Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:14, курсовая работа
Автоматизированный электропривод получил в последние десятилетия интенсивное ускоренное развитие. Это определяется, в первую очередь, общим прогрессом машиностроения, направленным на интенсификацию производственных процессов, их автоматизацию, повышение точностных характеристик, связанных с обеспечением стабильности качества производимой продукции.
Введение. стр. 3
Аналитическая часть «Этапы проектирования электропривода»
Назначение электропривода стр. 4 - 6
Функции электропривода стр. 7 - 8
Этапы проектирования электропривода стр. 9 - 12
Нагрузочные диаграммы механизма и двигателя стр. 13 - 17
Тепловая модель двигателя. Стандартные режимы стр. 18 - 21
Проверка двигателей по нагреву в продолжительном
режиме стр. 22 - 26
Проверка двигателей по нагреву в повторно-
кратковременном режиме стр. 27 - 30
Практическая часть:
Разработка шифратора стр. 31 - 34
Минимизация логических выражений при помощи
карт Карно стр. 35 - 40
Проектирование дешифратора стр. 41 - 45
Синтез дешифратора для семисегментного индикатора стр. 46 - 48
Заключение стр. 49
Список используемой литературы стр. 50
Министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тюменский государственный нефтегазовый университет»
Ямальский нефтегазовый институт (филал)
Кафедра ЕНОТД
КУРСОВАЯ РАБОТА
по ЭЛЕКТРОНИКЕ
на тему «Элементы проектирования электропривода».
Выполнила:
студентка 2 курса
специальности
«Автоматизация
группа АТП з/с – 09
Мурдасова
Ольга Владимировна
Проверил:
доцент, к.т.н.
Латышев В.А.
Новый Уренгой
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. стр. 3
режиме стр. 22 - 26
кратковременном режиме стр. 27 - 30
карт Карно стр. 35 - 40
Заключение стр. 49
Список используемой литературы стр. 50
Введение
Автоматизированный
электропривод получил в
Вторая причина связана с наметившимся переходом от экстенсивного развития производства электрической энергии к более эффективному ее использованию. Так как использование автоматизированного регулируемого электропривода позволяет оптимизировать сами технологические процессы с целью сокращения их энергоемкости.
С другой стороны, развитие электропривода стало возможно благодаря принципиально новым достижениям в сфере силовой и информационной электроники. Новые задачи в технике электропривода выступили побудительным мотивом в развитии силовой полупроводниковой техники. Создание силовых управляемых полупроводниковых приборов позволило осуществлять преобразование электрической энергии в формах, наиболее удобных для ее электромеханического преобразования, что открыло широкие возможности для создания технически совершенных регулируемых электроприводов.
Современный
электропривод определяет собой
уровень силовой
1. Аналитическая часть
1.1. Назначение электропривода
Электропривод - это управляемая электромеханическая система. Её назначение - преобразовывать электрическую энергию в механическую и обратно и управлять этим процессом.
Электропривод имеет два канала - силовой и информационный (рис.1.1). По первому транспортируется преобразуемая энергия (широкие стрелки на рис. 1.1), по второму осуществляется управление потоком энергии, а также сбор и обработка сведений о состоянии и функционировании системы, диагностика ее неисправностей (тонкие стрелки на рис. 1.1) [1-2].
Рис. 1.1. Общая структура электропривода
Силовой канал в свою очередь состоит из двух частей - электрической и механической и обязательно содержит связующее звено - электромеханический преобразователь.
В электрическую часть
силового канала входят устройства ЭП,
передающие электрическую энергию
от источника питания (шин промышленной
электрической сети, автономного электрического генератора,
аккумуляторной батареи и т.п.) к электромеханическому
преобразователю ЭМП и обратно и осуществляющие,
если это нужно, преобразование
Механическая часть состоит
из подвижного органа электромеханического
преобразователя, механических передач
и исполнительного органа установки, в
котором полезно реализуется механическая
энергия.
Электропривод взаимодействует
с системой электроснабжения или
источником электрической энергии,
с одной стороны, с технологической установкой или
машиной, с другой стороны, и наконец, через
информационный преобразователь ИП с
информационной системой более высокого
уровня, часто с человеком – оператором,
с третьей стороны (рис.1.1).
Можно считать, что электропривод
как подсистема входит в указанные системы,
являясь их частью. Действительно, специалиста
по электроснабжению электропривод обычно
интересует как потребитель электроэнергии,
технолога или конструктора машин - как
источник механической энергии, инженера,
разрабатывающего или эксплуатирующего
АСУ, - как развитый интерфейс, связывающий
его систему с технологическим процессом
или системой электроснабжения.
