация товара оптовым покупателям других регионов.
  • Внешнеторговый товарооборот – продажа товаров оптовым покупателям других стран.
  • Торгово-посреднеческий товарооборот, который определяется объемом посреднических операций купли – продажи потребительских товаров без каких-либо технических обработок на данном торговом предприятие розничными или оптовыми покупателями.

В составе торгово-посреднеческого  оборота выделяют:

  • Оборот на биржевом рынке, то есть посреднические операции купли – продажи товаров на различных товарных специализированных или универсальных биржах через образованные брокерские конторы или брокерские места.
  • Оборот на внебиржевом рынке, в состав которого включают объем посреднических сделок, которые были составлены вне товарных бирж с отечественными или зарубежными участниками.

Оптовая реализация товаров осуществляется в разнообразных формах розничного товарооборота:

  1. В зависимости от организационных форм продажи потребительских товаров подразделяется на:

1.1. Товарооборот торговой сети в составе которой выделяется:

  • Товарооборот розничной торговли, который осуществляется через специально организованную торговую сеть (магазины, киоски, палатки, аптеки, АЗС и т.д.).
  • Товарооборот предприятий общественного питания (столовые, кафе, бары, рестораны и т.д.).

1.2. Продажи вне торговой сети населения товаров собственного производства, закупленных «на стороне» или полученных по бартеру.

  1. В зависимости от состава конечных потребителей выделяют такие формы розничного товарооборота как:
    • Продажи непосредственно населению.
    • Продажа товаров со специализированной торговой сети отдельным категориям организаций и предприятий в порядке мелкого опта.
          1. В зависимости от формы денежных расчетов выделяют:
    • Реализация товара за наличку: деньги, полученные непосредственно от покупателя или перечисленные из специальных расчетов вкладчиков (физических особ) по их поручению;
    • Расчетные чеки учреждений, банков;
    • Продажу товаров по безналичному расчету.
              1. В зависимости от сроков расчета за реализованные товары в составе розничного товарооборота выделяют:
    • Продажа товаров с немедленной оплатой;
    • Продажа товаров в кредит с отсрочкой платежа на установленный термин или путем осуществления согласованных периодических платежей.

Независимо от времени оплаты денег  розничный товарооборот определяется в ценах фактической реализации на момент передачи товаров покупателям.

                  1. В зависимости от характера реализованных товаров в составе товарооборота выделяют:
    • Продажа новых товаров;
    • Продажа товаров, которые были в использовании – скупленных у населения, принятых торговыми предприятиями от населения на комиссию.

При осуществлении скупки товаров  у населения предприятия оплачивают их стоимость по согласованным ценам  на момент передачи товаров или в  согласованный термин. Товар, который  скупается, переходит в собственность предприятия и реализуется предприятием от своего имени.

При принятии товаров на комиссию торговое предприятие исполняет  услуги, относящиеся к их реализации за комиссионное вознаграждение (в  процентах от цены товаров). В случае не реализации на протяжении 30 дней комиссионных товаров, они подлежат уценению или возвращению комитету с отчислениями торговому предприятию затрат за хранение непроданных товаров.

Состав отдельных форм и видов  розничного товарооборота регламентируется инструкцией об учете розничного товарооборота и товарных запасов.

 

1.2 Значение, цель, задачи, информационное обеспечение   и проблемы анализа товарооборота

 

Информация о работе Теоретические аспекты товарооборота предприятия