Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:14, курсовая работа
В курсовом проекте выполнены следующие расчёты и графические построения.
1. Выполнен термодинамический анализ идеализированного цикла поршневого двигателя внутреннего сгорания при смешанном подводе тепловой энергии и с политропными процессами сжатия и расширения рабочего тела.
В расчёте определены:
- параметры состояния рабочего тела в характерных точках цикла;
- параметры термодинамического цикла – среднее индикаторное давление рабочего тела, индикаторная мощность цикла, цикловой расход топлива и рабочего тела, коэффициент избытка воздуха и термический коэффициент полезного действия цикла;
- параметры необходимые для построения индикаторной, тепловой диаграмм цикла и индикаторной диаграммы двигателя;
- параметры внешней скоростной характеристики двигателя.
2. Построены:
- индикаторная диаграмма цикла;
- тепловая диаграмма цикла;
- индикаторная диаграмма двигателя;
- внешняя скоростная характеристика двигателя.
1. Исходные данные:
2. Определение количества рабочего тела, участвующего
в осуществлении цикла
Из уравнения 4.2, после подстановки исходных параметров рабочего тела в точке “а”, получим количество молей вещества (воздуха), участвующего в цикле в одном цилиндре двигателя
Nмол = Pa*Va/R/Ta = 0.121826 моль
3. Определение значений параметров состояния рабочего
тела в характерных точках цикла:
Процесс сжатия a-c политропный. Параметры состояния в точке “с” определяем по уравнениям 4.1 – 4.4 с использованием соотношения для степени сжатия – ε= Va/Vc = 13. Показатель политропы задан в исходных данных, его значение равно n1 = 1.39.
Pc = Pa*εn1 = 0.09*161.38
Vc = Va/ε =3.5/16/1000
Tc = Ta* ε(n1 – 1)
3.2. Значения параметров состояния рабочего тела в точке у (в конце изохорного процесса подвода тепловой энергии c-y)
Определение параметров состояния в изохорном процессе выполняем по зависимости 4.16, используя соотношение для степени повышения давления λ = Py/Pc
Py = λ*Pc = 2.1*4.1297*106 Py = 8.67237*106 Па
Vy = Vc
Ту= λ* Тс = 2.1*891.92 Ty= 1873 К
3.3. Значения параметров состояния рабочего тела в точке z (в конце изобарного процесса подвода тепловой энергии y-z)
Расчёт
параметров состояния в изобарном
процессе выполняем по зависимости
4.16, используя соотношение для
степени предварительного расширения
ρ = Vz/Vy
Pz = Py
Vz = ρ*Vy = 1.38*2.1875 * 10-4 Vz = 3.01875* 10-4 м3
Tz = = ρ*Ty = 1.38* 1873
3.4. Значения параметров состояния рабочего тела в точке b (в конце политропного процесса расширения рабочего тела z-b)
Процесс расширения z-b политропный; показатель политропы равен n2 = 1.25. Параметры состояния в точке “b” определяем по уравнениям 4.1 – 4.4 с использованием соотношений для степени сжатия – ε= Va/Vc и для степени предварительного расширения - ρ = Vz/Vy. Из двух последних соотношений следует
ρ/ε = (Vz/Vy)/(Va/Vc) = Vz/Va = Vz/Vb
Тогда,
Pb = Pz*(ρ/ε)n2 = 8.67237*(1.38/16)1.25 Pb = 0.405*106 Пa
Vb = Va
Tb = Tz*(ρ/ε) (n2 – 1) = 2584.74**(1.38/ 16)0.25 Tb = 1400.74 K
4. Проверка правильности вычислений параметров состояния рабочего тала в характерных точках цикла
Т.к. из уравнения состояния следует, что P*V/T = Nмол*R, то для всех точек цикла должно выполняться соотношение
Pa*Va/Ta = Pc*Vc/Tc = Py*Vy/Ty= Pz*Vz/Tz = Pb*Vb/Tb
Проверим:
Pa*Va/Ta = 0.09*1000000*3.5/1000/311 = 1.0128 Дж/К;
Pc*Vc/Tc = 4.1297*1000000*0.21875/1000/
Py*Vy/Ty = 8.67237*1000000*0.21875/1000/
Pz*Vz/Tz = 8.67237*1000000*0.301875/1000/
Pb*Vb/Tb = 0.405*1000000*3.5/1000/1400.74 = 1.0119 Дж/К
Вычисления выполнены правильно.