Практически все процессы,
связанные с механической энергией, движением,
осуществляются электроприводом. Исключение
составляют лишь автономные транспортные
средства (автомобили, самолеты, некоторые
виды подвижного состава, судов), использующие
неэлектрические двигатели. В относительно
небольшом числе промышленных установок
используется гидропривод, еще реже - пневмопривод.
Столь широкое, практически
повсеместное распространение электропривода
обусловлено особенностями электрической
энергии - возможностью передвигать ее
на любые расстояния, постоянной готовностью
к использованию, легкостью превращения
в любые другие виды энергии.
Сегодня в приборных системах
используются электроприводы, мощность
которых составляет единицы микроватт;
мощность электропривода компрессора
на перекачивающей газ станции - десятки
мегаватт, т.е. диапазон современных электроприводов
по мощности превышает 1012. Такого же порядка
и диапазон по частоте вращения: в установке,
где вытягиваются кристаллы полупроводников,
вал двигателя должен делать 1 оборот в
несколько десятков часов при очень жестких
требованиях к равномерности движения;
частота вращения шлифовального круга
в современном хорошем станке может достигать
150000 об/мин.
Но особенно широк - безгранично широк
- диапазон применений современного электропривода:
от искусственного сердца до шагающего
экскаватора, от вентилятора до антенны
радиотелескопа, от стиральной машины
до гибкой производственной системы. Именно
эта особенность - теснейшее взаимодействие
с технологической сферой - оказывала
и оказывает на электропривод мощное стимулирующее
влияние. Непрерывно растущие требования
со стороны технологических установок
определяют развитие электропривода,
совершенствование его элементарной базы,
его методологии. В свою очередь, развивающийся
электропривод положительно влияет на
технологическую сферу, обеспечивает
новые, недоступные ранее возможности.
С энергетической точки зрения электропривод
- главный потребитель электрической энергии:
сегодня в развитых странах он потребляет
более 60% всей производимой электроэнергии.
В условиях дефицита энергетических ресурсов
это делает особенно острой проблему энергосбережения
в электроприводе и средствами электропривода.
Специалисты считают, что
сегодня сэкономить единицу энергетических
ресурсов, например 1т условного топлива,
вдвое дешевле, чем ее добыть. Нетрудно
видеть, что в перспективе это соотношение
будет изменяться: добывать топливо становится
всё труднее, а запасы его всё убывают.
1.2. Функции электропривода.
Рассмотрим подробнее
силовой (энергетический) канал электропривода
(рис. 1.2). Будем полагать, что мощность Р передается от сети
(Р1) к рабочему органу (Р2), что этот процесс
управляем и что передача и преобразование
мощности сопровождается некоторыми ее
потерями Р в каждом элементе силового
канала.
Рис. 1.2. Энергетический канал
Функция электрического преобразователя ЭП (если он используется) состоит в преобразовании электрической энергии, поставляемой источником (сетью) и характеризуемой напряжением Uс и током Iс сети, в электрическую же энергию, требуемую двигателем и характеризуемую величинами U, I. Преобразователи бывают неуправляемыми (трансформатор, выпрямитель, параметрический источник тока) и чаще - управляемыми (мотор-генератор, управляемый выпрямитель, преобразователь частоты), они могут иметь одностороннюю (выпрямитель) или двухстороннюю (мотор-генератор, управляемый выпрямитель с двумя комплектами вентилей) проводимость. В случае односторонней проводимости преобразователя и обратном (от нагрузки) потоке энергии используется дополнительный резистор R для “слива” тормозной энергии.
Электромеханический преобразователь
ЭМП (двигатель), всегда присутствующий
в электроприводе, преобразует электрическую
энергию (U, I) в механическую (М, ) и обратно.
Механический преобразователь (передача)
- редуктор, пара винт-гайка, система блоков,
кривошипношатунный механизм и т.п. осуществляет
согласование момента М и скорости двигателя
с моментом Мм (усилием Fм) и скоростью
м рабочего органа технологической машины [2-3].
Величины, характеризующие
преобразуемую энергию, - напряжения, токи,
моменты (силы), скорости называют координатами
электропривода.
Основная функция электропривода
состоит в управлении координатами, т.е.
