Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 21:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка мероприятий по повышению товарооборота предприятия.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходим решит следующие задачи:
Определение экономической сущности товарооборота, рассмотрение форм и видов товарооборота;
Изучение методики анализа товарооборота;
Проведение анализа товарооборота предприятия.
1. Теоретические аспекты товарооборота предприятия 5
1.1 Социально-экономическая сущность товарооборота, его классификация 5
1.2 Значение, цель, задачи, информационное обеспечение и проблемы анализа товарооборота 9
1.3 Методика анализа товарооборота предприятия 14
2. Экономико-статистический анализ товарооборота (на примере ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир») 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предпринимателя 19
2.2 Показатели динамики, тенденций изменения розничного товарооборота предпринимателя 21
2.3 Корреляционно-регриссионый анализ розничного товарооборота 25
3. Мероприятия по увеличению розничного товарооборота предпринимателя 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Определение общего объема товарооборота и анализ степени выполнения планов | |
Анализ динамики общего объема товарооборота | |
Анализ товарно-групповой | |
Анализ состава товарооборота по его определенным видам | |
Анализ ритмичности и | |
Количественная оценка факторов, которая обуславливает изменение товарооборота | |
Анализ запаса финансовой прочности предприятия |
Рисунок 2 - Последовательность и этапы анализа товарооборота предприятия
1 этап – определение общего объема товарооборота предприятия за отчетный период и оценка степени выполнения плана товарооборота.
На этом этапе анализа определяют общий объем реализации товара и платных услуг в стоимостном размере, а по некоторым товарным группам и видам товаров - так же в натуральном размере.
Оценка степени выполнения плана товарооборота осуществляется путем оценки относительного и абсолютного размеров отклонения в связи с негативным влиянием факторов, которые не были учтены в процессе планирования. Изучение степени выполнения планов проводится не только для оценки качества планирования и степени профессионализма работников планово-экономических служб предприятия, а, прежде всего – с целью оценки изменчивости внешней среды предприятия и чувствительности к изменению объемов реализации товаров на данном предприятии.
2 этап – анализ динамики общего товарооборота на протяжении определенного аналитического периода (поквартально, на протяжении года или за 2-3 года).
Для исследования динамических изменений в объеме товарооборота предприятия строится сопоставимый динамический ряд товарооборота. Приведение фактического товарооборота в сопоставимый вид осуществляют по площади торговой сети предприятия, длительности его работы, а так же по ценам реализации товаров.
Корректировка фактического товарооборота в связи с вводом (выбытием) торговой сети и изменениями в графике реализации товаров осуществляется методом прямого расчета.
Определение объема товарооборота, сопоставленного с ценами реализации Тс.ц., проводится по следующим формулам:
где Тфi – фактический товарооборот за i-тый период ;
Iцi – средний индекс изменения цен реализации товаров за i-тый период по сравнению с базовым.
Средний
индекс изменения цен рассчитывается
непосредственно предприятием с
учетом структуры товарооборота
и информации об изменении цен
реализации на определенные товары. Использование
для корректировки индекса
На
базе построенного динамического ряда
сопоставимого товарооборота
Важное
значение для планирования и управления
имеет так же определение средних
темпов изменения объема товарооборота
(среднеквартальных или
где - среднегеометрический темп роста;
- конечный показатель
- начальный показатель
n – количество показателей в динамическом ряду.
3 этап – анализ товарно-групповой структуры товарооборота торгового предприятия за отчетный период и в динамике, определение закономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров).
На этом этапе аналитической работы изучаются темпы роста и прироста, абсолютный объем изменения объема товарооборота по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяется вес отдельных товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборота предприятия. Использование в процессе проведения этой работы информации, приведенной в коньюктурных рейтингах (изучение рынка соответствующих товаров) дает возможность определить объективные (изменение объема и структуры спроса, специализации предприятия, объемов и структуры товарного предложения, налогового регулирования) и субъективные (недочеты в организации закупки и продажи товаров, просчеты в планировании, недобросовестность персонала и др.) причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и объема реализации товаров.
Изучение ассортиментной структуры
товарооборота позволяет
4 этап – анализ состава товарооборота предприятия в зависимости от положения конечных потребителей, форм и сроков расчетов, характера реализуемых товаров, организационных форм и методов торговли.