5. Результирующая работа цикла, среднее индикаторное давление рабочего тела и индикаторная мощность двигателя
Предварительно рассчитаем механическую работу, совершаемую рабочим телом, в каждом термодинамическом процессе.
5.1.1 В политропном сжатии a-c к рабочему телу из окружающей среды подводится энергия в механической форме. В этом процессе подводимая энергия затрачивается на повышение внутренней энергии рабочего тела при увеличении температуры, давления и при уменьшении объёма рабочего тела. Количество затраченной энергии в этом процессе рассчитывается по зависимости 4.6.
Wa-c = (Pa*Va – Pc*Vc )/(n1-1) =
= (0.09*106*3.5*10-3 – 4.1297*106*2.1875 *10-4)/0.38
Wa-c = -1547 Дж
Знак минус в значении полученной механической работы указывает на то, что механическая энергия затрачивается на совершение термодинамического процесса.
5.1.2. В изохорном процессе c-y подвода энергии в тепловой форме из окружающей среды к рабочему телу механическая энергия не подводится и рабочее тело не совершает механическую работу. Это объясняется тем, что в этом процессе объём рабочего тела не изменяется.
Wc-y = 0
5.1.3. В изобарном процессе y-z подвода энергии в тепловой форме из окружающей среды к рабочему телу происходит его расширение. Рабочее тело в этом процессе совершает механическую работу над окружающей средой.
Wy-z = Pz*(Vz - Vy) = 8.67237*106*(3.01875 – 2.1875)*10-4
Wy-z = 721 Дж
Эту работу называют механической работой предварительного расширения. Положительное значение этой работы соответствует правилу знаков термодинамики.
5.1.4. В политропном расширении z-b рабочеe телo cовершает механическую работу за счёт уменьшения своей внутренней энергии при уменьшении температуры, давления и при увеличении объёма рабочего тела. Работа рабочего тела в этом процессе рассчитывается по зависимости, аналогичной зависимости 4.6.
Wz-b = (Pz*Vz – Pb*Vb)/(n2-1) =
= (8.67237*106*3.01875*10-4 – 0.405*106*3.5*10-3)/0.25
Wz-b = 4802Дж
Положительное значение полученной механической работы указывает на то, что механическая работа совершается рабочим телом над окружающей средой.
5.15. Механическая работоа в изохорном процессе b-a не совершается
Wb-a = 0
5.1.6. Суммарная механическая работа, совершаемая рабочим телом в одном цилиндре за один цикл равна
Wрез = Wa-c + Wc-y+ Wy-z + Wz-b + Wb-a = Wa-c + Wy-z + Wz-b;
Wрез =-1547 + 721 + 4802 = 3976 Дж
5.2. Среднее индикаторное давление рабочего тела в цикле
Этот параметр двигателя определяется по зависимости 5.5
Pi = Wрез/(Va – Vc) = Wрез/Vh = 3976/(0.0035 – 0.00021875)
Pi = 1211733 Па
5.3. Индикаторная мощность двигателя
В соответствии с зависимостью 5.6 для
четырёхтактного двигателя
Ni = i*Wрез*(N/60/2)/1000 = 8*3976*(2400/120)/1000
Ni = 636 кВт
6. Расчёт тепловой энергии,
которой рабочее тело
В этом разделе будем определять не только тепловую энергию, которой рабочее тело обменивается с окружающей средой, но и средние мольные теплоёмкости в каждом термодинамическом процессе цикла. Для этого используем зависимости 4.20, 4.21, 4.23 и 4.24.
6.1. Средние мольные теплоёмкости
воздуха и обмен тепловой
По аппроксимирующей зависимости 4.23 определим среднюю мольную теплоёмкость воздуха при постоянном объёме для двух диапазонов температур: 0°С –Ta и 0°С – Tc,
где Ta и Tc – начальная и конечная температуры рабочего тела в процессе сжатия
MCv(Ta) = 20.0262 + 0.0020291*Ta = 20.0262 + 0.0020291*311,
MCv(Ta) = 20.657 Дж/(моль*К)
и
MCv(Tс) = 20.0262 + 0.0020291*Tс = 20.0262 + 0.0020291*891.92,
MCv(Tc) = 21.836 Дж/(моль*К).