в их принудительном направленном изменении
в соответствии с требованиями обслуживаемого
технологического процесса. Управление
координатами должно осуществляться в
пределах, разрешенных конструкцией элементов
электропривода, чем обеспечивается надежность
работы системы. Эти допустимые пределы
обычно связаны с номинальными значениями
координат, назначенными производителями
оборудования и обеспечивающими его оптимальное
использование.
В правильно организованной
системе при управлении координатами
(потоком энергии) должны минимизироваться
потери Р во всех элементах и к рабочему
органу должна подводиться требуемая
в данный момент мощность.
Даже беглого взгляда на
структуру силовой части электропривода
(рис. 1.2) достаточно, чтобы понять, что
объект изучения весьма сложен: разнородные
элементы - электрические и электронные,
электромеханические, механические, совсем
непростые процессы, которыми нужно управлять,
и т.п. Очевидно, что эффект при изучении
предмета - глубокое понимание основных
явлений и умение решать простые, но важные
для практики задачи - может быть достигнут
лишь при выполнении ряда условий.
Во-первых, надо научиться работать с моделями
реальных, как правило, очень сложных объектов,
т.е. с искусственными простыми объектами,
отражающими тем не менее именно те свойства
реального объекта, которые изучаются.
Во-вторых, надо
стараться использовать лишь хорошие
модели, отражающие то, что нужно, и так,
как нужно, не избыточные, но и не примитивные.
В-третьих, нужно строго
оговаривать условия, при которых получена
та или иная модель. Если этого не сделать,
результаты могут просто не иметь смысла.
И, наконец, надо уметь выделять главное
и отбрасывать второстепенное, частное.
1.3. Этапы проектирования электропривода.
Обычно простые задачи
проектирования имеют примерно следующие
формулировки: взамен устаревшего электропривода
данной установки разработать современный, с лучшими техническими
и экономическими показателями; взамен
нерегулируемого электропривода агрегата
применить регулируемый; разработать
электропривод, которым можно заменить
импортный, не обеспеченный запасными
элементами; разработать электропривод
какой-либо уникальной установки – испытательного
стенда, специального транспортера и т.п.
Все задачи проектирования
совсем не простые, поскольку могут быть
решены различными, в общем случае совсем
не равноценными способами, а выбор одного
решения, которое и будет затем реализовываться,
должен быть сделан на основе ряда критериев
при учете системы конкретных ограничений.
Назовем основные этапы
инженерного проектирования.
Формулировка задачи
– первый этап проектирования. Это точное
указание того, что есть и чем это не устраивает
и что и в каком смысле должно стать лучше
после реализации проекта. На этом этапе
не нужны детали, нужны лишь самые главные
черты объекта до и после проектирования.
Если этот этап выполнен плохо, очень велика
опасность, что весь дальнейший труд будет
потрачен впустую.
Анализ задачи
– второй этап проектирования – выявление
всех существенных качественных и количественных
признаков создаваемого объекта в исходном
(до проектирования) и конечном (после
проектирования) состояниях, определение
ограничений и назначение критериев, по
которым будет оцениваться качество спроектированного объекта [4-
Даже в простом случае уместно
предложить несколько (много) решений,
которые в принципе соответствуют задаче.
Когда предлагается много решений, разумеется,
не заведомо негодных, меньше шансов пропустить
хорошее.
Выбор решения
из множества возможных на основе критериев
и с учетом ограничений. Это четвертый,
очень ответственный этап. Здесь опять
не нужны избыточные детали, кроме тех,
что позволяют целенаправленно, по критериям,
сравнивать решения. Здесь очень важны
верные крупные оценки.
В теории проектирования
вводится понятие нехудших решений, т.е.
решений, попадающих в некоторую допустимую
область по совокупности признаков, и
формулируются алгоритмы их
Детальная разработка
выбранного технического решения.
Это пятый этап – этап окончательного
выбора оборудования, расчета характеристик,
составления алгоритмов управления, конструктивной
компоновки узлов, оценки основных показателей
и т.п. Пятый этап выполняется всегда –
и в серьезных, и в учебных проектах. Однако
если ему не предшествуют первые четыре
или если они выполнены некачественно,
нетворчески, итоги могут быть печальными.
Подчеркнем, что, как и всякий
творческий процесс, конкретное проектирование,
даже при очень жестких ограничениях во
времени, не развивается по равномерно
восходящей линии – неизбежны возвраты,
повторы и т.п. Характерный график процесса
представлен на рис. 1.3. В хороших проектах
первые четыре этапа занимают не менее
50 % всего времени – при этом создается
или, точнее, может создаваться действительно
новое и действительно хорошее, лучшее,
чем было, решение.