Теоретические аспекты товарооборота предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка мероприятий по повышению товарооборота предприятия.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходим решит следующие задачи:
Определение экономической сущности товарооборота, рассмотрение форм и видов товарооборота;
Изучение методики анализа товарооборота;
Проведение анализа товарооборота предприятия.

Содержание работы

1. Теоретические аспекты товарооборота предприятия 5
1.1 Социально-экономическая сущность товарооборота, его классификация 5
1.2 Значение, цель, задачи, информационное обеспечение и проблемы анализа товарооборота 9
1.3 Методика анализа товарооборота предприятия 14
2. Экономико-статистический анализ товарооборота (на примере ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир») 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предпринимателя 19
2.2 Показатели динамики, тенденций изменения розничного товарооборота предпринимателя 21
2.3 Корреляционно-регриссионый анализ розничного товарооборота 25
3. Мероприятия по увеличению розничного товарооборота предпринимателя 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

Рисунок 4 – Средние остатки  оборотных средств ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир» за 2011 год, руб.

 

Что касается прибыль предпринимателя, то ее увеличение во втором полугодии составило 25,2 (125,20% - 100%), что является положительной тенденцией в деятельности предпринимателя.

Для характеристики  ресурсного потенциала составлена таблица 2.

Таблица 2 – Обеспеченность и эффективность использования ресурсов ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир» за 2011 год

  Показатели

1 полугодие 2011 г.

2 полугодие 2011 г.

2 пол. в % к 1 пол. 

Выручка от продажи товаров, руб.

89548

106782

119,25

Среднесписочная численность, чел.

3

4

133,33

Приходится на одного работник, тыс.руб.:

     

выручки от продажи

29849,3

26695,5

89,43

затрат на оплату труда 

18

19,5

108,33

Фондовооруженность, руб.

35,00

25,75

73,57

Фондоотдача., руб.

852,84

1036,72

121,56

Фондоемкость, руб.

0,00

0,00

82,26


 

Таким образом, данные таблицы показывают, что эффективность использования  трудовых ресурсов снижается на 10,57% (100%-89,43%), что связано с увеличением  численности работников в конце 2011 года на 1 продавца.

Эффективность же использования основных производственных фондов повышается, что связано с увеличением розничного товарооборота.

Финансовые результаты деятельности предпринимателя представлены  в таблице 3.

Таблица 3 – Финансовые результаты деятельности ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир» за 2011 год

Показатели

1 полугодие 2011 г.

2 полугодие 2011 г.

2 пол. в % к 1 пол. 

Полная себестоимость товаров, руб.

53845

62083

115,30

Выручка от продаж,руб.

89548

106782

119,25

Прибыль от продаж, руб.

35703

44699

125,20

Окупаемость затрат, руб.

1,66

1,72

103,42

Рентабельность продаж, %

39,87

41,86


 

Из данных таблицы 3 видно, что выручка  от продаж возросла во втором полугодии  на 19,25%, тогда как себестоимость  на 15,30%, что привело к увеличению прибыли от продаж на 25,20% и окупаемости  затрат на 72%, (1,72*100%-100%).

Таким образом, за год деятельности предприятие наращивает свой розничный  товарооборот, что приводит к увеличению прибыли и эффективности использования  ресурсов.

2.2 Показатели динамики, тенденций изменения розничного товарооборота предпринимателя

 

Коммерческая деятельность ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир» на рынке товаров и услуг развивается во времени. Изучение происходящих при этом изменений является одним из необходимых условий познания закономерностей их динамики.

Динамика розничного товарооборота ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир» представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 – Динамика поквартального розничного товарооборота ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир» за 2011 год, тыс.руб.

 

Из данных рисунка 5 видно, что розничный товарооборот начинает расти во 2-м квартале и достигает своего пика в 4-м квартале, в первом и третьем квартале наблюдается спад объема продаж. Следовательно предприятию необходимо увеличивать закуп товара и расширять свой ассортимент к весне и к зиме, а летом оптимизировать товарную массу до необходимого уровня чтобы избежать затоваривания.

Динамика - процесс развития, движения социально-экономических явлений во времени.

Ряды динамики - последовательность упорядоченных во времени числовых показателей, характеризующих уровень развития изучаемого явления

Коэффициент роста (темп роста) - это  отношение двух сравниваемых уровней, которое показывает, во сколько раз  данный уровень превышает уровень  базисного периода. Отражает интенсивность изменения уровней ряда динамики и показывает, во сколько раз увеличился уровень по сравнению с базисным, а в случае уменьшения - какую часть базисного уровня составляет сравниваемый уровень.

Формула расчета коэффициента роста: при сравнении с постоянной базой: Ki.=yi /y0, при сравнении с переменной базой: Ki.=yi /yi-1.

Темп роста - это коэффициент  роста, выраженный в процентах:

Tр = К 100 %.

Темпы роста для любых рядов  динамики являются интервальными показателями, т.е. характеризуют тот или иной промежуток (интервал) времени.