По зависимости 4.21 определим среднюю мольную теплоёмкость при постоянном объёме в процессе сжатия рабочего тела
MCvm(Ta - Tc) = (MCv(Tc)* Tc -MCv(Ta)* Ta)/(Tc - Ta) =
=(21.836*891.92 -20.657*311)/(891.92 – 311),
MCvm(Ta - Tc) = 22.4672 Дж/(моль*К)
По полученному значению средней мольной теплоёмкости при постоянном объёме из уравнения 4.26а определяем средний показатель адиабаты в процессе сжатия
k1 = 1 + R*MCvm(Ta - Tc) = 1+8.314/22.4672,
k1 = 1.37,
а из уравнения 4.25 определяем среднюю мольную теплоёмкость в политропном сжатии
MCпm(Ta - Tc) = MCvm*(n1-k1)/(n1-1) = 22.4672*(1.38 – 1.37)/0.38,
MCпm(Ta - Tc) = 0.5912 Дж/(моль*К)
Теперь, используя уравнение 4.10, с учётом количества рабочего тела, участвующего в цикле, можно определить тепловую энергию, которой рабочее тело обменивается с окружающей средой
Qa-c = N мол *MCпm(Ta - Tc)*(Tс – Tа) = 0.121826*0.5912*(891.92 – 311),
Qa-c = 41.8 Дж
Тепловая энергия, которой обмениваются рабочее тело и окружающая среда, положительна. Напомним, что этот знак соответствует условию n1>k1. Таким образом, в термодинамическом процессе политропного сжатия тепловая энергия подводится к рабочему телу из окружающей среды. В реальных условиях такое возможно вследствие того, что в процессе наполнения цилиндра двигателя воздухом и в начале процесса сжатия стенки цилиндра имеют более высокую температуру, чем рабочее тело.
6.2. Средние мольные теплоёмкости воздуха и количество тепловой энергии, подведенной к рабочему телу из окружающей среды в изохорном термодинамическом процессе c-y
При окислении топлива выделяется энергия в тепловой форме. Часть топлива окисляется (сгорает) в изохорном процессе c – y.
Подведенное к топливу тепло в этом процессе определим из определения теплоёмкости вещества (уравнение 4.7), уравнения 4.20 и используя аппроксимирующую зависимость для средней мольной изохорной теплоёмкости рабочего тела в диапазонах температур от 0°С до Tc и от 0° до Ty. Заметим, что средняя мольная изохорная теплоёмкость рабочего тела в диапазоне температур 0° - Tc была определена в предыдущем разделе.
MCv(Ty) = 20.0262 + 0.0020291*Ty = 20.0262 + 0.0020291*1873,
MCv(Ty) = 23.8267 Дж/(моль*К)
MCv(Tc) = 21.836Дж/(моль*К).
Тогда, подведенное к рабочему телу тепло из окружающей среды равно
Qc-y = Nмол*(MCv(Ty)* Ty - MCv(Tc)* Tc) =
0.1218261*(23.8267*1873 – 21.836*891.92),
Qc-y = 3064 Дж
Среднюю мольную теплоёмкость рабочего тела в изохорном процессе подвода тепла c-y определим из уравнения
MCvm(Tс - Ty) = (MCv(Ty)* Ty - MCv(Tc)* Tc)/(Ty - Tc) =
= (23.8267*1873 – 21.836*891.92)/(1873 – 891.92),
MCvm(Tс - Ty) = 25.638 Дж/(моль*К).
6.3. Средние мольные теплоёмкости воздуха и количество тепловой энергии, подведенной к рабочему телу из окружающей среды в изобарном термодинамическом процессе y z
Часть топлива, не сгоревшая ранее в изохорном процессе, окисляется в изобарном термодинамическом процессе y-z.
Как и в предыдущем случае, подведенное к топливу тепло в этом процессе рассчитаем из определения теплоёмкости вещества (уравнение 4.7) и уравнения 4.20. Предварительно из аппроксимирующей зависимости 4.24 определим среднюю мольную изобарную теплоёмкость рабочего тела в диапазонах температур от 0°С до Ty и от 0° до Tz..
Информация о работе Анализ идеализированного цикла поршневого двигателя внутреннего сгорания