Исследование состава
Для проведения исследования рассчитывают и сопоставляют между собой объемы реализации товаров по отдельным видам товарооборота, темпам их роста и прироста, исследуют изменение их веса в общем объеме товарооборота.
5 этап – анализ объемов реализации товаров поквартально и помесячно, исследование ритмичности работы и сезонности реализации товаров и определение факторов, которые их обуславливают.
Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, которые характеризуют ритмичность реализации товаров: среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота ( ) и коэффициент вариации (v):
где хi – товарооборота за i-тый период;
- средний объем товарооборотов за n периодов;
n – количество периодов исследования (месяцев, кварталов).
Среднеквадратическое
Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.
Исследования названных
6 этапом – анализа разно оптового товарооборота является изучение факторов, которые имели влияние в отчетном периоде на его объем и структуру. С этой целью дается количественная оценка влияния факторов внутреннего порядка (факторов, связанных с товарными ресурсами; с численностью работников, организацией и продуктивностью работы; с использованием основных способов) исследуется характер влияния факторов внешней среды (спрос потребителей на товары, предложение товаров на рынки, цены на товары, деятельность конкурентов на потребительском рынке, уровень жизни и реальные денежные доходы населения, которые обслуживаются, социально-демографические факторы и др.)
Количественная оценка влияния отдельных факторов проводится методом цепных подстановок и индексным методом на базе моделей связи факторов и объема товарооборота предприятия.
Завершается анализ товарооборота предприятия – 7 этап – исследование запаса финансовой прочности предприятия, в ходе которого определяется возможное падение товарооборота (в абсолютном и относительном измерении) к достижению критической таблицы «точки безубыточности деятельности».
Допустимая граница снижения объема
товарооборота характеризует
где Тф – фактический объем товарооборота предприятием;
Тб/з – объем товарооборота, при котором обеспечивается безубыточная деятельность.
Чем большее значение имеют порог безопасности и запас финансовой прочности предприятия, тем лучше осуществляется процесс управления объемом, составом, динамикой, скоростью и структурой товарооборота с точки зрения обеспечения условий для его самоокупаемости и самофинансировании [3, с. 29].
Григорьев Д.В. зарегистрирован в ИФНС по г. Сыктывкару в декабре 2010 года как индивидуальны предприниматель без образования юридического лица.
Предприниматель имеет расчетный и другие счета в учреждениях банков.
Целью деятельности ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир» является расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.
Основным видом деятельности предпринимателя является: розничная торговля бытовой химией.
Организационная структура предпринимателя представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Организационная структура ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир»
Единоличным исполнительным органом является директор, который осуществляет общее руководство Обществом. Срок полномочий директора составляет пять лет. Директор руководит текущей деятельностью Общества.
Предприятие имеет магазин общей площадью 16 кв.м. в с. Выльгорт и применяет особый режим налогообложения – Единый налог на вмененный доход, исчисляемый с площади торгового зала.
Основные показатели размера предпринимателя представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Показатели размера ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир» за 2011 г.
Показатели |
1 полугодие 2011 г. |
2 полугодие 2011 г. |
2 пол. в % к 1 пол. |
Выручка от продажи товаров, руб. |
89548 |
106782 |
119,25 |
Среднесписочная численность, чел. |
3 |
4 |
133,33 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб. |
105 |
103 |
98,10 |
Средние остатки оборотных средств, руб. |
142 |
161 |
113,38 |
Прибыль от продаж, руб. |
35703 |
44699 |
125,20 |
Из данных таблицы 1 видно, что предприятие начало осуществлять свою деятельность только в январе 2011 года, при этом розничный товарооборот предпринимателя возрос уже во втором полугодии на 19,25% (119,25%-100%) и составил более 106 руб., численность работников составляет 4 человека, при этом на предприятии есть бухгалтер, работающий по совместительству и два продавца. Основные средства у предпринимателя состоят только из торгового оборудования и кассового узла, при этом помещение в 16 кв.м. находится у ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир» в аренде. Средние остатки оборотных средств, а именно запасов и денежных средств представлены на рисунке 4.
Информация о работе Теоретические аспекты товарооборота предприятия