Темп прироста - относительная величина прироста, т. е. отношение абсолютного  прироста к предыдущему или базисному  уровню. Характеризует, на сколько процентов  уровень данного периода больше (или меньше) базисного уровня.

Темп прироста - отношение абсолютного прироста к уровню, принятому за базу сравнения:

 или

Темп прироста - разность между  темпом роста (в процентах) и 100,

Тпр=Тр - 100 %.

Особенности расчетов:

1) при анализе относительных  показателей динамики (темпов роста  и темпов прироста) не следует рассматривать их изолированно от абсолютных показателей (уровней ряда и абсолютных приростов);

2) сравнение абсолютного прироста  и темпа прироста за одни  и те же периоды времени  показывает, что замедление темпов  прироста не всегда сопровождается уменьшением абсолютных приростов;

3) темп прироста рассматривают  в сопоставлении с показателем  абсолютного прироста.

Абсолютное значение (содержание) 1% (одного процента) прироста - результат  деления абсолютного прироста на соответствующий темп прироста:

Эта величина показывает, сколько  в абсолютном выражении дает каждый процент прироста.

Все относительные показатели динамики характеризуют интенсивность процесса роста (снижения) уровня.

В таблице 4 представлены показатели динамики розничного товарооборота предпринимателя.

Таблица 4 – Показатели динамики розничного товарооборота ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир» за 2011 год

Показатели

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Выручка от продаж, руб.

31782

57766

40509

66273

Абсолютный прирост, руб., в том  числе:

       

базисный

25984

8727

34491

цепной 

25984

-17257

25764

Темп роста, %, в том числе

       

цепной 

181,76

70,13

163,60

Темп прироста, %, в том числе:

       

базисный

81,76

-29,87

63,60

цепной 

81,76

-29,87

63,60

Абсолютное значение 1% прироста, руб.

317,82

577,66

405,09


 

Из данных таблицы 4 видно, что целом  за исследуемый 2011 год. наблюдается  рост уровня товарооборота. Видимый  рост товарооборота нельзя назвать  устойчивым. В отдельные года очевиден спад уровня, т.е темпы прироста имеют отрицательные значения, а показатель роста имеет значения меньше единицы. Из всех анализируемых периодов, наиболее не благоприятным, по полученным результатам является 3 квартал 2011 года. В 3 квартал 2011 года хотя и наблюдается спад по сравнению с предшествующим периодом 2 кварталом 2011 года, но во- первых этот спад не столь значителен по величине, а во вторых в целом по сравнению с базисным 1 кварталом все равно происходит рост показателя уровня товарооборота.

Проанализируем розничный товарооборот за 2011 год по месяцам в таблице 5.

Таблица 5 – Выявление основной тенденции розничного товарооборота  ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир» за 2011 год методом укрупнения периодов

Месяц

Розничный товарооборот, руб.

Сумма за 3 месяца, руб.

Среднее значение за 3 месяца, руб.

январь

7223

31782

10594

февраль

9946

март

14613

апрель

20441

57766

19255

май

17223

июнь

20102

июль

17824

40509

13503

август

12615

сентябрь

10070

октябрь

18760

66273

22091

ноябрь

16929

декабрь

30584


 

 

Таким образом, проанализировав среднее значение по укрупненным периодам, можно сделать вывод, что тенденция в развитии розничного товарооборота магазина положительная: его значение в течение года увеличивается.

Скользящая средняя - это такая  динамическая средняя, которая последовательно рассчитывается при передвижении на один интервал при заданной продолжительности периода. Если, предположим, продолжительность периода равна 3, то скользящие средние рассчитываются следующим образом:

 
 

При четных периодах скользящей средней  можно центрировать данные, т.е. определять среднюю из найденных средних. К  примеру, если скользящая исчисляется  с продолжительностью периода, равной 2, то центрированные средние можно  определить так:

 
 

Первую рассчитанную центрированную относят ко второму периоду, вторую - к третьему, третью - к четвертому и т.д. По сравнению с фактическим  сглаженный ряд становится короче на (m - 1)/2, где m - число уровней интервала.

В таблице 6 представлен анализ выявление  основных тенденций розничного товарооборота  способом скользящей средней за 2011 год

Таблица 6 – Выявление основной тенденции розничного товарооборота  ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир» за 2011 год способом скользящей средней

Месяц

Розничный товарооборот, руб.

Сумма за 3 месяца, руб.

Среднее значение за 3 месяца, руб.

январь

7223

31782

10594

февраль

9946

45000

15000

март

14613

52277

17426

апрель

20441

57766

19255

май

17223

55149

18383

июнь

20102

50541

16847

июль

17824

40509

13503

август

12615

41445

13815

сентябрь

10070

45759

15253

октябрь

18760

66273

22091

ноябрь

16929

47513

23757

декабрь

30584

   

 

Метод скользящей средней подтвердил сделанный ранее вывод: наблюдается  тенденция увеличения розничного товарооборота ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир» в 2011 году.

Информация о работе Теоретические аспекты товарооборота предприятия