Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 21:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка мероприятий по повышению товарооборота предприятия.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходим решит следующие задачи:
Определение экономической сущности товарооборота, рассмотрение форм и видов товарооборота;
Изучение методики анализа товарооборота;
Проведение анализа товарооборота предприятия.
1. Теоретические аспекты товарооборота предприятия 5
1.1 Социально-экономическая сущность товарооборота, его классификация 5
1.2 Значение, цель, задачи, информационное обеспечение и проблемы анализа товарооборота 9
1.3 Методика анализа товарооборота предприятия 14
2. Экономико-статистический анализ товарооборота (на примере ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир») 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предпринимателя 19
2.2 Показатели динамики, тенденций изменения розничного товарооборота предпринимателя 21
2.3 Корреляционно-регриссионый анализ розничного товарооборота 25
3. Мероприятия по увеличению розничного товарооборота предпринимателя 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Анализ деятельности предприятия начинается с изучения объемов производства и продаж продукции (работ, услуг), так как производство и реализация являются важнейшими аспектами их функционирования. От объема, ассортимента, качества выпущенной и реализованной продукции зависят издержки, прибыль, рентабельность, конкурентоспособность и рыночная активность организации.
Цели управления реализацией продукции связаны с решением таких основных вопросов, как:
Анализ призван обеспечить решение этих вопросов на основе обработанной и систематизированной информации.
Главный блок фактической информации – это данные бухгалтерского учета. Они включают документы и регистры учета продукции: приемо-сдаточные накладные, ведомости выпуска продукции за месяц, карточки складского учета, накладные на отгрузку продукции, счета-фактуры и т.д.
Важными исходными документами для анализа являются хозяйственные договоры с покупателями продукции (работ, услуг). Они содержат информацию о номенклатуре, объеме качестве, комплектности, упаковке, цене, сумме договора, порядке и сроках отгрузки, порядке расчетов и доставке, сроках договора, санкциях за нарушение условий.
На основании договоров предприятие формирует портфель заказов по объему и номенклатуре продукции и, исходя из своих производственных возможностей, планирует объемы производства продукции, составляют графики сдачи ее на склад и отгрузки покупателям.
В качестве источников внешней информации, отражающей состояние внешней среды предприятия, могут быть использованы: средства массовой информации (газеты, радио, телевидение, журналы); специальные узкопрофильные издания, например специализированные журналы и газеты; статистические сборники; законодательные и нормативные акты; публикуемые отчеты о финансовом положении субъектов хозяйствования; рекламная продукция; специальные выставки и ярмарки; коммерческие базы данных; материалы консалтинговых фирм и др.
Цели анализа могут быть следующими:
Оценка результатов
Основными задачами анализа являются:
В процессе анализа продаж производится оценка степени выполнения и динамики производства и реализации продукции, определение влияния факторов на изменение величины этих показателей, выявления внутрихозяйственных резервов и разработка мероприятий по их освоению.
Объем реализованной продукции
может выражаться в натуральных,
условно-натуральных и
В практической деятельности анализ продаж продукции проводится за каждый месяц, квартал, полугодие, год. Фактические данные сравниваются с плановыми и предшествующими периодами. Рассчитываются: процент выполнения плана; абсолютные отклонения от плана; темпы роста и прироста (уменьшения) за анализируемый период, абсолютное значение одного процента прироста (уменьшения) объема продаж. В процессе анализа определяется выполнения плана поставок продукции в целом по предприятию, в разрезе отдельных покупателей и видов продукции, выясняются причины невыполнения плана и дается оценка выполнения договорных обязательств.
Особое внимание при анализе продаж должно уделяться выполнению обязательств по кооперативным поставкам и экспорту продукции. Необходимо изучить причины увеличения остатков готовой продукции на складах предприятия, а также неоплаченных остатков продукции, отгруженной покупателям. Особое внимание должно быть уделено анализу причин отказа покупателей от поставки продукции по заключенным договорам. Эти причины следует классифицировать на внешние, не зависящие от предприятия, например неплатежеспособность покупателей, и внутренние, связанные с особенностью продукции и условиями ее поставки, например качество и цена продукции, не устраивающие покупателя.
Следует также выявить экономические
последствия изменения условий
договоров, произошедшие в анализируемом
периоде (объемов и сроков поставки,
цен). Такая задача может быть решена
с помощью факторного анализа
объемов реализованной продукци
Объем продаж во многом зависит от внутренних возможностей предприятия. Степень обеспеченности план продаж товарной массой анализируется на основе баланса товарной продукции, составляемого в отпускных ценах и по себестоимости изготовления продукции. Структура баланса зависит от метода определения выручки от реализации ( по отгрузке и по оплате отгруженной продукции). Баланс товарной продукции отражает взаимосвязь показателей реализации, отгрузки, выпуска и остатков нереализованной продукции.
При анализе объема продаж важно не только установить количественное значение рассмотренных показателей, но и выявить причинно- следственные связи, позволяющие оценить меру влияния различных факторов на эффективность продаж. С этой целью все факторы, определяющие эффективность продаж, целесообразно свести в следующие группы:
Анализ указанных факторов позволяет выявить проблемы на рынках сбыта продукции. В зависимости от масштабов все проблемы можно сгруппировать на общие и частные.
Общие проблемы порождаются нарушением баланса между спросом на продукцию и ее предложением в пределах всей территории, на которой предприятие осуществляет сбытовую деятельность.
Как правило, общие проблемы обуславливаются несоответствием между товарным предложением и совокупным платежеспособным спросом населения, нарушением народнохозяйственных пропорций, инфляционными процессами, снижением уровня жизни и миграцией населения, дифференциацией населения в зависимости от уровня доходов и другими макроэкономическими факторами. К сожалению, возможности предприятия влиять на разрешение общих проблем весьма ограничены. Тем не менее их анализ позволяет предприятию наметить пути выхода из затруднительной ситуации посредством изменения стратегии, например путем перехода на другие рынки сбыта.
Частные проблемы характеризуются возникновением несоответствия между спросом и предложением отдельных видов товаров. В основе этих проблем находится несоответствие ассортимента и качества предлагаемых товаров и услуг структуре платежеспособного спроса населения на отдельных рынках. Следует иметь ввиду, что возникающие на товарных рынках проблемы, как правило, носят комплексный характер, выражающийся во взаимозависимости факторов, определяющих рыночную ситуацию. Это обстоятельство предполагает необходимость всестороннего изучения факторов в их тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
В зависимости от цели анализа и круга вопросов, подлежащих изучению, определяется перечень и источники необходимого информационного обеспечения для изучения показателе оптового товарооборота.
В процессе анализа товарооборота используются:
Кроме того, при анализе используются
материалы финансового и
Для анализа товарооборота
Основным недостатками существующей бухгалтерской и статистической отчетности является недостаточная оперативность данных о товарообороте в ассортиментном разрезе. [10, с. 284]
В процессе анализа товарооборота предприятия изучают следующие показатели:
Для более обоснованного исследования дел в торговле предприятию следует выполнить анализ рынка закупок, оценить его влияние на развитие торговой деятельности [7, с. 87].
Изучение существующих тенденций
и возможностей предприятия, касающихся
реализации товаров, определение факторов,
которые позитивно и негативно
влияют на объем товарооборота
Проведение экономического анализа разрешает:
Проведение анализа основываетс
Анализ объема и структуры товарооборота
предприятия предусматривает
Информация о работе Теоретические аспекты товарооборота предприятия